Историки лей или на лей

Галл Гелиа
Историки лей или на’лей .

Скандальный исследователь Аксаков Магомед, который утверждает, что по секретному указанию Главы РИ Зязикова Мурада М. и некоего «председателя правительства»  о котором не сложно догадаться,  занимался изучением истории Ингушетии!  Аксаков озабочен тем, что пытается в своих передачах  омолодить самоназвание ингушей г1алг1а, и утверждает что у ингушей были сословия, короли, цари.
Данная тема требует особого внимание — в свое время два ингушских «историка» начали проталкивать  тему о сословиях в Ингушетии; Зязиков М. М. экс- глава Ингушетии, и ВРИО начальника ингушского НИИ Харсиев Борис,  и она очень понравилась  нашим соседям…!
Дело в том, что подневольные псевдоисторики  вместо названия «Г1аллг1ай 1аре - ингушей страна» навязали горный родовой термин   «Палг1ай Мохк». .. когда  «Г1аллг1ай 1аре», включал горы и равнину. Цивилизация аланская(галгайская) не могла существовать  без равнины, без хлеба с равнины.  Ингуши не покидали равнину даже во время 500 летнего управляемого хаоса, после уничтожение аланского государства, когда ложью ингушских  псевдоисториков омолаживают Нана-Нясар, Буро(Заур-ков), до фальшивого  «Карцхала 19 века», который «акация-Кац» упоминается в Библии,  деревья защищающие  любую  крепость.  Видимо «К1арцхал» которому установили в Назрань памятник, основал и Карцхинвал(Цхинвали), Карца ??
В роли подневольных лей,  выступали   ингушские историки, которые навязали термин  «Палг1ай Мохк» —   « искаженная Ингушей Страна»…  и ложную версию что в ассинском ущелье жили феодалы-эздии. В ассинском ущелье был храмовый центр ! там жил народ храмового центра, которых  люди почитали как сегодня жителей Мекки, Иерусалима.
Богатые хьал-скотом, и аьли-сеном жили на равнине!!!! Потому их  богатых аьли-сеном называли аланские племена, со своими особенностями, языками, которые владели международным, первом надплеменном ингушском языке.
А теперь сравните «наших историков».
1. Зязиков М. М. который отличился тем, что утверждает, ингуши научились тысячелетнему  Эзделу у кабардинских князей( очевидно через деревянный бинокль), пишет:
«Однако предания ингушей гласят о другой структуре общества, в период проживания в горах до расселения на равнине. Согласно преданиям, в тот период они условно подразделялись на три сословия: эзди-нах - благородные, юкъара-нах - люди среднего слоя и лай - социально и экономически зависимые от эзди-нах. В первом слое на самой высшей ступени были выходцы из Кхаькха-ле - места трех поселений - Эгикала, Хамхи, Таргим, которых часть исследователей причисляли к феодалам [2, с.72], несколько ниже, но такими эзди-нах считались выходцы из аулов Барким, Иовли, Барах, Пуй, Карт, Хайрах и др. Все они вместе составляли г1алг1ай шахьар - галгаевское общество, занимавшееся решением общенациональных вопросов. Они инициировали освоение в ХУП в. Ангушта и примыкающих к нему равнинных территорий, позднее в русских официальных документах названных Большими и Малыми Ингушами. Издавно в Ангуште существовало два разных кладбища: для эзди-нах и для лай-нах», и тд

2. Харсиев Борис начальник НИИ пишет:
«По этнографическому материалу, неоднократно фиксируемому различными учеными в горной Ингушетии, население различало сильные и слабые тейпы (тейп – родственная группа), среди которых первые именовались эзди тейпа, эзди нах - благородные люди, а вторые – лай тейпа, лей – рабы. «Термин эзди имеет непосредственное отношение к общеизвестному на Кавказе термину уздень» . С термином уздень в Ингушетии ассоциируют и нарт – орстхоевцев.
Существования в ингушском обществе хотя бы двух социально - неравных групп, подразделяющихся на сословия леев – рабов и сословия эзди, уорков – независимых, отмечено почти во всех работах кавказоведов XIX века . Наличие двух сословий показывает сословный характер ингушских общественных отношений. 

Между эзди наах и лей существовала еще одна социальная промежуточная прослойка под названием йикъер наъкъан – средняя фамилия.
В отличие от лей,  йикъера наъкъан считались свободными людьми и обладали некоторыми правами. Эта социальная прослойка сформировалась в основном из пришлых людей, принявших  покровительство и обычаи ингушей»…. а дальше противоречит тому что написал — «Среди гIалгIаев не признавалось верховенство одного рода, тейпа или клана над другим».»Эзди, эздел - в буквальном переводе означает: обладающий высокими духовными качествами, л (ла)- образец, форма для подражания, слепок.
Эздел – нормативно-этическая система культурных символов этнической идентичности ингушей».
Харсиев по официальной версии, ложно называет «нарт-орстхой»! Видимо не знает, что нарт-орхУстхой означает «нарты - атеисты, богоборцы».

КАК ЗАКЛЮЧЕНИЕ ;   Ложь ингушских «историков»  против своего народа,  в том числе обернулось позором для всей   исторической профессии, особенно  после углубленных исследовании Брозиус Бернхарда «о обществе свободы и равенства, существовавшее 3000 лет, в Анатолии, на территории Турции 10 000 лет назад»..вблизи с Кавказом!

Подробнее читать в теме «Можно  было спасти СССР.». http://proza.ru/2023/12/12/1685


Напрашиваются выводы откуда  такая привычка Аксагова выполнять работу невольника, а затем  обвинять свой свободный народ во всех своих бедах, ….который утверждает, что просил по телефону,  самолёты с бомбами чтобы разбомбить всех, вместо того чтобы попросить бывшего председателя правительства,  помочь агенту «секретному историку»!……… Внутренний  «торговец истории» ради личной выгоды гораздо больше приносит вреда.
Ингушетия выиграет, если  родственники друзья остановят указанных «героев» которые мутят ингушскую историю, книгами, памятниками. Что сделать несложно, небольшая статья по исправлению ошибок исследователя, решит вопрос.