Скрытые намерения. Интервью с авторами Литрес

Анатолий Обросков
16 декабря издательским сервисам Литрес исполнилось 7 лет! И этот праздник не только наш: за 7 лет вы, дорогие авторы, осуществили свои мечты и опубликовали 351 024 произведения. Давайте праздновать вместе! ;

Спецпроект

Мы подготовили спецпроект «Я — писатель». 7 авторов разных издательств, 7 эксклюзивных интервью и рассказов на 1 волнующую тему: что значит быть писателем?

Вдохновиться авторами

Что значит быть писателем?
Не слишком ли громкое слово?попросили авторов 7 разных издательств
порассуждать на эту тему. Читайте и слушайте
7 эксклюзивных рассказов и интервью, а также
участвуйте в конкурсе

Интервью Нади Совы

— Ты в свое время окончила литинститут. Сейчас, посмотрев с дистанции, что скажешь: можно ли научить писательству? Чему учат литературные курсы, институты?

Выживанию. Познать секреты литмастерства можно и самому. Через пробы и ошибки, критику на онлайн площадках или от знакомых. Тут у каждого свой путь. Но литкурсы и институты погружают тебя в среду по самую маковку, и ты узнаешь все правила этого мира. Некоторые можно и не знать, не загоняться в рамки или страх, что коллеги не оценят.

А если хочется быть в себе, не лезть в академику, то это тоже выбор. И тот и тот правильный.

— Бывают ли у тебя моменты, когда рефлексию о творчестве запускают мысли: «я пишу какую-то фигню», «пора бросать жанровую прозу» и проч.?

Регулярно!
Правда, я тут не грешу на жанр. А вот на исполнение вполне. Хочется в рамках жанра сделать что-то из ряда вон. И я знаю, что это реально, просто мои писательские лапищи еще недостаточно мощны.

— А как справляешься с подобными мыслями?

Помогает отпустить ситуацию. Я становлюсь опытнее, лучше понимаю свои ошибки, как их избегать, вижу огрехи в старых текстах, иначе их повторяю в новых.

— Кстати, о жанрах. Отношение к автором жанровой прозы меняется?

Если и меняется, то пока очень локально. Масштабно же жанровую прозу все так же не воспринимают как что-то серьезное. Будто нет в ней боли и чего-то актуального. А оно просто исследует проблемы и страхи общества (или конкретного автора) в другой форме. И говорит более приземленно, иногда просто, используя шаблоны и тропы, которые близки читателю.

— У тебя вышло две книги, следующие пишутся и готовятся к изданию. Изменилось ли как-то твое отношение к критике сейчас, когда нарос литературный панцирь? И как реагировала на старте?

Меня все еще обижает несправедливо низкая оценка, но гораздо легче воспринимаются слова людей, которых я даже никогда не видела. Конструктивная критика интересна, она показывает, как иначе воспринимает текст человек, мнение которого мне важно. Негатив же говорит не о тексте, а о том, кто его пишет.

Ну штош, бред, так бред, а другим этот бред нравится, и мне тоже. Как в том меме «мне так этот кринж нравится, не хочу, чтобы он заканчивался».

— Роман «Станция Лихо» была среди номинантов премии «Мира фантастики». Это как-то повлияло на тебя, твое отношение к творчеству? Ка мотивацию?

Да, книга была среди номинантов, но не победила. Но даже номинация была очень приятна. Мой дебют заметили и отметили. Теперь надо только соответствовать самой себе.

— В одном интервью ты сказала: «Это просто говорит о том, что я себя выжгла, а значит, мне надо сидеть и снова копить». «Выжигания» вообще можно избежать, или это обязательная часть любого творческого процесса?

Говорят, что можно, но это должна быть какая-то идеальная жизнь, как мне кажется. Где ты занимаешься тем, что тебя питает, даешь себе отдохнуть, доверяешь миру и не тревожишься.

— Тебе с каждой книгой всё проще «затыкать внутреннего критика», или наоборот, сложнее?

Мне кажется, одинаково.
Я пишу разные книги, по атмосфере, по сюжету. Там и герои не всегда пересекаются. Поэтому всегда есть страх, что может «не зайти». Но вместе с тем — огромное желание рассказать историю так, как я ее задумала. Поэтому своему критику я наливаю кофе, и мы вместе пытаемся разгрести все, что я наваяла в своей голове.

— Какие у тебя ожидания от своего писательского будущего?

Стараюсь сильно не думать об этом, чтобы точно получилось. И работать, работать и работать. Над собой, своими текстами и миром. И верить, что все мои усилия принесут результат.

