Беседы с Психологом на Равных ч. 2

Вера Верина 3
МЫШЛЕНИЕ И ЭМОЦИИ

“Интересно а кто занимается мышлением?”
-Я, например)
-А вы знаете такие тесты?
-Нейропсихологическая диагностика, просто тесты на мышление из сборников, я сейчас на даче, поэтому не могу посмотреть авторов, Векслер. Но мне почему-то кажется, что мы разные вещи имеете ввиду, говоря о мышление. Вы что хотите узнать, какие моменты мышления?
- Есть ли искажение мышления, нарушение критичности,способности к обобщению,и т.д.  Меня интересуют все, но особенно интересует "способности к обобщению" как проблема аутизма или как разница между обычным или как называют " нейротипическим" и аутистическим мышлениями
А почему все другие настаивают на чувствах? вы?...как кто?..как простой психолог или специфический?
-Да, как специфический) Развитие мышление нужно, как правило, при нарушение именного его, при умственной отсталости и зпр. При аутизме действительно на первом плане всегда эмоции, так как, они нарушены первично, а всё остальное, в том числе, мышление, вторично.
(Это по Выготскому. Первичные, вторичные отклонения, согласны с этим?)
“ особенно интересует "способности к обобщению"
При нарушение эмоциональной сферы действительно могут быть специфические проблемы с обобщением. Вы с такой книгой знакомы http://www.koob.ru/linehan/ Очень хорошая книга вообще, а совсем не только про ПРЛ, там есть и про мышление. Я так быстро не могу написать, ночь подумаю, напишу.
Где это можно было бы почитать.....по Выготскому? как способность к обобщению связана с эмоциональной сферой.....?
Практика-сегодня кое-кто повлиял на мои эмоции негативно. Эмоции реагируют сразу...но потом я включила мышление и привела эмоции в порядок (это про связь эмоций и мышления)
А " искажение мышления" без умственной отсталости что это и как проверить?
......если это не бред ...нет потери связи с реальностью.....тогда бывают искажения или нет?
-Я имела ввиду сам характер переписки с тем мужчиной. Я всё не прочитала - а сколько вы переписывались и были ли попытки встретится лично?
-Там два мышления....всё натуральное. Очень мне напомнило мои общения с психологами. Я всё старалась их на чем нибудь "заякорить", ну как бы чтобы было хоть одно общее для обоих место, с которого можно бы было продолжать .....поиск следующего общего места...а они как-то всё время куда-то в сторону уходили от этой затеи...новые места изучать-обсуждать.....ну как-то так и там тоже
ОБОБЩЕНИЯ
-Где это можно было бы почитать.....по Выготскому?
У самого Выготского я точно не знаю. Но есть очень хорошая книга Сорокина "Специальная психология", она вообще про детей с нарушениями и про эти моменты, она маленькая в отличие от Лайнен. Для меня эта книга, наверное, самая важная для работы. http://www.koob.ru/sorokin/
“как способность к обобщению связана с эмоциональной сферой.....?”
Например, чтобы происходило обобщение жизненного опыта нужен нормальный эмоциональный фон. Эмоции должны развиваться и структурироваться. Если у человека нету спектра эмоций, есть только совсем плохо, ужасно и эйфорически хорошо, как при пограничном расстройстве личности, то жизненные события не превращаются в опыт. Нужно определённый уровень развития эмоциональной сферы для того чтобы происходило обобщение. При классическом ПРЛ нельзя говорить о константности Я, человек постоянно перепрыгивает из одного своего Я в другое, и там он не помнит, что было, а поэтому обобщать просто нечего.
Это в крайнем случае, но много вариантов, когда это происходит частично. Самый простой пример, когда мы ругаемся и заводимся, а потом можем искренне не помнить, что кто сказал и на что конкретно я так завёлся.
У Лайнен этот момент хорошо описан, это в начале книги, первые главы.
-Возможно, речь может идти о том, когда видят причину не по сути, а по близости, путая причину со следствием. Но это стандартные вещи, они есть у всех, поэтому и нужны психотерапевты. У кого-то их безусловно больше, у кого-то меньше.
Всё тоже недостаточное обобщения жизненного опыта, что может рождать отказ от логике вообще, если так проще. Это уже более тяжёлый момент. Но тут тоже можно выделить более болезненный, что ли момент и средне нормальный. То что, человек утверждает совсем бредовые  вещи, ну, совсем уж, не соответствующий действительности - это скорее будет более тяжелое нарушение, свойственное тем же людям с ПРЛ. Но причина такого будет просто вторичная выгода, а это уже, как у всех. И если со вторичной выгодой разобраться, то и вся проблема уйдёт. Поэтому это не шизофрения.
Это то что мне сейчас пришло в голову. А вы что скорее имели в виду под искажением мышления?

