Мастер и Маргарита

Сергей Белов 13
                (Детская сказка ставшая культовой книгой)

    1. Почему считается, что внезапная смерть это плохо (смерть под трамваем).
 
   Одно из спорных утверждений проявляется в самом начале книги, когда Воланд говорит, что человек смертен. Но, делается упор на это, ещё хуже тот факт, что человек «внезапно смертен». И его собеседник попозже попадает по колёса трамвая, из-за пролитого Аннушкой масла. (Для писателя идея отрезанной головы удачна – в дальнейшем она пригодится для наполнения «чаши» кровью, которая, вдруг, превратится в вино! Да и для прозорливого Воланда это может просто способ всё подстроить, чтобы показать читателю свои способности). Конечно, нежелательно, и необходимо от этого беречься, попадать в такие трагические ситуации. Но лучше ли, в книге есть такой персонаж, который умирает от онкологической болезни, долго и мучительно мучаясь, проклиная всё на свете. Может бы Создателю надо было побеспокоиться о том, чтобы человек, исчерпавший свои жизненные ресурсы, просто мгновенно растворялся в воздухе, словно мыльный пузырь, не заставляя окружающих тратиться на бесполезные лекарства, похороны, поминки, надгробья, элитные кладбищенские места. И пусть остаётся память о нём: фотографии, творения – от маленькой скамеечки до шедевров архитектуры, музеи, памятники и тому подобное.
 
   2. Как связаны две части книги – Москва и Иудея.

   Как мне «повезло» прочитать эту книгу. В студенческие годы перед очередной парой я болтал о чём-то с приятелями. И один из них упомянул об этой книге, о которой я вообще ничего не слышал. И этот приятель предложил мне, наверно хорошо ко мне относился, её почитать. На одну ночь!( Книга была «самиздатовская»). И, вернувшись с ней домой, я тут же приступил к её чтению. Наткнувшись на историю с Га-Ноцри я понял, что всю не успею прочитать. Поэтому «вкладышы» я не стал читать. Закончил читать книгу я в три часа ночи. Оставалось три часа на сон. И, как честный человек, отдал книгу перед первой парой. История в книге конечно же занимательная и необычная. И, казалось бы, опираясь на мой пример, можно было бы исключить эту часть из книги. Но…

   3. Для чего Мастеру необходимо отдохнуть в «маленьком домике».

   Смущает такой момент. Когда Мастер и Маргарита переносятся в «потустороннюю часть» мира, Маргарита говорит о том , что мастеру надо «отдохнуть» (так я прочитал). Да, написание текста, как и любой другой вид деятельности человека, требует затрат энергии, которую надо восстановить, в так называемом «отдыхе». Для дальнейшего продолжения своей трудовой деятельности. Чем же может заняться после отдыха Мастер? Очевидно что писательством. Для кого? На землю он не вернётся. А в потустороннем мире читателей-то и нет! И о  чём он будет писать? Об ангелах и демонах? Так что впереди его ждёт только бесконечный отдых. А бесконечность это такая страшная штука, что лучше с ней не сталкиваться!

   4. В чём смысл сцены, когда Маргарита пьёт из черепа после слов Воланда о том, что кровь уже давно превратилось в вино.

   В принципе попить кровушку, не превращая её в вино, может каждый. Народы севера, которые оленеводы, делают это с давних времён – разделывая оленя на мясо, пили свежую кровь для поддержания тонуса. Как получить из крови вино. Только если вы будете поливать ею виноградную лозу. И микроэлементы из неё непременно попадут с водой, через корни, в виноградную кисть. Из которой и получиться вино. Хочу только добавить, не морщитесь, что и органические удобрения из-под животных тоже выполняют такую же функцию. Так что эта сцена, я думаю, нужна только для создания антуража сатанинского бала. И всё!

    5. Из сериала. Поэт хочет поймать Коровьева, но тот растворяется в воздухе.

    Книгу не помню, но этот эпизод, из сериала Бортко, очень хорошо. Когда поэт (артист Галкин) хочет поймать Коровьева (артист Абдулов). Этот эпизод напоминает мне сцену из другого фильма  –  «Морозко». Когда Иван (тоже Иван) пытается поймать лесного человечка в виде гриба. И тот, как и Коровьев, испаряется в воздухе и появляется в другом месте. Правда сказочный Иван признает силу лесовика. А упёртый поэт попадает в психиатрическую больницу, чтобы Булгакову было легче познакомить его с Мастером.

    6. «Семейная жизнь» Мастера с Маргартой?

    Возможно ли, чтобы мужчина, встретив понравившуюся ему женщину, – не знаю, была ли она женщиной его мечты, – не захотел бы заняться с ней интимными отношениями. Не помню, чтобы они хотя бы целовались, не говоря уже о постельных сценах – ни в книге, ни в сериале. Конечно, на фоне «высокой» любви это выглядит низменно. Но чисто физиологически это выглядит нелепо. (Впрочем, по знанию сюжета могу ошибаться). Или представим себе, что у них бы сложилась нормальная семья, даже загс не обязателен, и они бы окунулись в полноценный житейский быт? С воспитанием детей, ежедневной готовкой, стиркой в корыте на стиральной доске? Поэтому писатель и отправил их в нереальный мир с их нереальной любовью.

    7. За что Пилату дарована бессмертная жизнь?

    В конце сериала Пилат и Га-Ноцри красиво уходят по светящейся дорожке в прекрасное далёко. И никак до меня не доходит – Понтий ведь не отмазал от распятия своего собеседника. Неужели только из-за того, что прокуратор что-то понял из беседы с оклеветанным человеком? Вот она – сила слова?!  И даже собака это прочувствовала? Непонятно.

