Развод, боль и забытая радость

Ирина Градова
В публикации предлагается фрагмент консультации на телефоне доверия.
В качестве эпиграфа и послесловия предлагаются слова из фильма «Первый день моей жизни» (2023 г.)

Статья о том, как, с одной стороны, человек привыкает жить без радости, отучается от нее, отлучает себя от нее, забывает про ее существование, как привыкает к состоянию «мне не очень хорошо», доходящему до «мне откровенно больно», не осознавая, что он и жил в боли, но замечать это начинает, когда приходят (или он сам приглашает в свою жизнь) кризисные ситуации, когда боль начинает громогласно звучать в нем.
С другой стороны, выходы из боли и вхождение в радость всегда есть, радость никогда не исчезает из человека бесследно и навсегда.

Найти причины старых ситуаций и начать создавать жизнь по-новому – всегда возможно.
Требуются: намерение, воля, вера, усилия, время, знания.



Эпиграф

ЭМИЛИЯ: В каком смысле «к сожалению»? Ты сказала, что со временем боль уходит, но почему к сожалению?

АРИАННА: Потому, что я боюсь, что боль уйдет. Она так долго была со мной. Не давала заснуть до рассвета. И вот как-то я заснула, а когда проснулась, то подумала, что рано или поздно боль исчезнет. Я потеряла дочь, но не хочу терять память о ней.

(Из фильма Паоло Дженовезе «Первый день моей жизни»)



Бывают ситуации, далеко не самые редкие, когда человек настолько привыкает жить через некомфортные для него состояния, что у него даже исчезает воспоминание о состоянии «мне хорошо», даже не приходит мысль о том, что состояние «мне хорошо» тоже его состояние, ему тоже доступно и всегда доступно.


Недавно состоялся консультационный диалог, который частично будет представлен далее.

ПСИХОЛОГ: Здравствуйте! Я с Вами. Можете обо всем говорить.
НАТАЛЬЯ: Мне больно. Мне очень больно.

ПСИХОЛОГ: Примите мою поддержку! Сейчас я с Вами. Да, пока больно. Будет легче. Поверьте в это!
НАТАЛЬЯ: Мне очень плохо. Я все время плачу. Трудно говорить.

ПСИХОЛОГ: Да. Понимаю. Что происходит? Опишите, пожалуйста ситуацию. Не обдумывайте! Обрывками, отдельными словами. Как будут приходить мысли, так их и озвучивайте!
НАТАЛЬЯ: Не могу принять… Надо разводиться.

ПСИХОЛОГ: В чем причина?
НАТАЛЬЯ: Он мне изменил.

ПСИХОЛОГ: О разводе еще успеете подумать. Как Вы узнали? Он сам сказал?
НАТАЛЬЯ: Я контролировала его мессенджеры. Я ждала. И нашла. Он отказывался.

ПСИХОЛОГ: У Вас есть привычка контролировать мужа?
НАТАЛЬЯ: Да.

ПСИХОЛОГ: Что Вам хочется получить от нашего взаимодействия?
НАТАЛЬЯ: Мне плохо. Состояние. Не справляюсь.

ПСИХОЛОГ: Хотите снизить эмоциональное напряжение?
НАТАЛЬЯ: Да. И понять хочу, почему муж изменил. Я виновата. Там ему все внимание, забота. И он виноват. Оба виноваты.

ПСИХОЛОГ: Давайте с состоянием поработаем! Какое состояние у Вас сейчас?
НАТАЛЬЯ: Больно. Мне больно.

ПСИХОЛОГ: А какое состояние хотите получить?
НАТАЛЬЯ: Мне комфортно, мне хорошо.

ПСИХОЛОГ: Предлагаю игру, практику для изменения состояния. Хотите?
НАТАЛЬЯ: Да.

ПСИХОЛОГ: Хорошо. Давайте начнем! Представьте образ вашего состояния «мне больно», можете пригласить его, позвать.
НАТАЛЬЯ: Ой! Дракон. Он огнедышащий. Как в сказках. Пламя изо рта.

ПСИХОЛОГ: Прекрасно. Можете его увеличить? И окажитесь внутри!
НАТАЛЬЯ: Да.

ПСИХОЛОГ: Как Вам там? Комфортно?
НАТАЛЬЯ: Пусто.

ПСИХОЛОГ: Можно выйти. А теперь образ вашего состояния «мне комфортно, мне хорошо».
НАТАЛЬЯ: Не вижу.

ПСИХОЛОГ: Можно выразить волеизъявление: «Я хочу увидеть образ моего комфортного состояния!»
НАТАЛЬЯ: Не получается.

ПСИХОЛОГ: Любой эпизод, пусть даже он длился несколько секунд. Что-то ведь было радостное, приятное?.. Когда-то ведь Вам было хорошо?
НАТАЛЬЯ: Не знаю. Не помню. За 15 лет совместной жизни мне ни разу не было хорошо.

ПСИХОЛОГ: Вы вот только что произнесли, что за 15 лет не было приятных, радостных, счастливых воспоминаний.
НАТАЛЬЯ: Не было.

ПСИХОЛОГ: И одновременно Вам больно, потому что отношения могут завершиться? Вот это Вы сами только что произнесли.
НАТАЛЬЯ: Да.

