Пушкин Кьеркегор Экзистенция и страх смерти

Поль Читальский
Пушкин 
Кьеркегор
Экзистенция
и страх смерти

Рассмотренные ранее инстинкт «Влечение к смерти»  и приобретенный «Страх смерти» останавливаются и исчезают на границе Бытия и Ничто, на границе человеческой экзистенции. Влечение к смерти на границе экзистенции (реальной или виртуальной) сталкивается со страхом Ничто или страхом Смерти

(1) Серен Кьеркегор, Экзистенция, страх и трепет

Сетевые фрагменты:
«Термин «экзистенция» ввел датский теолог и религиозный философ Серен Кьеркегор.  Он считал правильным для философии концентрироваться на самой «экзистенции» — человеческом существовании. И был уверен, что главным предметом философии должно быть существование (экзистенция) человека как личности
Понятие «экзистенция» у Кьеркегора было категорией, относящейся к свободной личности. Это специфически человеческая категория, которая не может быть использована для характеристики других вещей. Кьеркегор утверждал, что существовать — это значит деятельно вмешиваться в собственное существование, реализовать себя, осуществляя выбор своего поведения в рамках различных возможностей. Человеческое существование состоит в постоянном расширении и стремлении к собственной индивидуальности и выходе из-под власти повседневности, соборности, социальности, группы, толпы. Это приобретение и усиление собственной индивидуальности неразрывно связано с исключительной ответственностью личности за свое существование
Отправным пунктом в рассуждениях Кьеркегора является Библейская история первородного греха. Адам и Ева, как известно, нарушили запрет Бога и вкусили плод от древа познания. В этом ему видится некий качественный скачек, а именно - переход от незнания к знанию. Адам и Ева, как наши далекие прародители, обрели свободу и независимость от Бога. Этот скачек должен рассматриваться как поворотный пункт в судьбе человечества (и человека), как начало всемирной истории.

Вступив на путь Разума и отвернувшись от веры, Адам и Ева, однако, сильно обманулись. Избегнув одних рамок необходимости- подчинения воле Бога, они попали “в капкан” других рамок еще более жесткой необходимости, ибо разум все сводит к поискам законов и конечных причин. Человек оказывается игрушкой в руках природы и общества, где над ним господствуют эти законы и причины. Иначе говоря, обретенная свобода оборачивается несвободой нового толка. В этом заложен трагизм человеческого бытия. Диктаторская суть христианской этики, предписывающей человеку границы дозволенного, с одной стороны, и принуждение человеческого духа анонимной исторической необходимостью в философии Гегеля, с другой, в равной мере неприемлемы для Кьеркегора. Он против всякого диктата над человеческим духом. Но духовная жизнь, как ее видит Кьеркегор, очень сложна. Ее перипетии раскрываются им в категориях “первородный грех”, “страх”, “трепет”, “свобода”, “отчаяние”, “надежда”, “вина”, “вера”, “безверие”, “бесконечное самоотречение” т. п.
Началом философии (экзистенциализма) Кьеркегор полагает не удивление, как это было у Сократа, а отчаяние. Оно возникает тогда, когда человек осознает отсутствие возможностей. Первородный грех, порожденный желанием свободы, оборачивается страхом перед “Ничто”, т. к. Бог уже не с человеком, а далеко от него. Вот почему страх Кьеркегор называет “обмороком свободы”. Именно в этой точке духовного одиночества и незащищенности человека возникает отчаяние как осознание своей обреченности.

 В своём фундаментальном труде «Заключительное ненаучное послесловие к «Философским крохам»[en]» Кьеркегор до Зигмунда Фрейда использовал термин сексуальность. В «Понятии страха[en]» Кьеркегор пишет: «Греховность вошла в мир через Адамов грех, а сексуальность стала для него при этом означать греховность. Так была положена сексуальность». Для Кьеркегора самым главным является наличное существование человека,

Мыслить в рамках экзистенции, по Кьеркегору, означает  столкнуться с ситуацией личного выбора.»

Человек обречен на свободу:

«We are “condemned” to freedom of this ontological sort, with resulting anguish and responsibility for our individual situation, as well as for more collective situations of racism, oppression, and colonialism. These are the themes for which Sartre became famous, especially after World War 2 and Existentialism is a Humanism.

Мы «обречены» на свободу такого онтологического рода, с вытекающей из этого болью и ответственностью за нашу индивидуальную ситуацию, а также за более коллективные ситуации расизма, угнетения и колониализма. Это темы, которыми прославился Сартр, особенно после Второй мировой войны, и «Экзистенциализм — это гуманизм». 

(см. plato.stanford.edu/entries/sartre/#:~:text=We“condemned,a)

(2)
ОКБ Творца. Шестоднев и Смерть

Итак, по Кьеркегору Адам и него иша, ставшая  Хавой  (Евой) после изгнания из Рая )огороженной дачи инженеров околоземного ОКБ), нарушив запрет  «Запретный плод» ДПДиЗ, отпали от Бога. Актом своеволия они сделали себя свободными и ответственными за свое существование  экзистенцию.  Они встали перед «проблемой выбора» и им стало страшно … Их обуял с библейских времен неизлечимый страх и трепет, приводящий к нарушениям психики  и неустанными безрезультатными попытками отыскать сбежавшего Творца  или выдуманного Бога (умершего по Ницше)

Так ли это?  Тот ли этот страх?