-Как насчет того что для ребенка дерево возле его дома и дерево возле бабушкиного дома не объединяются в одно понятия "дерева" а для него это разные вещи Это разве не к мышлению относиться?
-Да, мышление. То что называется аутическое мышление. Связано с недоразвитием эмоциональной сферы, ребенок нормально, в плане развития эмоций, не прошёл первый-второй год жизни. Это как раз когда надо увеличивать спектр эмоций и начинать забирать функции взрослого себе.
Во всяком случае очень на это похоже.
-А вы что скорее имели в виду под искажением мышления?
-Это не я-это слова психолога Поэтому я заинтересовалась. Дело в том что психологи тоже часто смотрят на следствие. Поэтому тут очень субъективно. Хотелось бы ОБЪЕКТИВНЫЕ критерии ...они вероятно есть в тестах

ОБЪЕКТИВНЫЕ КРИТЕРИИ

-Возможно, встает вопрос - а где здесь мышление, а где эмоции. Очень сложный вопрос, моих теоретических знаний так сходу не хватает, я опираюсь на практическое. На опыт коррекции.
- Связано с недоразвитием эмоциональной сферы,
-А не то что для аутичного мозга важны детали-это я об обобщении? У меня огромная проблема с обобщением-но я всё это вижу по другому
-Детали важны, да, но это следствие. Причина - нет константности Я, а как следствие не хватает опыта для обобщения. Чтобы обобщить нужно увидеть очень много деревьев. А "он" сегодня видит дерево перед домом, но завтра дерево в саду видит не "он", а "он гуляющий в саду", а вчера был тоже не он, а "он вышедший из дому". И так у ребенка тысячу "я". Ребенок в первую очередь себя, понятие себя, обобщить не может. Поэтому и весь мир не обобщается толком.
-у меня огромная проблема с обобщением-но я всё это вижу по другому
А как видите и что за проблемы?
Ребенок в первую очередь себя, понятие себя, обобщить не может.
об этом много написано-также своё и чужое-спокойно забирает чужое как своё (в этом что-то есть) Наш психолог велит вытаскивать у детей чужую еду изо рта-а толку никакого
Есть теория что дети себя не отделяют от всего остального-даже физически. Миллер из Бостона работает поднимая детей на метр от пола
У меня обобщение идет снизу вверх...все должно сходиться...подтверждаться и т д  Надо сделать большую работу чтобы сделать обобщение.....но потом уже меня с него не сдвинуть. Мне кажется обычные люди в основном делают обобщение легко и просто-на эмоциональном уровне "я чувствую что это так"...и этого достаточно...а потом под обобщение подстраивают детали. Вот этот товарищ (в диалоге) всё сыпал обобщениями
Обобще;ние поня;тий — логическая операция, посредством которой в результате исключения видового признака получается другое понятие более широкого объема, но менее конкретного содержания; форма приращения знания путём мысленного перехода от частного к общему в некоторой модели мира, что обычно соответствует и переходу на более высокую ступень абстракции
вот-а если у аутичного мозга другая модель мира?
-Ещё по "искаженное мышление"......чтобы его определить нужно иметь образец правильного.....а где он? А если перемешать мышление с эмоциями....то тогда вообще концов не найти. Я тесты очень уважаю, но не для "моих" клиентов.

Я вас не допоняла, напиши ещё немного, может с примерами.

А если перемешать мышление с эмоциями....то тогда вообще концов не найти
Оно  же всегда перемешано, как и всё в нашей психике. И главное, что эмоции сильнее мышления, как еще Фрейд говорил. Они перекроют любое мышление.

