Статья Ложь о Сталине трансформируется в клевету н

Владимир Зенкин
Опубликована в «Пятой газете» № 39 от 29.09.2023 г.

     11 сентября в «Московском комсомольце» была опубликована статья А. Ципко, доктора философских наук, под названием «Восхищение убийцей». Убийцей автор назвал И. Сталина, руководителя нашей страны в период с 1924 по 1953 года. Мне и раньше приходилось читать подобные публикации. Однако, эта выходит за рамки всего возможного и невозможного, с чем приходилось сталкиваться раньше в публикациях или выступлениях на тему осуждения культа личности Сталина.

     В короткой статье уместился океан лжи, причем не столько про Сталина, сколько про наш народ, про тот – советский и про сегодняшний – российский.
В начале статьи утверждается, причем в весьма путаной и нелогичной фразе, что в 60-е годы прошлого века (после осуждения культа личности Сталина, тогдашним руководителем страны Н.С. Хрущевым)в нашей стране было всенародное отторжение «античеловеческой сути большевизма и сталинизма».

     Это чудовищная ложь! Н.С. Хрущевым был осужден культ личности Сталина, как стиль его действий и многочисленные репрессии тридцатых годов. А политические принципы оставались в значительной степени сталинскими, а достижения страны при Сталине никто и не пытался оспаривать.

     При этом, я могу, как живой свидетель того времени – к середине 60-х годов мне шел уже четвертый десяток лет и я был уже руководителем большого коллектива и в моей памяти сохранилось все, что имело место быть в общественной и политической жизни нашей страны.

     В сознании и душах большинства советских людей продолжала процветать любовь и уважение к Сталину. И это проявлялось во многих сторонах нашей жизни.
Один из высоких руководителей, положение которого обязывало в полной мере следовать партийной этике (КПСС) говорил так:

     «- Да, культ личности, конечно, был. Но, и личность тоже была! Без нее мы бы не сделали того, что сделали ...»

     Таким образом, мы имеем в этой статье целый узел лживых суждений: о том, что большевизм и сталинизм по своей сути античеловечны и о том, что якобы в 60-е годы так считало большинство советского народа.

     Это – клевета и на нашу историю и на наш народ. История большевизма и сталинизма воспринималась всем мыслящим человечеством, как надежда на будущее, как старт человеческой истории в новом направлении – к справедливому жизнеустройству на всей планете. Последние десятилетия подтвердили, что история движется по сталинскому пути, ибо на планете появился новый мощный лидер: Китай.

     А в чем же могла выражаться античеловеческая суть сталинизма:

     - в том, что страна за двадцать лет после разрушительной первой мировой стала второй экономикой мира?
     - в том, что она спасла человечество от фашизма во второй мировой войне, сыграв в ней главную и решающую роль?
     - в том, что восстановила свою экономику быстрее, чем Европа и, при этом, сделала без американской помощи?
     - в том, что обогнала Запад в движении к справедливому будущему, организовав бесплатную медицину и бесплатное образование, сделала обеспечение достойным жильем всего народа обязанностью государства через трудовые коллективы?
     - в том, что достигла вдохновляющих успехов в науке, техники и народном хозяйстве?

     Или, может быть, в том, что после Великой отечественной войны из советского плена вернулись в Германию и другие страны более 70 % от общего количества пленных (а из немецкого к нам меньше 30%).

     Но, у автора, как и других русофобов, есть только один аргумент, одна цепь трагических событий, связанных с репрессиями 30-х годов. Да, это мрачная, преступная составляющая в нашей истории была, хотя и в ином масштабе. И нам придется двигаться в будущее с этой тяжелой ношей.

     Но эта составляющая, эта тяжёлая сторона нашей светлой жизни может объясняться обострением классовой борьбы, враждебным окружением нашей страны и т.д. но она не может быть оправдана.

     Но, это не снизило, в конечном итоге, энтузиазма народа и не отразилось, в какой-то значительной степени на скорости нашего развития.