Интервью Эл Моргот
Также читайте и слушайте рассказ Эл Моргот «Вместе навсегда»

— Что делать автору, если он так сомневается в своем творчестве, что уже заклеймил себя «графоманом» и «неудачником»? Были ли у вас такие периоды?

Лично я для себя всегда была самым жёстким критиком. Как бы ни ранили плохие отзывы, это ничто по сравнению с внутренним голосочком, который унижает и закапывает тебя изнутри.

Помню как-то раньше я в очередной раз упала в мысли вроде «ты плохая, всё делаешь не так, позволяешь себе есть вредную пищу, тупишь в разговорах и т. д. и т. п.». И поймала себя на том, что я постоянно говорю себе, если даже кто-то меня похвалит или у меня получится что-то: «Так, не обращай внимания, на самом деле они не знаю всех косяков, порадуешься только когда достигнешь этого и этого, а пока не обращай внимания на комплименты». Вроде бы логично звучит? Мне казалось логично. Надо стремиться, не время расслабляться.

Вот только оказалось, что так оно не работает.

Еду я на велике на работу, тогда ещё в музей, и думаю: «Я ж вроде как себя люблю, в обиду не даю, что не так?». И тут до меня как дошло: а разве так себя любят? Я ж только и делаю, как выискиваю в себе мелкие недостатки и пытаюсь исправить, запрещаю радоваться пусть и маленьким, но победам, и ментальной плетью стегаю себя за любые, даже самые мелкие, неудачи. Нет, это не любовь, это абьюз. С мыслью «я пытаюсь сделать себя лучше», но самый настоящий абьюз. А как люди обычно любят? Они не замечают мелких недостатков. Они влюбляются в маленькие, очаровательные черты. Они позволяют предмету своей любви не быть идеальным.

— И каким было решение проблемы?

Я решила устроить «конфетно-букетный» период с самой собой и посмотреть, что из этого выйдет. И нет, это не значит, что я стала дарить себе шоколадки! Но я запретила своему внутреннему голосу критиковать себя так, будто мы старые супруги, женившиеся по принуждению и страсть как друг друга ненавидящие. Я стала следить за тем, что говорю сама себе и проявлять к себе уважение. И нет, я не впала в деградацию и самолюбование, все стремления к лучшему остались.

Да, допустим, текст может быть далек от совершенства, но это не значит, что его нельзя любить. История крутая, и в данный момент вы сделали максимум для ее воплощения. Могли бы лучше — сделали бы лучше. Но это самое «лучше» приходит с практикой. Если ваше сердце горит творчеством, просто продолжайте — и у вас будет становиться все лучше и лучше.

Только, оглядываясь, не забывайте, кем вы были в прошлом и какой путь прошли, не стыдитесь старых историй, «потому что они не так хороши». В них вложена любовь и максимум усилий на тот момент времени, когда они создавались. Если бы не этот путь — вы бы не стали тем, кто завтра напишет еще лучше.

— Как думаете, если бы вы начали писать не в детстве, а более в осознанном возрасте, это сократило бы ваш писательский путь?

Я очень медленно умнеющий человек. Или медленно взрослеющий.

Так что не уверена, что достигла бы того, что есть сейчас, если бы начала позже. Начать можно в любое время, я ощутила потребность начать тогда — вот и все.

— Когда же тогда в целом наступает самосознание, что я — писатель?

А вот применение к себе слова «писатель» — это уже сложнее. Я очень стеснялась того, что пишу, практически все свои школьные и университетские года. Я скромно называла многостраничные произведения «рассказиками», показывала или совсем уж близким друзьям и маме, или пряталась под псевдонимами в интернете и делала вид, что «это вообще не я, и мне все равно». На самом деле, было как раз-таки не все равно. Мне нужно было, чтобы кто-то сказал мне, что я имею право именоваться писателем.

Но к принятию себя как «писателя» и тому, чтобы не заикаться и не краснеть, рассказывая о своей деятельности, я все же пришла раньше. Но для меня это был тот еще долгий путь. Начался он с того, что, кажется, я высчитала, что десять тысяч часов в своей писательской деятельности я давно перемахнула. Дальше был долгий процесс уговоров самой себя, что я могу хотя бы попытаться называть себя писателем, без ожидания одобрения со стороны окружающих. И вот я здесь, без зазрения совести отвечаю на интервью для писателя.

