Актер Игорь Старыгин

Александр Щербаков 5
8 ноября 2009 года не стало Игоря Старыгина…
Этот актёр занимал особое место в советском кинематографе. Более пятидесяти кинообразов Старыгина выделялись необыкновенной обаятельностью и интеллигентностью. И неважно, играл ли он роль из старого классического произведения или нашего современников.

Первая популярность пришла к 20-летнему студенту ГИТИСа после роли старшеклассника Кости Батищева в фильме Станислава Ростоцкого «Доживём до понедельника». Сразу после премьеры фильма режиссёр Евгений Ташков пригласил Старыгина на роль адъютанта Микки в свой знаменитый пятисерийный фильм «Адъютант его превосходительства». Это была вторая знаковая роль в карьере молодого актёра, которая принесла ему всесоюзную известность.


В дальнейшем режиссёры вовсю использовали амплуа симпатичного интеллигентного парня, даже когда самому актёру уже было за сорок.

А ведь до 17 лет Игорь даже не задумывался об актёрской профессии. С детства он мечтал стать разведчиком-нелегалом, каким был его родной дед. Родители не приветствовали такой выбор, а он всерьёз готовился к этой профессии. В школе делал нажим на английский язык и готовился к поступлению на юридический факультет. Также, как в своё время сделал его дед.

Но за пару недель до вступительных экзаменов в юридический одноклассники уговорили его пойти с ними за компанию в театральный институт. Игорь воспринял это как увлекательное приключение и согласился, не надеясь, что потупит. В 60-е годы там был конкурс около сотни человек на место. В итоге из семи его друзей приняли только Старыгина.

После получения диплома его распределили в труппу Московского ТЮЗа, но на симпатичного и талантливого актёра уже положили глаз кинорежиссёры.

За первые десять лет карьеры он снялся в пятнадцати фильмах, при этом, не пропустив ни одного театрального сезона.

Он ещё со школьной скамьи нравился девочкам. А в ГИТИСе в него были влюблены почти все студентки курса. Помимо привлекательной внешности, у Игоря был хороший вкус и изысканные манеры. Он элегантно одевался, был начитанным и неплохо говорил по-английски. Всё-таки в своё время готовился стать разведчиком на Западе.

Но был и недостаток, который, впрочем, не мешал успеху у девушек, но не нравился преподавателям. С их точки зрения, у него была не очень хорошая дикция. И он старательно занимался её исправлением. И даже добился в этом заметного успеха.

Тем не менее в кино его часто переозвучивали. Особенно ему было обидно, когда роль Арамиса в знаменитом фильме «Д’Артаньян и три мушкетёра», которую первоначально он озвучил сам, режиссёр решил переозвучить после того, как фильм уже был смонтирован.

Причем Игорь узнал об этом не сразу. А когда впервые увидел картину, где его Арамис говорит голосом Игоря Ясуловича, раздражённо морщился и не мог принять это образ.

Игорь Старыгин официально был женат пять раз. Хотя романов его жизни было ещё больше. Во втором браке с актрисой Мирой Ардовой у Старыгина родилась дочь Анастасия. После был третий брак и последующий тяжёлый развод с танцовщицей Ириной Пуртовой, которая, по сведеньям друзей, просто использовала Игоря в своих корыстных целях, беззастенчиво пользуясь его любовью.

А после развода с четвёртой женой, продюсером Татьяной Сухачёвой, он лишился своих сбережений и большой квартиры. А заодно здоровья и нервов. Та наняла опытных адвокатов и оставила актёра практически ни с чем в хрущевской «однушке» на окраине Москвы. В конце 90-х это было обычным делом. Но Игорь позже рассказывал, что всех жён искренне любил, да и вообще каждый раз женился исключительно по любви.

Последней женой и его любовью стала журналистка Екатерина Табашникова, которая однажды приехала к нему домой, чтобы взять интервью. Она была моложе на 20 лет и уже давно была влюблена в актёра на экране.