ПСИХОЛОГ: Что у Вас вызывает улыбку, что ассоциируется с радостью?
НАТАЛЬЯ: Солнышко.

ПСИХОЛОГ: Можете его увеличить и оказаться внутри.
НАТАЛЬЯ: Не получается.

ПСИХОЛОГ: Хорошо.  Это тоже важное наблюдение. А сейчас соедините два образа, два образа ваших полярных состояния «мне больно» и «мне комфортно». Это всё Вы.
НАТАЛЬЯ: Не соединяются.

ПСИХОЛОГ: Можно выразить волю на слияние полярностей, полярных состояний. Это ваши аспекты. Они оба всегда есть в Вас. Состояние «мне хорошо» не исчезает, даже если кажется, что боль поглотила Вас полностью.
НАТАЛЬЯ: Соединила.

ПСИХОЛОГ: Можно вдохнуть и понаблюдать, куда влетит объединенное состояние.
НАТАЛЬЯ: Сердце и область диафрагмы.

ПСИХОЛОГ: Подышите и понаблюдайте за дыханием, за сердцебиением, за происходящим в теле.
НАТАЛЬЯ: Хорошо.

ПСИХОЛОГ: Замечательно. А теперь снова посмотрите на образы двух состояний и создайте мысль, которая рационально соединит, объединит состояния «мне плохо» и «мне хорошо».
НАТАЛЬЯ: Пока тяжело.

ПСИХОЛОГ: Это может остаться на потом. Лучше сделать.  Например, можно сказать: «Я научилась жить через боль, накопила очень большой опыт, и пришло время научиться жить через радость». Или: «Болью я закрывалась от радости, больше не выбираю убегать, прятаться от радости». Нужно вашу формулировку предложить, ту, которая Вас выразит.
НАТАЛЬЯ: Да, сделаю.

ПСИХОЛОГ: Как ваше самочувствие?
НАТАЛЬЯ: Спокойнее. Спасибо! Мне легче.

ПСИХОЛОГ: Могу задать вопросы?
НАТАЛЬЯ: Да.

ПСИХОЛОГ: Привыкли контролировать мужа?
НАТАЛЬЯ: Да. Постоянно делаю.

ПСИХОЛОГ: Привыкли обвинять и искать виноватых?
НАТАЛЬЯ: Да. Он начал манипулировать через детей. У нас двое. Сначала я его выставила. А теперь дочка плачет, просит его остаться. Он спрашивает, можно ли ему остаться ночевать.

ПСИХОЛОГ: Что и как делать, Вы решите. Лучше, если решения примете в спокойном состоянии.  И лучше, если рассмотрите причины сложившейся ситуации. Она ведь об очень многом. Она многое о Вас и о партнере говорит. Виноватых нет. Но есть причины.
НАТАЛЬЯ: Да.


Далее был разговор о вине, о позициях жертвы, доминирующего контролера, спасателя, о такой причине измен, как «активный мужской психотип в женщине». 
«Именно так всё и было», - подтвердила Наталья предложенные размышления о том, что если женщина мало похожа на женщину, то реализовываться мужчиной муж может захотеть где-то в другом месте.

ПСИХОЛОГ: Разобраться возможно во всем, если будет ваша готовность понять причины. Привести себя в спокойное состояние – приоритетно для текущего момента.  Достаточно сна, прогулки, переключать внимание, останавливать руминацию… Начать улыбаться себе даже через гримасу.
НАТАЛЬЯ: Да, я понимаю. Мне спокойнее. Спасибо Вам!


15 лет жизни в браке и без радости, без состояния «мне хорошо», но в состоянии «мне всегда не очень хорошо», с одной стороны, и будто бы «вдруг» пришло: «Мне больно, не могу принять, что он изменил. Как мне быть? Как мне жить?», с другой.

А по сути подсознательные установки Натальи на боль в отношениях и выстроили ситуацию «мне больно от его измены».

Измена всего лишь довела боль до крайности. Боль в ее жизни все время была. Она жила в ней «тихим», перманентным фоновым состоянием.

И вот в этой точке боли, которая словно «удар по голове», которая показалась «громом среди ясного неба», женщина обращается за поддержкой.
А она, боль, лишь зазвучала активнее, от нее отворачивались, на нее не хотели смотреть, терпеливо доводили ее до крайности.


Послесловие

АНГЕЛ: Привет, Арианна!
АРИАННА: Где моя дочь?
АНГЕЛ: Она умерла.
АРИАННА: И что? Где она? Я осталась только ради нее. Скажи, что она где-то есть. Она существует?..  В каком-то виде, в какой-то форме?..
АНГЕЛ: Да. Она существует.
АРИАННА: Где она? Скажи мне!
АНГЕЛ: Оливия там. Она в них. Может, ты не заметила, но ты опять улыбнёшься, и это, благодаря ей. Вот видишь, опять улыбнулась. Она будет с тобой. И не бойся! Твоя боль не утихнет, но ты придашь ей смысл.
АРИАННА: Нет. Этого мало. Прости, но этого мало.

(Из фильма Паоло Дженовезе «Первый день моей жизни»)


Одна из моих публикаций в «10 причин измен» так и называется «Когда мужчина «будит» женщину».
Изменам посвящен эфир, ссылка представлена на моей авторской страничке.