-вот-а если у аутичного мозга другая модель мира?
Конечно, мы же видим мир через себя,если есть недоразвитие Я-структур, то и мир другой. А вы это имели ввиду или что-то другое?

МОЁ МЫШЛЕНИЕ

“У меня обобщение идет снизу вверх...все должно сходиться...подтверждаться и т д Надо сделать большую работу чтобы сделать обобщение…”
-То есть, подбираете конкретные факты, складываете?  Если я вас правильно поняла, то да, это действительно особенность аутического мышления. Но в детском возрасте. Потом происходит и изменение мышления, и очень сильное воздействие эмоций и уже определённых ценностей и установок человека.
Вообще, даже у умственно отсталого человека мышление не самостоятельно, а на него очень сильно влияет общее отношение к жизни, а у человека с нормальным или более менее нормальным интеллектом, то тем более, и влияние очень сильное.
-Почему вы так решили? Или откуда такое утверждение? И на что оно меняется?
Я долгое время посещала взрослую группу и там было по-другому...все высчитывали..сравнивают со складыванием пазлов. Вот мне не хватало одного кусочка на теперешней работе и была полная бессмыслица. Потом клиентка подкинула недостающий факт и все сразу сложилось
“И главное, что эмоции сильнее мышления, как еще Фрейд говорил. Они перекроют любое мышление.”
-Я позволю себе с Фрейдом не согласится. Эмоции вступают в действие первыми но потом включаешь мышление и "воспитываешь эмоции" У меня так... Ну типа "ну и что ты расстроилась? Ты что ожидала что-то другого? неприятно конечно...но мы же знаем что это и откуда" ....глядишь эмоция негативная уже ушла (даже булочки не надо)
“Конечно, мы же видим мир через себя,если есть недоразвитие Я-структур, то и мир другой. А вы это имели ввиду или что-то другое?”
-раньше я видела мир через себя...страшное время...шишка на шишке......про развитие Я структур могу только догадываться не очень уверена что это. Мой босс говорит "каждый человек думает что он перфект...ну без недостатков..." Я так не думаю.....на мир через себя не смотрю. Мир -это мир...чем больше узнаю тем больше хочется "туда не ходить" и как аутист ребенок сидеть в своём углу
-Обычные люди делают обобщения-суждения на основании того что у них уже имеется...типа ваня делает что-то похожее на то что делает Саня...саня делает ЭТО значит и Ваня делает тоже ЭТО. Например наши спецы больше половины того что делают дети кладут под обобщение "он ищет внимания" ...хотя если посмотреть на детали поведения ребенка-это совсем не подходит.....ну и с этим я сталкиваюсь постоянно. Вы про теорию "mind-blindness" в курсе "слепота-мозга"? Короче мышление по сути своей устроено по другому.....и когда взрослые об этом узнают-они как заново на свет рождаются...я раньше очень много читала...но не научные дела-я им не очень доверяю...сегодня одна теория-завтра другая....главное как это всё работает на практике
-Если мышление включилось значит эмоция или уже ушла или её, такой большой и аффективной, и не было. Понимаете о чём я и Фрейд? Эмоции перекрывают любое мышление, но если человек более-менее с ними разобрался, может их понимать и контролировать, то тогда может и думать. Это имел ввиду Фрейд.
-Не очень-эмоция и есть эмоция...может быть большая...может маленькая… что вы имеете в виду под "эмоцией"? пойду погуглю
-Эмоции, как и многие другие психические явления, изучены слабо и понимаются разными авторами по-разному, поэтому вышеприведенное определение нельзя считать ни точным, ни общепринятым.
- Да “что есть чувства и  что эмоции”-это кажется всё ещё обсуждается