Она была шокирована тем, что её кумир жил один в маленькой обшарпанной квартире с протекающим потолком и старой мебелью. Он заметил в её глазах немое удивление и виновато сказал: «Я угас…».

В то время ему было уже за пятьдесят. Он был похудевшим, уже чуть сгорбленным седым мужчиной, который испытывал нужду. В кино его приглашали редко, а в театре после инсульта полноценно играть он уже не мог, так как часто подводила память.

Екатерина стала его ангелом-хранителем. Она с любовью ухаживала за актёром и подарила Игорю Владимировичу несколько счастливых лет.
Его не стало после очередного инсульта в ноябре 2009 года. 63-летнего заслуженного артиста России похоронили на Троекуровском кладбище.

Неожиданно для вдовы на похороны пришли сотни людей, среди которых было немало коллег. Она была удивлена такому вниманию, так как при жизни о нём вспоминали редко. На траурной церемонии в Доме кино Всеволод Шиловский сказал: «Если бы он видел, сколько людей пришли проститься с ним, видел ваши лица, он был бы по-настоящему счастлив».

Недавно мне на глаза в интернете попалась заметка, опубликованная летом этого года автором под ничего не значащим ником.  Привожу её дословно.
***
А вот 3 июня этого года могло бы исполниться 77 лет актеру Игорю Старыгину, ставшему знаменитым после роли Арамиса в «Трех мушкетерах».

Игорь Старыгин не очень жаловал журналистов. Чтобы уговорить его встретиться, пришлось заручиться протекцией его лучших друзей «мушкетеров» и их экранного «врага де Жюссака» - Владимира Балона. Только благодаря этому интервью получилось удивительно откровенным, и, как оказалось, стало одним из последних.

Вспоминая актера, публикую самые интересные выдержки из этой беседы.
«Моя бабуля говорила, что породой я пошел в прадедушку – такой же высокий, худой, он был церковным служащим. А вот мои родители - обыкновенные технари. Папа был гражданским летчиком, мама сначала в милиции работала секретарем, а потом продавала билеты в театральной кассе на «Соколе». Отца я очень мало знал – когда он от нас ушел, мне и года не было. Он очень рано умер – в 44 года.

Главным мужчиной в нашей семье был дед – мамин отец. Он был суровым, замкнутым человеком, работал в НКВД, и все его немного побаивались. В 1940-е годы, когда моя мама, молодая тогда женщина, отрезала свою шикарную длинную косу, чтобы сделать модную прическу, дедушка так рассердился, что при всем дворе отхлестал ее ремнем... Конечно, я тоже его побаивался, но уважал. Помню, однажды я увидел, куда он прячет свой пистолет «ТТ», и, когда все уходили, тайно им поигрывал.

Может, тогда и пришла идея – стать разведчиком. Классе в девятом я признался деду: хочу, мол, в школу милиции поступать. На что он мне ответил: «Если уж идти по этой стезе, то серьезно. Поступай-ка сперва на юрфак МГУ, чтобы была база хорошая, а потом разберемся». Насколько я его понял, речь шла о школе КГБ и дальнейшей работе в разведке. Учитывая наличие (не скажу, что великого актерского таланта), но некоторых способностей перевоплощения, думаю, «шпиен» из меня вполне мог бы выйти неплохой.

В театральной студии я оказался за компанию. Помню, к нам в школу пришел немолодой актер и предложил всем желающим поучаствовать в пьесе про то, как молодые люди собираются ехать на целину, а родители их не пускают. Я, может, и не пошел бы никуда, но мне тогда очень девочка Катя нравилась из десятого класса. И я согласился участвовать, скорее, из-за этой Кати. Самое смешное, что чуть позже я уже из-за другой своей пассии записался в студию при театре имени Гайдара. Вот так можно сказать из-за девчонок я и стал актером.
И слава Богу, что я попал в театральную студию! Может, это меня и спасло. Ведь благодаря этому я не попал на улицу, не оказался в криминальной среде, что было довольно реально – Плющиха-то, где мы жили, райончик был еще тот. А рядом самые бандитские места в Москве - Ростовские переулки с бараками, очень многие мои знакомые там «сгорели».

