Чума во Флоренции

Анатолий Обросков
ЧУМА ВО ФЛОРЕНЦИИ

Чума во Флоренции - немецкий немой исторический фильм 1919 года, снятый Отто Риппертом для продюсерской компании Deutsche Eclair (Decla) Эрика Поммера. Сценарий написал Фриц Ланг. В нём снимаются Марга фон Кирска, Теодор Беккер, Карл Бернхард и Джульетта Брандт. Действие фильма разворачивается во Флоренции в 1348 году, незадолго до первых вспышек в Италии Чёрной смерти, которая затем распространилась по всему континенту.

Сценарий Лэнга был основан на рассказе Эдгара Аллана По "Маска Красной смерти", но он усилил сексуальное напряжение истории, представив чуму в образе прекрасной соблазнительницы.

Сюжет
Джулия, богатая куртизанка (Марга фон Кирска), прибывает во Флоренцию. Кардинал опасается, что её красота может соперничать с могуществом церкви, и приказывает навести справки о её христианских убеждениях. Чезаре, правитель города, и Лоренцо (его сын) безумно влюбляются в неё. Масса во главе с Лоренцо штурмует дворец, где Джулию собираются пытать. Лоренцо убивает Чезаре, своего отца, и спасает её. Похоть и излишества захлёстывают город. Даже Медардус, отшельник, покорен её красотой, и его также толкают на совершение святотатственных поступков. Прекрасные здания Флоренции превращены в притоны сексуального разврата. Избыток и непредумышленные убийства продолжаются непрерывно до прибытия оборванной женской фигуры, олицетворяющей Чуму, которая заражает весь город своей смертельной болезнью и играет на скрипке, в то время как население массово умирает.

Актёрский состав
Отто Маннштедт в роли Чезаре, правителя Флоренции
Андерс Викманн в роли Лоренцо, сына Чезаре
Карл Бернхард как доверенное лицо Лоренцо
[де]Эрих Бартельс в роли дурака
Франц Кнаак в роли кардинала
[de]Erner H;bsch as A monk
Марга фон Кирска в роли Джулии, куртизанки
Огюст Праш-Гревенберг в роли первого слуги Джулии
Ханс Вальтер как доверенное лицо Джулии
Теодор Беккер в роли Медардуса, отшельника
Джульетта Брандт в роли чумы

Производство
Продюсерской компанией была компания Эрика Поммера Decla-Film, основанная в феврале 1915 года на активах немецкого филиала французской кинокомпании. Эта кинокомпания, как и все другие фирмы, находящиеся в иностранной собственности, была запрещена в Германии с начала Первой мировой войны, а их активы (такие как оборудование, договоры аренды студий, офисов и т.д.) конфискованы правительством и перепроданы. Decla стала Decla-Bioskop только в 1920 году, после слияния с Deutsche Bioskop. Последняя компания была первоначально основана Жюлем Гринбаумом в 1899 году, продана Карлу Морицу Шлейсснеру в 1908 году и переехала в Babelsberg studios в 1911 году.

Внушительные, заполненные массовкой экстерьеры средневековой флорентийской архитектуры, включая дворец Медичи, были спроектированы архитектором Францем Яффе (1855-1937), ранее советником по королевским зданиям короля Пруссии. Некоторые из наиболее интимных сцен интерьера были сняты в Weissensee Studios на Франц-Йозеф-штрассе, 9 (Вайсензее, Берлин), студии-оранжерее, первоначально построенной в 1914 году для производственной компании Continental-Kunstfilm.

Операторы Вилли Хамайстер и Эмиль Шюнеманн ранее снимали для "Континенталь" "В ночи и спасении", первый полнометражный фильм о катастрофе корабля "Титаник ": одной из звёзд в этом фильме был Отто Рипперт, который затем снял ещё десять фильмов для "Континенталь" в 1912 и 1913 годах, большинство из которых считаются утерянными. Оператор Хамейстер также ранее работал над чрезвычайно успешным фильмом "Кабинет доктора Калигари", вышедшим ранее в том же году. Ранее в том же году Рипперт снял "Танец смерти" по сценарию Фрица Ланга.