- Мы с вами про разные обобщение говорим. Давайте тогда уточнять. То что вы написали тут речь не про процессы обобщения и не про видение мира через себя. Видение мира через себя, я не имела ввиду, то что человек всё мерит собой, а то что человек, как вид воспринимает всё только своей психикой, а она может немного отличаться. А процессы обобщения, это основа мыслительной деятельности, механизмы нашего мышления. Именно механизмы и способы. У Выготского это описано в книге "Мышление и речь".
-ДА-это верно и что нам это даёт, учитывая что психика у обычных людей и у аутистов разная ведь...пойду погуглю психику.
-Это дает пути исправление. Это же разность в структуре психике, а не головного мозга, и значит можно изменить структуру. Изменить структуру значит сделать её более сложной, развить.
-Психика разве не зависит от устройства мозга?
-Это дает пути исправления.
-Исправления ЧЕГО именно?
-Подождите, мы же не говорим о грубом повреждение головного мозга, где просто части его нет, а об обыкновенном, среднем головном мозге. Вы о чём?
-Исправлению ЧЕГО именно?
Структуры психики. Мы ведь говорили о мышление, о эмоциях. Это всё психические структуры, которые у всех развиты в разной степени.
-ТАК. О чем мы говорим.  Структуры психики кого?.. ребенка умственно отсталого...или вполне интеллектуального взрослого?
- Я читала не одну научную статью-мозг аутиста и мозг обычный устроены по разному
-Я пока уверена в обратном. Я не видела ни одной такой статьи, если есть пришлите. Помните ту тему про аутизм, где мы обе переписывались, там всё написали, что тоже пока доказательств нет. Мой опыт работы с такими людьми говорит, что разницы нет. Потому что есть реальный результат от психотерапии. Присылайте статьи, конечно, прочитаю. Но вопрос остается открытым - а что это может дать, какую реальную пользу?
Знание -сила. Понимать что я не могу функционировать как Вася или Таня потому что мой мозг устроен по другому и искать свои пути-это много
ТАК. О чем мы говорим Структуры психики кого? ребенка умственно отсталого...или вполне интеллектуального взрослого?
-Любого человека, я просто говорю о структуре, как таковой. У нас у всех это развито по-разному. Например, эмоциональная сфера у очень многих не очень и мышление тоже. Поэтому и ходим к психологам
-Зачем ходим? Конкретно-я не очень поняла-менять эмоциональную сферу. Зачем? Я немного запуталась-честно. Что вы имеете в виду под структурой?
-Что значит эмоциональная сфера не очень. Что есть-ОЧЕНЬ?
-И мышление...есть эталон? нет же его
-Есть норма...большинство. Быть как большинство?...нормальным? Про это говорим?
-Я имею ввиду, что я работаю с людьми, и у нас есть прогресс, и я согласна с вами, что есть особенные вопросы, характерные именно для людей с аутизацией, например, то что вы писали
-Я долгое время посещала взрослую группу и там было по-другому...все высчитывали..сравнивают со складыванием пазлов. Вот мне не хватало одного кусочка на теперешней работе и была полная бессмыслица. Потом клиентка подкинула недостающий факт и все сразу сложилось. Но они постепенно решаются, такое мышление постепенно меняется.
-Какое мышление меняется на какое?
Зачем ходим к психологам? Конкретно-я не очень поняла-менять эмоциональную сферу. Зачем? Я немного запуталась-честно. Что вы имеете в виду под структурой?  Что значит эмоциональная сфера не очень. Что есть-ОЧЕНЬ?  И мышление...есть эталон? нет же его Есть норма...большинство. Быть как большинство?...нормальным? Про это говорим?
Нам пара спать, потому что я тоже немного запуталась)))
Вы в этом сообщение очень важные вопросы поставили, я завтра подумаю и отвечу вдумчиво и искренне, а то сегодня устала и напишу что-то с усталости.
Какое мышление меняется на какое?
Ага, хороший вопрос. Всё пойду думать и готовить ужин) До завтра.
-Спасибо-было очень интересно. Хорошего вам вечера

