мечта о счастье сбывается

Сара Ямполь
Религиозные клиенты.

Некоторые мои коллеги не работают с таковыми.
Я - пытаюсь разобраться.

Вот что интересно:
слово религия произошло от латинского "religi" — "связанность клятвой", "святыня", "благочестие", от "religare" — "связывать", от "ligare" — "связывать"
и можно придумать, предположить, что "религия" это "оковы", но: это и вера,
а вера есть у каждого.

И каждый, иногда внутренне, даёт (себе) клятвы, зароки - в некотором смысле, связывает себя.

Так что психологу всегда есть с чем работать, даже не подозревая, что "работает с религией" атеиста.

Итак, моя новая клиентка - Вера.
Да, я банально назвала её Верой.
По причине того, что после "Здравствуйте", она сразу сказала, что верующая и на всё подряд из инструментов не согласится.

- По моим личным убеждениям, - тихо, но твёрдо произнесла Вера.
- По религиозным убеждениям? - в тон клиентки уточнила я.
- Нет. Не совсем так. С одной стороны - да, так как слово "религия" означает "воссоединять", в смысле человека воссоединить с Богом, а с другой стороны - я не особо придерживаюсь всех канонических ритуалов религиозных людей. Не вообще всех - так как религий множество и никто не обязан соблюдать чьи-то ритуалы. Но я верю так, как я верю, и по моей вере я либо соблюдаю, либо нет.

- А как это относится к нашим встречам?
- Вы ведь будете давать задания, может быть "вводить в транс или гипноз", а я...
- Нет! Я не использую гипноз, - перебила я Веру, насколько тактично это получилось, не знаю, возможно мне нужно было соблюсти этику и молча дослушать. (И тут я сама в себе рассмеялась - "этика" от греческого "этике", от древне-греческого  "этос" — нрав, обычай, то есть — философская дисциплина, исследующая нравственность и мораль).

Этика психолога = религиозный нрав психолога.

- Давайте сразу, на берегу, договоримся: всё, что у вас будет вызывать дискомфорт, Вы оговариваете и мы вместе будем искать подходящие для вас инструменты, навыки, - предложила я.
- Звучит заманчиво.


Всё гениальное - просто: Веру нужно было слушать.

Вера.
Вера - внутреннее убеждение в существовании Бога, признание чего-либо истинным.
Как это созвучно тому, что я (не говорю обо всех коллегах) предлагаю клиентам: я убеждена, что те инструменты терапии, навыки осознанности или критического мышления, или социального интеллекта, гибкости и так далее, работают.
Работают, если их применять, выполнять "по инструкции". У верующих, религиозных людей - есть свои инструкции - Писания.

У Веры - Библия. Я не совсем поняла какая у неё вера.
Какая вера у Веры?

Она заинтересовала меня своей простотой рассказа, своим доверием тому, что написано в Библии и, одновременно, въедливостью во внутреннее содержание текстов, мыслительного упорядочивания, как при строительстве, для разумного основания своей веры.
И при всей простоте и при всей сложности своей веры, своих личных отношений с Богом, (по её словам), эта женщина пришла на встречу с психологом.
Да, она не первая и, скорее всего, не последняя моя клиентка, которая верит в Бога.

Что-то в Вере меня удивило.
Она рассказывала. Не жаловалась и не обвиняла.
Просто рассказывала.

Я вспомнила об Оне.
Это была моя первая верующая клиентка!
Мне казалось, (до встречи с Оной, как с клиенткой) что верующие не нуждаются в помощи психологов.
Как раз Она показала, открыла мне суть моей профессии - помочь человеку поговорить с собой.

И вот передо мной сидит Вера, как будто вместо Оны.

Только в другом образе, в другой системе координат, в другом наборе запахов и цвета.

Узкое, с морщинками, лицо. Большие глаза с молчаливым криком - "полюбите меня!". Асимметрия во всем - в позе, в в теле, в лице. Пока Вера говорила - голос и слова захватывали внимание. Как только она замолкала - я видела всю несогласованность её образа.
Волосы собранные в пучок, руки в кулачок, ноги в верёвочку - вся скукоженная, завинченная.