Давайте восстановим события того сюжета, который ошибочно получил мифическое имя «грехопадения и изгнания»:

1. Творец изготовил  адама – первый опытный образец человеков проекта  «Люди на Земле», сделал его работником сада в Раю, в центре которого были два сакральный древа – ПДиЗ и Жизни.  Творец как ГК ОКБ распорядился:
«2:16. И повелел Господь Б-г человеку так: От всякого дерева в саду можешь есть; 2:17. Но от древа познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, когда станешь есть от него, смерти предан будешь.» (*)
При этом Творец термин смерть первые применил, но ничего о ней не пояснил. И никакого страха перед ней адаму не всучил …
(*) см. Тора с комментарием Раши (пер. подстрочник Ф. Гурфинкель)

2. Некто из клира ОКБ (есть версия – ангел Самюэль), назвавшись Змеем соблазнил  ишу  (еще не Еву!)  адама по имени Адам, уговорив ее перед этим   отведать запретный плод.
Ева следом соблазнила мужа Адама таким же «макаром». Всевидящий Вседержитель  был разгневан своеволием пары опытных образцов и оценил риски последствий этого кушания, обретения стыда от наготы без совести и использования опоясаний. А риск был велик: пара могла теперь съесть и второй плод – плод Древа Жизни и … о ужас!  … стать бессмертными как боги (научные сотрудники ОКБ – от мнс до самого ГК). Непонятно почему, но такого богоподобия ОКБ допустить не мог. Поэтому последовал такой буквальный (по подстрочнику !) Приговоре Его:

«Глава 3 книги  Берейшит:

14. И сказал Господь Б-г змею: За то, что ты сделал это, проклят ты пред всяким скотом и пред всяким животным полевым; на чреве твоем будешь ходить и прах будешь есть во все дни жизни твоей.   15. И вражду положу между тобою между женой, и между твоим потомством и ее потомством. Он будет разить тебя в голову, а ты будешь разить его в пяту.   
16. Жене сказал Он: Премного умножу муку твою и беременность твою, в мучении будешь рождать детей. И к мужу твоему вожделение твое, он же будет властвовать над тобой.   
17. А человеку сказал Он: За то, что послушал ты голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я повелел тебе так: Не ешь от него! - проклята земля из-за тебя, с мукою будешь есть от нее во все дни жизни твоей 18. И шип и репей произрастит тебе, и будешь есть траву полевую.  19. В поте лица твоего есть будешь хлеб до возвращения твоего к земле, ибо от нее ты взят. Ибо прах ты и к праху возвратишься.   
20. И нарек человек имя жене своей " Хава ", ибо она была матерью всего живого.   
21. И сделал Господь Б-г для Адама и для его жены платья накожные и облачил их.   
22. И сказал Господь Б-г: Вот человек стал как единственный из нас в познании добра и зла. И ныне, как бы он не простер свою руку и не взял бы также от дерева жизни, и не вкусил бы, и не стал бы жить вечно.   23. И отослал его Господь Б-г из сада Эденского возделывать землю, откуда он взят. 24. И изгнал Он человека и поместил к востоку от сада Эденского керувим и с огнелезвием меч обращающийся, чтобы охранять путь к древу жизни.  «

В чем суть приговора: 

Адам (человек) стал единственным из НАС в познании добра и зла
Жена его – не человек и к познанию не допущена
Пара увольняется с работы, изгоняется из сада, чтобы не съела  плода с эликсиром бессмертия (***)
Адам будет пахать, а его жена (иша) рожать
Финал таков: Ибо прах ты и к праху возвратишься.   Подчеркнута лишь земнородность. Не смерть!
Но смертного приговора, как было в запрете (Законе) не последовало! Есть лишь смутное: «Ибо прах ты и к праху возвратишься».   

Если это намек на отложенную казнь смертью «2:17 … смерти предан будешь», то какой от этого мог испытывать страх адам и его бестолковая жена?

Хотя в этой угрозе было что-то, что пугало как в детстве: моя соседка пугала непослушного малыша: «Вот придет Бабай!» С таким же успехом она могла грозить: «Вот придет Смерть!»

Страшно? Но не до трепета же…

Аналогично с тем, что потом философы выдумали, что с грехопадением (а его и не было, как и слова грех!) адамиты обрели свободу и право выбора, от чего то для них сильно непосильного

И якобы с тех пор люди падали в обморок

(***) 
Если плод Древа Жизни давал бессмертие отведавшему, то каким был адам Адам и его клон – иша и будущая Хава-Ева исходно!?

Проблема смертности и бессмертия адама и его иши запутана в Торе: она либо некорректно поставлена как задача, либо некорректно описана при  решении!

Поэтому и не ясна природа инстинкта смерти или влечение к смерти по Фрейду

Как не ясна причина страха выбора и обмороков свободы по Кьеркегору

Это страх и трепет не Адама и Евы, а переживающих за них мыслителей, на выдумки скорых и гораздых умников
 
***

При обсуждении этой проблемы с фра АИЯ он задал мне вопрос: а зачем тогда Адаму и Еве надо было бы размножаться и плодиться?

И это натолкнуло меня на вопрос:

А каково самое страшное  и истинное  наказание это парочки за ослушание?

Лишение шансов на бессмертие?
Изгнание c дачи Рай?
Осуждение на вечную пахоту, зачатие и рожение в муках?

А вот и нет!

Но об этом – в следующий раз …