     Я до сих пор помню 1 мая 1941 года: меня впервые вывели на первомайскую демонстрацию, когда бесконечные ряды людей медленно двигались к Красной площади, искренне веселясь, радуясь и распевая песни. Это было гораздо выше спортивного фанатизма. Это было выражение всеобщего единства, в котором сливалось воедино личное и общественное.

     Утверждаю, что так продолжалось и в семидесятые и, до определенного момента, в восьмидесятые годы.

     Потом, как говорится, рыба гниет с головы, и в обществе, прежде всего, в ее элитной части стали проявляться тенденции, способствующие созданию критического отношения в стране по отношению к своему государству, вернее, к его правящей верхушке.

     При этом, в основе этих, в общем, негативных тенденциях, как потом оказалось, не было никакого отторжения сталинизма. Было желание покончить с коррупцией, добиться замены правящей элиты, которая всевозможными мерами отгораживала себя от народа. И, при этом, в основном среди верхушки общества проявлялась зависть по отношению к западной потребительской витрине, которая постепенно открывалась для нашего народа все больше и больше.

     Автор, страдая по поводу того, что в нынешнее время, по разным общественным вопросам, большая часть русских восхищается Сталиным, как великим государственным деятелем, считает, что это означает оправдание террора в сознании людей и сакрализацию понятия смерти, ибо Сталин устраивал «праздники смерти» (!?).

     Но, в жизни было все наоборот! Никто, никогда в нашей стране не оправдывал террора в любом его виде.

     А история сталинизма говорит о том, что при Сталине, да и после него, в стране действительно часто проходили праздники, но не смерти, а жизни.
Так было после спасения челюскинцев, когда появились первые Герои Советского союза – летчики, спасшие потерпевших кораблекрушение.

     Так было после перелета наших летчиков через Северный полюс в Америку. Тогда наш прославленный летчик Валерий Чкалов ответил американскому корреспонденту на вопрос, насколько он богат:

     - Да, у меня двести миллионов! – он имел ввиду, что наше богатство, это наши люди, которые являются единомышленниками.

     А два, можно сказать, главных праздника жизни были 7 ноября 1941 года и 9 мая 1945 года.

     Парад на Красной площади, с выступлением Сталина в тот момент, когда немецко-фашистские войска рвались к Москве, вдохновил весь советский народ, который, после этого поверил в Победу.

     И, действительно, через месяц началось наше контрнаступление под Москвой. Я читал, что наш самый известный и любимый радиодиктор Юрий Левитан, имевший доступ к телефону Сталина, торопил его быстрее объявить народу об этом.
А Сталин понимал, что борющийся народ нуждается в серьезном подарке. И он его получил, но только 10 или 11 декабря, когда газеты вышли не просто с информацией о контрнаступлении, а с огромными заголовками: «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой!»

     Затем, меньше, чем через два года, после победы в Курской битве, которая четко предопределила исход войны в нашу пользу, Сталин сделал еще один подарок, который пришелся народу по душе: победы на фронтах, такие как взятие городов, стали отмечаться праздничным салютом в Москве.

     Между прочим, спустя полтора года после начала войны в 1941 году, у нас уже была одержана победа под Москвой и завершилось окружение трехсоттысячной группировки немецких войск под Сталинградом. А СВО идет уже один год и седьмой месяц …Но, будем надеяться …

     А главным праздником для нашего народа и всего человечества в двадцатом веке, к которому лично и в большой степени причастен Сталин, стал День Победы 9 мая 1945 года. Тогда, подписанием акта о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил мировое зло подтвердило, что наш народ – народ-победитель!
Я хорошо помню ночь с восьмого на девятое мая, когда Левитан объявил по радио об этом! В доме, где я жил, захлопали двери и раздались звуки плача, причем с разных сторон!

     Я думаю, что тогда плакали все. Долгожданное и ярко сверкнувшее счастье озарило всех. Оно не могло компенсировать боль утраты по погибшим, но оно дало людям новые огромные силы!

