Волкособы с Гаврюхи

Вячеслав Антонов
Село Гаврилова Поляна, именуемое в народе просто Гаврюхой, находится в двух часах ходу пригородного теплохода вверх по течению от речного вокзала Самары. Никто толком не знает, откуда у села взялось такое название. По одной из версий местечко назвали в честь атамана Гаврилы Ильина - сотоварища Ермака Тимофеевича. Красиво звучит и ласкает слух самарчан, склонных романтизировать  бунтарей и ушкуйников, орудовавших с незапамятных времен в Жигулевских горах.   

Гаврюха расположена на территории национального парка "Самарская Лука" - месте уникальном по красоте и природной энергетике, и  повидавшем всякое на своем веку. Диггеры и спелеологи давно облюбовали  для своих вылазок штольни и пещеры, прорытые в горах, окружающих село. В тридцатые годы здесь планировалось построить запасной командный  пункт Красной Армии и дачу Сталина. Но что-то не задалось, и в 1939-м  рядом с селом открылся "Отдельный лагерный пункт №1" для политзаключенных.  Сюда направляли зеков, значительная часть которых имела серьезные проблемы со здоровьем. Учитывалось, возможно, что благоприятный климат поможет смягчить течение тяжелых заболеваний. А некоторые даже дотянут до конца  срока и выйдут на свободу с просветленными мозгами и в добром здравии. Такой своеобразный выкрутас пролетарского гуманизма. 

В 1954-м году лагерь закрыли, а в  1956-м на его территории  начала функционировать психоневрологическая больница. Многие специалисты того времени в области душевных расстройств отмечали, что лечение здесь было  весьма успешным и в какой-то мере даже демократичным, если вообще такой термин можно использовать применительно к психушке. Небуйные обитатели лечебницы свободно разгуливали по селу  и   поддерживали приятельские отношения с жителями. И, что вообще не поддается уразумению, даже заводили романтические отношения с местными девчатами.  В 1993-м случился пожар. Персоналу удалось вывести пациентов из горящего здания. Обошлось без жертв. Но с тех пор больница перестала существовать.      

В девяностые годы Гаврюху облюбовали самарчане. Они скупали у аборигенов задарма участки, сносили старые покосившиеся халупы и возводили на их месте вполне современные загородные домики. Село постепенно  приобретало черты дачного поселка, а пришлые  городские   становились неотличимы от местных по внешнему виду, повадкам и образу жизни.  По крайней мере, на период дачного сезона, начинающегося сразу после окончания на Волге ледохода и заканчивающегося перед самым ледоставом. 

Захар был из пришлых. На Гаврюхе жил он вольготно, отдыхая от надоевших за зиму домашних. Однако  они периодически  напоминали о себе инспекторскими наездами: парились в баньке, жарили шашлыки и попутно пилили за ералаш в доме, неухоженный сад и сорняки в огороде.   

На селе Захар слыл большим авторитетом. Во–первых, он был кандидатом технических наук, что уже  в глазах подавляющего большинства сельчан поднимало его социальный рейтинг на недосягаемую высоту. А, во – вторых,  он был лучшим блицором села, что не раз доказывал местным любителям шахматишек, маниакально мечтавшим разделать городского "профессора" под орех. После разгромных поражений на него обижались и уходили, громко хлопнув калиткой и матерясь. А на следующий день, как ни в чем не бывало,  приходили с мировой. В большинстве случаев всё заканчивалось застольем. 

С Захаром я был знаком давно, но на его даче никогда не был. И вот  однажды в июле Захар позвонил и пригласил меня на Гаврюху отдохнуть от городской духоты, сгонять в шахматишки и порыбачить. И еще попросил привезти что-нибудь вкусненькое для его пса Барса. Я с радостью откликнулся на  предложение и на следующий  день приехал к нему.   

Отлично помню тот вечер, когда мы допоздна  засиделись в беседке, отчаянно сражаясь в блицы.

