Курс выживания от Чечеля...

Полковник Чечель
    «Так оставьте ненужные споры,
     Я себе уже всё доказал.
    Лучше гор могут быть только горы,
    На которых ещё не бывал…»
                (Владимир Высоцкий) 

   Теперь уважаемые господа, от беговых лыж перейдём к горным, на которых автор откатался 40 лет практически без перерыва. Более того, когда я перевёлся на юг, стал брать отпуск 35 суток зимой и всего лишь 15 летом. Объяснение этому вытекает из слов четырёхкратного олимпийского чемпиона, француза Жана Клода Кили: «Горные лыжи сами по себе не могут дать счастье, но вполне могут заменить его». Я подтверждаю это высказывание, и отпуска, которые  проводил зимой в горах, считаю лучшими. У Хеменгуэя есть роман под названием «Праздник, который всегда с тобой» - это он говорит о Париже. Так вот, горные лыжи тоже можно назвать «праздником, который всегда с тобой».

     Поскольку в предыдущем «опусе» я дал несколько рекомендаций по выживанию в экстремальных условиях дикой природы из своего курса Выживания, не будем отступать от этой «традиции» и в этом рассказе. Но сначала пару слов, как я дошёл до такой жизни, что стал преподавателем такого экзотического курса или предмета, которого нет больше ни в одном ВУЗе Украины. Я его, долго покопавшись в своей "фантазии", извлёк из головы с фуражкой "53-го размера", когда остался без работы, в силу того, что в Центре Боевой Подготовки ВВС Украины, где я работал лётчиком-инструктором сразу на трёх навигационно-пилотажных тренажёрах: СУ-24, ТУ-22м3 и КА-27, четырёх пилотов и одного штурмана сократили «за ненадобностью», оставив при этом на должностях инженеров жён Начальника Центра и Начальника штаба Центра.

     Всё произошло после того, как у меня на глазах разбились два парашютиста, столкнувшись в воздухе на высоте 20 метров. Серёжа – молдован тогда сильно покалечился, но остался жив, а Веня Фомичёв с Ильичёвска на 9-ый день от полученных травм скончался. Вот тогда я и подумал, что пройдя за свою «бродячую» жизнь много опасных ситуаций, а ещё больше повидав их со стороны, негоже оставлять этот опыт в себе. Надо постараться его передать тому, кто готов его принять.

    Веня погиб на Троицу, поэтому июнь – июль у меня ушёл на покупку и изучение Энциклопедий и Учебников по «Выживанию в экстремальных условиях дикой природы и города»  и написание Программы предмета. А в начале августа я пришёл к Начальнику Военной кафедры полковнику Бахтину Анатолию Михайловичу, бывшему командиру дивизии ВДВ, убедил его, что студентам это надо знать. Затем Программу отослали в Киев, там рассмотрели, утвердили и прислали обратно, срезав на одну треть количество часов на этот курс, что я придумал. Первый год мой предмет рассматривался как факультатив, т.е. у студентов был выбор, куда ходить: на пулевую стрельбу, рукопашный бой или ко мне на «Выживание». Но со второго года изучение моего курса стало обязательным для всех, и его выделили в отдельную дисциплину.

     Чтобы повысить интерес к занятиям, я сразу уже на первой вводной лекции сказал студентам: «Ребята, я вам говорю сразу, что «зачёт» я поставлю всем, независимо от того, спал он на моих занятиях или слушал. Кстати, сразу скажу, что я официально разрешаю спать на моих лекциях, потому что я пришёл из авиации, а там самое главное – здоровье. Я, думаю, вы согласитесь с тем, что любой тупой, но здоровый лётчик, всегда лучше умного, но хилого, которого собственное неполноценное здоровье может подвести в любой момент. То же самое относится и к студентам.