УТВЕРЖДЕНИЯ

Похоже мы с вами подняли сразу много вопросов и всё перепуталось. Правильно ли я поняла ваши утверждения
" мышление аутичного мозга и обычного в принципе одинаковы" У аутичного мышления -это просто отклонение от нормы и если с этим отклонением поработает психотерапевт, то оно исправиться
"эмоции (или чувства) сильнее или важнее мышления (я провела несколько консультаций на тему "мысли-чувства " и все-таки не поняла).
-Вы утверждаете что мышление не должно рассматриваться отдельно от эмоций...то есть как что-то полностью независимое?
-Да. У взрослого человека. У ребенка я считаю может, и при УО и при аутизме, и даже при ЗПР. У взрослого мы можем найти нарушения мыслительной деятельности, но рассматривать его, чтобы понять суть процесса, только в совокупности с эмоционально-волевой сферой.
- Правильно ли я поняла ваши утверждения
" мышление аутичного мозга и обычного в принципе одинаковы" У аутичного мышления -это просто отклонение от нормы и если с этим отклонением поработает психотерапевт то оно исправиться
-Да. Но тут я уточню, что если под нормой понимать достаточно широкий спектр. Человек может не стать великим мыслителем (а может и стать), но определенный уровень логики и обобщения будет. Про норму это не простой вопрос, - лучше бы на что-то опереться. Но пока так.
-но рассматривать его, чтобы понять суть процесса, только в совокупности с эмоционально-волевой сферой…а подтверждающий или объясняющий пример не дадите? Спасибо
"эмоции (или чувства) сильнее или важнее мышления (я провела несколько консультаций на тему "мысли-чувства " и все-таки не поняла)
-Скажем так, эмоции у всех людей берут верх над мышлением. И каждому из нас требуется или определённое воспитание, или работа с психологом или самостоятельная работа, чтобы было не так и мышление в повседневной жизни стало главнее эмоций, но в тяжёлых ситуациях всё-равно нужен другой человек чтобы разобраться со своими чувствами.
Вот такой пример. Женщина живет с мужчиной, который пьёт и ее избивает. Она действительно не понимает, какие могут быть последствия, это реальная слабость мышления? Как правило, у таких женщин действительно есть определенное нарушение мыслительной деятельности. Но...
Эти женщины имеет очень низкую самооценку. А рядом с таким ничтожным человеком она ощущает себя лучшей, хорошей, ответственной, не агрессивной, заботящейся и т.д. Ощущает, чувствует. И именно чувства заставляют её продолжать столь опасную жизнь. Когда у таких женщин самооценка даже немного поднимается, они бросают таких мужчин.
Да, исследование таких семей показывает некоторые особенности мышление таких женщин, но ведущим является эмоции-чувства. Как-то так, но будем обсуждать.
-Про норму это не простой вопрос, - лучше бы на что-то опереться. Если нет НОРМЫ то КАК? всё зависит от суждения психолога.....которое может быть необъективным?
а подтверждающий или объясняющий пример не дадите? Спасибо
-Нет, как я считаю, что норма есть. Нам с вами надо с ней определиться. Можно говорить о невротической норме с небольшим количеством пограничных черт. Мне это больше всего нравиться.
Как-то так, но будем обсуждать
-В вашем примере всё зависит от "запроса клиента"У меня такая ситуация есть-в семье моего бывшего клиента. Не видит женщина что муж издевается? видит.....может думает "бьёт -значит любит" или "у всех так-нужно терпеть" ..."ради детей" и так далее-жизненная философия или мудрость
То просит-Помоги !...начинаю помогать-у неё отношение уже поменялось
-Но ведь должно существовать чистое мышление, которое можно определить "в лабораторных условиях" без вовлечение жизненных эмоций -нейтральная ситуация и исследовать. Неужели везде эмоции?
-Да, есть. Например, нарушение причинно-следственной связи. Но исследуя мы приходим ко всей психике. И тут дело даже не в жизненных ситуациях, а в том что психика это целостная единая структура, система.
И если говорить об эмоциях. Мой пример бытовой. В этом, возможно, его недостаток. А если говорить о развитии психики. Сначала её нет, потом она рождается, сначала в ней то, что есть, существует раздельно, потом объединяется. Так примерно 6-18 месяцев есть просто мышление и просто речь, их развитие идет параллельно. Потом они встречаются и у нас появляется вербальное мышление и с тех пор мы можем рассматривать речь отдельно от мышления и наоборот, только очень редко,в специальных случаях. Вот я ещё про это. И это относиться к структуре психики, к ее формированию.
-вот тут не поясните подробнее-на примере может
-вербальное мышление -это думанье? я убеждалась много раз что у моих невербальный детей имеется внутренняя речь и я с ними общаюсь (несмотря на удивленную реакцию окружающих)
-Невербальные - это мутизм при аутизме? Да, там есть речь. Я полностью согласна и общаюсь с ними, с полной уверенностью, что они всё понимают. И можно устраивать им всякие проверки и тогда очевидно, что всё понимают)
-Я думаю что мутизм (у моей внучки был- я много читала) и невербальный аутизм -это не одно и тоже (не уверена) Но я не имею в виду что понимают..а именно говорят...звуками и тоном ...иногда целые предложения...так что понятно о чем хотел сказать. Я читала что ребенок внутри говорит нормальную фраз
-Да, я и это имела ввиду. В том плане, что при аутизме отсутствие нормальной речи часто не о многом говорит, в отличие от алалии или ОНР.у...словами...а наружу выходит ...то что выходит
-алалии....это что...эхолалия?
Вот определение, не частое заболевание.
Алали;я — отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте; причиной алалии, чаще всего является повреждение речевых областей больших полушарий головного мозга при родах
Тогда алалия похожа на мутизм-только мутизм имеет психологическую основу а алалия -физическую Алалия-это навсегда вероятно при ДЦП вероятно-у меня мальчик такой...но беседуем вовсю