Документы в ГИТИС я подал больше шутки ради. И даже не готовился, потому что собирался поступать на юрфак. Вышел к приемной комиссии и прочитал «Василия Теркина», которого выучил в пятом классе к школьному празднику. Представьте, это мой-то «суповой набор» с лицом Казановы читает героического Твардовского. Комиссия обалдела, а председатель спрашивает: «У вас есть еще что-нибудь?». «Нет!», - отвечаю безразлично. «Ну, наглый ты, пацан!», - сказал председатель приемной комиссии и перевел меня сразу на третий тур.

В фильм «Доживем до понедельника» я попал случайно. Удивительная история! Мы с ребятами, как вечно голодные студенты, все время искали, где бы подзаработать и мотались по всем студиям, как тогда было модно - «продавались на лето». И вот на киностудии имени Горького открываем одну дверь, вторую, третью: «Вам артисты не нужны?» И видим двух удивительно красивых мужчин - Станислава Ростоцкого и Вячеслава Тихонова, они тасовали стопку фотографий подростков. Взглянув на наши наглые рожи, Ростоцкий огорченно произнес: «Нам нужны ребята помоложе». Но на этом история не закончилась. Вскоре меня разыскала второй режиссер по актерам Зоя Курдюмова и пригласила на фотопробы. Несмотря на то, что на роль Кости Батищева у меня было много конкурентов, Ростоцкий почему-то выбрал меня.

Как режиссер, он меня поразил. Никаких репетиций, никакой конкретики по роли. Просто собирал наш «класс», сидели и трепались о домашних делах, о спорте. Еще он много рассказывал о войне… Может, поэтому фильм и получился, что за счет личного общения ему удалось сплотить нас в команду единомышленников, которым достаточно было сказать слово «Мотор» и ребята делали все как надо. Если честно, мне-то и играть ничего не пришлось – надо было только органично произносить текст.

А потом была премьера. Это было потрясающе! Главный киноконцертный зал страны «Россия» - битком. Фильм кончился, в зале – гробовая тишина. И вдруг, как бомба разорвавшаяся – аплодисменты! Со мной рядом Юрка Чернов стоит, весь в соплях – плачет. И я тоже заплакал.

«Доживем до понедельника» я очень люблю. Но отсчет своим киноролям веду от ленты «Обвиняются в убийстве», которую потом назвали чуть ли не первой советской психологической драмой. Объясню, почему для меня эта картина важна. Я поиграл в своей жизни разных негодяев, но такую сволочь, такого интеллигентного подонка, я больше не играл. Я счастлив, что попал в эту картину, потому что после «Понедельника» было много приглашений на таких вот пацанов–школьников, институтских заводил, современных, циничных. Ведь сразу пошла волна кинолент «под Ростоцкого» на тему тонких отношений «школа-учитель». Я отказывался, и считаю, что от этого только выиграл. Кстати, если раньше меня заваливали письмами с признаниями в любви, то после «Обвиняются в убийстве» я получил «миллион» откровений на тему «ты - убийца», «сволочь», «гад», «ненавижу», «давить таких надо» и так далее. Я понял, что роль удалась.

Еще люблю сериал «Государственная граница». Мало кто знает, что этот фильм не хотели выпускать в эфир. После просмотра первых двух серий (а их всего должно было быть двадцать шесть) худсовету категорически не понравилось, что показали очень уж положительных офицеров белой армии - «чересчур интеллигентных и умных». Фильм решили отправить на полку. Спасло то, что один из сценаристов Алексей Нагорный (кстати, известных летчик, Герой Советского Союза) был одноклассником дочери Брежнева - Галины, они дружили. Нагорный позвонил ей, она организовала просмотр для высокопоставленных сотрудников МИДа. И фильм прошел на «ура». На следующий день Галина позвонила своему папе и рассказала, что дипломаты от картины в восторге, а Госкино и председатель Гостелерадио Лапин его «тормозят». Буквально через неделю ее показали по ТВ. Потом за свою роль я даже премию КГБ получил.

