Пушкин. Приговор и Истинное наказание в Раю

Поль Читальский
Пушкин.
Приговор Судии
и 
Истинное наказание в Раю

Помнишь, фра АИЯ, у Пушкина есть признание или откровение об инстинкте смерти и влечении к ней со страхом вперемежку - Родриг (1833-1835):

    Чудный сон мне Бог послал —
***
    Сон отрадный, благовещный —
Сердце жадное не смеет
И поверить и не верить.
Ах, ужели в самом деле
Близок я к моей кончине?
                И страшуся и надеюсь,
                Казни вечныя страшуся,
Милосердия надеюсь:
Успокой меня, Творец.
Но Твоя да будет воля,
Не моя. — Кто там идёт?..

Это передан страх смерти или кази на личном судным дне?
Перед этим мы обсуждали как смогли спорные (для нас) библейские основы страха смерти:
Уголовный кодекс Творца:
«2:16. И повелел Господь Б-г человеку так: От всякого дерева в саду можешь есть; 2:17. Но от древа познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, когда станешь есть от него, смерти предан будешь.» (*)

При этом Творец термин смерть первые применил, но ничего о ней не пояснил. И никакого страха заметного перед ней адаму не всучил

(*) см. Тора с комментарием Раши (пер. подстрочник Ф. Гурфинкель)

Тут АИЯ рек: нам (а адаму и давно подавно)  не страшна смерть в УК – ему страшна та смерть, которая вот ему выпала лично по суду за то, что отдался безропотно потной ише (Хаве – Еве). И смерть эта отложена (!) – в Приговоре Творца и ГК ОКБ ее нет:
Глава 3 книги  Берейшит (подстрочный перевод Фримы Гурфинкель):
«17. А человеку сказал Он: За то, что послушал ты голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я повелел тебе так: Не ешь от него! - проклята земля из-за тебя, с мукою будешь есть от нее во все дни жизни твоей 18. И шип и репей произрастит тебе, и будешь есть траву полевую.  19. В поте лица твоего есть будешь хлеб до возвращения твоего к земле, ибо от нее ты взят. Ибо прах ты и к праху возвратишься.   
20. И нарек человек имя жене своей " Хава ", ибо она была матерью всего живого.   
21. И сделал Господь Б-г для Адама и для его жены платья накожные и облачил их.   
22. И сказал Господь Б-г: Вот человек стал как единственный из нас в познании добра и зла. И ныне, как бы он не простер свою руку и не взял бы также от дерева жизни, и не вкусил бы, и не стал бы жить вечно.   
23. И отослал его Господь Б-г из сада Эденского возделывать землю, откуда он взят. 24. И изгнал Он человека и поместил к востоку от сада Эденского керувим и с огнелезвием меч обращающийся, чтобы охранять путь к древу жизни.  «

И мы тогда не смогли понять откуда:

1)  З. Фрейд взял инстинкт (влечение к смерти), который сильнее и глубже инстинкта жизни (в частности, размножения и провокационных сексуальных влечений)  2) а С. Кьеркегор  - страх и  трепет смерти и всю библейскую в основании  проблему экзистенции адамитов, обусловленную, главным образом, проблемой свободы (выбора), воли и предопределения.
 
Разобрав Приговор Творца  троице – «Змей – иша – Адам», мы пришли к таким  выводам:

1) проблема смертности и бессмертия первой пары адамитов  имеет некорректную постановку задачи и сомнительное по логике решение

2) Не ясна библейская природа инстинкта смерти или влечение к смерти по Фрейду

3) не убедителен довод Кьеркегору о библейской причине  страха выбора и обмороков свободы как основы экзистенциональной проблемы жития людей на границе «Бытие-Ничто»

4) Проблемным также является ответ на вопрос о самом страшном наказании адамитов по тексту Приговора Творца. Каково же  истинное  наказание это парочки за ослушание:
Лишение шансов на бессмертие?Изгнание c дачи Рай? Осуждение на вечную пахоту, зачатие и рожение в муках?

И тут подсказку дал фра АИЯ своим гениальным вопросом: а зачем тогда Адаму и Еве нужно было размножаться…!? Ну, кроме того, что соитиельно сношаться также сладко как *баться…

Обратимся к тексту Шестоднева в Берейшит (источник тот же):

Творение Царства животных:

Глава 1
 20. И сказал Б-г: Да воскишат воды кишащим, существом живым, и птица полетят над землей в виду свода небесного!   21. И сотворил Б-г больших чудищ и всякое существо живое ползающее, какими воскишели воды, по виду их, и всякую птицу крылатую по виду ее. И видел Б-г, что хорошо.  22. И благословил их Б-г так:  Плодитесь и умножайтесь, и наполняйте воды в морях, а птица пусть умножается на земле.
23.И был вечер и было утро: день пятый.
24. И сказал Б-г: Да извлечет земля существо живое, и животное земное по виду его! И было так
25. И создал Б-г животное земное по виду его, и скот по виду его, и все ползучее (по) земле по виду его. И видел Б-г, что хорошо. 
 26. И сказал Б-г  Создадим человека в образе Нашем по подобию Нашему! И властвовать будут они над рыбой морской и над птицей небесной, и над скотом, и над всею землей, и над всем ползучим, что ползает по земле. 
 27. И сотворил Б-г человека в его образе, в образе Б-жьем сотворил Он его; мужчиной и женщиной сотворил Он их.   28. И благословил их Б-г, и сказал им Б-г: Плодитесь и умножайтесь, и наполняйте землю, и покоряйте ее, и властвуйте над рыбой морской и над птицей небесной, и над всяким животным, что ползает по земле!

