Эйфелева башня?

Магда Кешишева
   Кто из вас не знает, ЧТО изображено на фото! Такого человека не найти. И вы даже знаете, КАК называется это 300-метровое металлическое чудо, первый, главный символ столицы Франции. Я вижу удивлённое лицо читателя и недоумение, написанное на его лице:
 - Что за детский вопрос?! Это же Эйфелева башня!
 - А вот и нет! - улыбаюсь я. - Верно только второе слово - "башня", а первое... впрочем, давайте по - порядку.

   В Швейцарии выходит газета "Констрюир", на страницах которой можно прочесть, что парижскую башню следует называть башней Мориса Кехнель, что Гюстаф Эйфель присвоил себе авторство. Более того, если открыть энциклопедический словарь, изданный Мишелем Мурром, можно прочесть:
 - Эйфелева башня была начерчена цюрихским инженером Морисом Кехнелем...
   Но кому придёт в голову сомневаться в устоявшемся факте, брать в руки Энциклопедический словарь и что - то проверять? Ясно же - никому.

   Но, факты, как известно, вещь упрямая. К ним и обратимся.
   31 марта 1889 года инженер и предприниматель Гюстав Эйфель, глава Обшества металлических конструкций, поднял французский флаг над построенной в честь открытия Всемирной выставки башней, невиданной высоты.
   Но почему Эйфель? Очень просто! Именно в его Обществе был разработан проект, и именно ему было поручено возглавить работы по строительству башни. Логично? Да. Однако, принимая поздравления, Эйфель "не помнил", КОМУ был объязан своим триумфом.

   Вернёмся, однако в прошлое. В период, когда шла подготовка к Всемирной выставке, швейцарский инженер проектного бюро, возглавляемого Эйфелем, Морис Кехнель предложил создать на территории Выставки высокую башню. Он подготовил рисунки, проделал все расчёты, выполнил чертежи и представил всё это на рассмотрение Эйфелю. Было это 6 июня 1884 года.
   Эйфель, представьте себе, очень холодно отнёсся к проекту, но... В это время в парижском Дворце промышленников проходила выставка произведений прикладного искусства, и он решил от имени возглавляемого им общества послать проект Кенхеля. При этом, имя Кехнеля под проектом было стёрто и заменено именем Эйфеля.

   Неожиданно проект привлёк внимание и Эйфель получил разрешение на строитество. Он решил каким - то образом компенсировать случившееся и сделал Кехлена одним изучастников контракта по строительству башни. А, когда после окончания  строительства, было создано Общество по эксплуатации башни, он включил Кехнеля в число его членов. Ничего не скажешь! "Благородно": башня готова, названа его именем, а настоящий автор - всего лишь один из членов Общества по её эксплуатации.

   Общеизвестно, что многие деятели литературы и искусства Франции называли башню "варварским сооружением, позорящим Париж" и добивались её демонтажа. Но кто же будет уничтожать то, что приносит огромную прибыль! К тому же именно Эйфель получил право коммерческой эксплуатации башни в течение 20-и лет.

   Название башни также закрепилось за Эйфелем. После его смерти, у подножья башни установили даже бюст Эйфеля. А Морис Кехнель, переживший его на 23 года, так и остался безвестным. Возникает вопрос - почему он молчал? Молчал, когда ЕГО проект понравился, когда было принято решение воплотить его в жизнь, когда не он, а Эйфель поднял французский триколор, знаменуя конец строительства башни?! Молчат долгие годы... Вероятно, талантливый инженер был бескорыстным человеком, которому было чуждо честолюбие и богатство. Настолько бескорыстным, что его удовлетворяло то, что он сумел создать некое чудо, которым восхищается мир.

  P.S. Моя огромная благодарность за интересный материал Ю.Косинского "Как
       называть Эйфелеву башню", который я с удовольствием для вас пересказала.