Если честно, я не люблю свои фильмы смотреть. Слишком красивеньким я был для мужика, слащавым. Как мне многие говорили: «Есть в твоем лице что-то девичье». Даже когда я был совсем маленьким и носил длинные белые кудряшки (это мне мама рассказывала), прохожие подходили к нам на улице и говорили ей: «Какая у вас красивая девочка!», на что я очень обижался и возмущенно кричал: «Я масик! У меня уже «тютюня» есть!». Ха-ха-ха! В старших классах, когда мы ходили на танцы в парк имени Горького, где в те годы играли живой джаз, сейчас стыдно признаться, но я вынужден был себе «гримировать» синяки под глазами, чтобы хотя бы чуточку себя «состарить» и выглядеть помужественней. Наверное, со стороны это выглядело очень смешно, а кому-то, возможно, казалось даже «подозрительным», но другого выхода я не видел.

И популярность меня всегда тяготила. Дело в том, что я жил в доме на Ордынке, на первом этаже. И все, как на экскурсию, ходили на меня смотреть. Летом ходишь по квартире полураздетый, а тринадцати-пятнадцатилетние девчонки - в окна таращатся. И окна толком не занавесишь – жарища же. Я же не ездил, как многие сейчас на лимузинах, а ходил пешком, добирался общественным транспортом. Поэтому и за руки на улице хватали, выпить предлагали. Это не могло не раздражать.

Хотя в моей жизни был случай, когда одна из моих поклонниц меня буквально спасла. Несколько лет назад у меня был крайне тяжелый период в плане здоровья – обострились проблемы с сосудами, за полтора года я перенес пять операций. И в каком-то интервью я вскользь об этом сказал. Вдруг звонок из Турции. Оказывается, наша молодая соотечественница, имеющая в Турции бизнес, прочитала это интервью, каким-то чудом разыскала мой телефон и (извиняясь за беспокойство!!!) предложила мне помощь. Я был очень тронут. Она присылала мне лекарства, которые в Москве днем с огнем не сыщешь, словом, очень мне помогла. Потом она приезжала в Россию, мы познакомились. Я ее спросил: «Почему вы это делаете?» И она достала из сумочки фотографию своего погибшего мужа. Оказалось, вылитый я – один к одному. Невероятно

После «Адъютанта его превосходительства» кличка Микки ко мне прилипла аж до «Трех мушкетеров». А сейчас меня зовут не Игорь Старыгин, а Арамис. Думаю, под этой кличкой я и выйду… «в тираж». Но надо честно признать, что, конечно, эта картина про мушкетеров дала нам всем много чего. А мне - особенно. Конечно, ворчу, что надоели за 35 лет одни и те же вопросы, а куда я без него.

К тому же, уверен, аналогов съемкам «Трех мушкетеров» в истории кино не было никогда. Это была и классная работа, и потрясающий отдых. Как мы снимали, я, честно говоря, и не помню. Потому что из жизни все переходило в кадр, из кадра - в жизнь, мы только костюмы меняли. И в ресторане нас могли в кредит накормить, напоить, и в магазине дать ящик водки бесплатно. Денег же у нас постоянно не было – мы забирали зарплату за несколько месяцев вперед, все уходило в «общий котел», и этого хватало от силы на несколько дней.

И то, что все самые красивые девчонки побывали у нас в гостях, чистейшая правда - я до сих пор удивляюсь, как всех нас не поубивали. Самое смешное, что, когда Хил (режиссер фильма Юнгвальд-Хилькевич) сравнивал наших «подружек» и тех «фрейлин», которых набирали в массовку для «королевы Франции» Фрейндлих, он недоумевал. И даже орал на ассистентов по актерам: «Посмотрите, каких кикимор вы мне приводите и какие королевы с этими пьяницами мушкетерами».

