Откровения души

Галина Солонова
            Откровения души
     Рассказ - очерк

Слесарь-ремонтник городского жилищно-коммунального хозяйства Андрей Валерьевич Молотков спешил на рабочий вызов в одну из квартир пятиэтажного дома. У порога встретила  взволнованная хозяйка Татьяна Васильевна.
 -  Что на этот раз случилось? Показывайте. Рассказывайте, – спокойно произнёс Андрей Валерьевич.
 -  Да мойка на кухне забилась. Посуду не помыть, того и гляди, соседей залью.
 - Не волнуйтесь, Татьяна Васильевна. Всё исправлю. Через полчасика подойдёте, – осматривая объект работы, сообщил сантехник.
«Сегодня не вышел на работу  напарник. Заболел. Напарник нужен, чтобы что-то поддержать, что-то подать… Работа несложная, поэтому справлюсь один», – мелькнула мгновенная мысль Андрея Валерьевича. Он открыл свой  «чемоданчик сантехника». Выбирая нужные приспособления для предстоящей работы, тепло улыбнулся, вспоминая наставления мастера Юрия Николаевича.. «Сделайте из Андрюши классного сантехника, – обратился он к своим подчинённым. Научите всему, что сами умеете».  «Да, всему учили добросовестно,  – текли воспоминания о далёкой юности. – А вот и тот гаечный ключик, что изготовил впервые самостоятельно. Такого приспособления не было в магазинах. Самому нужно было его придумать, чтобы скручиватьть гайку под смесителем с жёсткой подводкой горячей и холодной воды. Брал металлическую пластину (и металлическая пластина тоже была дефицитом, искали повсюду. Свою я нашёл в куче металлолома), гнул её под размер нужной гайки, приваривал рукоятку. Тяжёлое было время для сантехников, – вздохнул Андрей Валерьевич.  – Это сейчас трубы под мойками эластичные, а тогда»…
 -  Саша! Не тяни время. Бери баян, занимайся. Экзамен у тебя сегодня! – Услышал Андрей Валерьевич наставления Татьяны Васильевны сыну.
                ***
 Первые звуки баяна прервали мысли сантехника. Глаза смотрят, оценивают проблему, руки привычно выполняют работу. А душа под звуки баяна встрепенулась, и мысли унеслись в далёкое-далёкое прошлое. «Учился тогда я в выпускном классе музыкальной школы. На баяне играл.  На выпускном экзамене представлял не самое лёгкое произведение композитора Владимира Боркова. Это был вальс номер три – «Воспоминание». Отличную оценку получил,  – с  гордостью вспомнил Андрей Валерьевич. – А как я был благодарен своему учителю!   «Прямая дорога тебе, Андрюша, в музыкальное училище. Давно у меня не было таких талантливых учеников. Получай аттестат за девятый класс в общеобразовательной школе и прямой наводкой двигай в артисты, не подкачай», – наставлял меня мой учитель. – Да, мечтал я с детства стать артистом  (То ли случайная капля воды, то ли одинокая слезинка покатилась по щеке), – плавно текли под музыку баяна воспоминания Андрея Валерьевича. – Отец мой от природы талантлив в музыке. Самоучкой был. А как играл на баяне, на русской гармошке! Думал, я стану профессиональным музыкантом. Ан, нет: судьба распорядилась иначе!  Вот закручиваю последнюю гайку, – улыбнулся сантехник.  – Зато, с какой любовью!»
  Закончил Андрей Валерьевич свой внутренний монолог, демонстрируя хозяйке квартиры, окончание своей работы пуском мощной водной струи из водопроводного крана.
  -  Как это у вас, Андрей Валерьевич, всё ладно получается! – с радостью похвалила Татьяна Васильевна сантехника. – Спасибо вам огромное.
  Проходя мимо  открытой двери комнаты, где репетировал Саша пьесу, Андрей Валерьевич не удержался, остановился и произнёс:
  -  Во втором такте пьесы, Саша, ты сыграл  фальшивую ноту.  Не фа-диез нужно играть, а  фа.