Возле ног Захара мирно дремал Барс, изредка приподнимавший голову и поглядывающий на меня одним глазом.  Барс смахивал на овчарку, только с непропорционально большой головой по отношению к туловищу и огромной пастью. Для первого знакомства я привез ему в подарок пакет Royal Canin, с которым он расправился в один присест. Поэтому  Барс пребывал в благодушно – расслабленном состоянии. Скалиться и рычать на полный желудок никому не хочется.    

Время за игрой летело незаметно. После каждой партии мы принимали по рюмочке, закусывали и  заново расставляли  фигуры на доске, попутно костеря власть имущих за несусветную дурь и жадность.   

Счет уже был 15:0 в пользу Захара, когда мне изрядно надоело постоянно проигрывать. Я начал клевать носом, как вдруг  в ночной тиши раздался звук, чем-то напоминающий сигнал воздушной тревоги. Я мгновенно встрепенулся, а Барс приподнял голову и навострил уши.

- Это что? – настороженно спросил я Захара.

-  Сирена, – как ни в чём не бывало пояснил он. 

Не успел я удивиться спокойному ответу Захара, как  с другой стороны поселка раздалось  зловещее завывание. Барс резво вскочил и завертел хвостом.

- А это? – почти шёпотом произнес я.

- Пират наверно, - Захар  пожал плечами.

И уже совсем рядом раздался третий, просто леденящий кровь  вой, вызвавший у Барса бурю восторга. Он встал на задние лапы, передними обнял Захара и принялся лизать ему лицо.   

- Вот и Якут откликнулся! – обрадовался Захар, шутливо отбиваясь от ласк Барса.

По всему чувствовалось, что жутковатое многоголосье невидимых  тварей было приятно и Захару, и Барсу. В то время как  у меня нервы по всему телу напряглись и отвратительно заныли. Если бы на моей спине росла шерсть, то наверняка  поднялась бы дыбом. 

- Ты чего такой? – Захар заметил мое состояние. – Это деревенские псы общаются.

- А зачем воют по–волчьи?

-  Да они и не совсем собаки, - Захар хитро прищурился. – Если тебе очень уж страшно, то сейчас я их угомоню.

Захар пронзительно свистнул, да так, что у меня заложило уши, но  зато звериное трио мгновенно смолкло, а Барс удивленно посмотрел на хозяина.   

-  Ты сам, Захар,  случаем не оборотень? – я непроизвольно потянулся к охотничьему ножу  на столе, которым мы  резали закуску.

- Против оборотней не поможет, - полушутя сказал Захар и  отодвинул нож подальше от меня.  -  Лучше  я кое-что расскажу тебе,  и всё станет понятно.

Спокойный голос Захара подействовал на меня благотворно. Я опрокинул в себя очередную рюмку и приготовился  слушать. Барс снова улегся у ног Захара и, сложив брови домиком, стал похож на щеночка, ждущего вкусняшки с хозяйской руки.

ххх

История, рассказанная Захаром

Дело было несколько лет назад. В один из майских дней решил я прогуляться по лесу. Иду, значит, настроение отличное, вокруг красотища, всё цветет и пахнет. Вдруг слышу, скулит кто-то. Пошел на звук. Смотрю, в  яме  щенок барахтается в грязи.  На спине рваная рана. Пытается вылезти, передними лапами скребет, а задние, как плети.  Что с ним случилось? Непонятно. Связываться сначала не хотел. Пусть, думаю,  природа  сама разбирается, кому  жить, а кому нет. Но  как представил, что его еще живого лисицы и вороньё на части раздерут, так не по себе  стало. 

А щенок притих, на меня смотрит испуганно и с надеждой, а из глаз слезы катятся. Как здесь мимо пройти!  В общем, вытащил его из ямы и понес к Рустаму - нашему сельскому ветеринару.  Если скажет, что не жилец, пусть усыпляет, а я в лесу похороню. Всё по-людски будет.

Рустам осмотрел и говорит, что не обычный пёсик-то: челюсти мощные, грудь широкая, шерсть густая и жесткая. И главное - живучий! Другой бы давно концы отдал. Может,  волкособ - помесь собаки  с волком.  Лечить будем.

