В леспромхоз за запчастями и за приключениями

Олег Делёв
1.

Я часто слышал от других водил в роте и от предыдущего водилы на моей машине, что наш ротный иногда выбирается за запчастями в дальние леспромхозы Забайкалья, меняя их (запчасти) на продукты питания и спирт. Дни бежали, а никто никуда не ехал. И вот однажды...

- Дневальный позови Олега ко мне, - услышал я, когда в один из дней в роте после обеда «загорал» на своей койке.

Я сам зашел к ротному в кабинет, доложил. Он сообщил радостно, что едем за запчастями завтра и надо быть готовым рано утром, часам к 6 утра. Я ответил, что всё будет готово. Сбегал быстро в канцелярию за путевым листом, подписал его, печатью справил. Затем в парк сходил чтобы заправиться под завязку в мои два бака. Заодно всё проверил, ротного подводить не хотел. Он мужик был мировой. Уже и правильная запаска была и все что надо. В роту пришел поздно. Попросил дневальных чтобы меня в 5:30 утра разбудили. Перед отбоем переговорил с дембелями и котлами кому что посмотреть в тех далеких краях леспромхозов, и что привезти. Я то думал что лес там и лес, ну еще какие-то бревна, а оказалось что там клондайк, золотое дно, там можно закупать все что солдат пожелает, да и гражданский тоже.

Итак список:

1.На деревоперерабатывающем комбинате или мебельной фабрике достать клея ПВМ или ПВА для дембельских альбомов – оооочень большой дефицит в армии и у нас в гарнизоне.
2.В леспромхозовском магазине купить – куртки фирменные (как у Шпака) – импортные – 2 штуки.
3.Там же – сумки дорожные, фирменные.
4.Там же – дипломаты.
5.Там же – джинсы и тд.
6.Там же – сигареты с фильтром, иностранные.
7.Там же – вино, водка, пиво (постараться привезти).
8.И так далее...

Деньги дали, да столько, что можно было сразу на дембель уходить и куролесить месяц. Но нельзя, свои же дали и доверили. Деньги положили в сейф в каптерке.

И сразу спать после отбоя в 10 вечера. Меня никто не будил.

На утро меня разбудил дневальный. Я умылся, оделся. Мы с дежурным по роте, сержантом, осенником, выпили чайку в каптерке и я перекусил что-то на дорогу. Взял деньги из сейфа. На последок перед дорогой проверил все, не оставил ли и не забыл ли что. Посидели на дорожку и я убежал в парк. Опять не хотелось идти длинной дорогой в парк. Я посмотрел нет ли никого, перемахнул через забор, осторожно чтобы никто не подстрелил, какой-нибудь ретивый часовой. Вроде все обошлось, никто не стрелял. Я короткой дорожкой пошел к нашим боксам. Уже у боксов нашел часового и сказал, что на выезд с командиром роты еду, никаких паролей тебе. Выгнал свой ЗИЛ, проверил все и так уже 1000 раз проверенное. На душе было так хорошо, радостно. Я предчувствовал дорогу, новые места, и нормальный разговор за жизнь с капитаном. Я опечатал боксы и покатил потиху вниз до КПП на проверку, на выезд. Было уже 6 утра и наш ротный был уже там, в своей наутюженной форме, в портупее. Дежурный по парку, сонный прапорщик, кое как открыв глаза, проверил нашу машину и подписав путевой, выпустил нас из части. Мы заехали к ротному домой, забрали всякой вкуснятины-дефицитов: соленья, консервы, конфеты и конечно спирту канистру (у связистов его навалом). Мы справились быстро, и к 6:30 все было готово. Ротный сказал, что на дорогу уйдет где-то 3-4 часа и чтобы я запоминал дорогу, где и как едим. Он улыбался и я понял что часть спирта из канистры точно перекочует сегодня в него.

- Запомню, у меня отличная память, - ответил я.

