Жизненный стиль вождя

Анатолий Апостолов
               
                ЖИЗНЕННЫЙ СТИЛЬ  ВОЖДЯ
            
               21  декабря 1878 года — день рождения И. В. Сталина

Где, укажите нам, отечества отцы?
Которых мы должны принять за образцы?
Не эти ли?! Грабительством богаты,
Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
Великолепные соорудив палаты,
Где разливаются в пирах и мотовстве!!!

                Александр  ГРИБОЕДОВ.   
           В любой эпохе, при любом правлении, в той или иной мере, при смене поколений возникает потребность в героических, знаковых личностях, достойных  подражания  и даже поклонения. В русской истории  в каждом веке были свои реальные и легендарные герои, свои Сыны и свои Отцы Отечества.  Сынов Отечества в нашей стране  всегда было великое множество, особенно  во время  гражданских и мировых войн, а вот для  настоящих, признанных  Отцов Отечества  будет вполне  достаточно пальцев  на одной руке. 
 Сегодня, когда идёт военное, информационное, технологическое и научно-техническое противостояние РФ  с Большим Западом, («война  двух цивилизаций»)  из всех громких знаковых имен русской истории приходит в голову только два имени — император Петр I Великий и вождь советско-русского народа   Иосиф Сталин. 
    У каждого из них был свой  жизненный стиль, жизненные ценности и свои устремления, своя психика и психология, определявшие их с точки зрения современников, как Отцов Отечества, достойных подражания.  Ни одно имя не приходит нам сегодня на ум, которое в полной мере, соответствовало  бы такому ёмкому званию,  как Отец Отечества!  Ни о ком из  отечественных знаменитостях не бродит по свету  такое множество мифов и легенд, как об этих двух  исторических реальных личностях.  Причём  о Сталине исторических анекдотов и легенд в социуме  распространено значительно больше, чем о Петре Великом. Неужели, чем ближе историческое событие, тем больше о нём  придуманных легенд? Выходит так. И виновато в этом  близкое и дальнее окружение исторической фигуры и, конечно же, коллективное  сознание  народных масс. 
    Из двух Отцов Отечества Сталин — самый, что ни есть  небесный  PATER  NOSTER во плоти. Если  Отец Отечества Пётр Алексеевич  был сыном царя Алексея Михайловича, то Отец Отечества Иосиф Виссарионович — сыном  пьющего сапожника  Виссариона Джугашвили и матери-подёнщицы Екатерины  (Като), в девичестве Геладзе. До сих пор,  с легкой руки писателя Алексея Толстого, жива  версия, что биологическим отцом царевича Петра был волевой и решительный патриарх Московский  Никон.
    Некоторые историки и знатоки портретной живописи того времени улавливают некоторое сходство между молодым реформатором  Петром и церковным реформатором  русской церкви Никоном не только во внешнем облике, но и в  сверхэнергичном, решительном   характере. Однако ни один  специальный постельничий дьяк не зафиксировал в письменном виде визит патриарха в спальню молодой царицы Натальи  Кирилловны, а посему  миф продолжает гулять по свету, оживляя собой и без того тёмную,  трагическую и угрюмую  российскую историю. Не будем забывать, что в средневековой Руси  днем рождения знатной (царской) особы считался ДЕНЬ  ЗАЧАТИЯ, а не день фактического появления на свет младенчика  с помощью повивальной  бабки. Тогда был иной взгляд на подпольные  аборты, были  иные способы успешного размножения людей («людишек») для  нужд   самодержавной власти без ипотеки и материнского  капитала. 
      До сих пор по миру гуляет легенда, что биологическим отцом  юного Иосифа (Сосо) был не малограмотный сапожник Виссарион, а  один из видных грузинских князей, у которого  молодая Катерина Геладзе была в качестве служанки, горничной и прачки.
    Никем из ярых историков-сталинистов не опровергнута (но и не подтверждена фактами)  легенда о том, что Сосо Джугашвили —   сын самого Николая  Пржевальского (1838-1888), знаменитого исследователя Центральной  Азии и  Дальнего  Востока,   что якобы  именно поэтому  благочестивой матери удалось устроить  сына в Тифлисскую духовную семинарию.  Ей так хотелось, чтобы её сын стал  священником!
       Царевич Петр Алексеевич получил неплохое для своего времени домашнее (придворное) воспитание и образование, а сын  сапожника и домашнего тирана Виссариона Джугашвили  начинал свою жизнь с учебы в Горийском духовном училище. Он был  самым бедным и самым обездоленным и самым неблагополучным из всех учащихся, но был отличником учебы.