     Но, на этом, праздники не закончились. Была победа над Японией в сентябре того же года, отмена карточной системы на хлеб и продукты в стране в декабре 1947 года, был взрыв первой советской атомной бомбы летом 1949 года и вслед за этим, почти сразу, образование Китайской народной республики и Германской демократической республики.

     Это были не просто праздники, а поворотные точки человеческой истории.

     И после смерти Сталина праздники жизни продолжались: запуск первого спутника, первый полет человека в Космос – нашего Юрия Гагарина, запуск первой в мире атомной электростанции и спуск на воду первого атомного ледокола.
Таковы были дела большевизма и сталинизма, которые в рассматриваемой статье были названы автором  античеловеческими.

     Далее автор пишет о том, что двадцать лет назад у нас было всенародное осуждение преступлений Сталина.

     Такого не было никогда!! Через 12 лет после развала Советского союза народ уже все понял и горько сожалел о том, что у нас не оказалось в этот тяжелый период такого руководителя, как Сталин!

     Далее, автор, вновь переходит все рамки и границы: он утверждает, что еще в 2012 году не было всенародного восхищения террором Сталина, и что теперь наш народ восхищается его террором.

     Тут ложь о Сталине заменяется клеветой на народ, на ныне живущие поколения.
Совершенно очевидно, что любым террором в любом месте и в любое время могут восхищаться либо психически нездоровые люди, либо нацисты. И народ, здесь абсолютно не причем!

     Но автор на этом не останавливается. Ему, видимо, очень нравится плевать в открытую русскую душу!

     Говоря о неудачах страны в девяностые годы, оставляя в стороне их истинные причины, он утверждает, что в этот период произошло «самое страшное для русского человека: он не в состоянии создать себе такую жизнь, о которой он мечтал и которая характерна для народов Запада. И вот это сознание собственной несостоятельности … оттолкнуло русский народ от Запада и от ценностей Запада».
А для автора ценности Запада – это ценности человеческой жизни, ценности гуманизма.

     Вот такая «картина маслом»!

     Более беззастенчивой лжи придумать невозможно! На самом деле, русский народ никогда не мечтал жить по-западному. Это только некоторые императоры и императрицы внедряли среди верхушки русского общества все западное. А народные массы к этому были абсолютно равнодушны.

     Правда, сейчас, есть определенная прослойка, близкая к современной «элите», которую пленила роскошная жизнь западных элит …

     А, русский народ, всегда жил свою жизнью, в другом географическом пространстве с более суровым климатом, решая, часто мучительно и тяжело, свои проблемы и создавал свое государство, огромное по жизненному пространству и великое по духу, ибо Россия была единственной на всей планете страной, которая не покорилась Западу и в которой на равных правах жили и живут люди разных национальностей и разного вероисповедания.

     Правда, иногда русскому человеку приходилось отвлекаться от своих дел и проблем, чтобы спасать Запад.

     Так было в средние века, в эпоху монгольских завоеваний, когда русские приняли на себя удар завоевателей, спасая, таким образом, западные страны.
Так  было в 1812 году, когда пришлось спасать Запад от самого себя, то есть, освобождать Европу от Наполеоновской оккупации. Нашей армии тогда пришлось совершить поход до Парижа, который остался цел и невредим, в отличие от Москвы, в которой французы провели всего несколько месяцев.

     Так было в первую мировую войну, когда русский восточный фронт своими активными действиями спасал западный французский от немецкого наступления.
Так было и во второй мировой войне! Великая победа Советского союза над фашисткой Германией сопровождалась тем, что Красная армия, при этом, освободила немало стран центральной Европы.

     Есть основания предполагать, что и в будущем нам опять придется этим заниматься.

     Учитывая все это, как можно приписывать русскому народу и русскому человеку какую-либо несостоятельность!?