Вера разжала пальцы, выпрямила руки перед собой и сказала:
- Хочу выпрямиться. Стать собой. Наполниться собой. Я так много отдала, что на себя сил не осталось. Не могу держать себя ровно.

История Веры.

Обычная история жизни с нарциссом.
Сейчас это так называется. Или - "жизнь с абьюзером".
А ещё лет так пятьдесят назад в той стране, которой уже нет, жили соседи сверху и снизу, через улицу. Почти каждая десятая семья страдала от домашнего насилия.
Это каждая десятая из тех, где хоть что-то говорили о себе.

Женщины "спотыкались" на ровном месте, нечаянно "обливались" кипятком, вдруг "откуда ни возьмись" со шкафа падал чемодан...


- Вот у Вас за окном интересный пейзаж, - вдруг сказала Вера.
- Чем он Вам интересен?
- Он как будто говорит мне о том, что прошлое и будущее могут в настоящем сосуществовать. Вот это новое здание - оно "здание из будущего". Когда я росла, в фильмах подобные здания показывали как дома будущего. А рядом двухэтажное - это ведь постройка середины прошлого века, а может быть и более раннего периода.  Я смотрю в окно, как на экран телевизора - прошлое и будущее вместе, как монтаж. Монтаж времени. И это и есть настоящее. Уже есть, прямо сейчас. И это как моя жизнь - я здесь у Вас в кабинете. У меня есть прошлое, есть будущее - как это здание из будущего моего детства, но оно уже есть. Но это не моё настоящее. Моё настоящее - это смесь ожидаемого и того, от чего я хочу освободиться. Я смотрю на эти дома за окном и мне кажется, что моё настоящее где-то между, в каком-то переулке. Затерялось, что ли...
- Вы сама и есть Ваше настоящее - вот сейчас, здесь в кабинете. Вы - это и есть настоящее. Вы - настоящая.
- Это лишь миг. Я выйду из Вашего кабинета и навалится прошлое.
- Вы хотите избавиться от прошлого?
- Да! Очень! но не понимаю как! Не забывается! Я выбросила все вещи, фотографии, украшения. Переехала в другое жильё. Пошла на курсы по рисованию, начала изучать английский язык. У меня появились, благодаря курсам, новые знакомые. Но всё это новое не становится моим настоящим. Я как будто не живу этими событиями. Вхожу и выхожу, как в автобус, чтобы проехать какое-то расстояние. А потом опять улица, фонари, подъезд, диван. И прошлое со всех углов: не пугает, не трогает. Но есть. И такое чувство, что оно - прошлое - и есть настоящее.

- Это Ваши чувства. Что Вы делаете когда они проявляются?
- Я? Я включаю какой-нибудь фильм и стараюсь вникнуть в то, что происходит на экране. Так, на некоторое время, я погружаюсь в нереальную реальность, где нет моего прошлого и почти нет меня.
- То есть, если я Вас правильно поняла, Вас нет без прошлого?
- Возможно. Возможно Вы сказали те слова, которые я не могла подобрать. Без прошлого нет меня. И если я совсем откажусь от прошлого, то меня не станет... Так? Или нет? Я запуталась.
- У нас у всех есть прошлое. Важно его принять таким какое оно есть. Принять не означает позволить ему "править балом". И отказать, убрать что-то из прошлого - нормально! Как выкинуть разбитую вазу. Вазы нет - а Вы и Ваша жизнь продолжается.
- Интересное сравнение - ваза. Я выбросила посуду, разорвала фотографии, отдала вещи. Живу в других стенах. Что еще нужно делать или сделать?
- Принять.
- Что? Что принять?
- Своё прошлое.
- То есть? Я хочу избавиться от груза прошлого, всё выбросила. А Вы говорите, что мне нужно принять? Я не понимаю. Это как-то работает? Как это работает?

Да, коллеги и умные читатели. Вы догадались: "радикальное принятие".

Чтобы мечтать о сбывающемся, важно мечтать не из отрицания, а из принятия.
Принять не означает оставить навсегда.
Принять - признать то, что было и оно действительно было таким каким было.

