Повесть безвременных лет ч. 1 продолжение 3

Сергей Ключников
Надя и Нина

Бобрышева Нина Прокофьевна (в девичестве Ушакова) не знала точной даты своего рождения, а потому День рождения никогда не праздновала. Да и маму свою она практически не помнила, поскольку после гражданской войны местами на Кубане лютовал тиф, а ее мама, будучи церковной служащей, ухаживала за больными, отпаивая их козьим молоком от своих козочек, но заразилась и вскоре умерла.
Хозяйство у Ушаковых было крепкое, но вокруг было столько бедствия, что весь провиант уходил на прокорм детей и помощь нуждающимся. В 1923 году, когда Нине исполнилось три годика, ослабев ее мама отошла к Богу, положив душу свою за други своя, оставив детям наказ: «Как бы не было трудно, ничего не бойтесь, Господь вас не оставит, и я тоже буду рядом».
Единственное, что она знала, что родилась она в городе Кореновске и была младшей в семье.
Оставшись без жены с малыми детьми на руках, глава семейства Ушаковых позвал жить овдовевшую казачку с сыновьями и дочерьми. Всего у Нины было три брата и три сестры, кто был родным, а кто сводным она не знала, поскольку делить детей на своих и чужих на Кубани было не принято.
Когда в 1933-ем году на Кубань пришла «голодуха» (именно так бабушка Нина впоследствии называла то время, рассказывая о нем своим внукам), первым от голода умер отец, потом мачеха, потом старший из братьев… и так по старшинству смерть забирала из этой семьи по одному человеку, остановившись на двух младших сестрах Наде и Нине Ушаковых.
В 1934 году, кто-то из родственников уходил на Кавказ и решил взять с собой сироток, подарив им шанс выжить. Соседка тётя Нюра, отварила им две последние кукурузины, покрошив зернышки в холщовый мешочек, а дядя Семен дал немного денег на дорогу.
Путь от Кореновска до Махачкалы по навигатору составляет около восьми ста километров и займет для путешествующего на авто приблизительно от 12 до 14 часов. Тогда же в 34-ом этот путь юные Ушаковы преодолели за сорок дней. Благо было лето, и Кубанская земля щедро подкармливала путешественников черешнями, тутовником и жерделой.
В Махачкале сестрам предстояло сесть на паром до Баку и Надя, чтобы не голодать в пути, решила купить на последние деньги лепешек на местном рынке. Вручив младшей сестре билет, Надя наказала ей: «Как начнется посадка, иди на паром, а я тебя догоню.».
Так и вышло, вскоре объявили посадку и Нина зашла по трапу на палубу парома, предъявив свой билет. Посадка шла быстро, не прошло и четверти часа, как погрузка на паром была завершена, а Надя всё не возвращалась. Ей просто не хватило денег, чтобы купить две лепешки, и пришлось рассказать историю своей семьи, после чего торговцы одарили юную путешественницу не только лепешками, но и разными сладостями в виде чурчхелы и сушеного инжира.
Когда Надя выбежала на причал, паром плавно отчалил от стенки, огласив Махачкалинский порт мощным гудком. Нина не находила себе место, вглядываясь в прибрежную территорию, а когда увидела бегущую сестру и поняла, что сейчас отчаливший паром может их разлучить на всегда, она включила такой вопль отчаяния, что капитан парома аварец Гунаш Гунашев, был вынужден послать своего старпома на палубу, чтобы разобраться в происходящем.
Уж не знаю какими словами, но Нине хватило тридцати секунд, чтобы открыть старшему помощнику капитана парома всю трагичность сложившейся ситуации, после чего капитан Гунашев отдал распоряжение причалить паром и принять на борт отставшую сестру.
Так Надя и Нина Ушаковы добрались до Баку, где прибились к рыбному заводу, и работали, получая за свой труд кров в общежитии и рыбные головы, из которых варили похлебку и выжили в те суровые года.
В 1938-ом, когда Нине исполнилось приблизительно восемнадцать, а Наде было в районе двадцати, они обе вышли замуж. Нина за красноармейца Васю Иванова, а Надя за наладчика консервной линии Мусу Джафарова.

Начало: http://proza.ru/2023/12/01/1014

Продолжение: http://proza.ru/2023/12/18/684