    А поэтому, зачёт по моему предмету вы сдадите только тогда, когда доживёте до 140 лет в окружении детей, внуков и правнуков. Это значит, что вы придёте к здоровому образу жизни, победите всех своих врагов и выйдете с честью изо всех экстремальных ситуаций, которые будет подбрасывать вам жизнь». В общем, без ложной скромности скажу, мой предмет сразу стал пользоваться популярностью. Лекции я читал без бумажки, интересно, не повторяясь в примерах, ко мне даже с других факультетов приходили на занятия послушать, но очень скоро выяснилось, что народ можно резко разделить на две группы:

1) «Лётчики – теоретики», о которых мы пишем в характеристике: «Летать любит, но боится!» Так и тут, большая часть студентов не хотела лезть в холодную воду, под дождём разжигать костёр и т.д., а любила только про такие «ужастики» слушать.

                СЛУЧАЙ В БАССЕЙНЕ

2) Вторая группа - это те, кто хотел получить не только теоретические знания, но и получить практические умения и навыки, хотя, сами понимаете, фундамент выживания составляют знания, т.к. многие ситуации невозможно или сложно промоделировать вживую. Ну, например: «Вы падаете на машине с моста в воду. Ваши действия? Быстро, думать некогда, первое, второе и третье». Но даже, если вы будете это знать, нет никакой гарантии, что вы всё сделаете правильно, потому что там накладывается реальный страх за свою жизнь. Вспомнился случай по этому поводу. Гарнизон Быхов, Белоруссия, личный состав второй эскадрильи самолётов ТУ-22м2 отрабатывал в 20-и метровом бассейне навыки по спасению на воде после катапультирования. Два экипажа, 8 человек в надутых спасательных жилетах прыгнули в воду с задачей отренироваться в залезании на спасательный плот ПСН-10, который им, якобы, сбросили с самолёта-спасателя.

   Когда все 8 человек залезли внутрь, а плот этот закрытого типа, т.е. есть крыша над головой, в него неожиданно стала поступать вода из-за того, что одна надувная пробка оказалась неплотно закрытой, а предохранительный клапан травил воздух. Так один штурман в чине майора так испугался, что панически бросился к выходу, наступая своим лежавшим товарищам ботинками на «морды лица». А ведь это всего  лишь было в открытом наземном бассейне.

    А если бы это было в море или океане в реальных условиях? Что с этим майором потом сделали, я не знаю, т.к. поступил в академию, но «по слухам» сделали выводы и перевели на наземную должность. Кстати, поделюсь мыслью, которая мной владела мной безраздельно во время занятий: «Не дай Бог мне что-то упустить или забыть. Я не хочу, чтобы какой-нибудь мой студент сказал в последние минуты своей жизни, попав в какую-то экстремальную ситуацию: «Эх, полкан, а ты ведь этого нам не говорил…» Именно поэтому, я максимально старался насытить свои лекции учебным материалом, но без ошибок всё равно не обошлось.

    Чтобы углубить знания и навыки тех, кто готов их принять, я в дополнение к занятиям организовал Школу Инструкторов, которую в дальнейшем удалось даже сертифицировать. И на роль старшего преподавателя этой Школы я пригласил капитана 1-го ранга в отставке одессита Владимира Минеева, бывшего офицера группы «Альфа». Володя знал и умел на порядок больше чем я. Но всё - таки одно дело быть боевым офицером, совсем другое дело уметь учить других. Не случайно в училище после его окончания инструкторами оставляют лучших пилотов, но не всех, а лишь тех, кто способен с максимальной эффективностью передать свой опыт и научить курсанта летать. А таких из числа лётчиков, обладающих сильной техникой пилотирования, не более 10 %.

                СЛАВЯНСКАЯ БОЕВАЯ СИСТЕМА

   Я 15 лет отдал восточным единоборствам и считал, что лучше ничего нет, но встретил в Херсоне Мастера Славянского рукопашного боя Николая Ивановича, который доказал обратное, что наша «славянка» сильнее и эффективнее каратэ. Не буду тратить ваше время и убеждать на «пальцах» - это надо видеть!!! Скажу лишь, что Николаю Ивановичу эти знания переданы по роду и им, из того, что он помнит более 300 лет. Причём за год занятий, что я тренировался у него, я не видел ни разу, чтобы он не смог ответить хоть на один вопрос, касающийся рукопашного боя или боя вообще, со всеми видами оружия, всех времён, стран и народов. Его знания, умения, навыки просто энциклопедичны, начиная от владения первобытной палицей питекантропа, навыками ниндзя, македонской фаланги и кончая современными видами оружия, в том числе и стрелкового.