Итак, в Шестодневе в земном Царстве Природы Земли создаются последовательно от низших существ к высшим:
А) подцарство животных
Б) подцарство человеков (иши к оным не относятся! См. текст Приговора)

Но исходно по проекту «Люди на Земле»  из живых тварных существ только адам (человек) создаётся в виде модели «по божьему образу и по подобию». А потом уточняется: все первые опытные образцы («их»)  были «мужчиной и женщиной» - т.е.  андрогинами, которые были способны плодиться и размножаться!

Далее Глава 2:

«21.И навел Господь Б-г оцепенение на человека, и он уснул. И взял Он одну из его сторон, и закрыл плоть под нею.   22. И отстроил Господь Б-г сторону, которую взял у человека, (чтобы ему быть) женой, и привел ее к человеку.   23. И сказал человек: Эта на сей раз! Кость от моих костей и плоть от плоти моей! Эта названа будет женой (иша), ибо от мужа (иш) взята она.» 

То есть иша (нареченная женой) для ишь какого иши была его клоном – или адамом №2. Причем иша ему понравилась сразу! Еще бы! Это же был ввод в натуру человека нарциссизма: клон самого себя Адаму не мог не понравиться …  Этот нарциссизм Фрейд и назвал одним из проблемных источников психических расстройств будущих адамитов. Нашел чем пугать!

Но это еще не все …

Вторым источником или кормушкой для психиатров и психонаналитиков стал второй акт человеко-творения. Разделив первоадама на ишу и его ишу, Творец-хирург соорудил двух разнополых существ с естественным их стремлением к соединению, если не полному воссоединению, но совокуплению и соитию с проникновенным проникновением…

После акта обретения свободы (поедания запретного плода с Древа познания (*) Добра и Зла Адам нарушил запрет (не Ева!) и отдался на шаловливые забавы иши …  Бог прогневался, осудил, но не по статье УК, а по милости (согласно аксиоматике созданной до Шестоднева! – см. Мишну, Гемару и Агаду!)  - без смертного приговора с немедленной казнью смертью живота, а отложенной…

(*) познания, а не знания… дьявольская разница!  Это доступ к попыткам различить, распознать Добро и Зло, доступ к праву сделать самостоятельный выбор между ними … без инструментария и – главное – без помощи Бога!

И получается, что  с изгнанием из Рая (дачи, дословно = огороженного  место = сад + огород) Бог выдворил Адама и ишу и отправил их в животный мир, где они должны теперь размножаться и плодиться как иные в Царстве Животных. Обидно и унизительно.

Это отлучение от Бога и стало самым страшным   для первызх адамитов и их потомков

И это отлучение, лишение шансов и прав на богоподобие (бессмертие) и уподобление животным были самым страшным наказанием: людское общество стало подобным стаду скотов из толп черни

Именно об этом страдальчески писал Пушкин в Бес-арабии в 1823-ем:

Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.

В подсознание, в бессознательном коллективном ОНО людей осталось воспоминание о проектном бессмертии. Столкновение памяти  с реалиями жития на уровне животноводства приводило к тому, что «крыша ехала». Это и есть проблема экзистенции. Кьеркегор ошибся в ее источнике:
страх свободы деяний и выбора решений без опоры на Бога, страх смертельного финала жития были для Адама и Евы сильны, но второстепенны и, тем более,  еще совсем малопонятны. Они лишь усиливали арсенал источников  будущих психических расстройств пролюдей

Ну, что ,фра? Эйнштейн был прав в аферизме  афоризматики :  Бог не играет в ксоти!

Еще как играет!

И Наше Всё Наш Весь и Навсегда ас словесности и гений мысли  нас плотно потно плотоядных предупредил:

О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И Опыт, [сын] ошибок трудных,
И Гений, [парадоксов] друг,
[И Случай, бог изобретатель]

октябрь — ноябрь 1829

** *  Эпиложно

Гляжу в окно этажерки на 15 этаже  на юго-восток от Сев. Измайлово … Дымок из трубы Второго крематория в г Реутове … Гляжу как тянутся ночные обозы с гробами к воинскому кладбищу у сельца Кудиново

Бог не перестает экпериментировать

***

Чудный сон мне Бог послал —
С длинной белой бородою
В белой ризе предо мною
Старец некий предстоял
И меня благословлял.
Он сказал мне: «Будь покоен,
Скоро, скоро удостоен
Будешь царствия небес.
Скоро странствию земному
Твоему придёт конец.
Уж готовит ангел смерти
Для тебя святой венец…
Путник — ляжешь на ночлеге,
В гавань, плаватель, войдёшь.
Бедный пахарь утомлённый,
Отрешишь волов от плуга
На последней борозде.

    Ныне грешник тот великий,
О котором предвещанье
Слышал ты давно —
Грешник жданный
Наконец к тебе приидет
Исповедовать себя,
И получит разрешенье,
И заснёшь ты вечным сном».

(Пушкин. Родриг, 1833-1835)