Помню, мы спали в номере у Володи Балона, потому что расходиться по своим номерам просто не было сил, и у нас был негласный договор – все девушки общие. Но однажды, по чистой случайности, я этот договор нарушил и одну «общую» девушку увел к себе. Меня наутро «разоблачили», устроили суровое «профсоюзное» мушкетерское собрание, всячески заклеймив позором, и обозвали «змеем» - «ядовитой гюрзой», втершейся в священные ряды. Все вроде бы полушуткой, но… пришлось на коленях просить прощения. Простили. А потом на юбилей ребята мне стихи подарили:
«Какие честные глаза,
Ты жизнь готов отдать за друга,
Но баб уводишь, как гюрза,
Один без всех. Хитер, змеюга!»
Насколько я знаю, это Мишка Боярский написал – он у нас поэт.

Еще одно сладкое воспоминание: когда уезжали из Львова, за нами ехали два автобуса, набитые девушками. Мы стояли у трапа самолета, а эти девушки рыдали.
А самое главное, этой картине принадлежит «вечный» рекорд – не имеющей аналогов многолетней актерской дружбы. Невероятно – мы вместе уже более трех десятков лет. Ведь что такое обычный актерский коллектив? Это профессиональная ревность, служебные романы, совершенное неприятие друг друга. Одним словом, весьма недолговечные отношения. А нам вместе до сих пор хорошо. Помню, был случай. Миша Боярский узнал, что мы – Балон, Смирнитский, Смехов и я - встретились и гуляем в Москве. Так он сказал своей жене Ларисе, что пошел в киоск за сигаретами, а сам нашел в аэропорту какой-то попутный чуть ли не почтовый самолет, уговорил летчиков и через полтора часа сидел с нами в ресторане. Ха-ха-ха!!! Кстати, бывали истории и покруче, но я о них помолчу.

После «Доживем до понедельника» долгие годы нас с Ольгой Остроумовой считали мужем и женой. Наверное, потому что мы всегда были рядом: сначала вместе учились - я на четвертом курсе, она на третьем, потом вместе работали в ТЮЗе, а затем - в театре Моссовета. Но наши отношения были чисто дружескими, а если и была в них любовь, то только сценическая, партнерская. Но сколько бы я не говорил об этом в разных интервью и на встречах со зрителями, все равно никто же не верил. После фильма «Государственная граница» пошли слухи, что у меня роман с Мариной Дюжевой, якобы мы «тайно венчались». Такова киножизнь!

На самом деле романы с партнершами не совсем моя стихия. Дело в том, что я мужчина безынициативный, люблю, чтобы женщина сама прилагала усилия. Максимум, на что я способен, так это дать ей понять своим выразительным взглядом, что я, собственно, не против. А женщины-актрисы избалованы вниманием, они на такие подвиги не способны. Поэтому до серьезных отношений никогда не доходило, хотя увлечения, конечно, были. Как без этого.

Я только официально был женат пять раз. Но могло быть и больше – недостатка в любовных романах у меня никогда не было. У меня были периоды, когда я жил один по несколько лет и никого не пускал надолго ни в квартиру, ни, тем более, в сердце. Но с возрастом одному тяжелее. И наступает момент, когда очень хочется, чтобы рядом круглые сутки был любимый человек. Не заботливая домохозяйка, а именно любимая и любящая женщина. Как моя Катя (Екатерина Табашникова – на момент знакомства и свадьбы – фоторедактор еженедельника «Собеседник,). Она не просто любимая женщина. Есть такой редчайший тип женщин – «женщина-мать». Вот она – такая.

