Анюта

Зинаида Попова
               
                1 глава
Воронежская деревня в начале прошлого столетия была очень бедная. Большинство домов - мазанки, то есть сделаны из саманов. Сначала глину смешивали с водой и соломой, потом вкруговую пускали лошадь, которая долго месила это. И только спустя некоторое время, когда глина «захряснет» (загустеет), делали  квадратной формы саманы.  (Большие,  квадратной формы, «кирпичи» из глины и соломы)  Долго ждали, когда они высохнут. Вот из них-то и строили мазанки, или  саманки. Потом эти дома обмазывали и белили. Крыли соломой крышу, клали русскую печь, делали палати. Но кто побогаче, сроили деревянные дома. Все дома были разбросаны произвольно, деревянные – почернели от времени, а саманные нахохлились и, казалось, крепко вросли в землю.  Вот в такой деревне Калиновка  и родилась Анюта.  Её семья жила скудно. В то время почти все крестьянские семьи были многодетными. И у них в семье  мать рожала каждый год, но дети все умирали. Остались в живых только трое:  Анюта,  Марья и Федор. Родители не могли надышаться на сына. «А девки уйдут замуж. Что с них взять?» - рассуждал отец.
   Мать ослабла, надорвалась с родами, поэтому часто болела, а вскоре и преставилась.  Больниц не было. На всю деревню только один фельдшер, Дарья Петровна, которую сельчане уважительно называли: «Наш хвершел».   Она лечила от всех болезней и пользовалась особым авторитетом.  Отец  долго не женился, крепился. Анна выросла крепкая, статная, розовощёкая и удивительно миловидная, проникнутая какой-то нежностью и скромностью, улыбчивая  и очень добрая. Марья же – полная противоположность своей сестре. Прямая, как жердь, высокая, сердитая и серьёзная.  Анюте уже пошёл двадцать седьмой годок. Считалось в то время, что это уже  перестарок, старая дева. Пора бы и замужем быть и деток иметь. И сваты были, но отец   «отшивал»  сватов, потому что Анна была старшая в семье, и всё хозяйство держалось на ней.
                2 глава
    Шли годы. Так Анюта и не вышла замуж,  а её сестра ходила  на вечеринки, где собирались  парни и девчата. Там и познакомилась она с Петром, который стал её мужем. Говорят же не зря в народе : «Не родись красивой, а родись счастливой».  Анюта грустила, вздыхала, завидовала сестре. Но, в то же время, она была рада за неё. «Ох, Машка, какая ты счастливая! Выходишь замуж. Ведь скоро у тебя появятся маленькие детки. А я так люблю их!- со вздохом говорила Анюта. – Теперь надо приданое тебе готовить. Большие подушки у нас есть. И всё остальное. Только пух куриный надо бы прикупить для перины» А  раньше, чтобы невесту взяли замуж, надо было приготовить достойное приданое: обязательно перину с подушками, несколько вышитых полотенец, одеяло, подзор, сундук. Сваты накануне приходили смотреть на это всё. Рукодельную ли жену выбирают сыну. Через год у Марии и Петра  родился сын Андрейка.
   Раньше все работали в колхозе. Молодёжь никуда не уезжала, потому как не разрешали и не давали паспорта. Очень много было ручного труда. Все трудились на благо Родины. Маруся и Анюта работали доярками на ферме. Только вот денег не давали,  работали за трудодни. Осенью, когда заканчивалась уборочная страда, колхозники получали совсем немного на эти трудодни: муку, зерно и другие продукты. После уборочной страды  в правлении ставили столы и бурно отмечали уборочную.  Бабы приносили свою стряпню и гуляли до утра. Песни звенели до петухов. Раньше жили дружно.