Мы поехали в сторону города Улан-Удэ, куда я еще не ездил ни разу. Восточные окраины встретили нас частными домами вдоль дороги и поближе к центру города все дома уже были 3, 5 и кое где были и 9-12 этажные здания. Из транспорта в городе ходили трамваи, троллейбусы и автобусы, это из общественного транспорта, а так же много гражданского и частного транспорта, не так конечно много как сейчас в 2000е. Мы проехали весь город, притормозили или вернее снизили скорость у одного из пунктов ВАИ – военной авто инспекции, направились на северо запад. Дорога была хорошая и, постепенно набирая скорость, я за час проехал весь город и мы уже вышли на трассу. Вдоль трассы часто попадались поселки и деревушки. Я заметил что дома почти все добротные, ухоженные, со свежими ставнями, заготовленными дровами на зиму, кучками угля. Мне все было интересно наблюдать из окна моего ЗИЛа. Через некоторое время показался высокий горный хребет и дорога закружила серпантином вверх. Я на медленной скорости двигался дальше забираясь на самый верх. Лежащая у подножия деревня совсем была маленькой, когда мы поднялись на верх, а потом вообще исчезла, потому как мы начали спуск уже с другой стороны хребта. А вокруг только хвойный лес и дорога.

На первом же повороте на спуске мы увидели авто аварию. МАЗ с прицепом, что шел вверх и нам навстречу лежал на боку. В кузовах его были большие рулоны оцинкованного железа стоявшие в ряд, стянутые ремнями. Непонятно было как так машина перевернулась, скорее всего сместился центр тяжести или рулоны поехали в кузове. Мы с ротным остановились быстро и пошли проверять что там случилось и если нужна какая помощь. Мы обошли все вокруг, но никого не было и даже кабина у МАЗа была закрыта. Стекла лобовые тоже были целы. Я заглядывал в кабину, но и там никого. Похоже машина медленно легла на бок и выбравшись, водила пошел за помощью. Мы сигналили и ходили вниз по дороге в обоих направлениях, но так никого и не было. Решили будем спускаться и на первом ГАИ скажем об аварии. Так и сделали, когда заехали в очередную деревню по пути движения на запад, к озеру Байкалу.

Я заметил, несколько раз мы пересекали большую реку, начиная еще в г.Улан-Удэ и ротный мне сказал - это река Селенга, которая впадает в озеро Байкал. Он также сказал что куда мы едем там река прямо по окраине поселка проходит, а дом директора леспромхоза вообще на берегу, а жена его рыбачка. За разговорами мы быстро неслись к месту, соблюдая правила движения, и разгоняясь сильнее где можно было. Машина работала как часы – температура в норме, бензин в баках (два их было и канистра про запас), что еще надо водиле. Какое то время ехали молча, и капитан немного дремал, но поглядывал на дорогу.

2.

- Не гони, скоро будем подъезжать, - сказал мне сонный командир. – Остановишься у придорожного кафе.

Так я и сделал, резко, со скрипом, затормозив у кафе через несколько минут. Пыль окутала всех и быстро рассыпалась, уносимая ветром. Возле кафе стояло несколько грузовиков, «Жигулей», «Москвич» и даже одна «Волга». Кто бы мог подумать что такое оживленное место - это придорожное кафе, наверное вкусно кормили и поили тут. Я поправил свою форму, осматриваясь по сторонам. Вдруг девушки тут есть. А что, мало ли.

- Достань ящик болгарских огурцов и помидор, - попросил мой ротный, а сам тоже поправляясь, убыстренной походочкой направился в кафе. 

Отдав припасы болгарские кому надо, немного перекусив-позавтракав, я вышел из кафе чтобы осмотреться. В кафе я заметил что продавалось пиво бутылочное. Надо было думать как его купить и незаметно загрузить в кунг. Я решил рискнуть, пока мой ротный разговаривал с приятными женщинами. Я со двора зашел в кафе и нашел продавщицу, объяснил ей что и как, сказал что подъеду прямо к двери, чтобы незаметно перенести ящик пива в машину. Мы быстро договорились. Хорошая попалась женщина, не расспрашивала и не упрекала. Надо вот солдатику пивка, продала. Я быстренько рассувал бутылки по кунгу и вернул ей пустой ящик – с этим тогда строго было – ящики под учет. А тут как раз мой ротный вышел.

3.

Из кафе мы поехали к начальнику леспромхоза, как мне сказал мой ротный. Я думал что там у него будут хоромы хоромами, а увидел добротный дом, как у всех в поселке, может чуть получше. Видно было что уже не такой новый дом, но все было на своем месте. И чистота кругом. Видно что люди работают и живут себе своей жизнью.