Из своих жен я бы памятник Мике Ардовой поставил бы – второй жене, которая мне единственную мою дочку Настю родила. Она терпела все мои увлечения, толпы поклонниц под окном, терпела, когда ко мне домой приезжали женщины - она двенадцать лет сохраняла семью, во многом меня понимала и поддерживала в трудные времена. Она самая мудрая, самая терпеливая. Ведь характер у меня дерьмовый – я чересчур упрямый, упертый. Даже если не прав, первый не извинюсь никогда. Не умею, не могу, хоть меня режь на куски! Зато – удивительное дело - на сцене и на съемочной площадке я абсолютно другой человек. Никогда не ругаюсь с режиссером и не спорю. Никогда не выстраиваю мизансцену под себя, как это делают многие и не только маститые, я изначально неконфликтен. Может, поэтому меня и любят режиссеры, особенно молодые.

Обо мне разные сплетни ходили. Например, что я коварный искуситель и совратитель малолеток. – чуть ли не 13-летних девчонок. Ну полный бред! Моя вторая жена была на шесть лет старше меня...

А самая страшная сплетня про меня была такой. Я снимаюсь в «Мушкетерах», на пике популярности приезжаю домой, и вдруг мне жена говорит: «Тебя вызывают в вендиспансер, угрожают, если не явишься, приведут с милицией». Представляете мой шок? Мгновенно откручиваю «пленку» назад - «где, когда, с какой именно?» С ужасом представляю себя посетителем диспансера, где все медсестры, нянечки, больные тут же меня узнают, пойдут грязные разговоры, все от меня будут шарахаться как от прокаженного… Короче говоря, с превеликим трудом мне удалось инкогнито встретиться с врачом, который мне поведал, что (хохочет!) на имя главврача КВД пришло письмо от больного сифилисом юноши, который утверждал, что заразил его… актер Игорь Старыгин. Когда я это услышал, поверьте, я так давно не хохотал, потому что, сами понимаете, такой груз с души упал. Старыгин – гомосексуалист и насильник – это мог придумать только больной человек! Помню, я на эмоциях отписал такой ответ этому юноше – словом, вспомнил весь свой матерный лексикон.

Не так давно я случайно узнал, что у меня есть сын – ровесник моей дочки. Его мама навестила меня в больнице, перед операцией, когда не было известно, чем вообще моя болезнь закончится, и во всем призналась. Наверное, думала, что я уже одной ногой в могиле. Я спросил: «Что же ты раньше молчала?» «А не хотела, чтобы ты вообще узнал об этом!» Я его видел один раз – очень похож… К сожалению, связь также быстро оборвалась, как и появилась, и я даже не знаю, где сейчас он.

О каких ролях я мечтал? Мне было ясно изначально, что диапазон моих потенциальных ролей резко ограничен. Разве с моей «мордой» тогдашней кому-нибудь придет в голову идея поставить меня к станку, посадить за «штурвал» трактора или тем паче доверить партийную ячейку? Я мог быть только «белым офицером», «дворянином», на худой конец… убийцей. Хотя, если честно, я и сам не хотел играть многие роли, например, Гамлета или Ромео. А вот Федю Протасова в «Живом трупе» мечтал сыграть. Но видно, не судьба.

Многие думают, что я по своему амплуа – герой. А на самом деле я актер характерный, причем комедийный. Поэтому, когда меня спрашивают про мою главную человеческую черту, я всегда, не задумываясь, отвечаю: чувство юмора. Если бы не оно, не было бы актера Игоря Старыгина. Скажу больше: я любую самую наиглавнейшую роль с удовольствием променяю на маленькую, но дурацкую и смешную. Мне надоело быть героем. Хочу идиотов играть.
***
Вот это рассказал актер Игорь Старыгин в одном из редких интервью в своей жихни. Мне лично самому было интересно узнать что-то такое, о чем не знал, когда начал писать свою заметку об этом актере, которого многие считают самым красивым из отечественных актеров.  Ну на зря же к нему льнули девушки и он был пять раз женат. У меня есть эти фото с женами, но в заставку решил вставить его фотографию с мамой.