                3 глава
   А тут неожиданно грянула война. Вернее, о ней поговаривали и раньше, но люди просто не хотели в это верить. Ведь у нас несокрушимое государство, такое сильное и прочное.  Да и Гитлер заключил мирный договор недавно. Но сорок первый – самый тревожный и памятный год. Федьку  и Петра забрали на фронт с первых дней войны. Молодые  парни тоже все получили повестки . Казалось, деревня совсем опустела. Всю тяжёлую  колхозную и домашнюю работу взвалили на свои хрупкие  плечи женщины. Ковали Победу все, даже дети-подростки. И никто не жаловался: все понимали, что Россию надо вычистить от фашизма навсегда. Особенно тяжко было летом. Сено косили  рано утром, косы отбивали старики. Каждой женщине отмеряли сорок соток. Ворошить сено помогали и дети. А вот в стога метали женщины. Раньше только мужики это делали. Сено заготавливали на  ферму. А в августе надо убирать рожь и пшеницу. И всё вручную. Вязали в снопы, а потом цепами вручную обмолачивали колосья. Всё увозили на фронт. А осенью за плугом ходили тоже женщины. Анюта тоже стояла за сохой:  «Тяжело было пахать. Лошадей было мало в колхозе. Да они такие измождённые, худые. Так что пахали на быках и даже  коровах». Мария перебралась жить к Анюте, чтобы обеим  легче было. Да и Андрей всё время болел, а Анюта разбиралась в целебных травах. Находила время и заготавливала их, сушила и вешала над печкой. К ней и люди приходили лечиться, и она никому не отказывала, поэтому до старости её ласково называли Анютой. Андрейка уже подрос. Это  самый интересный возраст, когда малыш начинает открывать мир, когда у него уйма вопросов. Кареглазый, с ямочками на щеках, темноволосый и курносый Андрейка  был её любимцем. Она его обожала,  защищала, когда мать сердилась и ругала его. Через год пришла похоронка на Фёдора. А ещё через полгода – извещение, что без вести пропал Пётр. Женщины очень горевали. Особенно Мария. «Как я теперь одна буду сына поднимать – я не знаю»,-в растерянности и со слезами на глазах говорила она. – « Да ты успокойся, я же тебе помогу. Я тоже Андрейку до безумия люблю», - уговаривала её Анюта.Иногда женщин отправляли валить лес.
    Однажды на лесоповале Марью придавило деревом. Работали они в ужасных условиях. Снег по колено, одежонка ветхая. Она упала, что-то тяжёлое придавило её ноги. Она не могла ими пошевелить. Сознание спуталось. Мария только почувствовала, как её сотрясает дрожь. Пришла в себя она не сразу. Она увидела много снега и наклонённые головы женщин, которые с ней работали. Потом поняла, что она ещё жива.  А ещё Мария  простыла и заболела воспалением лёгких. И хоть Анюта её отпаивала разными отварами, но сестра так и не поднялась. Похоронили Марию скромно. На погосте были только соседи да её свёкор со свекровью. Мария лежала в гробу такая бледная, будто из неё выкачали всю кровь. Снег крупными хлопьями ложился на её холодное лицо. Анюта голосила горько, с причитаниями, как это делают только в Воронеже: «Ох, горе-то какое!  Как я теперь объясню  Андрюшеньке, что его матери больше нет.  И она  уже никогда не вернётся?»С погоста все шли молча Поминать покойную было нечем. Все разошлись по домам. А мальчик рос любознательным и  послушным.  Но иногда соседка кричала: «Анна, твой проказник сегодня побывал у меня в огороде, нарвал горох, собрал яблоки - падалицы. Ну да Бог с ним. Ему охота поесть. Только в другой раз пусть спрашивает разрешение».
                4 глава
Война закончилась. О победе узнали не сразу, ведь ни радио, ни телефона не было. И газет –тоже. Радостная весть передавалась из деревни в деревню. Победе были страшно рады: окончились неимоверные мучения. Люди надеялись на улучшение жизни.  Ждали возвращения с фронта  своих близких. У Андрея глаза загорались: «Мама, а, может, и папака  мой придёт?» Но Пётра так и не дождались.  Возвратились с фронта немногие.