Щенка мы назвали Барсом. Рустам к нему  каждый день приходил уколы делать и рану обрабатывать. Барс через месяц начал на задние лапы вставать, а к середине лета совсем поправился. Здоровый стал, злющий. Только меня и Рустама признавал. Чужих на дух не переносил. Увидит кого  на улице и не лает, как деревенские псы, а тихо злобно рычит. 

Хорошо, что забор у меня двухметровый из рабицы: не перепрыгнуть, не прогрызть. Да и калитка всегда на запоре. Барс вырваться не мог никак. Меня другое больше беспокоило. Осень на носу, дожди пошли. Я для Барса  будку сделал на ножках, чтоб не подмокала. Изнутри войлоком обшил и щели проконопатил. Барс свой домик быстро обжил и  целыми днями в нем лежал. Нос высунет и ноздрями шевелит, кормежку вынюхивает и ждет. Жизнь для него удалась!  А у меня одно на уме: куда пса на зиму пристроить. Закинул удочку домашним. Они ни в какую! Вплоть до того, что завел пса, так с ним и зимуй в деревне. Рустам выручил. Договорились,  что я на еду для Барса деньги дам  плюс за хлопоты.

На Гаврюхе дачный сезон поздно заканчивается. Городские сматывают удочки и заколачивают окна в ноябре. Я будку  перетащил к Рустаму. Тот обещал звонить и держать в курсе дел. Уезжал я одним из  последних ОМиков.  Рустам и Барс на пристань пришли проводить. Рустам рукой махал, а Барс крутился вокруг него, не понимая, что происходит. Я слышал, как он скулит отчаянно. Почти так же, как когда я его в яме нашел. У меня в носу защекотало. Чуть не расплакался.

Зима прошла спокойно.  С Барсом ничего не случилось. Каково же было моё удивление, когда на следующий  год  в  апреле я первый раз приехал на Гаврюху, а меня на пристани Барс ждет. Я его сразу-то и не узнал. Матерый такой стал! Бросился ко мне, визжит, крутится, прыгает. Я его обнял, и так мне хорошо стало, будто в родной дом  вернулся после  долгих лет скитаний по чужим углам. 

Шкипер позже мне рассказывал, что Барс пришел на пристань, как только навигация началась. Лег и ни в какую не уходит. Матросы пытались его прогнать. А он верхнюю губу приподнимет, клыки покажет, да как рыкнет.  Ну, хлопцы сразу назад. Потом речники с Рустамом договорились оставить Барса до моего приезда. Стали прикармливать, и он их перестал пугать. Но никаких вольностей,  типа погладить там,  с собой не позволял.

А летом Барс чудить начал.

Однажды убежал со двора и вернулся с соседским петухом в зубах. Живым, только слегка придушенным. Я петуха из пасти  вынул и отпустил. А тот взлетел на забор и давай кукарекать на всю округу. Тут и хозяин с претензиями. Конфликт я уладил, конечно. Мне это обошлось в три склянки боярышника на спирту  - единственная на Гаврюхе валюта, не подверженная инфляции. Целый день искал место, где Барс на улицу умудрился вылезти. И нашел! Он под забором тайный подкоп сделал. Там, где непроходимые заросли малины. Туда никто за много лет  ни разу не заглядывал. Настоящий конспиратор!    

И еще случай был. У нас по селу козы целыми стадами бродят на вольном выпасе. И один любопытный козёл заинтересовался, что за зверь такой по моему участку бегает. Подошел к забору и смотрит пристально так на Барса. А тот с другой стороны на него, и тоже с большим интересом, аж слюнки текут. Я всё своими глазами видел. И вдруг что-то втемяшилось козлу в башку, и он тараном на забор! Да рогом-то и застрял в рабице. А Барсу только это и надо. Хвать козла  за рог! Хруст, вопль,  а рог у Барса в зубах.  Козёл бац на бок и лежит, ножками подергивает. Сначала смешно было, а потом я испугался. Опять разборка с хозяевами!  Затем посмотрел вокруг, вроде никого на улице. Значит, и наша хата с краю. К тому же непонятно было, чей козёл? Козлы они все одинаковые, без бутылки не разберешься.