Нас вышел встречать такой неприглядного вида, уже в годах мужичонка, маленького роста, лысоватый, но такой крепкий. В глазах была радость когда увидел кто приехал. А руку сжал здороваясь аж кости хрустели, вот тебе и «мелкий мужичонка». Познакомились. Прошли в дом. Дома была хозяйка и я поздоровался с ней. Тут же я уловил запах рыбы, и я знал что хозяйка рыбачка. Мне мой ротный об этом сказал. Она сама по себе жила, промышляя ловлей рыбы и продавая ее, икру. А рыба то была всем известная – омуль, который в народе говорили что нужно есть только с душком. Мужики пошли отмечать встречу и беседовать, а хозяйка забрала меня и сказала что покажет дом, хозяйство и накормит – нечего мне их пьяные разговоры слушать.

Мы пошли с ней по дому, из кухни, где осталось сидеть начальство, в гостиную - огромную, светлую, в 4-5 окон, на полу аккуратные половички. Посередине стоял стол и стулья, по углам кровати, и у окна был цветной телевизор, даже по-моему импортный. Мне понравилось - чисто, уютно, всё по домашнему. Не было похоже что в доме живут дети.

- Дети разъехались в большие города, - как бы читая мои мысли ответила хозяйка. - В Иркутске и Новосибирске живут. Остались там после учебы. Приезжают иногда.

- Пошли покажу сараи, скотину, огород, - уже смело командовала женщина.

Я пошел за ней, и думал, покажет ли она лодку, снасти. Интересно было на что же она ловит. Вышли из дому, было еще светло, грело весеннее солнце. По всему двору были выложены деревянные настилы, что говорило, у хозяина дома нет проблем с древесиной. Так он же начальник леспромхоза!

- Это наши сараи, там всё у нас, и погреб есть, и инструменты всякие, - не спеша хозяйка указывала на высокие, хорошо построенные сараи, рассказывая что и где находиться.

Я своим носом учуял что где-то рядом рыба и снасти тоже. И я не ошибся - сети висели и в сарае и на заборе. В сарае так же висела сохла разделанная рыба. А еще я заметил, что прямо за забором протекает река (Селенга, как мне сказала она после). Я сказал ей что я с Волги и сам люблю рыбалку, но только на удочку или закидушку. Она рассмеялась.

- Я не терпеливая и люблю ловить много, - сказала хозяйка улыбаясь и не смущаясь. - Это омуль и сейчас я накормлю тебя традиционным омулем с душком, а так же икрой.

- Ел когда-нибудь омуля? - спросила она.

- Я только слышал и говорят почему-то про душок, - заулыбавшись, типа намекал я что это не правда.

- Ааа, это традиционный и очень пикантный продукт, но это на любителя. Я дам тебе попробовать. Пошли в дом. Так же попробуешь икры омуля.

Дома уже наши командиры были навеселе и у них беседа была в полном разгаре. Тут же на полу лежали детали от грузовика ЗИЛ-157 - карбюраторы, стартеры, топливные насосы. У нас в роте этого мало и дефицит.

Сняв кирзовые сапоги, я прошел в гостиную и сел за столом, где мне указала хозяйка. Пока она суетилась, я рассматривал жилье. Фотки семейные висели в рамочках на стенах, там же висели ковры. А вот растений было мало. Только пару, тройку горшков с алоэ.

Загремели чашки, ложки и на столе появилась еда, хлеб. Затем в комнату ворвался невыносимый запах протухшей рыбы. Хозяйка поставила овальное блюдо, на котором лежал балык омуля-с-душком. Я сразу, непроизвольно сморщил нос и женщина, поняв сразу всё, убрала его со стола.

- На вот, лучше икры поешь, а еще чуть выпей, - сказала она и на  столе появилась рюмочка, в нее она налила водочки. В большой эмалированной чашке была доверху наполнена омулевой икрой. Такая крупно-зернистая, еле желтовато-янтарно-стеклянного цвета, икринка к икринке, а вкус можно было не пробуя уловить, вкуснятина. В чашке в икру была воткнута алюминиевая ложка.

