Слово - термин, этимология

Сергей Колибаба
Мы бо словесное предъставляемъ язычнымъ
орудиемь и гласительными образы, биюще
въздухъ языкомъ, и слову преходящю отъ
насъ въ слышащихъ слухи отъ тела въ тело
Великие минеи четии, Окт. 1—3, 291. XVI в.


1) Существующая этимология

а) Этимологический словарь Макса Фасмера
Слово род. п. -а, укр. слово, блр. слово, др.-русск., ст.-слав. слово, род. п. словесе  logos, rima (Супр.), болг. сло;во, сербохорв. слoво «буква», словен. slovo, род. п. -esа «прощание», slovo, род. п. -а «буква, слово», slov, род. п. slovа «зов, имя», чеш. slovo «слово», sloveso «глагол», слвц. slovo «слово», польск. slоwо, в.-луж., н.-луж. slowo «слово», полаб. sluvu. Связано чередованием гласных со слава, слыть Праслав. *slovo (основа на -еs-) родственно лтш. slava, slave «молва, репутация, похвала, слава», вост.-лит. slave; ж. «честь, почесть, слава», slavinti «славить, почитать», др.-инд. c ravas «слава, похвала, уважение, зов», авест. sravah- «слово, учение, изречение», греч. kleos диал. ... ср. р. «слава», др.-ирл. clu «слава»; ... перечень авторов. (где же Бог???)

б) Российское общество Знание; https://znanierussia.ru/articles/%...

Слово — слог или совокупность слогов, которые означают понятие, представление или какой-либо предмет... Слово — это основная значимая (то есть имеющая своё значение) самостоятельная единица языка, которая служит для называния предметов, их свойств, явлений, отношений и т. д., ... Понятие слова чрезвычайно трудноопределимо, поэтому многие лингвисты не употребляют это понятие, а используют термины с более узким значением: лексема, вокабула, словоформа, лексико-семантический вариант.
Этимология. Слово — общеславянское слово индоевропейской природы, восходящее к той же основе, что и слава, слыть, с перегласовкой корень тот же, что в слава, слыть (см.). Того же корня, что латышск. slava «молва», греч. kleos «слава»... В современной лингвистике не существует универсального критерия определения слова, поэтому следует опираться на комплекс признаков. ... (где же Бог???)

в) Словарь русского языка XI-XVII вв., М., ; https://etymolog.ruslang.ru/doc/xi-xvii_25.pdf

Обширное содержание с примерами с. 98-105, период XI-XVII вв.

Слово 1. То, что сказано, слово, речь, Остр. ев., 1057 г.; беседа, рассуждение, высказывание... 2. Дар слова... 3. Манера выражаться... Изб. Свят. 1076 г. ... 4. Хула, брань... 5. Слух, молва... 6. Слава. Тако бо разумеем поемое се две словеси (два народа) служащию словеси бжию (божию), Шестоденев Ио. экз. XV в. 7. Утверждения, мнения... 8. Божественный Логос в учении христианства..., Слово Божие... Исконе бе слово, и слово бе от ба (Бога) и бе бъ (Бог) слово, Остр. ев. 1057 г. 9. Словесно выраженная воля Бога, которая является законом, заповедь. 10. Учение. ... 11. Причина, основание... 12. Положение, довод... 13 Разум, рассудок ...14. Мысль... 15. Смысл, значение ... 16. Отчет, ответ... 17. То, что написано, грамота... 18. Рассказ, сочинение... 19. Образованность, ученость... 20. Приказание, приказ, повеление... 21. Уговор, договор... 22. Обещание, обязательство... 23. Обвинение... 24. Свидетельские показания... 25. Письменный знак, буква... 26. Шрифт, литера... и т.д.

2) Применение термина "слово и подобных" в старорусских актах и литературе

а) Национальный корпус русского языка (обширная терминология в тысячи страниц)

* 54. Изборник 1076 г. (перевод X в. [Болгария]) (терминология): "Слово, словеса, словевьхъ, словеса Божия, словесьмъ, словеса, словесъ".
* Игумен Данил (Даниил). Хожение игумена Данила (1110-е): "даи же ми слово рабе своеи";.
* Антоний Новгородский. Хожение Антония (около 1200): "архиеп(с)пъ новогоро(д)скъї. бжиi(м) мл(с)рдие(м). i помощию стыя софиi. иже гле(т)ся премудрость. пр(с)носущное слово".
* 53. Студийский устав (1060—1070-е): "трaпеза бо рече не им;щи слова бжия (Божия) подобьна есть ясльмъ (яслям) скотиямъ (скотям)".

б) Библиотека литературы Древней Руси. Том 8 (XIV – первая половина XVI века). Из Диоптры Филиппа Пустынника. Разговор души и плоти (1300-1400) https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/bibli...

Диоптра, или Душезрительное зерцало» – произведение византийского писателя-монаха XI в. Филиппа Монотропа, «Пустынника». В XIV в. было переведено на церковнославянский язык, попало на Русь в течение трехсот лет пользовалось здесь большой популярностью.

