Бег на месте

Игорь Кутузов
Официальные российские СМИ и чиновники регулярно снабжают нас статистической информацией, создающей впечатление, что экономика страны постоянно движется вперед. Но это иллюзии, точнее — ложь.
Мы же знаем крылатую фразу, приписываемую Марку Твену: «Существуют три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика». Иллюзии экономических успехов достигаются за счет того, что ловкие журналисты и чиновники подыскивают максимально удобную «базу», т.е. такие показатели в прошлом, на фоне которых последние показатели выглядят выигрышно.

Вот и в этом году нам обещают прирост ВВП. По оценкам Банка России — на 1,5;2,5%. А Минэкономразвития дает даже более высокую оценку — на 2,8%. Но это прирост по сравнению с прошлым годом, который следует считать низкой базой. Ведь в 2022 году ВВП сократился на 2,1% по сравнению с 2021 годом. Получается, что, скорее всего, нам удастся лишь вернуться на позиции позапрошлого года.

Реальный ВВП России вышел на уровень 1990-го лишь в 2012 году. И за период 2012—2022 гг. России удалось приподняться над уровнем РСФСР 1990 года менее чем на 9 процентов. Среднегодовой прирост реального ВВП за последнее десятилетие менее одного процента. Ведь советский уровень производства сегодня — это не тот, что был в 1990 г. в РСФСР, а тот, что стал бы при советских темпах роста».
В 1980-е годы, которые мы привыкли называть «застойными», среднегодовые темпы прироста промышленного производства составляли 3,4%. Если бы темпы «застойного» времени сохранялись все годы существования Российской Федерации, то сегодня (в 2023 году) промышленное производство составляло бы не 102 процента от 1990 года, а 298%.

Иначе говоря, мы отстроили бы еще две промышленности того масштаба, которая существовала в 1990 году. О том «застое», который был в советской экономике в 1980-е годы, нам сегодня и мечтать не приходится.
Экономическую динамику России за три с лишним десятилетия можно сравнить с движением черепахи. А можно ее назвать «бегом на месте». Если выражаться профессиональными экономическими терминами, то это перманентная «стагнация», «застой», «депрессия».В результате наши позиции в мировой экономике неуклонно ослабевают. По оценкам МВФ, в 1992 году доля Российской Федерации составила 4,86%.

Уже скоро доля России в мировом ВВП будет меньше половины того, что было у России (РСФСР) в конце 1980-х. Кроме того, Россия может откатиться на 6-е место в мире по величине реального ВВП, пропустив вперед динамично развивающуюся Индонезию. Понятно, что пока это лишь предположение, которое базируется на простой экстраполяции тенденций предыдущих лет. Но экстраполяция эта зловещая. Чтобы остановить дальнейшее ослабление позиций России в мировой экономике, нужны радикальные реформы, но о них пока ничего не слышно.