Пушкин и влечение к смерти

Поль Читальский
Инстинкт  и влечение к смерти как он  концептуальные понятия психоанализа были сформулированы З.Фрейдом в его венской 1920 года работе «По ту строну принципа удовольствия».

До этого основой причин всех расстройств психики человека  он видел в сексуальной жизни человека, а главенствующим считал  принцип удовольствия. Теперь в работе 1920 г Фрейд описывает более фундаментальный принцип, который работает независимо от принципа удовольствия — принцип навязчивого повторения — который даёт механизм символизации утрат и работы скорби  Ряд важных положений для этой концепции был подготовлен им  в работе 1917 г «Скорбь и меланхолия».

«По ту сторону принципа удовольствия» — одна из ключевых работ З. Фрейда, обозначившая поворот в его учении и переход от первой топической модели психического аппарата (сознание / предсознательное / бессознательное) —
ко второй (Я / Оно / Сверх-Я), а также впервые поставившая в психоанализе вопросы о природе навязчивости, о неизбежном возвращении психотравмы, о существовании влечения к смерти. https://ru.wikipedia.org/wiki/

По_ту_сторону_принципа_удовольствия

Понятия:
Смерть (танатос)
Инстинкт смерти
Влечение
Влечение к смерти

***
Инстинкт смерти
«Инстинкт естественной смерти» как понятие введено Мечниковым И.И. 1903 г. в работе «Этюды о природе человека» (в рамках развивавшейся им теории ортобиоза). ИЕС характеризуется как «удовлетворение уже отжитой жизнью и потребностью небытия».[
(см. Мечников И.И.Этюды о природе человека: С портр. автора и 21 рис. –М.: Науч. слово – 1917)

***
ВЛЕЧЕНИЕ
Впервые понятие «влечения» Фрейд использовал в «Трёх очерках по теории сексуальности» (1905), при анализе сексуальных влечений и в дальнейшем обосновал его в работе «Влечения и их судьбы» (1915). Фрейд определил данное понятие следующим образом: «„Влечение“ воспринимается нами как понятие, которое находится на границе между душевным и физическим, является физическим представителем раздражений, которое берёт начало внутри тела и проникает в душу, становится своеобразным определителем работы, которую необходимо проделать психике благодаря её связи с физическим».
Согласно теории психоанализа, каждое влечение имеет цель, объект, источник. Целью влечения является удовлетворение, которое достигается путём максимально возможного уменьшения его напряжения. Объект влечения — такой объект, с помощью которого влечение достигает своей цели. Источник влечения — это процесс возбуждения в любом органе или части тела, который на психическом уровне проявляется собственно влечением.

***
Влече;ние к сме;рти, инсти;нкт сме;рти, или та;натос (от др.-греч. ;;;;;;; «смерть»)
— онятие психоанализа, открытое как феномен Сабиной Шпильрейн и введённое в оборот З.Фрейдом. Фрейд затем концептуализирует понятие, которое служит в его работах для обозначения наличия в живом организме стремления к восстановлению первичного (неживого, неорганического) состояния.

***
Из работы Фрейда:
« Если мы примем как не допускающий исключений факт, что все живущее вследствие внутренних причин умирает, возвращается к неорганическому, то мы можем сказать:
целью всякой жизни является смерть, и, наоборот, неживое было раньше, чем живое

Положение о существовании влечения к Самосохранению, которое мы приписываем каждому живому существу, состоит в заметном противоречии с утверждением, что вся жизнь влечений направлена на достижение смерти.

Остается признать, что организм хочет умереть только по своему и эти «сторожа жизни» были первоначально слугами смерти.

Противоположность влечений «я» (к смерти Танатос) и влечений сексуальных (к жизни - Эрос)

 …жизненный процесс индивидуума из внутренних причин ведет к уравновешиванию химических напряжений, то есть к смерти

То, что мы признали в качестве доминирующей тенденции психической жизни, может быть, всей нервной деятельности, а именно стремление к уменьшению, сохранению в покое, прекращению внутреннего раздражающего напряжения, как это находит свое выражение в принципе удовольствия, является одним из наших самых сильных мотивов для уверенности в существовании влечений к смерти.
Влечения … к смерти, как кажется, непрерывно производят свою работу. Принцип удовольствия находится в подчинении у влечения к смерти, он сторожит вместе с тем и внешние раздражения, которые расцениваются влечениями обоего рода как опасности, но совершенно отличным образом защищается от нарастающих изнутри раздражений, которые стремятся к затруднению жизненных процессов.

(2)

Смерть у Пушкина

  Самовластительный  Злодей! 
Тебя,  твой трон  я  ненавижу. 
Твою  погибель,  смерть  детей
С  жестокой  радостию  вижу.