На следующий день встречаю Рустама, и тот мне рассказывает, что его племенному козлу рога обломали. И если узнает кто, то мало не покажется. Я сразу припух. Ничего не стал рассказывать. Дружбой дорожить надо уметь. Поэтому врать не ври, а язык за зубами держать треба.

Но самый большой прикол с мужиками вышел. На мой участок  два незнакомых парня залезли, когда меня дома не было.  Прихожу, а Барс загнал их в угол между банькой и забором и сидит,  стережёт. Те от страха трясутся, одежда на них изодрана, лица и руки в ссадинах. Спрашиваю, кто такие. Заводчики собак, отвечают. А какого рожна здесь оказались?  Прослышали, мол, что у вас кобель необыкновенный. Хотели  насчет  вязки договориться. Калитка была открыта. Вошли, а он тут, как тут. Ну и не выпустил.

Быстро они, конечно, басню про заводчиков сочинили, прямо на лету. Тертые видать парни были. Сначала я разозлился, а потом жалко мне их стало.  Кой – какую одежку дал,  по сто грамм налил и отпустил с богом. Барса похвалил и за каждого пойманного мужика по большому куску ливерной колбасы.      

А на следующий день заявляется  участковый в своем обычном прикиде: старые треники и майка алкоголичка, а на голове милицейская  фуражка. Его, по-моему, забыли на пенсию отправить лет двадцать назад. Фотки тех парней показывает, которых Барс поймал. С зоны, оказывается, двое воришек сбежали. Я  участковому сказал, чтобы у Барса спросил. Это он всё вынюхивает и всё слышит, что на Гаврюхе творится. Так что достойная смена старым милицейским кадрам подрастает. Посмеялись,  по рюмке хлопнули и разошлись.

Больше ничего особенного тем летом с Барсом не случилось.

Уже зимой, где-то в  середине декабря, Рустам позвонил и рассказал, что Барс убегал на несколько часов, но вернулся.  Да не один, а с подружкой - мохнатой  дворняжкой. И теперь они в конуре еле умещаются. Сучка первая залезает и Барса в конуру не пускает. Тот злится, но молчит. Потом всё утрясается. Прижмутся друг к другу, и им  никакой мороз не страшен. Только пар из будки валит, как из бани,  и храп стоит на всю округу. И смех, и грех. Всё, как у людей

В феврале у молодоженов  родилось пятеро  щенят. Двое не выжили. Оставшимся Рустам  имена дал. Девочке – Сирена, потому что выла протяжно. Одному её братику – Пират, за то, что  шкодил и дрался постоянно. Другому – Якут, за узкие глазки, как у волчат. Щенков, когда им исполнилось три месяца, охотно разобрали местные. Ещё бы! Где такую породу возьмешь. Да еще и даром! Вот собственно  и всё.

ххх

- Значит, это детишки Барса так страшно выли?

- Детишки? Ну, ты скажешь! Это здоровенные псины в холке сантиметров по восемьдесят. А о папке всё же не забывают.  Видишь, Барс спокойно лежит. Они ему своим воем сообщили, что всё в порядке: живы, сыты, здоровы. А что еще отцу надо?

- А где  мать их, дворняжка которая?

- На следующий день, как щенков раздали, пропала. Барс метался, искал, места себе не находил. По сто раз на дню в будку заглядывал, не вернулась ли. Потом не ел несколько дней, пластом лежал. Тосковал сильно. Я его даже из будки в дом переселил, чтоб рядом со мной  был. А однажды ночью начали хором выть розданные щенята. Барс услышал, меня разбудил и радостный такой стал бегать по комнате.  Запрыгнул  на кровать, сел и давай выть в ответ. Мне такое не понравилось. Я возьми, да свистни ему прямо в ухо. Он обалдел и примолк. И щенки затихли. Теперь на мой свист вмиг выть прекращают. После той самой ночи все переживания Барса как рукой сняло.

- Барс прям, как Белый Клык у Лондона! – я с умилением посмотрел на дрыхнущего Барса. 