     Надо признать,  что жизненный стиль Сталина формировался не только в позиций "ума холодных наблюдений и сердца горестных замет", но и с поиска настоящих (реальных и литературных) героев своего времени, которым следует подражать, стараясь со временем стать в один ряд  с ними.  Юный Сосо (Иосиф) Джугашвили был пытливый аналитик и романтик и даже, как гласит легенда, писал стихи, авторство которых за собой не отрицал, но и не признавал. Из всей прочитанной романтической литературы самой любимой для юного Сосо стала повесть писателя  Александра Казбеги «Отцеубийца» (1883) о неукротимом, упорном и упрямом абреке Кобе. Она произвела на него  могущественное, глубокое и чрезвычайно длительное впечатление. Абрек Коба сделался богом Сосо, идеалом и образом его мечты, смыслом его жизни. Юному Сосо хотелось стать вторым Кобой, борцом и героем, увитым бессмертной   славой. Имя Кобы стало первым псевдонимом Сталина, под которым он  начал карьеру  революционера. «Когда мы обращались к нему «Коба», его лицо  сияло от гордости» (Иосиф Иремашвили).
     Как бы там ни было, но стартовых возможностей у  юного подростка Джугашвили почти не было, надеяться ему  приходилось только на себя и на некоторое везение на добрых и участливых  людей. В этом отношении  житейские судьбы Сталина и Гитлера  на начальном этапе  во многом схожи, только Сталин не мечтал стать художником и этим ремеслом  зарабатывать себе  на хлеб, а захотел  быть  благородным героем-разбойником,  революционером-экспроприатором и повелителем людей. Сталин всю жизнь занимался самообразованием, и только один раз пользовался услугами репетитора,  когда надо  было изучить русский язык, становиться  активным и полноправным подданным Российской империи, активно  заниматься политикой, целиком  посвящая свою жизнь   борьбе за власть. После Октябрьского переворота 1917 года романтичный «отцеубийца», идеальный абрек Коба в сознании видного большевика уступил место лютому самодержцу-государственнику,  угрюмому «сыноубийце», царю- многоженцу Ивану Грозному. Новый кумир-учитель состоялся. С юношеским романтизмом было покончено. Слава  благородного разбойника и даже огромная  власть царского наместника над всем  Кавказом уже его не прельщала, уже хотелось абсолютной власти, как у «белого царя».    Маршрут был выбран верный, но рискованный и опасный. И все усилия Сталина на  полях политических битв оправдали  себя.   В  итоге сказка стала былью — сын сапожника стал  советским императором огромной империи!
   Зрелый Сталин признавал себя баловнем Истории, вполне  заслуженным и  более  этого достойным, нежели  его  политически игроки, партнёры и союзники —  Рузвельт   и Черчилль. Открывая Тегеранскую конференцию 28 ноября 1943 года, Сталин сказал: «Я думаю, что история нас балует. Она дала нам в руки  очень большие силы и очень большие возможности. Я надеюсь, что мы примем все меры к тому,  чтобы на этом совещании в должной мере (..) использовать  ту силу и власть, которые нам вручили  наши народы». (Тегеран—Ялта—Потсдам. Сборник документов)      
     У Сталина не было таких стартовых возможностей, какие были у его выдающихся политиков-современников. Достаточно посмотреть на его фотографии в досье Бакинского   жандармского управления  за март 1910 года и сравнить их с фотографиями вождя и маршала Советского Союза Сталина, чтобы убедиться в том, что  путь этого человека из  «подлых низов» до вершин власти был немыслимо фантастическим и запредельно  хладнокровным и  методичным.      Если Франклин Рузвельт родился  в богатой обеспеченной семье в родовом имении Хайд-Парк  на берегу Гудзона, получил домашнее  образование и продолжил его в Гарвардском университете, то  университетами  юного  Сталина были  улица и подворотня. Если Уинстон Черчилль  родился и рос в Бленхеймском  дворце, родовом имении   герцогов Мальборо, ветвь  семьи Спенсер, то юный грузин-осетин Сосо,  когда его отец пьянствовал,  скитался с матерью по разным углам. Иосиф Джугашвили не только выбился в люди,  выполз «из грязи  в князи», он самостоятельно вышел из тени  социального небытия и стал властелином   Бытия  всего  русского  мира. 
    Железный логик и прагматик Сталин не только  ощущал  себя избранником Клио, но и считал, что он всегда будет   находиться  под её незыблемым  покровительством, «ныне и присно и во веки веков». В этом отношении он был  мистиком: «Я знаю… что когда меня не будет, не один ушат грязи будет вылит на мою голову… Но я уверен, что ветер истории всё это развеет» (Александр Голованов).