- Налетай, солдат, не стесняйся, - приглашала хозяйка к пиршеству.
- Спасибо большое, - сказал я и отправил первую ложку икры в рот. - За ваше здоровье.

Я выпил рюмочку и начал есть икру, закусывая белым хлебом. Наевшись и поблагодарив хозяйку, я начал таскать запчасти от машины к себе в кунг в машину, получше укладывая их, чтобы не разбились, не поломались в пути. Минут через 15-20 я всё перетаскал и решил проверить, что можно купить в леспромхозовском магазине, а так же я не забыл про клей ПВА. Заеду заодно и на деревообрабатывающую фабрику.

Залез в кабину, завел мотор и медленно покатил по деревне.

4.

По дороге попались местные девчонки. Я остановился и спросил у них где магазин, закупиться надо. А сам глазками и улыбкой стрелял на поражение сердец. Остановившись, окно опустил, пилотку снял, привел себя в порядок (легким движением поправил прическу - уже не лысый был)...спирт-градусы в голове еще бурлили и была надежда на приключения какие-нибудь. Но девчонки, похихикав, ушли. Эх...не дострелил, промазал.

Я поехал в указанный магазин.

Он был рядом с деревообрабатывающим комбинатом, потому что длинные стволы древесины высились везде, пахло распиленной древесиной, слышны были звуки бензопилы и пилорамы. Это все мне знакомо - дома такой же комбинат стоял на берегу Волги. Проехав еще полкилометра, я увидел надпись «Магазин» на одноэтажном, типа барака, отштукатуренного и побеленного желтым цветом здании. Я лихо, со скрипом тормозов, притормозил у магазина. Выйдя из машины и закрыв ее, поправил одежду и пошел смотреть что там за сокровища, как по слухам старослужащих. В магазине я очень разочаровался, кроме пива из списка, там больше ничего не было. Его я уже купил, поэтому повертев еще минуты две головой, я с сожалением вышел из магазина.

Двинулся дальше по улицам в поисках мебельной фабрики. Поспрашивав местных, я без труда нашел фабрику и тот цех, где используется клей ПВА.

- Есть у Вас клей ПВА, - спросил я первого попавшегося работника цеха.

- Иди к Пет Петровичу и спроси, - я заметил этого мастера по мебели и поправив пару бутылок пива в моих карманах, я двинулся смело к нему.

- Налейте немного клея ПВА, - спросил я и поставил перед ним 2 бутылки пива. Они тут же исчезли из поля зрения, он их убрал к себе в верстак.

- Вон из ведра набирай, - с хрипотцой и явным желанием выпить сказал Петр Петрович.

- Есть во что набрать то? - спросил он так же. Я закивал отрицательно.

- На вот, - протянул он мне пол литровую банку, - но крышки нет, сам придумай чем замотать.

- Сейчас соображу, у меня в машине есть чем закрыть, - ответил я радостно.

Из куска газеты и веревки-шпагата я сделал крышку и осторожно отнес клей в машину, в кунг.

- Хоть клей достал, - подумал я про себя, - надолго теперь хватит.

- Спасибо огромное Пет Петрович, Вы всю нашу часть спасли, - сказал я и за руку с ним попрощался.

Надо было за ротным ехать, забирать его «тепленького».

5.

Я подоспел вовремя. Подъехав к дому, я заметил что начальники уже стояли во дворе, курили и громко разговаривали. Я вошел во двор и сказал, что я готов ехать, всё в порядке - бензин есть, масло в норме, машина цела.

- Сейчас поедем, иди в машину, - сказал ротный.

Я зашел в дом и попрощался с хозяйкой. И не уверенно, но всё  же за руку с хозяином дома. В машине надоело сидеть и я ходил-бродил вокруг неё, пиная разбросанные по асфальтовой дороге камушки, зная что ротного «сейчас поедем», может продлиться еще 15-20 минут. Мне спешить не куда было, кроме как на ужин, или к закрытию «чапка».

Так и вышло с моим командиром, через 20 минут он забрался в кабину, обдав её хорошим перегаром. Улыбался и был довольным, красным от спиртного. А что, миссию выполнили, запчасти лежали в кузове, пиво для парней запрятано куда надо, клей есть. Отлично.

