19 декабря. Детский час

Константин Клюшкин
19 декабря 1961 года на экраны кинотеатров США вышел фильм Уильяма Уайлера "Детский час" с блистательным дуэтом в главных ролях: Одри Хепбёрн и Ширли МакЛейн.

Фильм поставлен по одноимённой пьесе Лилиан Хеллман, написанной в 1934 году. Для молодой писательницы, родившейся в 1905 году, пьеса "Детский час" была своего рода "пробным шаром", на котором она проверяла свои способности к драматургии. До этого она уже писала пьесы, но в соавторстве с другими и без особого успеха. Совет творить самостоятельно и саму идею пьесы ей подал её любовник Дэшил Хэммет, который, в свою очередь, почерпнул эту идею из рассказа "Плохие подружки", опубликованного в сборнике криминальных историй, написанных неким Уильямом Рафхэдом. Рассказ этот описывал реальную историю, имевшую место в шотландской школе для девочек в 1810 году.

Пьеса "Детский час", хоть и была дебютом Лилиан Хеллман в драматургии как самостоятельного автора, будучи поставлена на Бродвее в ноябре 1934 года, выдержала почти 700 представлений и заинтересовала американских кинематографистов. В 1936 году по этой пьесе был поставлен фильм, причём и эта, первая, экранизация пьесы была осуществлена Уильямом Уайлером. В 1936 году из-за жёстких цензурных ограничений, сформулированных в так называемом "Кодексе Хейса", многие акценты пьесы пришлось смягчить или вовсе вычеркнуть. В основном, это касалось темы однополой любви. Среди прочих поправок в содержании пьесы было изменено и название на "Эти трое".

В начале 60-х годов, как только обозначились послабления цензурных требований в американском кинематографе, Уильям Уайлер вновь обратился к пьесе Хеллман и осуществил экранизацию, максимально близкую к литературному источнику. Причём, и это важно, в экранизации 1961 года Уайлер не стал делать традиционного для американского кино хэппи-энда. На мой взгляд, отсутствие хэппи-энда является одним из важнейших достоинств картины.

Вскоре после выхода фильма на экраны он получил три номинации на Золотой Глобус, в том числе в важнейшей категории - Лучший режиссёр. Но ни в одной номинации не победил. А лучшим режиссёром был признан Стэнли Крамер за фильм "Нюрнбергский процесс". Чуть позже фильм Уильяма Уайлера "Детский час" получил пять номинаций на премию Оскар, но все - в технических категориях. И ни в одной не победил. В кинофорумах за пределами США фильм "Детский час" участия не принимал.

Большинство профессиональных кинокритиков, современников картины, предпочли обойти фильм Уайлера молчанием. И лишь Босли Кроузер не преминул выпустить в адрес фильма кучу стрел из злобы и желчи в своей рецензии, опубликованной 15 марта 1962 года в газете The New York Times, выражающей взгляды Демократической партии США. Буквально в первых строках этой рецензии он характеризует вторую киноверсию пьесы Лилиан Хеллман как "ерзающую и кипящую, как какая-то тошнотворная кукла в бомбазине с отвисшим ртом от шокированного изумления от неуклюжего шепота намека на то, что пару школьных учительниц может привязать друг к другу «неестественная» любовь." Но даже не скользкость темы однополой любви больше всего возмутила колумниста рупора Демократической партии США. Больше всего его возмутило неверие главных героинь в американский суд, самый гуманный, самый справедливый суд в мире: "самое провокационное, он предлагает нам представить, что американский суд не защитит ни в чем не повинных жертв такой клеветы, когда все доказательства, на которые он должен был опираться, были словами двух детей и неявкой ключевого свидетеля." В итоге Кроузер заключает свою рецензию словами: "мистер Уайлер должен от стыда опустить голову. На самом деле в этой картине нет ничего, чем он мог бы очень гордиться." -
Понятное дело, что с такими рецензиями и такими фестивальными "успехами" фильм Уильяма Уайлера "Детский час" не мог не провалиться в прокате, даже несмотря на то, что главные роли в нём исполняли две кинозвезды с мировым именем, уже удостоенные премий Оскар, Золотого Глобуса и прочих. При бюджете в 3,6 миллиона долларов бокс офис картины составил лишь 3 миллиона долларов.

В Советском Союзе фильм "Детский час" не демонстрировался, даже несмотря на то, что Лилиан Хеллман входила в число наиболее уважаемых в СССР американских драматургов. И было за что её уважать, поскольку во время гражданской войны в Испании в середине 30-х годов она освещала борьбу республиканцев против франкистов, а позже написала антифашистскую пьесу "Стража на Рейне". Эта и другие её пьесы ставились почти во всех советских театрах в 1940-60-х гг. Кроме того, благожелательное отношение к Хеллман со стороны советских властей усиливало то обстоятельство, что она в годы маккартизма была включена в "чёрный список" американских деятелей кино, "симпатизирующих коммунизму».

Современные кинозрители во всем мире, спустя несколько десятилетий после выхода картины на экран, не поверили увещеваниям кинообозревателя The New York Times и отнеслись к фильму "Детский час" с гораздо большим энтузиазмом, чем зрители начала 60-х годов. 70% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили этому фильму оценки от 8 до 10, тем самым подтвердив, во-первых, что настоящее кино, как и настоящее вино, от времени не портится, а во-вторых, что финансовые показатели, равно как и оценки критиков, отнюдь не являются критериями качества кинопродукции.

С учетом сказанного, рейтинг фильма Уильяма Уайлера "Детский час" (см. Предисловие) составил 7,917, что позволило ему занять 822-е место в Золотой Тысяче.