ГАНС МАКАРТ

Австрийский живописец. Занимался с 1858 в венской Академии художеств, в 1860—1865 — у Пилоти в мюнхенской Академии. В 1863—1864 посетил Италию. С 1868 работал в Вене, с 1879 — профессор венской Академии художеств. В 1875—1876 совершил путешествие в Каир. Писал картины аллегорического и исторического содержания, портреты, занимался монументальной живописью.
Известна его картина "Чума во Флоренции".
В 1858 году юноша отправился в Вену и поступил в Венскую академию художеств в класс Иоганна Фишбаха. Правда, проучился в Академии он всего несколько месяцев. Историки пишут, что Ганс был плохим рисовальщиком, но страстно любил цвет и колорит. Педагоги считали, что юноша лишен таланта.
Биографы Макарта пишут, что Ганс бросил учебу, поскольку занятия ему казались скучными, и в удрученном состоянии вернулся в родной Зальцбург пешком. Здесь он познакомился и подружился с большим ценителем искусств епископом Тарночинским Максимилианом, который стал покровителем юноши. В 1861 году Максимилиан помог отправить Макарта в Мюнхен и рекомендовал его в ученики в мастерскую Карла Теодора фон Пилоти, под руководством которого учился с 1861 по 1865 год.
Уже в этом же, 1861 году художник написал первую большую картину «Лавуазье в темнице», а год спустя – «Сиесту» (Беседа знатных венецианцев), которая была написана для барона Штиглица из Петербурга. В годы учебы Ганс выработал свой стиль, основанный на ярком декоратизме, присущем всем его работам.
В 1862 году Ганс Макарт посетил Всемирную выставку в Лондоне, заехал в Париж, а потом отправился в Рим, где продолжил учебу. В 1868 году художник обратил на себя внимание трилогией «Амуры новейшего времени», фризами «Чума во Флоренции» и «Семь смертных грехов».
Вернувшись в 1869 году из Италии, Макарт по приглашению австрийского императора, купившего для Венского музея его картину «Ромео и Джульетта», поселился в столице Австрии. Здесь для художника при содействии князя фон Гогенлоэ была устроена великолепная студия. Художник наполнил студию скульптурами, цветами, музыкальными инструментами, реквизитом и драгоценностями, которые он использовал для создания своих картин. В конце концов, студия Макарта стала похожа на салон, который в 1870-80 годах стал центром жизни венского общества.
Макарт писал большие исторические и аллегорические композиции и портреты, при жизни получил широкое признание и имел множество поклонников.
Историки пишут, что картины художника, выполненные поспешно для быстроты исполнения заказов, были написаны с использованием технических средств, вредных для прочности живописи (например, он добавлял в краски асфальт), к сожалению, со временем утратили свежесть колорита. К тому же, Макарт занимался не только живописью, он был также дизайнером, художником по костюмам, дизайнером мебели и декоратором, его работы украшали многие общественные места Вены. Творчество художника даже родило такой термин, как «стиль Макарта».
В 1879 году в честь годовщины серебряной свадьбы императорской четы, императора Франца-Иосифа и его жены Елизаветы Баварской, Макарт оформил праздничные торжества, создал дизайн исторических костюмов, придумал оформление сценических площадок и, как написали бы сейчас, тюнинг автомобилей для парада.
В этом же году Макарт стал профессором Венской академии. В 1882 году император Франц Иосиф начал строительство близ Вены виллы «Гермес» и заказал художнику декоративные украшения по мотивам пьесы Шекспира «Сон в летнюю ночь». Проект был выполнен уже после смерти художника в 1884 году. Одна из площадей Зальцбурга была названа в честь художника.

Мастерская Макарта, расположенная в самом центре Вены, скорее походила на музей, чем на ателье художника. Туда приходили не только полюбоваться полотнами мэтра, но и напитаться особой магической атмосферой, которая царила в этой удивительной мастерской. Ведь именно здесь были созданы знаменитые холсты «Смерть Клеопатры», «Японка», гигантский холст «Чума во Флоренции» и другие. Макарт украшал свое ателье звериными шкурами и разного рода экзотическими предметами. Восток соседствовал с Западом, и, казалось, посетитель попадал в фантастическое царство. И кто бы мог подумать, что хозяин мастерской прожил всего 44 года!