-Да, поддается коррекции,но тяжело и не уверена что полностью, но ведь важно может человек нормально жить или нет, если правильная и длительная коррекции, то чаще может.
ПРОЦЕСС
- под процессом терапии мы что понимаем? Извините но у меня с профессиональным языком проблемы...(я к тому что процесс зависим от внешних обстоятельств-или нет)
-Вот такие женщины, что они думают, что они признают, ради чего поступают так, какие особенности мы можем у них наблюдать, в том числе, с помощью сравнительных исследований, что именно влияет на изменение их поведения.
Вот если всё это взять вместе и попробовать построить некую объемную схему - структуру процесса. А именно процесса, потому что это не нечто застывшее, а меняющееся, это живой динамический процесс. Он может измениться и под воздействием внешних моментов, как вы писали, но даже и без них это процесс, а не данность внутри женщины. Это первым сказал психоанализ.
с помощью сравнительных исследований, что именно влияет на изменение их поведения. Т е берете 10 женщин в таких ситуациях.....и выводите среднюю величину-показатель-описание ...процесса? Да?
-Лучше берём минимум 20 женщин, терпящих насилие, и 20 с одним случаем насилия, после которого был развод. И смотрим есть ли статистически достоверные различия. Это классический научный метод.
-Не обижайтесь пожалуйста-к вам это не относится,  но для меня это самый ненавистный факт.......Вот так тебе и говорят...ты должна хотеть то-то, чувствовать то-то, желать того-то...потому что когда-то где-то это научно определили и в книжку записали. Можно биться головой об стену, доказывая что это не так...но это всё только усугуби. Раз сопротивляешься-значит так оно и есть. Я знаю-я изучала это долго...это замкнутый круг. За 17 лет с психологами вот это самое ужасное. Каждого просила-ну доверяй мне, а не учебнику-я себя знаю-нет, не могут.....Ну ладно это я так к слову
- хорошо - когда сильная эмоция-например у меня мышление вообще отключается-я ничего не соображаю-если на улице то не знаю куда идти.....вы про это?
-но так это стресс-сильная эмоция-это стресс....
а без стресса просто может же быть отдельное мышление-логика причина-следствие...ну и тд......вот ЭТИМ никто и не занимается похоже...я проверяла..потом нашла статью неплохую и с психологом проработали...но она включила в суждение необъективность

