Бомбам всё равно, кого убивать

Олег Каминский
На снимке: Фугасная авиационная бомба ФАБ-5000.

Огромный вклад в дело Победы 1945 года внесла советская авиация дальнего действия. Можно с уверенностью сказать, что не было ни одной крупной боевой операции, в которой не принимали участие наши дальние бомбардировщики. В основном, их целями были города и другие населенные пункты, железнодорожные станции, скопления вражеских войск и техники.

Крупный белорусский город Могилев за время войны несколько раз подвергался ударам нашей авиации дальнего действия. Один из самых тяжелых налётов с большими разрушениями, город пережил в ночь с 27 на 28 мая 1943 года.               

Налёту предшествовала тщательная разведка наших подпольщиков и партизан. Именно с их помощью были получены разведданные о скоплении в Могилеве большого количества воинских частей, штабов и техники противника. После этого, силами около 100 бомбардировщиков, по городу был нанесён мощный удар. 

Вот как описывает этот налёт в своей книге, советский маршал авиации А. Е. Голованов, командовавший в войну дальней авиацией:

«В ночь на 28 мая 1943 года в результате массированной бомбежки железнодорожного узла Могилев были полностью уничтожены находившиеся здесь эшелоны, в том числе три с военной техникой и три с гражданскими немцами, собранными по приказу для эвакуации в Германию, разрушены станции Могилев-2, Могилев-8, мост через Днепр, уничтожено два склада с боеприпасами и один с продовольствием.

В городе число уничтоженных гитлеровцев достигло 4000 человек, в том числе много летного состава. Центральная часть города, где жили немцы, разрушена до основания. Уничтожены квартиры и общежития немцев на улице Селянского, разбиты три дома, где помещался штаб, — уничтожено до 300 немцев, дом гестапо — уничтожено до ста немцев. Разбиты 1500 автомашин и до ста мотоциклов»…

Поясню, что этот бомбовой удар по Могилеву нанесли несколько авиаполков дальней авиации, в том числе 746-й и 890-й из состава 45-я авиадивизии дальнего действия, которой командовал полковник В. И. Лебедев. А вооружена дивизия была тяжелыми бомбардировщиками Пе-8.

16 этих четырехмоторных гигантов в период 23.21-23.55 с высот 3.250-4.100 метров бомбардировали Могилев. Они сбросили 2 ФАБ-5000 (с самолетов 746-го полка пилотируемых летчиками Н. А. Ищенко и В. М. Зеленским), 2 ФАБ-2000, 12 ФАБ-1000, 52 ФАБ-500, 44 ФАБ-250, 68 ЗАБ-100, 28 САБ-100, всего 204 бомбы общим весом 69 тонн 840 килограмм. Замечу, что бомба ФАБ-5000 была самой крупной на то время, применяемой в советских ВВС. Воронка от взрыва такой пятитонной бомбы достигала 100 метров в диаметре.

Условия бомбардирования цели самолетами Пе-8 были хорошими. Пламя пожаров от бомбардирования самолетами других соединений наблюдалось на подходе к цели за 100 километров. Пожары в городе и серии осветительных бомб позволяли экипажам точной выйти на цель и прицельно бомбардировать её.

Одна ФАБ-5000 разорвалась мгновенно в центре города, дав огромной силы взрыв, пламя от разрыва бомбы покрыло площадь в радиусе 100 метров, осветив кварталы города. От разрыва бомбы возникли пожары в центральных городских кварталах.
   
Вторая ФАБ-5000 разорвалась в юго-западной части города, где возникло 6 мелких пожаров.
    
Остальные сброшенные бомбы разорвались в центральной, северо-западной и западной частях города, а также на ж.д. станции сортировочная и пассажирская.
    
По наблюдению контролера все серии бомб положены в цель.
    
В результате бомбардирования возникло 30 очагов пожаров, из них 12 пожаров крупного размера, предположительно горели кварталы города, склады и эшелоны на сортировочной и пассажирской станциях. Пожары сопровождались большим количеством взрывов. Экипажи наблюдали до 14 взрывов.

По заключениям контролирующих командиров, а также по донесениям экипажей Пе-8 цель обработана отлично. Всего при отходе от цели отмечено свыше 50 очагов пожара. Пожарами охвачены все части города Могилева, а также пригород Луполово, в котором возникло 7 крупных очагов пожара. Черным дымом от пожаров застилался весь город.   

Да, надо признать, результаты бомбардировки были впечатляющими. Вот что по этому поводу записано в сводке 6-го немецкого воздушного флота:

«В ночь с 27 на 28 мая 1943 года сильный воздушный налёт на Могилев; около 350 фугасных и 150 зажигательных бомб. Большие повреждения зданий. Места расквартирования, прежде всего квартиры, находящиеся в распоряжении войск группы армий «Центр», на около 2.500 человек уничтожены. Многочисленные другие здания тяжело повреждены. Радиостанция Могилева, хозяйственное учреждение, места ночёвки для солдат, обе полевые почтовые конторы и почти все телефонные линии связи разрушены.
Городская больница, детский дом и медицинский институт сильно повреждены.    
Многочисленные дома местных жителей разрушены.
Около 20 фугасных бомб упали на железнодорожные сооружения, 7 путей повреждены, движение поездов ограничено.
Мост через Днепр в результате прямого попадания частично разрушен. Передвижение производится паромом. Строится понтонный мост».

Там же было сообщено о людских потерях.

«Вооруженные силы и вольнонаёмный состав вооруженных сил:
47 погибших,
5 пропавших без вести,
100 раненых, из них 50 тяжелораненых.

Гражданское население:
145 погибших,
136 раненых».

Правда, немецкие данные наверняка не полные: вероятно, какое-то количество людей, немцев и советских граждан, ещё находились под завалами зданий.

Ну, насчет потерь врага всё просто и понятно. Зато ужасно сознавать, что сотни мирных жителей пострадали от бомб, сброшенных своими же самолетами. Конечно, война без жертв не бывает. Однако всё-таки становится как-то не по себе от мысли, что тяжеленными бомбами лупили по своему городу, в котором, кроме нескольких тысяч военнослужащих противника, находились также более 10 тысяч своих же советских людей, в основном женщин, детей и стариков…