Вера, как послушный ребёнок начала выполнять задания.
Перечень фактов - только факты, без лишних фраз и описаний - на четыре страницы формата А4.
Она читала - я слушала.
Она принимала - я удивлялась.
- Да, он меня ударил. Да, это факт моего прошлого.

Ни слёз, ни рыданий. Простота выполнения. Я уже писала - Вера заинтересовала меня простотой рассказа.
Она просто перечисляла факты и соглашалась.

Это не было пустое перечисление, нет. В её мимике были видны чувства, но спокойствие в ней с каждым шагом принятия увеличивалось. Я не выдержала и спросила:
- Скажите, Вы дома так же спокойны, когда выполняете задания?
- Нет. Я плачу. Очень много плачу. И много молюсь. Вновь и вновь прощаю. Прощаю их, прощаю себя.
- Себя? За что Вы себя прощаете?
- За свои выборы. Я понимаю, что тогда, когда выходила замуж, инче поступить не могла, но сейчас, понимая многое, мне важно простить себя и понять себя, и увидеть..., - Вера осеклась.

- Увидеть? Увидеть что? - как можно спокойнее спросила я.
- Увидеть свои мотивы. Выполняя задание по пункту пять, там написано, что важно вспомнить событие и ситуации, (постараться прописать) которые стали причинами боли. И я неожиданно вспомнила. Точнее, ощутила в себе то состояние, тогда, когда принимала решение выйти замуж. Да, я была влюблена. Но не только. Столько всего вокруг происходило - в стране, в мире, в моей личной жизни, с родственниками. Мне тогда очень захотелось спрятаться за "широкую спину" - в прямом и переносном смысле. И я "спряталась". Слово спряталась я бы отметила кавычками. Потому что не спряталась. Нет. Широкие плечи - да. Но не широкая душа. Не в плечах сила. Это я сейчас понимаю. Точнее так - есть сила и в плечах, но не та, которую искала я. Я всё перепутала. Сама себе что-то придумала, пошла совершать и вот я у Вас в кабинете.

- Вы себя вините?
- Нет. Совершенно не виню. Было интересно вспомнить и прочувствовать то, на что не обращала внимания. Я была уверена что выходила замуж только по любви. А оказалось, что у меня была, как сейчас говорят, вторичная выгода.
- Это нормально. Почти во всём можно отыскать, если захотеть, вторичную выгоду.
- Я думала, что я дающая. А я брала. Это стало для меня очень интересно. И я стала писать, позволила себе чувствами пропитаться. Оказалось, что я выбирала. Не меня выбрали, а я выбрала. Это был мой выбор. Это и есть моё прошлое. Это мой выбор. И знаете, мне стало легче.
- Почему?
- Потому что некого винить. Мы оба не справились. Оба - пострадали. И я решила не измерять "глубину страданий". И не "мериться болью". Факты - обоим больно. Оба участвовали и оба пострадали. Я не уменьшаю вину в отсутствии мужского, но принимаю факт - не было. Не было того мужского, которое ожидала я.

Вера встала, выпрямилась и слегка приподняв руки произнесла:
- Я с состраданием отношусь к себе. Я знаю и принимаю, что моя жизнь стоит того, чтобы жить и мечтать! Я мечтаю о будущем. Потому что, - она указала рукой на здания в окне и произнесла, - это настоящее. Оно похоже на будущее из моего детства, но оно уже есть. Это настоящее. А я мечтаю о будущем, которое обязательно исполнится.


Ведь если "будущее из детства" пришло и стало настоящим, когда его даже не звали и не хотели, а оно пришло и поселилось и стало настоящим, то...


Прекрасное будущее - полное добра и света, любви и тепла в отношениях, достатка радости и изобилия средств, щедрости для добрых дел - обязательно придёт. Оно уже приходит!
Почти незаметно, но пропитывает моё настоящее каждый миг - и ещё, и ещё, и всё больше и больше.

Будущее становится настоящим и перетекает в будущее в большей лёгкости бытия и любви, принятия и свободы.