В «Словаре языка Пушкина « (см. в 4 т  Отв. ред. В. В. Виноградов.  2-е изд., доп.  М. Азбуковник, 2000)   указано : слово смерть использовано Пушкиным 293 раза

***
Несколько инет-подборок творений Пушкина о Смерти:

Все стихи о смерти подряд:

(А)
1. Стою печален на кладбище…
2. Песни западных славян. 7 Похоронная песня Иакинфа Маглановича
3. Брожу ли я вдоль улиц шумных…
4. Эпитафия младенцу
5. Ворон к ворону летит…
6. Послание Дельвигу
7. Сказали раз царю, что наконец…
8. Надеждой сладостной младенчески дыша…
9. Гроб юноши
10. Там у леска, за ближнею долиной…
11. Безверие
12. Элегия (Я видел смерть; она в молчанье села…)
13. Моя эпитафия
14. Мое завещание друзьям

(Б)

1. 0
Александр Пушкин — Там у леска, за ближнею долиной
2. 2
Александр Пушкин — Гроб юноши
3. 0
Александр Пушкин — Надеждой сладостной младенчески дыша
4. 0
Александр Пушкин — Элегия на смерть Анны Львовны
5. 0
Александр Пушкин — Сказали раз царю, что наконец
6. 1
Александр Пушкин — Послание Дельвигу
7. 3
Александр Пушкин — Ворон к ворону летит
8. 1
Александр Пушкин — Эпитафия младенцу
9. 6
Александр Пушкин — Брожу ли я вдоль улиц шумных
10. 1
Александр Пушкин — Стою печален на кладбище
11. 0
Александр Пушкин — Мое завещание друзьям
12. 1
Александр Пушкин — Моя эпитафия
13. 1
Александр Пушкин — Элегия (Я видел смерть)
14. 0
Александр Пушкин — Безверие


(С)

А.С. Пушкин стихи про смерть и умерших - подтемы:
• про мертвых
• про могилу и гроб
• про кладбище
• про эпитафии
• про казнь и расстрел
• про завещание