    Никто из смертных  не знает, что такое «божественный ветер» Истории, «поющий»   ветер Времени и  космическое  дуновение  Смерти. Увы, многие ушаты кровавой грязи порождают строго засекреченные  темные поступки и дела самих людей, а также и связанные с ними заблуждения, творимые ими  мифы и легенды, версии, гипотезы и предположения. Чем больше политик стремится  сделать из своей  жизни государственную  тайну, тем  больше появляется о нем всяких  нехороших домыслов, лживых слухов и злой клеветы.  Новые ушаты  грязи порождают   прошлые  мутные потоки лжи и обмана, стремление людей обмануть весь мир и самого Бога, желание отдельных индивидов  выглядеть перед потомками  великими, идеальными,   непогрешимыми, белыми и пушистым на  фоне грязного и кровавого  полотна своей эпохи. Сталин никогда и ни в чём не признавал себя  виновным, а если и говорил о допущенных ошибках, перегибах и просчетах, то только от имени умозрительного  коллективного «мы».
    В Сталине удивительным образом уживались непомерное чувство превосходства над другими и комплекс собственной неполноценности. Он был и оставался для себя ущербным, им постоянно  владела мучительная  к крепкому здоровью  и достоинствам   других людей.
      Сталин имел телесные дефекты: сросшиеся второй и третий пальцы на левой ноге, лицо в оспинах. В 1885 году Иосифа сбил фаэтон, мальчик получил сильную травму руки и ноги; после этого на протяжении всей жизни его левая рука не разгибалась до конца в локте и поэтому казалась короче правой,  стала «высыхать».  А посему  Иосиф Джугашвили  был навсегда   освобождён от  несения воинской службы по состоянию здоровья, что не помешало ему  быть в роли военного комиссара на фронтах Гражданской войны, полководческий дар он приобретал самостоятельно на практике при помощи царских генералов, перешедших на службу к большевикам. Сталин, как и Троцкий, предпочитал руководить боевыми действиями  из штабного   вагона-салона в составе  бронепоезда под усиленной охраной, с поварами и хозобслугой. Известен случай, что Сталин даже взял на фронт свою юную жену Надежду  Алиллуеву. Придворными советскими  художниками Сергеем   Герасимовым и  Павлом Соколовым-Скаля было написано несколько парадных полотен и графических работ  с изображением Сталина   на фронтах Гражданской войны и в битве под Москвой зимой 1941-42 гг. Некоторые из них вошли в учебники истории СССР в качестве визуального исторического источника.  Советские историки до сих пор считают, что Сталин за весь период войны с немецко-фашистскими захватчиками  совершил не менее 10 поездок  на фронт. Сохранилось даже  несколько умилительных «воспоминаний» на эту тему,  явно придуманных  партийными активистами, чекистами  и телохранителями вождя. Были в духе времени (для музеев) написаны парадные картины на эту тему, но не сохранилось ни одной фотографии  вождя на фоне фронтовых действий. Вполне возможно, что они  ещё не уничтожены и ждут своего исследователя, ибо важней всего на свете Истина.  Но на фото  Вождь и Отец народов  выглядит  не так величественно и героически,   как на    полотнах художников-академиков. Созданная ещё при жизни вождя  великая Сталиниана  скрывает много больших и малых тайн. Одни вообще не заслуживают внимания потомков, другие же —  до сих пор  скрывают от людей правду о значительных и  трагических событиях сталинской  эпохи.
      До сих пор остаётся  глубокой тайной  настоящая  дата   рождения Иосифа Джугашвили-Сталина. Есть несколько версий, но ни одна не выдерживает серьёзной критики,  Даже та, которая касается  временного увлечения молодого  Сталина эзотерической  мистикой и оккультизмом.
     До сих пор вызывают недоумение  его особые доверительные  отношения  с учеными-мистиками и  академиками-практиками, с «покорителями природы» и манипуляторами  человеческого сознания с «народным академиком агрономом-биологом»  Трофимом Лысенко и «главным агрономом-почвоведом  страны» Василием Вильямсом, с чекистом-мистиком Глебом Бокия, с  телепатом Александром Барченко, с академиком-алхимиком  Александром Савельевым, руководителем особой группы НКВД «Аргус».    