     На его теле множественные шрамы от ножевых и прочих ран, оставшихся после реальных боевых ситуаций, которые ему пришлось пережить и во время службы в горячих точках планеты, и просто уличных драках. В то же время, как тренер, он далеко не на высоте. В силу этого  перенять его опыт могут лишь самые способные ученики. Вот на них он и тратит своё время, которого у него не так много, т.к. надо банально зарабатывать себе на жизнь.

    Т.е. это я всё к тому, что Учителем-Мастером может быть далеко не каждый. И прежде чем я перейду к Володе Минееву, для расширения кругозора любителей восточных единоборств о «славянке»  приведу такой факт. Там тоже проводятся реальные соревнования, но по упрощенным правилам. В то же время победитель, завоевавший чемпионский пояс, не может расслабиться ни на секунду. Любой человек с улицы может его вызвать на поединок в любое время дня и ночи, и с любым видом рукопашного оружия, и чемпион не имеет права отказаться. Всё как в реальной жизни, когда к нападению ты должен быть готов всегда. Если чемпион отказывается от поединка, неважно по каким причинам, пусть самым уважительным, у него этот пояс отнимают, но не отдают его противнику, а ждут новых соревнований, когда в честном поединке его опять не завоюет самый достойный.

    В общем, до боли обидно за нас, славян, что Япония, Китай, Корея, Вьетнам, Таиланд, Бразилия и ещё ряд стран свои традиции в единоборствах, и не только в них, сохранили, а мы утратили. Но пока есть хотя бы единицы людей, которые владеют знаниями, навыками и умениями Большого и Малого Спаса, Славянки, казаков-характерников и других наших славянских традиций сохраняется надежда, которая умирает последней, что нам это всё удастся восстановить. 

                ОШИБКА, ЦЕНА КОТОРОЙ - ЖИЗНЬ

    Но перейдём к Минееву.  Я присутствовал на занятии, где Володя поведал такой факт, что экипажи плавающих танков при их затоплении на небольшой глубине, выбираются на поверхность с помощью своих противогазов, (марку уже не помню). Но эти же противогазы в мирных условиях можно использовать, если их достать, разумеется, для спасения из подвалов и первых этажей домов при наводнениях, затопления после цунами и прочих стихийных «катаклизьмах» или техногенных авариях. И Володя как-то так мимоходом отметил, что эти противогазы очень капризны, требуют очень тщательной проверки и контроля за своим состоянием. Я уже не помню детали, но смысл в том, что регенерационные патроны при неисправности вместе с воздухом начинают гнать чистый водород, который буквально за считанные минуты сжигает лёгкие, и происходит внезапная остановка дыхания.

    Я это мгновенно отложил в своей голове, а Владимиру сказал: «Там, где вопрос касается жизни, я всегда делаю акцент – повторяю дважды, пишу это на доске, в общем, делаю так, что у меня самый «тупой» студент запоминает такие вещи с первого прочтения». И попросил Володю ещё раз на следующем занятии напомнить этот «нюанс» с противогазами на следующем занятии. Но Минеев забыл это сделать, типа, студенты на плавающих танках ездить не будут, а меня в этот день была своя тренировка по каратэ, и я этот вопрос тоже не отследил. И это привело к трагедии.

    Наш студент Саша Хомчик, оказывается, давно  мечтал нырнуть на катер, затонувший на глубине 3-х метров в 100 метрах от берега, но на акваланг денег у него не было, а на противогаз он нашёл. Где он разыскал этих танкистов, я не знаю, но  факт тот, что противогаз оказался у него. Хомчик уговорил своего друга его сопровождать, взял в аренду лодку, и они приплыли на Кинбурнскую Косу. Нырнул, а через три минуты не всплыл, как обещал. Так кончилась жизнь молодого 20-летнего парня, и я знаю, что его смерть лежит на нашей с Володей Минеевым совести. Но Владимиру уже всё равно, он погиб на маленьком самолётике «НАРП» 9 мая 2008 года, а мне этот груз носить придётся до конца дней своих…