— А возникал когда-нибудь страх, что ваш роман «утонет среди тысячи работ», которые выходят параллельно? Сейчас ведь конкуренция огромна!

«Злодейский путь!..» не был моей первой попыткой публикации на электронных ресурсах. И до него все так и было: книги тонули, их никто не видел.

О том, что людям хотя бы нужно сперва обратить внимание на мою книгу, а для этого нужно сделать что-то приметное (хотя бы обложку, а можно еще и рекламу) — я как-то не задумывалась. Поэтому нет, страха, что «Злодейский путь!..» утонет среди массы работ не было — ибо я даже особо и не допускала мысли, что его заметит больше десятка человек.

Знаете, говорят, признак безумия — делать одно и то же и надеяться на другой результат. Но я именно так и поступала, разве что платформы меняла. Может, это меня и спасло? Я выложила «Злодейский путь!..» на платформе, что специализируется на азиатщине. Ну или же само небо сжалилось над моими потугами и послало мне удачу.

— Как, кстати, относитесь конкуренции? Чувствуете ее между собой и другими писателями?

Есть более популярные книги и менее популярные — и в любом случае всем выгодно, чтобы появлялось больше книг в жанре. Если книга популярна — она как локомотив, который может тащить за собой — ибо читатели часто ищут «что-то похожее» после прочтения.

Мне нравится, что мы с авторами «китайщины» поддерживаем друг друга, как некие родственные души, находящиеся в одной лодке.

А вот про издательства и площадки ничего не скажу, все же это бизнес, в то время как написание книг — это в первую очередь про творчество.

— Раз уж заговорили о «китайщине» и «азиатчине» что, как вам кажется, формирует литературные тренды?

Мне кажется, это как с модой — есть некие витки-спиральки, что-то возвращается в видоизмененном виде «в духе времени», но по сути книги все равно остаются об одном и том же, просто в другом антураже. Думаю, чтобы дать полный ответ на этот вопрос, необходимо погрузиться в настоящее исследование. Субъективно могу сказать, что иногда вспыхивают некоторые книги — и тренды идут за ними, потому что появляется запрос «хочу еще такого же». «Такого же» получить не удается, но находится похожее, а спрос формирует предложение. И во всем этом рыночном мире лавируют авторы, которые просто хотят писать свои истории. Здорово, что часто выходит так, что трендовые темы становятся не только запросом читателей, но и тем, что нравится авторам.

— Вас как-то в интервью спрашивали про «сообщество единомышленников». А в сообществе молодых современных российских писателей, по вашим наблюдениям, авторы друг другу помогают? Или здесь отношения несколько иные?

Я живу довольно далеко от всякой «движухи», обычно происходящей в Петербурге и Москве, но каждый раз приехать на книжное событие и пообщаться (пообниматься) с другими авторами и всеми, кто причастен к книжному сообществу — это настоящий праздник! С коллегами по перу из издательства МИФ у нас сложились теплые отношения, мы имеем возможность общаться, делиться авторскими переживаниями и высказывать копящиеся внутри беспокойства.

Общение действительно сильно облегчает жизнь и внутренние переживания. И я рада, что мы стараемся его выстроить, а не каждый сидим в своем писательском уголке.

— Про свой Ютуб-блог в интервью вы говорите: «Несколько благодарных комментариев под видео — и уже мотивация продолжать». А что мотивирует вас продолжать писать?

Больше всего мотивирует отклик на каждую свежую главу: я вижу, что читателям по-прежнему интересно, вижу реакции и их размышления. Получается, я пытаюсь подарить эмоции через события новой главы, а читатели возвращают их мне в своих комментариях — это очень заряжает эмоционально и мотивирует тут же сесть за продолжение.

Конкурс

Лучший подарок на день рождения — конечно же, книга! Напишите текст в одном из 7 жанров, где один из героев — писатель. 7 победителей получат фирменный шопер, худи автора Литрес и Литрес Абонемент на год.

ИТОГИ ГОЛОСОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЕЙ

Привет, лайвлибовцы.

Больше месяца мы с вами выбирали лучшие книги 2023 года, и вот, наконец, голосование премии «Выбор читателей» подошло к концу. Время посмотреть итоги и узнать победителей.

В каждой из 21 номинации победила книга, набравшая наибольшее количество голосов. Не обошлось без сюрпризов — в разделе «Детективы» Майк Омер опередил Донато Карризи всего на 4 голоса, а самая жаркая битва развернулась в номинации «Русское фэнтези». Подробнее об активностях, победителях и ходе голосования.