ЯЗЫК ТЕЛА

Добрый День!
Психологи вовсю обсуждают "язык тела" Трампа..и расшифровывают рукопожатия и похлопывания...что для аутичного человека у которого всё по другому это, что говориться "плохая новость" Обратите внимание на "глазной контакт Трампа и Путина-большая разница. Я читала статью как американцы диагностировали Путина с Аспергером, а сына Трампа-аутистом. Аутизм -это вообще уже больше политика.....судя по тому что пишут журналы (не научные)
Вспомнила что у одного из моих бывших психологов брат работает в сфере изучения мозга аутистов. Сам он знал очень мало-почти ничего и я его просвещала...но не очень успешно. Он сам усталый, депрессивный и полный страхов за свой статус. Он не виноват-система такая на страхе основанная. В общем я спрошу что там нового в науке
У меня есть идея серьезно поучиться научным знанием  (Выготского и соратников и также  Юнга..)
-Я действительно очень рекомендую Сорокина, она маленькая и очень ценная. Если не читали, Лубовского "Специальная психология", это классический учебник, ничего особенного, но один раз его нужно прочитать обязательно, И Выготский "Мышление и речь", это по-настоящему великая книга, большая, но читается достаточно легко.
-И Выготский "Мышление и речь", это по-настоящему великая книга, большая, но читается достаточно легко.
-читала спасибо- много его вещей просмотрела-по дефектологии......но сейчас совсем другой подход к сожалению ......Сорокина немного просмотрела-там все общие места какие-то-пока не зацепило...посмотрю .Лубовского...у меня как-то с современной психологией не очень получается...дружить.....вот Выготского бы читала и читала...даже несмотря на количество специфических терминов...в которых я не разбираюсь

СИЛЬНАЯ ЭМОЦИЯ-ЭТО СТРЕСС

-Но так это стресс-сильная эмоция-это стресс....
-А просто может же быть отдельное мышление-логика причина-следствие...ну и тд.
Да, это стресс. Но это стрессом называется только если у человека хорошо развита эмоциональная сфера. Первое, что рождается у ребенка это просто хорошо и плохо, это две эмоции, они одинаковы по силе. Если дальше было эмоциональное развитие, то из этих двух эмоций постепенно появляются другие, они разные по силе, например, страшное горе, горе, сильная печаль, печаль, грусть, легкая грусть. И они очень разные по содержанию - радость, досада, разочарование, надежда, предвкушение и т.д. и т.п. Ничего этого вначале нет. Сначала нет ни психики, ни ее отдельных сфер.
Потом первые две эмоции. И если в развитие эмоциональной сферы произошли нарушения, то такого разнообразного спектра эмоций не родится, их не будет у человека.
Кстати, к слову о том, что такое норма. Вот наличие разнообразных эмоций - это норма для эмоциональной сферы.
-Далее. Если человек не способен чувствовать разные эмоции, то он всё чувствует в очень небольшом спектре эмоций. Так например он может чувствовать страх, ярость, что ему невыносимо плохо и что ему очень тяжело, он не чувствует ни печали, ни грусти, ни легкого раздражения, ни обычного возмущение, только то что я написала. И тогда тот стресс, который вы написали он чувствует очень часто. Ситуация для многих может быть совсем и не стрессовая, но неприятная, а у человека не родилась эмоция "мне неприятно", он может чувствовать в неприятной ситуации только или страх, или очень тяжелое плохое состояние. И это и есть стресс.
-Понятно
- Это называется не развитая эмоциональная сфера. Нормально развитая эмоциональная сфера без помощи психолога встречается по-настоящему редко. Конечно, у всех разный уровень. У меня вот так как я описали никогда не было, но проблемы и были и до сих пор есть.
-При чем тут психолог-не ясно, но это верно,что они не любят обсуждать мышление-любят эмоции.
-Если дальше было эмоциональное развитие, то из этих двух эмоций постепенно появляются другие, они разные по силе, например, страшное горе, горе, сильная печаль, печаль, грусть, легкая грусть.
Кто может их измерить?
Интересно что у меня по поводу ситуаций существуют одни эмоции-а психологи в один голос твердят "у тебя обида!" а у меня и близко обиды нет...Однажды мне дочь (после того как стала психологически грамотная) пыталась доказать, что я рассердилась (лицо стало красным) а у меня была совсем другая эмоция. Я часто просто чувствую досаду (ну опять!!!) ....читатели эмоций видят совсем другое
Тогда вопрос ....БЕЗ МЫШЛЕНИЯ правильной эмоции не ПОНЯТЬ и не осознать...
Какая разница кто сколько разных эмоций испытывает (5 или 10) если их не осознает
Сколько разных эмоций должен испытывать человек чтобы считалось "он в норме"
Знаете у нас был мальчик-не видел не говорил и не мог двигаться...но у него была такая необычная аура или энергия что все об него "лечились" Постоишь 5 минут-пообщаешься...и всё...как новый. Так вот однажды я ему сделала книжку из фотографий вернее не ему а персоналу чтоб давали ему игрушки. Короче я ему дала игрушку и снимала его в течении нескольких минут. Так у него сменилось столько выражений лица...прошло (если так можно сказать) столько разнообразных эмоций-я очень поразилась...обычно он лежит и лежит себе...а оказалось столько различных эмоций. Понаблюдаю за своими парнями. Я как фотограф по выражению лица эмоциональную палитру определяю, но с мышлением не связывала никогда
Значит показатель "нормы" это развитая эмоциональная сфера....наверно есть тесты и какие-то нормативы...так как есть люди сильно эмоциональные и не очень
-Сорокина немного просмотрела-там все общие места какие-то-пока не зацепило...посмотрю ещё
-Так почему-то многие думают про Сорокина, но далеко не все. Почитайте, там чистая практика. Я на этой книги большую часть всей работы основываю.
Там две-я наверно не ту просмотрела
-"Специальная психология", может и ту, как я писала, почему-то её иногда воспринимают как чисто теоретическую.
“Психологи вовсю обсуждают "язык тела" Трампа..и расшифровывают рукопожатия и похлопывания..”
-Я не поняла из вашего сообщение как вы к этому относитесь, я так. Это ничего не значит, так говорят все серьезные политологи, это просто прикольные трёпы бездельников. Это ничего не значит вообще. Я, кстати, сейчас смотрела "60 минут", вот там, слава Богу, хоть это не обсуждали почти, только один говорил, что Путин был напряженный, а так говорили по делу.
-Рукопожатию придают большое значение и люди этому обучаются, чтобы пройти интервью. О "языке тела" написано уйма всего и "нормальный" мозг черпает оттуда много информации...и придают этому большое значение...и психологи....к сожалению...
“Не обижайтесь пожалуйста-к вам это не относится но для меня это самый ненавистный факт..”
-Не обижаюсь. Под классическим научным методом я имеею ввиду, не то что
ты должна хотеть то-то, чувствовать то-то, желать того-то...потому что когда-то где-то это научно определили и в книжку записали.