  Военные годы были тяжёлыми, а послевоенное время ещё тяжелее. 1946 год был голодным годом. Каким чудом  Анюта  с Андреем выжили – один Бог знает. Приходилось ходить осенью за несколько километров в дубовый лес и собирать жёлуди, потом перемалывать их и делать лепёшки. Лебеда, клевер тоже были съедобными. Основной рабочей силой и в послевоенные годы были женщины-вдовы да подростки. Земля за четыре года зачерствела, а то и была запущена. Сельхозтехника разбита. Ремонтировать её было некому. Урожаи были низкими. А то, что выращивали, сдавали государству. Ведь городам нужен был хлеб и мясо. А на деревню мало обращали внимания. Люди в колхозе  «Красный Октябрь», по сути, работали бесплатно. От зари до зари. А летом и без выходных. В каникулы дети обязательно должны были работать. И они трудились на току, на прополке свёклы, кукурузы. Выращивали овощи…По трудодню в день им ставили. А осенью на один трудодень давали по 100-200 граммов зерна. Андрей тоже трудился на силосовании, помогал Анюте. Здесь больше можно было заработать трудодней. Но взрослые мужики, если они выполняли трудную работу, могли заработать 200 – 250 трудодней. И получали 55 – 60 килограммов зерна. Но разве на них проживёшь? Кроме того, всё сельское население облагалось налогами. Каждая семья, даже если она не имеет коровы, телёнка, кур, обязана сдать государству бесплатно триста штук яиц, пятьдесят два килограмма мяса и триста литров молока. Агенты приходили к Анюте, но что было с них взять? Выручал огород, сорок соток. Анюта с Андреем выходили копать рано утром или после работы. Копали лопатами. А земля такая твёрдая, давно не видела навоза, была неудобрена. Ведь коровы у них не было. «Андрюша, отдохни немного, посиди. Я одна докопаю», - сказала Анна.- «Нет-нет, у меня силёнок-то побольше, чем у тебя»,- отвечал Андрей.  Рядом жил сосед, приехал неизвестно откуда.  Поговаривали, что из блокадного Ленинграда. Он захаживал к Анюте, помогал иногда поправить ограду, почистить погреб, собирал выкопанную  картошку. Но Игнат Иванович прихрамывал на ногу, был неказист на внешность и не нравился Анюте. Однажды он пришёл к вечеру, Анюта его угостила чаем, и он осмелился с ней заговорить: «Анна Ивановна, вы одиноки и я – тоже. Давайте попробуем с Вами жить вместе» - « Да что ты, Иваныч, ты хороший, добрый, но мы уже не в том возрасте, чтобы создавать семью. Да и народ-то не хочется смешить». Анюта ждала этого разговора, даже  боялась его. И теперь она почувствовала неимоверное облегчение. Но Андрюшка к нему привязался,  бегал  учиться играть на балалайке. И ведь выучился. Бабы лихо отплясывали под его аккомпанемент. Учился Андрей охотно, ему легко давались все предметы. Его хвалили учителя, друзей всегда у него было много. И Анюта им гордилась. Она была счастлива, что воспитала племянника и не отдала в детский дом.  После окончания школы ему бы поступать в институт, но на какие деньги? Жили они бедно. Она получала пенсию четырнадцать рублей да Андрею платили небольшую пенсию по потере кормильца.
                5 глава
   Из колхоза выйти было нельзя в то время. А без паспортов в городе не принимали. Но несмотря на эти сложности, молодёжь всё-таки из деревни уезжала. Кто поступал учиться, кто по вербовке, кто на стройки на любую тяжёлую работу. Там они получали сначала временные паспорта, а потом постоянные. В городе совсем иная была жизнь: исправно получали зарплату, нормированный рабочий день, квартиры давали бесплатно, да и развлечений больше.. Отслужив в армии, ребята в деревню не возвращались, хоть и клубы построены, и школы, и деньги стали платить в колхозах. Андрей три года прослужил на границе, в Воронеже окончил курсы сварщиков и остался там работать. Он присылал деньги Анюте, приезжал к ней в отпуск и помогал  по хозяйству. Анюта в нём души не чаяла, очень любила его. Однажды Андрей приехал к ней с невестой. Яркая, красивая, накрашенная вся, с длинными ногтями и короткой стрижкой. Долго к ней приглядывалась  Анюта. Не подходит она её Андрею: уж слишком разрисованная и капризная. А сын на неё не мог надышаться. Ведь любовь – чувство стихийное, непредсказуемое. Анюта с Андреем в огород пошли окучивать картошку, а Лиза с наслаждением слушала музыку, наносила маникюр.  «Лиза, ох, как мы устали! Ты что нам приготовила на ужин?», - спросил Андрей. -  «А я как-то не догадалась»,-  кокетливо ответила девушка. – «Ну, ничего страшного. Я сейчас пожарю картошку да с малосольными огурчиками!»- воскликнул Андрей. «Ох, Андрюша, не пара она тебе. Работать она не любит, ты с ней с голоду помрёшь»,- вздохнула  Анна, когда они остались одни.
