054 Мертвый город Петра Иордания

Виорэль Ломов
Раздел 3 Азия

054 «Мертвый город» Петра (Иордания)

Высеченный в скалах, древний город Петра находится на юге современной Иордании, в узком каньоне Сик на высоте 900 м над у.м. и 660 м над долиной Моисея (Вади Муса). Высшей точкой Петры является гора Аарона (Джабаль-Харун) высотой 1350 м, отождествляемая с библейской горой Хор, в которой погребен брат пророка Моисея, первосвященник Аарон. В 1985 г. город Петра включен в Список объектов Всемирного наследия, в 2007 г. вошел в Список Новых семи чудес света. Территория Петры изучена учеными лишь на 15 %. «Мертвый город» — популярный туристический объект.

Точное время возникновения Петры неизвестно. До III в. до н.э. она была столицей Идумеи (Эдома), а затем столицей Набатейского царства, созданного набатеями. Предприимчивые кочевники, легко перенявшие достижения египетской, греческой и римской культуры, увидели в Петре источник баснословного обогащения. Город располагался на перекрёстке важнейших торговых путей, соединявших Дамаск с Красным морем и Газу с Персидским заливом. Находясь в сердце пустыни, Петра давала торговцам защиту, прохладу, пищу и воду. Естественно, за плату — т.н. портовый сбор portorium — 25 % от стоимости провозимых товаров, что по тем временам было лучше, чем грабеж. Таможенный сбор взимался однократно. Петра с числом жителей ок. 30 тыс. могла принимать до 1000 гостей. Караваны с пряностями, благовониями и проч. товарами шли беспрерывно, и Набатея богатела и разрасталась, как на дрожжах, заняв территории сегодняшней Иордании, Израиля, Сирии и Саудовской Аравии. Набатейские монархи успешно сотрудничали (иногда откупались) с Римом. Наивысшего процветания Набатея достигла при Арате IV Филопатрисе (9 г. до н.э. — 39/40 г.), в правление которого были построены самые роскошные сооружения Петры.

Что же представляла собой столица царства? Попасть в Петру можно было только по узкому (местами 2-метровому) труднопроходимому с нависшими скалами ущелью Сик. Вход в ущелье «раскрывался» только, когда к нему подходили вплотную. По преданиям иудеев, христиан и мусульман, пролом возник в скале, когда пророк Моисей ударил по ней посохом, дарованным ему Богом, и извлек из нее воду, напоившую измученных жаждой евреев.

На втором километре извилистого излома открывается вид на огромный храм с изысканным фронтоном и шестью колоннами, скульптурами и барельефами, целиком высеченный из песчаной скалы. Его монументальность и великолепие поражают. Легко представить ощущения человека, только что проделавшего изнурительный путь по пустыне и внезапно оказавшегося перед величественным сооружением 39-метровой высоты и 25-метровой ширины. Как бы не был гость Петры богат и знатен, рядом с таким храмом он превращался в простого путника. Предполагают, что храм был посвящен древнеегипетской богине Исиде. Бедуины позднее прозвали его Эль-Хазне («Сокровищницей фараона»). По легенде, в огромной урне, венчающей купол свода храма, египетский фараон, преследовавший Моисея, спрятал свои сокровища. Будто бы, удачно выстрелив в урну, можно расколоть ее и стать несметно богатым. Стрелков было много — на урне остались вмятины от пуль. Откопав под храмом на глубине 6 м помещение с 4 саркофагами, археологи в XXI в. установили, что Эль-Хазне является храмом-мавзолеем.

Город Петра начинается за храмом. Ущелье расширяется, и на протяжении нескольких километров тянутся высеченные из скал и в стенах каньона дворцы и здания, одно красивее другого, огромный амфитеатр, склепы, бани, рынки, алтари, ряды традиционных построек из каменных блоков. Между кварталами и вдоль улочек цветут сады, шумят фонтаны. Сегодня нет былого великолепия, но всё же сохранилось 800 сооружений, многие в прекрасном состоянии.

