Примечания Е. П. Блаватской, Теософ, февраль 1885

Ольга Крубер-Федорова
Фрагменты статьи А. П. Синнетта «Камалока и влияние эзотерического учения на спиритуализм» 
Примечание редактора Е.П.Б
.... Многие процессы природы, связанные с высшей духовной эволюцией человека, пока лишь смутно отображены в теософских сочинениях, написанных к настоящему времени, и данное сочинение связано главным образом с детальным изучением этих процессов...
Возможно, в эзотерическом учении нет фрагментов, которые до недавнего времени оставались бы в более глубокой тени, чем те, которые имеют отношение к [феноменам эволюции человека, непосредственно следующими за смертью физического тела]...
Следует помнить, что фрагменты эзотерического учения, впервые систематизированные для целей теософского изучения, которые касаются перехода от земной жизни к истинному духовному состоянию дэвачана, в общих чертах сводятся к следующему: когда человек умирает, три низших принципа отбрасываются и предназначаются для кладбища. В этом случае реальную сущность можно рассматривать как состоящую из четырех принципов, которые сами по себе делятся в мысленном представлении на две дуады, низшая из которых имеет отношение к только что прожитой земной жизни, высшая – к духовной жизни, которая затем вновь пробуждается. Борьба, как было показано, происходит в сфере или состоянии существования, непосредственно примыкающем к нашему физическому состоянию (в камалоке) между влечениями, которыми пропитаны эти две дуады. Как было описано эта борьба заканчивается разрывом пятого принципа или человеческого эго; все его высшие атрибуты переходят с шестым принципом или бессмертной, духовной душой в дэвачан, в то время как низшие части пятого принципа, сдерживающиеся четвертым принципом или животной душой, возвращаются к временному существованию относительно деградированного вида в камалоке, где постепенно распадаются по мере разложения физического тела в могиле, где ему и следует разлагаться. Описанные сущности камалоки названы «скорлупами» в соответствии с прежде установленными терминами оккультной литературы…
[и т.д. и т.п.]
Примечание редактора. [Е.П.Б.]: — Слово «разрыв» кажется неудачным, поскольку оно наводит на мысль об отдельной сущности, в то время как обсуждается только принцип. «Высшие атрибуты» 5-го принципа развиваются в нем в течение всей жизни личности путем его более или менее тесной ассимиляции с шестым принципом, путем развития или, скорее, одухотворения через буддхи умственных способностей, чьё место в манасе (пятом принципе). Во время борьбы, о которой идет речь, когда духовная монада, стремящаяся войти в дэвачаническое состояние, подвергается процессу очищения, происходит следующее: сознание личности, которое само по себе составляет эго личности, должно избавиться от какой бы то ни было земной крупицы грубо материальной скверны, прежде чем оно станет способным жить «в духе» и как дух. Следовательно, в то время как высшее сознание со всеми его благороднейшими высшими чувствами, такими как неугасающая любовь, доброта и все атрибуты божественности в человеке, даже в их латентном состоянии, притягиваются посредством сродства к монаде, следуют за ней и сливаются с ней, таким образом наделяя её (являющуюся неотъемлемой частью вселенского сознание и, следовательно, не имеющую собственного сознания) сознанием личности, а шлак наших земных мыслей и забот, «земные вкусы, чувства и склонности» остаются спрятанными в скорлупе. Высшее сознание, так сказать, является чистым фимиамом, духом пламени, отделившимся от пепла и шлака сгоревшего костра. Таким образом, слово «разрыв» может ввести в заблуждение.
«Душа, обремененная неудовлетворенными желаниями», остаётся «привязанной к земле» и будет страдать. Если желание принадлежит чисто земному плану, разделение может произойти, несмотря ни на что, и блуждать останется одна скорлупа. Если желание было связано со справедливостью или милосердием, например, исправление зла, то оно может быть осуществлено только посредством видений и снов, когда дух внушаемого человека втягивается в дух находящегося в дэвачане и, ассимилировавшись с ним, сначала получает наставление, а затем ведётся кармой к исправлению зла. Но ни в коем случае поощрение к общению симулякров, будь то скорлупы или сущности, не является хорошим или заслуживающим похвалы действием со стороны «живущих друзей». Ибо вместо того, чтобы «сглаживать путь их духовного прогресса», они препятствуют ему. В древности только посвященный иерофант руководил медиумами святилищ, сивиллами, оракулами и провидцами. В наши дни у нас нет посвященных жрецов или адептов, которые могли бы направлять слепые инстинкты медиумов, которые сами являются рабами еще более слепых влияний. Древние знали об этих предметах больше, чем мы. Вероятно, была какая-то веская причина, по которой любая древняя религия запрещает общение с мертвыми и рассматривает таковое как преступление. Пусть индусы всегда помнят, что говорит на этот счет Атхарваведа, а христиане – запреты Моисея. Индивидуальный, чисто духовный ‘медиумизм’ - единственно безвредный вид, и зачастую возвышенный дар, который может развить в себе каждый человек.