Я и Пушкин

Валерий Варуль
В детстве у меня случился казус.
Мне было лет 14. Нашей соседкой по дому была очень пожилая учительница русского языка ЕМ. Она была из дворянской семьи, но не чопорная. Заслуженная учительница. Была малоподвижной по состоянию здоровья. Никуда не выходила. К ней ходили заниматься "по-русскому" несколько учеников. Моя мама её опекала, и я её часто навещал.

ЕМ предложила помогать мне с написанием сочинений. Занимались. Когда-то у неё была большая библиотека. Но она отдала её в школу, где преподавала, а несколько собраний сочинений у неё в комнате стояли на полке. В том числе и Пушкин. Все книги были изданием 19 века. С/с Пушкина было полным. Так было обозначено на титульных листах томов. Книги не были толстыми, но формат у них был большой, и похожи они были на альбомы.

Так вот, в книгах были роскошные иллюстрации (нецветные)и портреты Пушкина. Я просто листал книгу, наткнулся на портрет, где Пушкин изображён на набережной Невы. Потом опустил глаза в низ листа и прочитал отзыв поэта на свой портрет. Он очень детально себя описал, употребляя непечатную нецензурную лексику, которая была напечатана.

Я так краем уха слышал, что Александр Сергеевич писал подобные стихи, но не верил. А тут, вроде бы, "открылись глаза". Что и подтвердила ЕМ.