Плоть: "Ты (душа) невидима, ибо ты вся и всегда невещественна, помышления и все рассуждения, какие ты имеешь, сокрыты, о госпожа. То, что в тебе, ни ритор, ни философ, ни также геометр, ни враг-колдун, – никто не знает то, доколе ты не воспримешь от меня шестиструнные уста и потребные для голоса мои приспособленья: горло с легкими, гортань с языком, зубы и губы с ними, – и произведешь голос. И лишь тогда становится сокровенное открытым, и известными делаются твои рассуждения. Глядишь ты моими глазами и все видишь, говоришь моим языком, слышишь ушами, обоняешь моими ноздрями, а руками занимаешься ремеслами и всякими художествами от малых и незначительных до самых великих. И без меня никак не можешь ты ничего сделать ни из житейских и телесных дел, ни из духовных".

в) ЕЭБЕ/Мемра

Мемра;, «Маамар», — «Логос», «Слово», в смысле творческого начала слова Божьего. Слово это всегда употребляется в «Таргуме», чтобы избежать антропоморфизма. В Св. Писании «слово Божье» ДАВАР всегда обозначает речь Господа, обращенную к патриархам или к пророку (Быт., 15, 1; Числ., 12, 6; 23, 5; I Сам., 3, 21; Ам., 5, 1—8), хотя оно часто означает и творческую силу: «словом Господа небеса были сотворены» (Пс., 33, 6[ВТ 1]; ср.: «Ибо Он сказал — и оно свершилось»; Пс., 33, 9[ВТ 1]). В том же смысле следует понимать и другой стих «Навеки, Господи, слово Твое утверждено на небесах» (Пс., 119, 89[ВТ 1]). В книге Юбилеев слово Божье посылается Аврааму через посредство ангелов. Через посредство слова Бога существуют Его творения (ср. Б. Сира, XLIII). «Святой, да будет благословенно Его имя, сотворил мир чрез посредство маамара» (Мех. Бешал., к Исх., 15, 17). Очень часто мы встречаем выражение: «Ты, который сотворил мир чрез посредство Твоего слова и мудростью твоей дал людям власть над творениями Твоими» (Премудр. Сол., IX, 1, 2). ...

4) Словообразование, речь (анатомия в самом общем виде)

По современным научным взглядам в процессе членораздельной речи, участвует язык, глотка, гортань, легкие и т.д. При выдохе голосовые связки вибрируют и образуют звук – так возникают гласные звуки; согласные образуются при помощи языка, нёба и губ, но и гортань может являться местом формирования согласных.

5) Обобщение и вывод

а) Древние авторы полагали в процессе возникновения слова, звука принимают участие:
* "горло же и душник, гортань же и языкъ, зубы и устны с ними, и глас вершиши", "язычное орудие", "биющее воздух языком".
* "потребные для голоса мои приспособленья: горло с легкими, гортань с языком, зубы и губы с ними, – и произведешь голос".

б) Горло – принятый в средние века общий термин, но не анатомическое название, совокупность: пищевода, глотки, гортани, трахеи, мышц и нервов. Посредством этого анатомического аппарата человек (животное) издает: голос, звук, вопль.

Вывод
Термин СЛОВО должен иметь лексическую связь с анатомическим аппаратом, указывать на "голосовой"  орган в теле человека, где находится "голос". Целесообразно рассмотреть термин в связи с библейской терминологией и образом.

6) Терминология иврита и библейский образ

а) Терминология

+ Простой вариант
СЛОВО = С+ЛО+ВО = ивр. Ш (С) который, что + ЛОА горло, гортань + Б(В) внутри; т.е. анатомически, речь человека (звук), в горле, в гортани внутри.

+ Более сложный вариант

На основе распространенного в средних веках метода сокращения слова до начальных букв - Господь (Г), слово (С), добро (Д), пергамент был дорог.

СЛОВО = С+ЛО+ВО = ивр. САХ (С) (форма от СИХА) говорить, рассказывать + ЛОА горло, гортань + Б(В) внутри; т.е. речь (звук) идет из горла, гортани.
Примечание. Термин САХ говорить, сокращен до буквы С. См. ЕЭБЕ/Алфавит сравнительный: буква иврита ХЕТ (Х) очень часто при транслитерации имен и терминов иврита на церковнославянский язык опускалась, не писалась, не произносилась.

б) Источник

* Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=...
Hомер Стронга: H7878. Оригинал: СИАХ. Произношение: сиах. Часть речи: Глагол. Этимология: примитивный корень - A(qal): 1. размышлять; 2. говорить, петь; 3. жаловаться. C(pi): размышлять, рассуждать.
* Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=...
Hомер Стронга: H3930. Оригинал: ЛОА. Произношение: лоа. Часть речи: Существительное мужского рода. Этимология: от H3886 - горло, гортань.

в) Библейский образ
Притчи 23:2: "приставь нож себе к горлу (ивр. форма БЕЛОЕХА от ЛОА), если жаден ты до еды".

Таким образом, мы можем  высказать предположительное мнение о церковнославянском термине С+ЛО+ВО. Однозначно он имеет корень библейского иврита ЛОА горло, гортань, указывает на анатомический аппарат производства звуков и слов человеком. Летописи указывают на первоначальную область распространения - Болгария.

От Иоанна 1-3
В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.

Кишинев, 18.12. 2023 г.