- Все запчасти перетаскал? - спросил ротный и за это ему «уважуха», хоть пьяный был, но про запчасти помнил.

- Да, товарищ капитан, всё взял, всё уложил как следует, чтобы не сломалось по дороге, - отрапортовал я.

- Тогда двинули в путь, в бригаду, - сказал он.

 Я включил передачу и плавно тронулся с места, медленно проезжая по деревне и потом за неё, чтобы выехать на трассу, ведущую в город Улан-Удэ.

- Жаль на Байкал не доехали, товарищ капитан, - сказал я. - Он же близко.

- Да, близко, около 40-50 км. Ничего, в следующий раз съездим, - ответил ротный.

Забегая вперед скажу, что следующих разов не было. И я увидел Байкал только из окна поезда, что вез меня из отпуска обратно в роту в 1987 году.

Возвращались по той же знакомой трассе и дорога бежала быстро, как говорят что дорога домой всегда быстрее. Мелькали русско-бурятские деревни, села, поселки, что были вдоль трассы. Ротный дремал, прислонившись головой в угол кабины, но иногда посматривая на дорогу, проверяя наверное. В одной большой деревне я заметил большой, каменный магазин и остановился у него, спросив у ротного разрешения.

- Товарищ капитан, я быстро, - спросил-сказал я.

- Давай только шустро, одна нога тут, вторая там, - разрешил он.

Я забежал в магазин, обвел взглядом прилавки и «о чудо», на прилавке одиноко лежала модная в те времена (да и сейчас тоже) спортивная сумка. Большая, синего цвета с красными вставками и белыми полосками. Что-то было написано по бокам и даже на иностранном. Сумка была с ручками, да еще был широкий через плечо ремень. Так же были карманы на металлических замках. Классная сумка. Я сразу достал деньги и купил её. Цена была не дорогая, но и не дешевая. Денег хватило и думаю ее обязательно кто-то купит, возьмёт. Я выбежал с сумкой уже из магазина и запрыгнул в кабину. Вся процедура заняла не более 5 минут. Я радовался и ротный заметил это.

- Что сияешь как будто на дембель завтра, - улыбаясь мне сказал ротный.

- Вот классную сумку прикупил, смотрите, - отдавая ротному, я тронулся с места и помчался домой в роту.

- Отличная сумка, - оценил капитан. - Себе возьмёшь или дембелям отдашь?

- Если никто не возьмёт, то я себе ее оставлю. Классная, мне нравится, - сказал я.

И через 10 минут ротного уже клонило ко сну.

- Ты не забыл, где сворачивать? Я тебе говорил чтобы запомнил. - поинтересовался ротный.

- Всё помню, 100% помню, не пропущу. Там метров 800 до поста ВАИ свернуть направо и лесной дорогой объехать их, - сказал я.

- Точно..., - уже отключаясь прошептал ротный.

Я держал скорость около 60-65 км/ч и через час уже подъехал к нужному съезду с дороги. Сбросив скорость почти до 0 км/ч, я резко взял вправо и нырнул в лес, на лесную дорогу. Шифруемся. Мой ЗИЛ-131 был вездеходом, поэтому и проселочные и лесные дороги ему были нипочем. Я открыл у себя окно (со своей стороны) и наслаждался видами, запахами (в основном хвоей) тайги и голосами птиц. Дорога петляла и было видно, что она часто используется - наверное не один капитан-майор-лейтенант пользуется ей. Никому не охота на «губу» (гауптвахту), так как туда даже офицеров определяли. А там нужно трудиться с солдатами и подметать выделенную территорию, а это может быть и твой гарнизон. Это же позор на всю жизнь. Вот и шифровались все.

- А что? Правильно!

Пока дорога была одна и по направлению вроде в сторону г. Улан-Удэ и я не беспокоился. Ротный дремал крепко и я не сильно гнал, чтобы не разбудить спящего, сотрясая на лесных кочках и вымоинах.

И тут, выехав на опушку леса, я увидел проблему. Дорога раздваивалась. Одна продолжала идти прямо, а вторая сворачивала влево. Я остановился, чтобы подумать куда ехать. Ответа я не нашел, придется будить командира.

- Товарищ капитан, прямо едем или налево, - и чуть улыбнувшись, спросил я. - Мы тут ни разу не ездили.