НАУЧНЫЙ МЕТОД и ДОГМА

А то что было проверено, что если группа больше 20-ти человек, то мы можем говорить об общих результатах. Если группа меньше, то, например, у нас может быть 14 человек со средней самооценкой, а один со сверхнизкой и если мы посчитаем средний результат, то он получиться, что у этих 15 человек низкая самооценка, что просто ложь. А вот если 20 человек и больше, то даже очень отличающийся показатель, среднее не испортит. То есть, если у нас 30 человек и у 28 нормальная самооценка, а у двух низкая, средний показатель будет - нормальная. Но часто к среднему считают ещё один показатель, тогда уже точная гарантия. Это просто математика для удобства подсчета, тут нет никаких догм..
-Их потом используют в практике как догмы
-Это грубые ошибки или намеренные злоупотребления. Они должны использоваться только для доказательства достоверности исследования. Например, у меня на дипломе были группы по 34 человека - это достоверно. Но я решила выделить из этих групп ещё подгруппы и получилось 15-19 человек, результаты оказались интересные, но я специально сказала, что группы маленькие и результаты не полностью достоверные.
-Кто может эмоции измерить?
-Это называет сам человек. Тут нет измерение, потому что если человек не может назвать, то нам просто нечего мерить, увы)
-У меня своё исследование. По моей личной ситуации было поставлено около 10 различных психологических "диагнозов" и ни одного из психологов мне не удалось переубедить что его "диагноз" неправильный...Ни одного....и "диагноз" они ставили почти сразу...поэтому я считаю это как бы "нормой"...К психологам хорошо ходить психологически образованным,чтобы не пораниться об них