- Есть что – то, - согласился Захар. – Кому расскажешь, не поверят. Ну, что, пошли спать? Завтра на рыбалку. Барса с собой возьмем. Он свежей рыбкой  любит полакомиться.  Сидит неподвижно и глаз с поплавка не сводит. Первая рыбка всегда его, иначе вредничать начинает, в воду лезет, рыбу распугивает.  Оборжаться можно.   

С этими словами Захар, слегка пошатываясь,  потопал в дом.

"Какой озорной, добрый пёсик!" – подумал я и протянул руку, чтобы погладить  крепко спящего Барса. И тут же верхняя губа его приподнялась, обнажив два страшных белых клыка. При этом он даже глаз не открыл. Я испуганно отдернул руку и на цыпочках последовал в дом за Захаром, опасливо прислушиваясь к богатырскому  храпу Барса.   

Эпилог

В самом начале осени  Барс внезапно исчез и вернулся на Гаврюху только в конце ноября, но Захара не застал. Тот  уже уехал в город, потеряв всякую надежду вновь увидеть своего любимца. Как рассказывал шкипер, Барс два дня вертелся на пристани, всё чего-то вынюхивая. А потом сиганул в ледяную воду и поплыл на противоположный берег в сторону Самары. Больше  Барса никто не видел. 

В июне мне позвонил радостный Захар:

- Барс вернулся! Приезжай, отметим. И не  забудь пакетик Канина!

Меня не надо было упрашивать дважды. Учитывая важность события, я купил  15-ти килограммовый  мешок  Royal Canin. Когда я вручал подарок, Захар загадочно заулыбался и сказал:

- У нас для тебя тоже есть  презент. Ну-ка, Барсик, принеси!

Барс пулей метнулся в дом. Через  несколько секунд он вернулся, вальяжно помахивая хвостом и держа в зубах плетеную корзинку, в которой лежал толстенький, как поросенок, щенок.

- Это внучок Барса от Сирены. Наш алаверды, так сказать, - торжественно произнес Захар.

На мгновение я опешил и понес всякую чушь, не зная,  как отказаться от подарка:

- Да меня жена из дома выгонит! Ты даже не представляешь, Захар, какая она чистюля. И на тебе! Собаку принес!

- Скажи, что нашел на Гаврюхе брошенного щеночка йоркширского терьера. И больше дави на жалость, - посоветовал Захар. 

- Так он же быстро вымахает  в огромного пса?

- Тогда скажешь, что ошибся с терьерчиком. Супруга  уже к нему привяжется.

Подсказанная Захаром уловка была не лишена здравого смысла. "Почему бы и нет? – подумал я. - С детства мечтал о собачке. Теперь вот представился случай".  Я не стал дальше ломаться и принял  встречный подарок прямо из пасти Барса,  который впервые за все время нашего знакомства  по-дружески лизнул мою  руку своим шершавым языком и позволил почесать у себя за ухом. Настроение у меня сразу поднялось.

- А как назовем? – спросил я.

- Только один вариант, - уверенно сказал Захар, разливая по стаканам настойку боярышника на спирту. – Белый Клык! Давай за это и выпьем.

- Пусть будет счастлив и здоров! – добавил я.

Так я стал нежданно-негаданно обладателем щенка по имени Белый Клык из семейства волкособов с Гаврюхи.

ххх

К моему  удивлению жена встретила Белого Клыка весьма доброжелательно. Может, как и я, она с детства мечтала о ласковой собачонке, с которой  можно поиграться, как с пушистым котиком.

Моя хлипкая легенда о йоркширском терьере продержалась не больше недели. Белый Клык рос, как на дрожжах.

- Что-то он не похож на йорка, - как-то заметила супруга.

- Видно помесь какая-то, - я изобразил на лице глуповатое недоумение. – Например, йорка с волком. Гаврюха место мистическое. Всякое  может случиться.

Жена промолчала, но посмотрела на меня очень  даже выразительно. С тех пор мы к вопросу о породе нашего щенка не возвращались. Белый Клык постепенно становился полноправным  членом нашей семьи. Я бы даже сказал точнее – вожаком. Со всеми плюсами и минусами отсюда вытекающими. Но это уже совсем другая история, о которой я расскажу, если будет желание  и время.