Несутся туфли лодочки по скрипучему паркету старого дворца на всех парусах.
- Кто следующий? Ты последняя?
- Я ничего не знаю.
- Иди ты, Последняя.
Дверь огромная навстречу сумраку, толкают в спину товарищи. Зал парадный, временем потрепанный - остатки лепнины, подоконники мраморные, окна высокие, в слабом отблеске пылинки вековые зависли. Парты стоят рядами беспорядочными, души заблудшие склонились над письменами, скрипят перья шариковые, тесная тропа меж ними к Премудрому ведет. Шарк-шарк, холодно на душе у Последней и одиноко, взглядом поддержки ищет. Над местом кары, по над кафедрой смутно знакомый Портрет подвешен.
- Кто ты? Фридрих Добролюбов? Менделеев? Хемингуэй Карлович? химик-сочинитель? философ героический? экономист-футболист? с лирой? или с колбой? по ком звонит колокол? что делать после бала?
- Хованщина тебе, Последняя, в билете два вопроса. Ай-ай!
- Ой-ой! Сама знаю. Один по первой части, второй по второй.
- Что ж ты только первую половину учебника прочла? В последний день опомнилась, бесстыжая? Как всегда? Времени тебе вечно мало?
- Ах, к чему этот тон уничижительный. Я практик экспериментатор, держу учебник под подушкой текстом вниз. Согласно моей гипотезе текст должен проникнуть в голову самопроизвольно, в виде остаточного знания. Слова не воробьи, живут иррационально, могут переползти в мозг в порядке энтропии, нужно расслабиться и впустить, вот я и проспала. Логично?
- Опасный эксперимент ты затеяла, Последняя, однако, доля истины присутствует повсюду. Слова живут, ползают, летают, могут и в мозг случайно забрести, а вдруг в момент перехода они строй потеряют? смысл текста изменят? Рискуешь, Последняя, а еще временная погрешность не учтена, ох, рискуешь.
- Ах, какой у нас лоб высокий и борода красивая, что ты под ней прячешь? растерянность? губы тонкие? Прости, помоги, утопаю, больше никогда не буду прогуливать.
- Не проси, будет так, как будет и никак иначе.
- Да и ладно.
Мнется Последняя пред кафедрой. Премудрый глаз не поднимает, чиркает в рукописях красной ручкой, проверяет работы курсовые. Последняя голову склонила, поглядывает на Портрет с прищуром.
- Как ты крошки из бороды вычесываешь? пальцами?
- Зачем учебник пополам разорвала? Целиком под свитер не влезал? слишком заметно? Списать надеешься вторую половину?
-Я потом склею незаметно, у меня ручки золотые, а книжка старая, сама развалилась.
- Ручки золотые, сердце булыжник.
Наконец Премудрый поднимает глаза усталые, залысину приглаживает, барабанит пальцами нетерпеливо.
- Ваша фамилия. Давайте зачетку. Берите билет, называйте номер.
- Последняя. Тринадцатый.
- Садитесь, Последняя, готовьтесь.
- Но здесь два первых вопроса! Одинаковые!
- Ах, да, на кафедре неправильно распечатали. Тяните еще один билет.
- Седьмой. Здесь два вопроса, на какие отвечать?
- Отвечайте на любые из трех, сами думайте.
- Можно оба из первой части?
- Выбирайте что хотите, решайте сами.
Парта свободная в луче света, стул согрет случайным солнышком, тепленькое место. Присаживается Последняя средь прочих, пол-учебника в живот врезается рваным переплетом, руки трясутся от счастья, сердце барабанит тамтамом, зависла над билетами, отлегло; ногу на ногу закинула, туфли сбросила, лодочкой на пальце ламбаду отстукивает, смотрит в спины другим заблудшим с усмешкой: «Строчим, подруги? стараемся, зубрилки? а мне вот свезло, так свезло». Карандаш погрызла, накидала на листок схему корявую, самое простое, что в голову пришло из первой части истории: «Сердце на месте, ко всему подготовилась и время еще осталось». Подставила ладонь лучу, выдохнула, пылинки золотые закружила, глянула на Портрет с бородой.
- Как ты это сделал?
- Что сделал?
- Ну, спас меня, в этот раз. Я ведь не знаю ничего из второй части.
- Узнаешь, не сомневайся, все узнаешь и вторую часть… и последнюю. Время быстро летит, поумнеешь.
- Но это будет не скоро? и не со мной?
- Как знать, наверняка не сегодня. Дыши свободно пока.
- Спасибо.
- Не стоит благодарности. Удача на стороне последних.