    К чему я это всё рассказал? К тому, чтобы ваша психика, уважаемые читатели, стала рефлекторно, не задумываясь, отслеживать опасные факторы, которые встречаются на вашем пути, и делала всё, чтобы случайно не попасть под их действие. Поясню на паре примеров:

    ПРЕДВИДЕТЬ, ПО ВОЗМОЖНОСТИ - ИЗБЕЖАТЬ, ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ - ДЕЙСТВОВАТЬ !!! (рассуждать и анализировать будете потом) - ОДИН ИЗ ГЛАВНЫХ ПРИНЦИПОВ ШКОЛЫ ВЫЖИВАНИЯ ВИТАЛИЯ СУНДАКОВА:

1) Мне было 14 лет, и я три раза в неделю ездил в город Таллин на электричке за 40 км на тренировки по боксу. Однажды на перроне столкнулся со знакомым солдатом из батиного танкового полка. Он, оказывается, готовился к дембелю и сейчас ехал на ст. Хиу, где стоял трамплин для прыжков на лыжах. Его отпустили сообщить в спортивную школу, что он сможет вскоре приступить к тренировкам. А это же мой первый вид спорта. Мы увлечённо разговаривая, подошли к электричке, и я хотел сесть сразу в первый вагон, в Таллине от него минимальное расстояние к выходу с перрона. Но солдат сказал: «Нет, нет, Вася, пойдём в 4-ый». Я спросил: «Почему? Какая разница?» Ответ солдата меня обескуражил: «При всех железнодорожных авариях чаще всего и больше всего страдают или первые два вагона, или два последние.

     Так зачем, если есть выбор, подвергать свою жизнь ненужному риску, и иметь всегда шанс погибнуть от случайности?» Помню, меня тогда ход его мыслей поразил, мол, такой молодой, а о таких «никчёмных» вещах думает , когда вся жизнь впереди. Поэтому я никогда не придерживался этих его рекомендаций, считая, «кому суждено быть повешенным, тот не утонет». Но начав читать свой предмет «Выживание…», у меня вдруг «мозги открылись». Я вдруг осознал, что «осторожность – неотъемлемая часть мужества». Впрочем, судите сами:

2) Аэродром Чкаловск, что под Калининградом. Едем со штурманом Степанычем на полёты по рулёжке на его «москвиче». Скорость 30 км, больше не моги, аэродром всё таки, навстречу едет АПА. Только разминулись, как у «москвича» слетает переднее левое колесо, и нас бросает точно на то место, где только что проехала машина АПА. Секунды на две колесо слетело бы раньше, и всё – встречное столкновение неминуемо. Я не «заморачивался» на этом случае, но в подкорку своей памяти отложил.

   Прошло 20 лет. Иду, не торопясь, проводить занятия на Военную кафедру Университета, мыслями весь с чего начать очередную новую лекцию. Ноги идут сами по себе знакомым путём, я их сознанием не контролирую. Но они вдруг возвращаются, переходят дорогу, по которой я ходил уже десятки раз, по ступенькам поднимаются, и я уже иду рядом с дорогой, но на 1,5 метра выше. Там въезд во двор сделан в виде такого небольшого узкого открытого тоннельчика с бетонными стенами. И вдруг на приличной скорости во двор въезжают сразу четыре машины. Т. е. если бы я пошёл как всегда, меня эта ситуация застала как раз в тоннеле. Там, конечно, можно увернуться от машины, тесно прижавшись к стене, но если у водителя дрогнет рука, или слетит колесо, как было у нас в Чкаловске, то меня могло просто размазать о  бетонку. Т.е. у меня организм сам среагировал на опасность и её избежал.

    Сейчас по кабельному телевидению один канал этому учит, как распознавать признаки опасных ситуаций и соответственно в них не попадать.

    На фото - 8 мая 2018 года пилотирую "Савану", инструктор Эдик  Заянов, завтра день Победы, оденем военно-морскую форму; аэродром Первушино, Уфа...

   Ну, а теперь, когда психика читателя подготовлена, перейдём к моим любимым горным лыжам...

  (Продолжение следует - следите за рекламой)