• Венец желаниям! Итак, я вижу вас...
Венец желаниям! Итак, я вижу вас, О други смелых муз, о дивный Арзамас! (1) Где славил наш...
• Воспоминание
Когда для смертного умолкнет шумный день, И на немые стогны града Полупрозрачная наляжет н...
• Заутра с свечкой грошевою...
Заутра с свечкой грошевою Явлюсь пред образом святым: Мой друг! остался я живым, Но был уж...
• Из Гафиза
(Лагерь при Евфрате) Не пленяйся бранной славой, О красавец молодой! Не бросайся в бой кро...
• Лаиса Венере, посвящая ей свое зеркало
Вот зеркало мое — прими его, Киприда! Богиня красоты прекрасна будет ввек, Седого времени ...
• Мне бой знаком — люблю я звук мечей...
Мне бой знаком — люблю я звук мечей; От первых лет поклонник бранной славы, Люблю войны кр...
• На выздоровление Лукулла. Подражание Латинскому
Ты угасал, богач младой! Ты слышал плач друзей печальных. Уж смерть являлась за тобой В дв...
• Подражание (Я видел смерть; она сидела...)
Я видел смерть; она сидела У тихого порога моего. Я видел гроб; открылась дверь его: Туда,...
• Принцу Оранскому
Довольно битвы мчался гром, Тупился меч окровавленный, И смерть погибельным крылом Шумела ...
• Стою печален на кладбище...
Стою печален на кладбище. Гляжу кругом — обнажено Святое смерти пепелище И степью лишь окр...
• Ты и я (Александру I)
Ты богат, я очень беден; Ты прозаик, я поэт; Ты румян, как маков цвет, Я, как смерть, и то...
• Что козырь? — Черви. — Мне ходить
— Что козырь? — Черви. — Мне ходить. — Я бью. — Нельзя ли погодить? — Беру. — Кругом нас о...
• Элегия на смерть Анны Львовны
Ох, тетенька! ох, Анна Львовна, Василья Львовича сестра! Была ты к маменьке любовна, Была ...
• Элегия (Я видел смерть; она в молчанье села...)
Я видел смерть; она в молчанье села У мирного порогу моего; Я видел гроб; открылась дверь ...
• Эпиграмма на смерть стихотворца
Покойник Клит в раю не будет: Творил он тяжкие грехи. Пусть бог дела его забудет, Как свет...
• Эпиграмма на Стурдзу (Холоп венчанного солдата...)
Холоп венчанного солдата, Благодари свою судьбу: Ты стоишь лавров Герострата И смерти немц...
• Всеволожскому (Прости, счастливый сын пиров...)
Прости, счастливый сын пиров, Балованный дитя Свободы! Итак, от наших берегов, От мертвой ...
• Есть роза дивная, она
Есть роза дивная: она Пред изумленною Киферой Цветет, румяна и пышна, Благословенная Венер...
• Когда за городом, задумчив, я брожу
Когда за городом, задумчив, я брожу И на публичное кладбище захожу, Решетки, столбики, нар...
• На небесах печальная луна
На небесах печальная луна Встречается с веселою зарею, Одна горит, другая холодна. Заря бл...
• Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях
Царь с царицею простился, В путь-дорогу снарядился, И царица у окна Села ждать его одна. Ж...
• Утопленник
Прибежали в избу дети, В торопях зовут отца: «Тятя! тятя! наши сети Притащили мертвеца.» «...
• Кокетке
(И вы поверить мне могли. Как простодушная Аньеса? В каком романе вы нашли, Чтоб умер от л...
• Песни западных славян - Похоронная песня Иакинфа Маглановича
С богом, в дальнюю дорогу! Путь найдешь ты, слава богу. Светит месяц; ночь ясна; Чарка вып...
• Внемли, о Гелиос, серебряным луком звенящий...
«Внемли, о Гелиос, серебряным луком звенящий, Внемли, боже кларосской, молению старца, пог...
• Не угрожай ленивцу молодому
Не угрожай ленивцу молодому. Безвременной кончины я не жду. В венке любви к приюту гробово...
• Моя эпитафия
Здесь Пушкин погребен; он с музой молодою, С любовью, леностью провел веселый век, Не дела...
• Эпитафия
О слава тщетная! о тленья грозный вид — Хй твердый Пушкина здесь в первый раз лежит....
• Эпитафия младенцу
В сиянье, в радостном покое, У трона вечного творца, С улыбкой он глядит в изгнание земное...
• Презрев и голос укоризны...
Презрев и голос укоризны, И зовы сладостных надежд, Иду в чужбине прах отчизны С дорожных ...
• Чаадаеву
В стране, где я забыл тревоги прежних лет, Где прах Овидиев пустынный мой сосед, Где слава...
• Покойник, автор сухощавый
Покойник, автор сухощавый, Писал для денег, пил из славы....
• Подражание итальянскому
Как с древа сорвался предатель ученик, Диявол прилетел, к лицу его приник, Дхнул жизнь в н...
• Подъезжая под Ижоры...
Подъезжая под Ижоры, Я взглянул на небеса И воспомнил ваши взоры, Ваши синие глаза. Хоть я...
• Песни западных славян - Вурдалак
Трусоват был Ваня бедный: Раз он позднею порой, Весь в поту, от страха бледный, Чрез кладб...
• Гроб юноши
.... Сокрылся он, Любви, забав питомец нежный; Кругом его глубокий сон И хлад могилы безмя...
• Заклинание
О, если правда, что в ночи, Когда покоятся живые, И с неба лунные лучи Скользят на камни г...
• Кипренскому
Любимец моды легкокрылой, Хоть не британец, не француз, Ты вновь создал, волшебник милый, ...
• Пока супруг тебя, красавицу младую...
Пока супруг тебя, красавицу младую, Между шести других ещё не заключил, — Ходи к источнику...
• Русалка (Над озером, в глухих дубровах...)
Над озером, в глухих дубровах, Спасался некогда Монах, Всегда в занятиях суровых, В посте,...
• Гроб Анакреона
Всё в таинственном молчаньи, Холм оделся темнотой, Ходит в облачном сияньи Полумесяц молод...
• Два чувства дивно близки нам...
Два чувства дивно близки нам — В них обретает сердце пищу — Любовь к родному пепелищу, Люб...
• Кривцову (Не пугай нас...)
Не пугай нас, милый друг, Гроба близким новосельем: Право, нам таким бездельем Заниматься ...
• Осгар
По камням гробовым, в туманах полуночи, Ступая трепетно усталою ногой, По Лоре путник шел,...
• Перед гробницею святой...
Перед гробницею святой Стою с поникшею главой... Всё спит кругом; одни лампады Во мраке хр...
• Бородинская годовщина
Великий день Бородина Мы братской тризной поминая, Твердили: «Шли же племена, Бедой России...
• Дар напрасный, дар случайный...
Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана? Иль зачем судьбою тайной Ты на каз...
• Когда владыка ассирийский...
Когда владыка ассирийский Народы казнию казнил, И Олоферн весь край азийский Его деснице п...
• Стансы (В надежде славы...)
В надежде славы и добра Гляжу вперед я без боязни: Начало славных дней Петра Мрачили мятеж...
• Эпиграмма (Оставя честь судьбе на произвол...)
Оставя честь судьбе на произвол, Давыдова, живая жертва фурий, От малых лет любила чуждый ...
• Завещание Кюхельбекера
Друзья, простите! Завещаю Вам всё, чем рад и чем богат; Обиды, песни — всё прощаю, А мне п...
• Мое завещание. Друзьям
Хочу я завтра умереть И в мир волшебный наслажденья, На тихой берег вод забвенья, Веселой ...