  -  Так вы, Андрей Валерьевич, сантехник или музыкант? – с изумлением произнесла Татьяна Васильевна…
   Улица встретила Андрея Валерьевича яркими майскими красками и волшебными запахами распустившихся листьев на деревьях. В голове всё ещё звучала музыка баяна и вопрос Татьяны Васильевны.  Вдохнул сантехник всей грудью бодрящий свежий воздух мая, затрепетал ветерком ответ: «Да, не стал я, как мечтал, артистом. Лихие девяностые, безденежье, борьба за простое выживание заставили меня идти в рабочие. Цементный раствор готовил для строительных работ. Это потом я стал учеником сантехника в ЖКХа».     Остановил Андрей Валерьевич свой беспокойный шаг, по сторонам оглянулся, голову поднял, взгляд свой окунул в небесную голубизну. «А, может, и твоя  вина есть в этом?» – услышал он из глубины небес. «Стоп! –  спохватился Андрей Валерьевич. – Слесарь-ремонтник я, да ещё и бригадир. Как там дела у моих подопечных? Объёкт работы у них сегодня трудный. Может, помощь нужна», –  забеспокоился Андрей Валерьевич, ускоряя шаг и набирая нужный номер сотового телефона.
                ***
  В это раннее июньское утро Андрей Валерьевич спешил к маме. Она просила сына забежать к ней до начала работы, чтобы посоветоваться по одному важному делу.
  Мама жила всё в той же квартире, где он провёл всё детство и юность. Пока шёл, нахлынули воспоминания. Это был многоквартирный двухэтажный  дом, куда была подведена только холодная вода. Никаких других  удобств не было. Привалило долгожданное счастье: к дому подвели трубу с горячей водой. «Сынок! Как будем благоустраиваться? Соседи собираются обращаться к специалистам - сантехникам, чтобы подвести горячую воду на кухню, ванную комнату обустроить». «Мамуль, не волнуйся. Ты не забыла, что я работаю в жилищнокоммунальном хозяйстве? Меня там многому учили. Так что я буду делать всё сам». «Да, это была моя первая самостоятельная работа, – вспоминал Андрей Валерьевич. – Очень волновался. Применил все знания и умения, что получил от опытных специалистов. С какой тщательностью и профессионализмом укладывал я пеньку вокруг трубы, – улыбнулся Андрей Валерьевич своим воспоминаниям, – всё так, как учил меня мастер.   Трудился я тогда пять дней.  Работу принимать пришёл сам  мастер.  «Молодец! Работа выполнена качественно. Сдал ты, Андрей, экзамен. Присваиваю тебе рабочую специальность: сантехник четвёртого разряда».  «Было мне тогда всего лишь семнадцать лет. Ах, как я обрадовался! Так обрадовался, что задорно запел во весь голос:   
-  Всё, что было,
  Всё, что ныло,
  Всё давным - давно ушло…   - Помню, как широко от изумления раскрыл свои глаза мастер Юрий  Николаевич: «Да ты, Андрей, артист! Жду тебя завтра  к семи вечера во Дворце Культуры. Будешь солистом в моей вокальной группе «Новый город». –  Вот так! С тех пор я и пою уже тридцать лет. Благодарные зрители награждают меня аплодисментами. Так что  я – артист. Правда, самодеятельный. А душа моя с тех пор поёт»…
                ***
  Сегодня слесари - ремонтники  ремонтно-восстановительных работ во главе с бригадиром идут выполнять профилактические работы в городских канализационных системах. Эту рабочую практику ввёл мастер. Поддержал его Андрей  Валерьевич. «Молодцы. Канализационные сети стали забиваться реже», – похвалил директор  ЖКХа.
  - А вы, друзья-коллеги, помните нашу самую сложную аварию за последние годы? – спросил бригадир.
