Собака. Театр

Альбина Алдошина
"Каковы мы к ближнему, таким и Бог будет в отношении нас".
Святитель Иоанн Златоуст

Театральное искусство - это  та форма человеческого общения, которая позволяет вдруг открыть для себя новые грани окружающей нас  реальности, кои мы, может быть, упускаем в повседневной суете; расположить к  размышлениям на затронутые темы; способная вызвать неистовую бурю эмоций, переживаний... И если спектакль содержательный, а актеры играют так, что можно от всего сердца воскликнуть знаменитое "Верю!", то все это вместе  даёт шанс душе зрителя проснуться, откликнуться. Только в театральном зале особая атмосфера  живой
энергии, которая рождается и  действует именно в данный момент, исключительно в этом зале и дуга напряжения идёт от актера к зрителю и обратно сию секунду - за это мне нравится театр.

Я снова в камерном зале. Афиша анонсирует даже  не драму, обещает трагедию...

Зал полон.

Мизансцена совершенно непонятного учреждения: массивные железные решетки в дверных проемах, стеллаж с толстыми папками и посредине швейная машинка. Женщина, которая строчит изделие из тонкой изысканной ткани, при этом одета в грубую фуфайку, обута в нелепые калоши. В одном углу стоят огромные резиновые сапоги, в другом - изящный портновский манекен. На переднем плане сцены с боку стол, под  которым лежат яркие игрушки.Мебель подчёркнуто обшарпатна, что добавляет ноты безысходности.
  Невозможно даже  предположить, где происходит действие - обстановка крайне противоречивая.
Путаюсь в догадках и совершенно не нахожу аналогий с какими-то ни было реалиями.

Одна из решёток отодвигается, впуская  мужчину.
 И первые диалоги главных героев  и вовсе  выбивают из колеи.  Честно, хотелось выйти, настолько было тяжело от этой неопределенности и вызывающе-агрессивного тона героини.
Она по-базарному громко задаёт вопросы, по содержанию которых яснее картина происходящего не становится. До этого робкий герой тоже заметно теряется под экспрессивным натиском собеседницы.
Однако, он продолжает диалог. Видимо, уйти он не может. Есть какая-то крайняя необходимость, определяющая его приход сюда. Его замечание о недопустимом тоне только усугубляет положение.
Тогда герой обессиленно садится на шаткий стул и начинает свой монолог совершенно не обращая теперь внимания на героиню:

- Не так давно в мою квартиру забежала собачка. Я накормил её. Искупал. Она хорошая, ласковая. Назвал Булькой. Сам не заметил, как привязался к ней...

В ответ на его откровения героиня неожиданно со страшным грохотом закрывает верхнюю крышку, таким образом убирая швейную машинку в тумбу (зрители в ужасе вздрагивают).
Она продолжает кричать, вероломно перебивая доверительные и искренние излияния собеседника.
В монологах героини теперь явно угадываю глубокий внутренний надлом, хотя она ни словом еще не обмолвилась о себе. С таким надрывом жить невозможно.

Но в какой-то момент действа, кажется, что она все же на миг поверила в искренность героя. Тон сменился, когда она
все же решилась заговорить о себе. Зритель до сих пор не понимая в какой конторе происходит действие, узнает некоторые подробности из ее жизни:

- Любила мужа, а он предал. Работала в элитном доме мод, но это было так далеко от творчества, что напоминало вязкое губительное болото...- она боясь эмоционально погибнуть, уволилась.

Ее монолог вдруг прерывают  неожиданно резкие и просто ужасные звуки. Это заставляет вздрогнуть не только актеров, но и зрителей.
Героиня вынуждено объясняет своему собеседнику, что так воют обречённые на скорую гибель собаки, которых привезли сюда...

Теперь понятно: действие спектакля происходит на территории живодёрни.

Ясно, что герой привез свою собачку с намерением сдать...

Роль собачки исполняет совсем юная девочка лет восьми. От этого режиссерского решения сюжет воспринимается зрителями ещё более трагично (замечаю, в зале тепло, а женщины начинают кутаться в свои шарфы. Их знобит в прямом смысле слова).

 Вечные темы: смысла жизни, доверия, безусловной любви. Острота диалогов достигает высокого градуса...

 Теперь герой кричит, оправдывая свое решение о предательстве:

- У меня такие обстоятельства!!!!!

Становятся понятны поведение и мотивы героини: все это время она пыталась всеми способами достучаться, воздействуя сначала на сознание посетителя (мечтала криком "разбудить" логику), потом взывала  к совести...
В ответ на это герой, хотя и мучается, но убегая из заведения, снова возвращается с теми же своими намерениями... Все более раскрывается вся скудость и ущербность его внутреннего мира, главой которого является собственный комфорт...

Пронзительно больно!

Трагизм женского образа зашкаливает: она всеми способами старается спасать животных от гибели, поэтому она работает в этом страшном месте. Четыре собаки живут у нее, а вновь прибывших она отчаянно стремиться пристроить знакомым, прикладывая неимоверные усилия защищая беззащитных...

Финальная сцена: героиня рыдает, выкрикивая фразу, которая вонзается в самое сердце каждому в зале:

- Спаси её! Это уже даже не о собаке. Я о твоей душе!!!!

 Мне кажется, что все понимают: так может кричать только боль, всеобъемлющая, испепеляющая изнутри, которая вырываясь наружу и обжигая зрителя, подсознательно молит о помощи...

Героиня искренне рыдает (это при съёмках фильма возможно использовать средства, вызывающие слезы. Здесь это исключено - камерный зал).

 Живые чувства актрисы переполняют пространство (вижу большинство зрителей вытирают слезы. Среди них и мужчины).

Герой малодушно сдается и убегает, бросая Бульку в стенах живодёрни...

Растерянная собачка,  испугавшись, забивается под лавку...

PS: Неоспоримым показателем того, что актеры прожили эту историю на сцене всем своим сердцем, а не сыграли, для меня, были их лица в минуты зрительских оваций в конце спектакля. У всех троих на лице не промелькнула даже тень улыбки в ответ на бурные аплодисменты и шикарные букеты от благодарных зрителей. Продолжительно аплодировали стоя. А взрослая героиня еле слышно просила:
- Отпустите нас...

18.12.2023 г.