Мы рады официально объявить итоги очередного сезона премии «Выбор читателей». Этот сезон был по-настоящему горячим: 23 219 человек отдали целых 234 319 голосов — это абсолютный рекорд за все годы проведения премии! Несколько интересных фактов об этом сезоне: • В этом году проголосовавших было на 180 человек больше, чем в прошлом, а голосов — на целых 42 000! • Во Флешмобе по чтению книг — номинантов премии приняли участие более 70 пользователей. • Традиционно самая жаркая битва развернулась в номинации «Русское фэнтези»: за первое место боролись Елена Звездная, Ирина Котова, Лия Арден и Антонина Крейн. • Роман японской писательницы Митико Аоямы «Вы найдёте это в библиотеке» выиграл сразу в двух номинациях. • В номинации «Детективы» Майк Омер опередил Донато Карризи всего на 4 голоса. • Корейский роман «"Магазин снов" мистера Талергута. Дневники грёз» Мие Ли стал абсолютным фаворитом номинации «Зарубежное фэнтези», опередив «Царство Страха» Керри Манискалко на 829 голосов.

Поздравляем победителей и предлагаем поделиться своими впечатлениями! Расскажите, за кого болели, оправдались ли ваши ожидания?

Бронепароходы. Алексей Иванов

В 1918 году речными флотилиями обзавелись и «учредиловцы» в Самаре, и Троцкий в Нижнем Новгороде, и повстанцы Ижевска, и чекисты в Перми. А в мире бушевала инженерная революция, когда паровые машины соперничали с дизельными двигателями, и в российское противостояние красных и белых властно вторгалась борьба лидеров нефтедобычи — британского концерна «Шелл» и русской компании братьев Нобель. Войну вели и люди, и технологии, и капиталы. В кровавой и огненной круговерти речники оказывались то красными, то белыми. Их принуждали стрелять в товарищей по главному делу жизни, принуждали топить пароходы — славу и гордость речного флота. Как сохранить совесть посреди катастрофы? Как уберечь тех, кого ты любишь, кто тебе доверился? Как защитить прогресс, которому безразличны социальные битвы? Там, на палубах речных буксиров, капитаны искали честный путь в будущее, и маленький человек становился сильнее, чем огромный и могучий пароход.
Подробнее на livelib.ru

Скрытые намерения. Майк Омер

ВСЕ МЫ В ЗАПАДНЕ. НО ВЫХОД ЕСТЬ… Так считают участники интернет-сообщества бунтарей «Стражи». Они убеждены, что общество задыхается в железной хватке насквозь коррумпированных влиятельных чиновников. По малейшим намекам и оговоркам в СМИ Стражи способны вычислить этих преступников. Да, те сильны. Но и на них найдется управа…

ПРИШЛО ВРЕМЯ ДЕЙСТВОВАТЬ. И вот вооружённая группа Стражей проникает в одну из школ Нью-Йорка. По их данным, именно здесь высшие чины полиции организовали тайную торговлю детьми. Задача группы — вывести извращенцев на чистую воду. Но что-то идёт не так, стройный план рушится… В итоге Стражи баррикадируются в кабинете директора, захватив заложников. Уже пролилась первая кровь.

ВСЕ ОНИ ПОГИБНУТ… Цель Эбби Маллен, офицера-переговорщика полиции Нью-Йорка, сделать так, чтобы все остались в живых. Она пытается спасти и заложников, и преступников, не доводя дело до штурма здания. Но проблема в том, что именно в этой школе учится её дочь Саманта. И сейчас она там, внутри…
Подробнее на livelib.ru

Оппенгеймер. Триумф и трагедия Американского Прометея Мартин Дж. Шервин, Кай Берд

Первая полная и подробная биография "отца атомной бомбы" Дж. Роберта Оппенгеймера — великого и харизматичного учёного, который создал оружие, способное уничтожить мир. Но, осознав последствия своей работы после трагедии Хиросимы и Нагасаки, он начал борьбу за международный контроль над ядерной энергией, а также яростно выступал против разработки водородной бомбы. Оппенгеймера ненавидели высокопоставленные сторонники "ядерного превосходства США", за ним вёл непрерывную слежку директор ФБР Эдгар Гувер, изучая каждый его шаг и каждое слово. Репутацию учёного целенаправленно уничтожали, записывая в изменники родины. Однако время всё расставило на свои места… Его непростая жизнь — ключ к понимаю недавнего прошлого и осознанию ошибок, которых можно избежать в будущем.
Подробнее на livelib.ru