Через год после смерти Макарта живописец Рудольф фон Альт решил, что мастерскую в центре Вены надо увековечить для потомков, и написал крупноформатную картину «Мастерская Макарта», похожую больше на цветную фотографию. При жизни владельца мастерской другой живописец-академист - Эдуард Шарлемон - воспроизвел на холсте Макарта в окружении любимого им театрального антуража.

Интересно, что именно в Петербурге жили своеобразные двойники австрийского мэтра. «Русским Макартом» называли живописца Константина Егоровича Маковского (1839-1915). Он тоже выписывал детали костюмов и интерьеров, придавая натурщикам изящные позы.

Любители живописи помнят полотно польского художника Яна Матейки «Коперник». Картине присущи все элементы «Макарт-стиля». Великому астроному придана выразительная поза, он вдохновенно смотрит ввысь, а его инструменты, карты и чертежи разбросаны в живописном беспорядке. Матейко был одним из самых горячих поклонников «Макарт-стиля», который особенно ярко проявился в его масштабных композициях, посвященных истории Польши.

Для этого стиля характерно обилие бронзы и фарфоровых ваз. В число обязательных атрибутов входили пальмы и фикусы в кадках. Но самой любимой деталью Макарта была лежащая на полу леопардовая шкура. Эти мотивы быстро перекочевали в русскую живопись. С начала 1890-х годов в Петербурге (уже не на полотнах, а в реальной жизни) стали появляться десятки жилых интерьеров в «Макарт-стиле». К счастью, сохранились фотографии некоторых из них.

Стихийно возникший интерес к Макарту уживался с полным равнодушием россиян ко многим другим европейским мастерам. Повальное увлечение Макартом таило в себе некую тайну. Многие художники, никогда не бывавшие в Австрии, вдруг начинали создавать портреты и даже огромные полотна в стиле Макарта. Гигантские композиции на мифологические сюжеты, например, огромный холст Генрика Семирадского «Фрина на празднике Посейдона», содержали в себе скрытые подражания венскому мэтру.

Одна из дочерей художника К.Е.Маковского, Елена, после кратковременного обучения живописи у И. Е. Репина переехала в Вену и впоследствии вышла замуж за скульптора Рихарда Лукша. Елена Константиновна Лукш-Маковская (1882-1967) быстро освоилась на родине Макарта, словно сама судьба предназначила ей жить в Австрии. Насмотревшись на картины своего отца (на нескольких из них фигурирует и она сама), Елена Маковская всерьез потянулась к знакомству с австрийской культурой. И ей ответили взаимностью австрийцы, которые по праву считают её своей художницей.

После революции 1917 года венского мэтра стали называть в России салонным, буржуазным живописцем. Интерьеры жилых квартир в «Макарт-стиле» разворовывались и просто уничтожались. Большевиков оттолкнуло от знаменитого художника еще и то, что именно в его стиле были выполнены некоторые портреты последней русской царицы Александры Федоровны и членов царской семьи. Наблюдалось и еще более загадочное явление: даже фотографии семьи последнего российского императора приобретали поразительное сходство с макартовскими холстами!

В некоторых домах Ленинграда вплоть до семидесятых годов нашего столетия чудом сохранились интерьеры в стиле Макарта. Казалось, что призрак живописца не желает покидать город на Неве, пусть даже и переименованный в Ленинград. Неслучайно ленинградцы испытывали странные чувства при посещении коммунальных квартир, в которых уже не было ни шкур, ни огромных фарфоровых ваз, ни старинной живописи.

Возникает впечатление, что душа художника не только переселилась в Петербург, но еще и стала своего рода хранителем судеб некоторых его последователей. Так произошло, например, со знаменитым живописцем Владиславом Измайловичем. Хотя он и был приверженцем «старорежимной» культуры, но после революции не подвергался преследованиям, как многие живописцы-академисты, а мирно дожил свой век и даже преподавал в художественных школах.