Мгновения жизни, резко изменяющие её

Марк Гальперин 2
 

Считается, что человеческая жизнь у большинства уже взрослых людей обычно течет медленно и плавно, не изменяясь   резко в течение многих лет. Тут есть и хорошее, и плохое.  И я  думаю, что  многим людям не нравится жизнь, часто дающая резкие повороты. Это напрягает, так как выбивает из обычного алгоритма, заставляет менять привычный образ жизни. Нередко такие резкие повороты происходят от действия внешних сил. Это и война, и арест, и наводнение, крупные пожары и другие стихийные бедствия вплоть до извержения сто лет молчавшего вулкана.
    Но иногда  решения об изменении русла привычно текущей жизни   человек   принимает самостоятельно и осознанно. И в это время жизнь неожиданно может преподнести приятный сюрприз.
     После окончания института меня, не интересуясь моим мнением,  направили работать промышленно-санитарным врачом. Другие студенты получали направления на работу врачом-коммунальщиком, пищевым  врачом, эпидемиологом, школьным врачом и даже прямо в аспирантуру  Донецкого института гигиены труда и профзаболеваний. При этом, повторяю,  никто  и   никогда  при распределении не спрашивал рядового выпускника,  не имеющего «волосатой руки» во властных структурах,   к чему  у него имеется  наибольшее влечение. Ибо и так было понятно, что у многих было тогда, в полуголодные годы логически понятное влечение в пищевую санитарию, с контролем над работой продмагов и продбаз, или, хотя бы, в спокойную коммунальную санитарию.
     А  врачи промышленной санитарии за ту же зарплату были обязаны проверять заводы и шахты, добиваясь от руководства предприятий улучшения условий труда работающих. Это и контроль за запылённостью и загазованностью, уровнем шума и освещения, работой душевых и прачечных для рабочей спецодежды и др. И, если пищевых врачей завмаги и зав. прод базами побаивались, и  стремились как можно быстрее устранить выявленные проверкой недостатки, то промышленных врачей руководство шахт и заводов просто «имело в виду», чисто формально относясь к их замечаниям. И их  можно было  понять. Главнейшим  для руководителей предприятий было выполнение так называемых «социалистических обязательств», плана выпуска продукции. Они находились под жёстким  контролем промышленных отделов райкомом партии,  и  их могли за невыполнение плана выпуска готовой продукции и премии лишить, и объявить партийный выговор, а то и просто уволить с работы с «чёрным билетом»,  то есть без возможности быть принятым на другое предприятие. А забота об условиях труда     возлагалась на отделы  техники безопасности и профсоюзы, полностью зависящие от  руководства предприятия. Хорошая забота об условиях труда рабочих требовала больших материальных средств. Которые начальство предприятий предпочитало вкладывать в другое. Одним словом работа врача промышленной санитарии была и  тяжёлой и  практически бессмысленной.   Я  в последние годы учёбы понял, что работа санврачом вообще  мне не интересна. Я хорошо изучил неврологию, и  зав кафедрой, принимавшая экзамен, посоветовала мне стать врачом-невропатологом. Но, распределение всё разрушило. Кому был нужен хорошо учившийся мелкий еврей, не имевший «волосатой руки»?  Поэтому я, отработав три года  зав. промышленным отделом СЭС, и окончательно убедившись, что это бессмысленная работа, пытался найти курсы переподготовки, и потом работать врачом-лечебником. Но мне везде отказывали, ссылаясь на то, что я же  окончил «сан-гиг», а не лечебный факультет. Это не касалось русских и украинцев, даже не имевших  большого блата. Некоторые мои сокурсники, слабо учившиеся в институте,  после года работы по месту распределения  просто убегали даже из других республик СССР, и,  вернувшись Донецк, попадали на курсы лечебников без проблем.
     Ситуация становилась тупиковой. И вот, в этот самый момент произошло чудо. Как-то в октябре 1965 года я встретил  на улице своего приятеля, пару лет назад  приехавшего в Енакиево фармацевта Виктора  Кулишова, уже ставшего зав. Центральной городской аптекой. Он рассказал, что вчера в аптеку заходил  подполковник из отдела кадров Донецкого МВД. Он  уже два дня безуспешно ищет врача, желающего занять освободившееся  место главврача ЛТП. Но никто из молодых врачей города  не соблазнился этой должностью.  Ну зачем этот ЛТП для алкоголиков  гинекологу, венерологу или хирургу, если они и так   своей работой довольны.
«Это твой шанс» - мысленно сказал я себе. И мы  с Виктором пошли в гостиницу, где остановился подполковник. Он не скрывал радости.  Я рассказал ему, что работаю заведующим санитарно-промышленным отделом городской санстанции, и срок обязательной работы в СЭС уже закончился. Он   попросил меня завтра явиться с документами, для проверки в КГБ,  и пообещал через год работы направить меня  на курсы наркологов.
    После Нового года, сдав годовой отчёт, я уволился из санстанции, и начал новую жизнь. Через год у меня уже было в руках Удостоверение об успешном окончании курсов по наркологии и психотерапии в Центральном институте усовершенствования врачей в Москве, позволявшее мне работать психиатром-наркологом.
     Вот вам пример того, как за мгновение может   измениться наша жизнь. Что бы было, если бы я в тот день не встретил Виктора?