Поединок

Надежда Секретарева
    27 января. Пушкин встал весело в 8 часов. Много писал до 11 часов. Вел напряженную переписку с дАршиаком, на тему отсутствия секунданта, эти письма должны были свидетельствовать о том, что Данзас не знал о дуэли и поэтому не мог о ней донесть по начальству, то есть была цель - уменьшить ответственность а с ней и наказание за участие в дуэли.
    Потом Пушкин увидел в окно Данзаса и они встретились. И поехали во Французское посольство, представлять Данзаса секунданту Дантеса, составлять письменные условия дуэли, бюрократизм проник во все сферы жизни, мало было пострелять друг друга, надо еще и письменно оформить условия взаимного истребления.

    А в чем был одет Пушкин? В большой шубе.
В.И. Даль - " Мне достался от вдовы Пушкина дорогой подарок: перстень с изумрудом, который он всегда носил последнее время и называл, - не знаю почему, - талисманом; досталась от Жуковского последняя одежда Пушкина, после которой одели его, только чтобы положить в гроб. Это черный сюртук, с небольшою, в ноготок, дырочкою против правого паха."
    Н.Н. Пушкина Нащокину - " Я думаю, вам приятно будет иметь архалук, который был на нем в день его несчастной дуэли."
    Воспоминания Нащокиной В.А. - " После смерти Пушкина Жуковский прислал моему мужу серебряные часы покойного, которые были при нем в день дуэли, его красный с зелеными клеточками архалук, посмертную маску и бумажник с ассигнацией в 25 рублей и локон белокурых волос".

     Пушкин встретился в кондитерской с Данзасом и они выехали на место дуэли.

     Амосов со слов Данзаса пишет:" Данзас вышел из саней и, сговариваясь с дАршиаком, отправился с ним отыскивать удобное для дуэли место. Они нашли такое саженях в полутораста от Комендантской дачи , более крупный и густой кустарник окружал здесь площадку и мог скрывать от глаз оставленных на дороге извозчиков то, что на ней происходило." - по колено в снегу пошли примерно триста метров, в кусты, чтобы извозчики не увидели... они ведь не могли не услышать выстрелов.

    Виконт дАршиак:" На место встречи мы прибыли в половине пятого. Дул очень сильный ветер, что заставило нас искать убежища в маленькой сосновой роще. Так как большое количество снега могло стеснять противника, пришлось протоптать тропинку в двадцать шагов"

     Ветер, снег, сумерки, но мужчины, двое из них профессиональные военные, лезут около трехсот метров по колено в снегу, чтобы извозчики не догадались, можно подумать, что извозчики не смекнули зачем это господа встретились в дали от города и выстрелов бы они не услышали. Это говорит о том, что противники находились в исступлении чувств и рвались к барьеру, не задумываясь.

     Расстояние в двадцать шагов отмерили, барьеры обозначили шинелями и стали сходиться. Дантес не доходя одного шага выстрелил и ранил поэта. Поэт выстрелил в свою очередь и легко ранил противника. Пуля прострелила кожу на руке и отрикошетила от пуговицы панталон. Дантес упал. Но ни мундир с простреленным рукавом, ни пантолоны с чудесной пуговицей нигде потом не фигурировали.

     Сколько на самом деле там было выстрелов неизвестно. Протокол дуэли, как того требовал дуэльный кодекс, составлен не был. Пистолеты после дуэли никто не осматривал на предмет количества выстрелов, дАршиак вернул пистолеты во французское посольство, а пистолеты Пушкина пропали, испарились.

     Пушкин тяжело, смертельно ранен. А как его нести до саней. На троих мужчин было только четыре руки и две из них левые. Пошли звать извозчиков, опять триста метров по снегу, потом назад, выломали забор, донесли раненого до саней, поехали. Потом встретили карету Геккерна и на ней довезли поэта домой, было темно.

     В квартире поэта собрались врачи, друзья, начался мучительный уход из жизни великого поэта.

     Но раны Дантеса крайне подозрительны, по записи лекари, обе раны на внешней стороне руки на ладонь ниже локтя, чистые... а как они могут быть чистыми? Учебник криминалистики утверждает что огнестрельные раны всегда загрязнены остатками копоти и нитей верхней одежды... если шомполом проткнуть, то будут чистыми, ну, это мое мнение. Рикошет от пуговицы... ну, так себе, пуговица латунная , мягкая, она под пулей нанесла бы серьезную рану. Хотя лекарь говорит и о контузии в брюхо, но следов контузии не обнаружил... А попал ли Пушкин в Дантеса? Ветер, сумерки, болевой шок, нарастающая кровопотеря, вес пистолета два с половиной килограмма, мог ли поэт прицельно выстрелить в этих условиях... И как бы неудобно смертельно ранить противника самому не получить ни царапины...

     Таким образом, знания о дуэли несколько схематичны и условны