                6 глава
  Вскоре Андрей поступил в сельхозинститут на вечернее отделение. Встречи и свидания с Лизой становились всё реже, и через полгода они расстались. Нельзя сказать, что он расстроился, потому что времени свободного почти не было. Днём он работал, а вечером спешил  на занятия в институт. Приближался Новый год. Он решил  отметить его в кругу своих друзей по институту. « Андрюха, ты умеешь легко перевоплощаться, у тебя просто дар такой. Я прошу тебя: побудь Дедом Морозом»,- сказал Максим. -  «Ну, я не знаю, Макс, получится ли у меня? Хорошо. Я попробую». Компания собралась весёлая, интересная. Пригласили и девушек из лесотехнического института. Было шумно, весело. Особенно, когда вошёл Дед Мороз с мешком подарков. Начались конкурсы, танцы. Внимание Андрея привлекла миловидная темноволосая девушка с косой и осиной талией. В хороводе он старался с ней стать в круг, потом попросил её вспомнить стихи про ёлочку. Она очень смущалась, но спела один куплет: «В лесу родилась ёлочка». Песню подхватили все. И Дед Мороз преподнёс ей медвежонка. Она обрадовалась. Когда Андрей переоделся, он пригласил её на вальс. Танцевала она легко, и он сумел её разглядеть. Очень красивые серые глаза с крапинками, слегка накрашенные полные губы и брови вразлёт.  «А что это такое? Мы третий танец танцуем, а я не знаю, как зовут мою девушку?- спросил Андрей. – «Я Лена»,- смущённо сказала она. - «А я Андрей»,- ответил он. Он пошёл её провожать до общежития. Как только появлялось свободное время, они встречались. Андрей долго не осмеливался её поцеловать, а так хотелось. Его тянуло к ней, как магнитом.  И Лена отвечала ему взаимностью. Они полюбили друг друга. В её глазах  было столько нежности и тепла.Внутри у неё всё пело, и глаза сияли. Андрей тоже был счастлив.«Как ты мне нравишься…ты какая-то особенная», - произнёс он так, что сердце подскочило к горлу, а потом  стало медленно сползать в пятки. А по спине пробежал холодок В ней было какое-то очарование, какая-то загадочность. Около  года они  встречались. Как-то Андрей сказал: «Лена, я хочу тебя познакомить с мамой. Ты не против?» - «Да нет. Давай в воскресенье и съездим». Калиновка была в ста километрах от Воронежа. Доехали они быстро. Лена сначала очень стеснялась, а потом пошла на кухню помочь матери начистить картошку, накрыть на стол, вымыть посуду. Анюте это очень понравилось. «Наконец-то Андрей нашёл хорошую девушку»,- подумала про себя она. Вскоре они поженились. Влюблённые в 60 – 70 годы - это искренность, это молитва, это возвышенность чувств, это ощущение света, теплоты, щемящей нежности и любви.
                7 глава
   За свою долгую жизнь Анюта никуда не уезжала. Всю жизнь прожила в своей Калиновке. Очень любила свою деревню. Не зря же её так назвали. Глубокой осенью везде кусты калины свисали до земли, усыпанные  ярко-красными ягодами, налитыми горьковатым, но полезным соком,и почти у каждого дома. Нелёгкую жизнь прожила эта женщина. Но она никогда не жаловалась на свою судьбу.Всегда улыбчива, общительна. Однажды позвонил Андрей: « Мама, приезжай в гости к нам. Мы получили квартиру. А если захочешь, живи у нас. Мы тебя встретим». Анюта обрадовалась, начала собираться за неделю. «Да нет, зачем я буду мешать молодым? Я уж в своей Калиновке и помирать буду»,- думала Анюта. Она порадовалась за ребят. Квартиру получили светлую, просторную. И так тепло. Молодые уходили на работу, а она оставалась дома. Ужин готовила. Собралась картошку пожарить, глянула, сковороды чёрные. Ну, откуда ей знать, что они с керамическим покрытием. «Дай-ка я их почищу»,- подумала она. Сначала попробовала металлической сеткой. Плохо получается. Анюта сходила к мусорным бакам и возле них нашла небольшой кусок кирпича. Пришла и почистила обе сковородки. Вернулись с работы сначала Андрей, чуть позже – Елена. Анюта стояла у плиты. Лена глянула на новые сковородки и чуть не вскрикнула. Но Андрей вовремя приложил палец к губам, что означало: «Молчи!» А матери он сказал:  " Мама, как хорошо, что ты нам отчистила сковородки. У нас совсем не хватает времени". А Лена только беззвучно вздохнула…
   Декабрь,2023г.