- А!? - проснулся ротный и внимательно всматривался в лесную дорогу.

- Давай налево, я думаю куда-нибудь да выйдем. Что зря что ли тут дорога.

Я свернул налево и стал медленно двигаться сквозь лесные заросли кустарника, что царапали кунг. Дорога начала уходить вниз, затем вообще круто пошла вниз и можно было видеть что мы спускаемся с сопки, а впереди ровная равнина, только вся в каких-то горизонтальных, вертикальных и круговых линиях на черной почве. Я даже удивился, так как вся Бурятия - это песчаного типа почва, а тут чернозем. Мы на ЗИЛ-131 медленно спустились с сопки и проехав метров 100, попали в одну из колеи, как это уже было очевидно. Тут на этом поле кто-то хорошо покатался, колея была 50-60 см глубиной, а то и еще больше. Колеса моего железного друга сильно врывались в землю, буксовали, но медленно ехали вперед. Я включил пониженную передачу и все 3 моста и 6 колес начали грести еще сильнее. Ротный окончательно проснулся, но был загадочно молчалив. Затем нам попалась «хорошая» колея и мы уже могли немного прибавить ходу. Вдали уже показались строения, это наверное еще одна деревушка, думали мы, вернее я.

Но подъезжая ближе, мы поняли по наличию камуфляжных цветов, что это не деревня, а воинская часть. Какая? И потом, увидев бронетранспортеры и танки, мы поняли что это за часть, а так же поняли, что это за поле, по которому мы на «брюхе» ЗИЛ-131 ползли. Это танковый полигон. От такого озарения промокла спина и ротный сразу стал трезвый.

- Почему?

- А вдруг там у них запланированы стрельбы, да еще по движущейся мишени.

Мы подъехали со стороны полигона к КПП. Дежурный моргал глазами и никак не мог понять откуда мы такие взялись. Хорошо у нас машина была с мигалками и громкоговорителями на кабине и кунге. Она внушала доверие, а может задавала 1000 вопросов в их умах.

Кто-то мог подумать что это проверка «сверху».

Кто-то, что это своя какая-то тайная проверка. Но увидев в наших петлицах войска связи, офицеры совсем растерялись, но ворота открыли, выпустили нас за пределы полигона. Мы выехали.

- Остановись, - смело скомандовал ротный и поправив форму вышел.

Я подчинился и когда захлопнулась дверь, с волнением смотрел как капитан разговаривает с 2-3 офицерами. Старший из них был майор. Ротный показывал в сторону сопки и леса, что-то громко спорил. Видно было что обстановка накаляется. Покричав, все закурили, предложенными ротным сигаретами с фильтром. Это был дефицит. Покурив и что-то еще обсудив, они разошлись.

- Что нам труба? - спросил я.

- Да вроде всё обошлось, мудаки, - ответил ротный. - Разгильдяи, ни ограждения, ни оцепления или что-то у них положено не поставили.

- Хорошо что не стреляли сегодня, - и мы вместе рассмеялись нервным смехом.

- Давай гони в роту, пока не чухнулись и не передумали, - опять скомандовал ротный.

- Слушаюсь, - ответил я и надавил на педаль газа.

Через 30 минут мы были уже в гарнизоне, заехав тоже не через «парадное» КПП. Ротный ушел домой, а я пошел «мыть» машину, загнав ее на эстакаду, которая была у самого забора, отделявшего автопарк от нашей бригады. Я закрыл машину. Проверив что никого нет, я перемахнул через забор и напрямки побежал в роту за подмогой чтобы перетаскать незаметно пиво в роту. Через час я уже был в роте, опоздав на ужин, но не расстраивался, так как знал что у нас будет сегодня маленькая пирушка с пивом, а к нему парни что-то достанут. Сумку я отдал дембелю из Киргизии, он вернул мне за нее деньги. Остатки денег я раздал всем, кто просил что-то купить. Клей ПВА отправился в мастерскую-редакторскую.

Пировали мы до самой ночи, так как рассказов было очень много у меня - и деревня, и икра, и магазины и конечно танковый полигон.

На утро уже был следующий день службы. Я перенес все запчасти ротному в кабинет, там надежнее.