    8. Мастер чего: плагиата или изложения?

    Как-то не впечатляет история о том, как работник государственного учреждения, выиграв значительную сумму, ушёл в полуподполье, чтобы переработать давно известную историю, описанную в Новом завете. Ну постарался человек гладко, а может быть и на высоком философском уровне обновить, для своих современников, – на самом деле Булгаков через мастера, – замыленный сюжет. И для части читателей, думаю, что таких наберётся немало, было откровением узнать что-то такое, о чём они не задумывались раньше. Это хорошо. Но такой приём, конечно же, не был новаторским. (Вспомним хотя бы Шекспира, переработавшего немало чужих историй). Впрочем «Мастер» звучит красиво.

    9. Вылеченная головная боль прокуратора.

    Помниться мне, осталось в памяти при первом (и последнем) прочтении книги что у прокуратора болела голова перед встречей с Га-Ноцри (имячко ещё то). И он голову Понтия подлечил. Получилось что-то вроде чуда. Так вот – моя жена тоже, не со всеми и не всегда, могла убрать головную боль, поводив руками над головой. Мы, человечество, ещё на полпути развития своих способностей, о которых мы и представить-то не можем. И не подозреваем, включая меня, даже о том, что мы можем и на что способны. (Кстати её пассы на меня не действовали. Говорит «это потому что ты не веришь». Психология сложная штука!).

    10. Встреча с паранормальным.

    Существуют ли такие сущности, которые, непонятно с какого рожна, приставали к людям в «культовой?» книге. Понятно, что писатель через выдуманную ситуацию хотел показать характеры, поступки, мотивы людей, его современников. Но люди, многие, так часто ссылаются на этих вымышленных героев, что уже стали верить в их существовании. И приводить какие-то примеры из их поступков и их высказываний. (Одно из них прямо в следующем пункте). Но встаёт резонный вопрос – есть ли хоть что-то, что мы называем «нечистая сила», в реальности? Не могу доказать, но в своей жизни, и по рассказам родственников и окружающих (коллег и знакомых), я и они сталкивались, очень и очень редко, с такими явлениями, которые не поддаются объяснению. И это не привидения или тому подобное. Расскажу единственный случай. Как то раз ел я в компании арбуз. Косточки я по привычке выплёвывал. Но вот одна косточка, довольно крупная, зашла слишком глубоко в горло. Ни языком, ни покашливанием я не смог её переместить ко рту. Почувствовав, что мне её уже не «достать» сказал: «Всё, аминь!» и в тот же миг косточка, пробравшаяся уже за язычок, вдруг стала ползти (скользить) обратно! Без кашляний и прочих попыток. Наконец, это было быстро, она пробралась мне в рот, где я её уже подцепил языком и выплюнул. (У меня есть и другие истории, гораздо «круче», но о них я пока не готов рассказать). Хотя я не думаю, что такое может случаться только вокруг меня.

    11. «Не просите ничего. Особенно тех, кто выше вас».

    Вот конкретный пример того, что не стоить придавать слишком большого значения написанному в различных книгах. У моей жены есть сестрёнка, которая в маленьком возрасте очень часто болела. А жили они в переделанной из конюшни одной комнатке, с земляным полом. И моя будущая тёща написала письмо в адрес Валентины Терешковой, о тех условиях, в которой они жили. Через короткое время им дали трёхкомнатную квартиру в новом доме! (Я и сам, пришлось, обращаться в министерства, чтобы восстановить свои права).

    12. «Рукописи не горят!».

    Если это так, покажите мне рукопись второго тома «Мёртвых душ» Гоголя! Впрочем, и в книге «Мастер и Маргарита», можно было бы обойтись без вкладыша, о чём и была рукопись-изложение Мастера.

    13. Почему же я сравниваю, хоть это и притянуто мной за уши, с детской книгой?
 
   Думаю, что те паранормальные явления, которым люди не смогли дать ясного объяснения, стали, преломляясь в сознании народа, в виде сказаний, понятными объектами. Затем присоединились к этому процессу писатели, дополняя и преобразовывая их на свой лад и вкус: Кощей — Воланд; Кот Баюн — Бегемот; Леший — Азазелло; Домовой — Коровьев; Кикимора — Гэла. А люди, персонажи из книги, – они всегда такие. Как говориться – что имеем! И ещё долго с этим ничего не поделаешь!

    14. «Москвичей испортил квартирный вопрос!».

   Наверняка Булгаков сталкивался в своей жизни с этим вопросом. (Да и любой человек, имея трёхкомнатную квартиру, хотел бы переехать в четырёхкомнатную). Как мне кажется, начало в борьбе за квадратные метры положил тот факт, что во время иностранной интервенции правительство из Петрограда переехало в Москву. И, как пишут историки, Петроград опустел! Около миллиона жителей переехало в новую столицу. (Хлебные места всегда находятся поблизости от властных структур). Естественно, что жилья, нормального и престижного, на всех не хватало. Поэтому и возник «квартирный вопрос», который не столько «испортил» москвичей, сколько «позволил выползти» из людей то, скрывалось под коркой цивилизованности. Сюда же можно добавить  и «продовольственный», и «текстильный», и «обувной» вопросы. Но в «культовой» книге бытовые вопросы не смотрелись бы никак.

   15. Я думаю, что найдутся ещё и другие надуманные «вещи», которые при ближайшем рассмотрении окажутся не тем, что нам подсовывают!


    Кстати. Подсмотрел статистику. Книга «Мастер и Маргарита» вошла в пятёрку самых востребованных в этом году.

                Здоровья всем, благ, и интересной жизни!