  -  А как же, помним, – незамедлительно последовали ответы      
  -  Три года назад это было…
  Шли не торопясь, молчали, думая, наверно, каждый о своём. Воспоминания Андрея Валерьевича  сами собой унеслись в трёхгодичную давность. «Андрей, – взволнованно говорил мастер, вызвав бригадира к себе в кабинет, – у завода случилась серьёзнейшая авария. Всеми путями нужно её устранить. Отправляйтесь туда немедленно всей бригадой».
  Объект аварии обследовали тщательно. Лопнула большая керамическая труба. Городская канализационная вода  вот-вот будет заливать уличное пространство. Сообща, по-мужски, обсудили план работы.  Срочно вызвали необходимую технику: экскаватор,  илосос. Не чурались работать по пояс  в нечистотах. Вычищали канаву лопатами. Сточные канализационные воды перекачивали насосами из одного колодца в другой. Неприятность и трудность была ещё и в том, что пришлось беспокоить мясоперерабатывающий комбинат  находившийся рядом. Было невыносимо трудно, но не допустили канализационным потокам  выйти наружу.  Провели, уложили, как положено, новую трубу. Тщательно чеканили стыки  труб раствором жидкого стекла, чтобы было надёжно и быстро сохло. Работу завершили в короткий срок. «Всё получилось «путём!» – радовалась бригада. – Это был для нас праздник души.  Даже премию небольшую выписало нам начальство», – усмехнулся Андрей Валерьевич, подходя к канализационному люку…
                ***
    Третье ноября, пятница. Этот день для Андрея Валерьевича был днём напряжённым. Хоть и считался он коротким рабочим днём, но сантехники, слесари-ремонтники – народ особый. Работу по заявкам откладывать на выходные дни нельзя. Иногда и в выходные приходится работать.
    Раньше обычного времени прибежал бригадир на работу.  Тщательно рассматривая заявки на сегодняшний день, продумывал, кого и куда из ремонтников послать на выполнение работ. «Успеть выполнить предстоящие работы, – вспыхнули мысли  Андрея Валерьевича, – выполнить качественно, чтобы спокойно отправиться вечером во Дворец Культуры. Концерт сегодня посвящён  завтрашнему Дню Народного Единства»…
                ***
   Суетный, напряжённый рабочий день закончился удачно. Андрей Валерьевич  спешит во Дворец. Начало ноября  ещё радует своей погодой. Шуршание под ногами опавшей листвы  успокаивает душу. Последние солнечные лучи прячутся за горизонт.  Взгляду открылась широкая площадь  с  и сам Дворец Культуры, украшенный праздничной иллюминацией. 
Мысли унеслись в прошлое.  Мама пела (до сих пор поёт) в  коллективе «Россиянка», пятилетнего сынишку приводила с собой.  Андрюшка танцевал в детской танцевальной группе  и пел в детском хоре.  Так что, Дворец Культуры для него с детства родной.
Чем ближе подходил к Дворцу, мысли сами собой переключались на предстоящую встречу с участниками вокальной группы «Новый город». За все эти годы общения стали они не просто хорошими друзьями, а сплотились в крепкую дружную  семью. Велики заслуги коллектива. Немало грамот, дипломов получили за свой творческий труд. Лично Андрею Валерьевичу тоже есть чем гордиться: диплом за высокое исполнительское мастерство и пропаганду героической истории получил он дважды на  фестивале солдатской песни «Сюда нас память привела».
Поднимается Андрей Валерьевич по ступенькам на сцену за кулисы, сердце радостно застучало.
Совсем немного времени остаётся до начала концерта. Прихорашиваются перед зеркалом девушки-солистки. В свой новый концертный костюм, одевается Андрей. Возникает лёгкое волнение, которое всегда испытывают настоящие артисты. Не  волнуются только непрофессионалы.
Медленно гаснет свет в зрительном зале. Раздвигается нарядный   вишнёвый занавес,  открывая праздничную сцену. Концерт начинается…