     А, западные ценности, которые, кстати, не имеют ничего общего с гуманизмом потому, что формировался и закреплялся западный менталитет в эпоху колониализма. И русский мир не мог отталкиваться от Запада, как пишет автор, потому, что он никогда не был единым с Западом. А в наше время, когда на Западе усиленно проповедуют новые бесчеловечные и греховные тенденции (например, однополые браки), русскому миру с Западом, тем более, не по пути.

     Но полет лживой фантазии автора продолжается. Мы, оказывается, потеряли веру в себя, а «на место веры в себя приходит зависть, а из зависти рождается агрессия к тому, которому ты начал завидовать».

     На самом деле, в последнее десятилетие, мы не только не теряли веру в себя, а наоборот, приобрели надежду, что наша страна и общество начали историческое движение в правильном направлении: обретение полного суверенитета и поступательного движения к социальной справедливости.

     Страна сделала несколько шагов вперед, но этого мало и народ и общество, пока, не удовлетворены положением дел. Но при этом, никакой зависти и агрессии по отношению к Западу Россия не проявляла, а, наоборот, Запад проявлял агрессию к России.

     И чему завидовать?

     - тому, что в Англии и Испании футболисты играют лучше наших?
     - тому, что можно, хотя и маловероятно, разбогатеть, неизвестно зачем и для чего?
     - тому, что на Западе элиты начинают войну со своими народами, навязывая непотребные и греховные тенденции?

     На рубеже веков, я пару раз оказывался в Лондоне … Отдавая должное всем известным лондонским историческим памятникам архитектуры, я, тем не менее, запомнил:

     - горы мусора в знаменитом аэропорту Хитроу;
     - многие протяженные улицы с одинаковыми двухэтажными двухквартирными домами, в которых квартиры разделены по вертикали, то есть каждая квартира имеет два этажа. При этом, площадь этих квартир, даже по нашим меркам, весьма незначительна. Если это охарактеризовать одним словом, то это слово – бедность.
Мне тогда вспомнились слова из песни Высоцкого: «Где деньги, Зин?» Куда делось все награбленное в империи, в которой никогда не заходило солнце?

     К этому можно добавить картину водной поверхности Темзы. По ее руслу плыли совершенно невообразимые средства речного судоходства: теплоходики, моторные лодки, плотики и еще много чего непонятного …

     А по реке Москве, в то время, носились белые пассажирские суда на подводных крыльях.

     Конечно, на набережной Темзы были прекрасные дома, похожие на дворцы, на фасаде которых имелись бронзовые таблички. на которых выделялось понятное мне слово: «Private» … Меня все это не вдохновляло.

     Таким образом, на самом деле никакой зависти к Западу у основной массы русского народа не было и нет.

     Ну, а, в конце статьи автор формулирует еще более объемное и ложное суждение, а вернее, обвинение. Он осуждает и пытается обосновать неправомерность имеющихся сегодня у нашего общества суждений о русском мире, о русской миссии, об особой русской цивилизации.

     Оказывается, что все это не результат длительного исторического процесса, а следствие «неспособности русского человека создать себе нормальную жизнь».
Логики в этом нет никакой и обоснований этого также нет никаких, просто потому, что их не существует.

     Тот факт, что у нас есть люди, которые могут пытаться нести в массы откровенную ложь, вызывает сожаление и озабоченность.

     Но, главная беда не в этих людях, а в тех, кто дает им возможность это делать. Это вызывает уже не сожаление, а возмущение и протест. «МК» - одно из самых массовых изданий в стране! И что, разве ему дано право печатать заведомую ложь?

     Ведь, эта ложь является ложью не только с точки зрения советской морали. Эта ложь, по своей сути, абсолютна, потому, что она является ложью и с общечеловеческой точки зрения.

     Нельзя такую грязь нести в народ! Тем более, что молодое поколение, ныне живущее, утратило, по вине государства, тот уровень исторических знаний, который был у советских людей.

     Но, в этом постыдном факте есть и определенная польза: публикация такой статьи позволяет понять насколько будет тяжел, но необходим, процесс очищения нашего общества от ложных ценностей и представлений.