Находясь в одном из самых жарких и сухих мест планеты, жители Петры не страдали от отсутствия воды. Древние мастера прорубили в скалах каналы и водоемы и создали идеальную систему водоснабжения, собиравшую в 200 резервуаров не только дождевую, но и воду из всех источников в радиусе 25 км. Были два неиссякаемых подземных источника и в центре города. Жителям вода подавалась по терракотовым трубам, стыки которых были покрыты гидроизоляционным составом. В XX в. ученые признали, что система водоснабжения была рассчитана по самым современным канонам гидравлики.

Храм Эль-Хазне начали строить на русле высохшей реки. Зная о том, что после зимних дождей русло иногда наполнялось потоком, который мог повредить основание храма, архитекторы соорудили плотину и прорубили канал в горе для отвода сезонной воды.
Как же возводили дворцы и храмы Набатеи? Со склепами и жилыми домами было понятно — кайло, молоток, зубило, а дальше — терпение и труд. Но как был сооружен тот же Эль-Хазне? С такой филигранной точностью общего вида и деталей, тщательностью обработки стен, колонн, скульптур? Современные зодчие и строители разводят руками — ведь достаточно было отбить лишний кусок красного песчаника, и труд многих людей шел насмарку. И как работали строители на такой высоте? Дерева для сооружения строительных лесов и лестниц не было. По одной из версий, каменотесы и резчики начинали свою работу с верхней точки храма. Они вырубали под собой пласт, и с этой площадки начинали стесывать стену (на 30—40 метровой высоте без ограждений!), после чего вырубали следующий пласт, опускаясь, таким образом, как по ступеням, к фундаменту здания. Можно поражаться не только искусству мастеров, но и расчетам архитекторов, не допустивших обрушения скального грунта на стройплощадке и создавших храм, который выстоял 2 тысячелетия и пережил несколько землетрясений.

Эль-Хазне не самое большое сооружение Петры. На вершине утеса вырублен монастырь Ад-Дейр почти такой же высоты — 45 м, но в два раза шире его — 50 м.

В 106 г. Набатея была присоединена к Риму. Позднее торговые пути сместились к Пальмире, и Петра лишилась главного источника дохода. Римляне продолжали заниматься строительством, проложили главную улицу, но Петра постепенно превратилась в провинциальный город. После мощного землетрясения в IV в. город оказался заброшенным, там продолжали бывать только немногие кочевые племена. Римлян сменили византийцы, арабы, крестоносцы, после которых это райское место окончательно было заброшено и забыто. Столетия забвения обратили Петру в миф.

Для бедуинов же этот «Розовый город» — Аль-медина аль-вардия стал местом, построенным джиннами, которые хранили в нем свои огромные богатства. Кочевники оберегали город и убивали всех, кто пытался войти в него.

В 1812 г. мусульманский богослов Ибрагим ибн Абдалла получил разрешение у бедуинов пройти на гору Хор, чтобы исполнить обет и принести в жертву козу у гробницы пророка Харуна (Аарона). Кочевники пропустили богослова. По пути Ибрагим побывал и в центре Петры. Ошеломленный увиденным, он хотел осмотреть здания, но ему не не позволили сделать это. Богослов исполнил обет и отправился в Каир.

А вскоре Европа узнала о таинственном «мёртвом городе» в сердце пустыни, скрытом в ущелье Сик. Рассказал о нём швейцарский востоковед и географ Иоганн Буркхардт (1784—1817). Оказывается, не Ибрагим ибн Абдалла, а Буркхардт, большой знаток Корана и заядлый авантюрист, под видом мусульманского богослова изучал Восток. Он стал первым европейцем, увидевшим Петру и повторно открывшим ее для просвещенного мира. Молодой человек действовал на свой страх и риск. Не раз учёный оказывался на грани «провала», но всякий раз находил выход. Так, однажды, итальянский переводчик засомневался, не европеец ли Ибрагим, и дернул того за бороду. Этот жест для мусульманина является тягчайшим оскорблением, за что итальянец тут же получил от богослова сокрушительный удар, что вызвало чувство глубокого удовлетворения у окружающих. В другой раз Ибрагима спросили, откуда у него такой акцент, на что богослов ответил, что его мать была не арабка, а индуска, и в качестве доказательства произнес несколько фраз по-немецки. В 1817 г. путешественник умер от дизентерии. В 1822 г. были опубликованы три тома его путешествий по Востоку. Похоронен Буркхардт на Мусульманском кладбище в Каире под именем шейха Ибрагима.