     Не секрет, что одно время Сталин интересовался так называемой  «альтернативной наукой». Известно, что он общался со многими мистиками и астрологами и верил в судьбу. Точнее, в возможность ее изменить, в чем, как утверждают некоторые мемуаристы,  убедил будущего главу государства известный оккультист Георгий Гурджиев. Ходят слухи, что они встречались в Санкт-Петербурге еще до революции. И тогда Георгий Иванович посоветовал Иосифу Виссарионовичу выбрать в качестве даты рождения 21 декабря 1879 года. Другие мемуаристы из числа чекистов-мистиков утверждают, что  изменил карму Сталина в 1924 году  мистик Александр Барченко, большой знаток эзотерических  наук и древних верований.  Дело в том, что день зимнего солнцестояния, приходящийся на 21 декабря, считался сакральным у многих народов. Славяне называли его Карачун и посвящали злому божеству Чернобогу.  Считалось, что мальчики, рожденные 21 декабря, в будущем станут воинами, завоевателями, тиранами. Возможно, Сталина такая судьба вполне устраивала. Но с окончательным  принятием  псевдонима «Сталин» жизненный стиль будущего великого Вождя и Учителя  резко видоизменился.  У него окончательно оформились представления о дисциплине и долге и укрепились подозрения  ко всякой мистике, особенно в органах государственной безопасности, он видел себя уже не просто видным партийцем, а имперцем, спасителем и Отцом Отечества и, невзирая  на  свое грузино-осетинское происхождение, соотносил себя больше к русскому миру, к великороссам.   
        Что  касается «магии чисел», то Отец народов считал пятерку счастливым для себя числом, а знаковыми датами, определившими его судьбу — 1889 и 1899 годы. В 1889 он впервые прочел поэму «Витязь в тигровой шкуре», которая во многом стала для него пророческой. А в 1899 году  он был отчислен из семинарии и примкнул к революционному движению, где нашёл себя и состоялся как Личность.  Есть мнение, что и сталинские пятилетки родом как раз из этого мистического убеждения вождя…
    До сих пор  жива легенда о Сталине-стихотворце и как  тонком ценителе поэзии. Сталинисты-ортодоксы до сих пор приписывают вождю,  стихи  опубликованные  в 1895 году в тифлисской газете «Иберия»,  редактировал  знаменитый грузинский  поэт Илья Чавчавадзе. Сталинисты до сих пор не желают признавать, что Сталин  принимал участие  в убийстве этого князя и поэта, (Ильи Праведного), что настоящим автором стихов был Иван Александрович   Джавахишвили (1876-1940), археолог, историк, филолог, знаток грузинской культуры и палеографии. Правоверные сталинисты до сих пор не согласны с тем,  что жизнь Сосо, Кобы, Иосифа Джугашвили-Сталина была  лишена  романтизма и  поэтической чувствительности.  Сталинистов   не убеждает даже такой  веский аргумент,  что вообще до сих пор  никому  не известно, чтобы Сталин создал хотя бы одну стихотворную строчку за оставшиеся 60 лет своей жизни.
    Глубокой тайной до сих пор являются реальные взаимоотношения Гитлера и Сталина. Бытует даже версия о том, что Сталин  якобы тайно симпатизировал Гитлеру, оказывал ему, как мог, моральную и материальную поддержку. До сих пор живёт легенда, что Сталин в одной из своих зарубежных командировок по делам партии случайно повстречался  в Вене с молодым начинающим художником  Адольфом Шикльгрубером, когда тот  бедствовал и жил впроголодь, рисовал акварельные поздравительные  открытки и виды города и продавал их приезжим.  Глубокой тайной покрыты     две их личные встречи в Ялте в 30-е годы.  И особо    засекреченной  является  их  последняя  встреча (почти за  9 месяцев до  начала войны). Она состоялась тайно, по настоянию  самого Гитлера на станции Львов 29 октября 1940 года,  в одном из тупиков в железнодорожном  вагон-салоне.
        Сохранилось его письмо  «Секретарю Центрального комитета Большевистской партии, господину Иосифу Сталину» от 30 сентября 1940 года, вх.№ 22170-1 от 01-X-1940? Секретариата  особого  сектора  ЦК ВКП (б). До сих пор засекречены документы о подготовке этой встречи двух вождей под эгидой Лаврентия Берия. Тем более нет и содержательной части этой беседы. А между тем сам этот факт мог  бы объяснить некоторые темные места докладной записки  Л. П. Берии на имя И. В. Сталина «Справка причинах, послуживших началу войны между Германией и Советским  Союзом»  от 30 июня 1941 года, № 19731 Б, с припиской автора Справки  в сопроводительном письме: «Прошу Вашего согласия в части рекомендаций».  Надо отметить, что подобного рода строго засекреченных документов после смерти  Сталина оставалось много, но  не все они  благополучно минули тотальную чистку государственных  архивов, организованную по  указанию великого волюнтариста  Н. С. Хрущёва.   О Сталине до сих  ходит множество исторических анекдотов и легенд, которые иногда используются в чисто  корыстных идеологических интересах. Мифов и легенд, песен и сказаний о Сталине  намного больше, чем об Иване Грозном и Петре Великом. И это не удивительно, ибо Сталин любил создавать вокруг своего имени тайны и секреты, и чем больше их становилось, тем  загадочней, значительней  и сакральной  становилась его фигура как земного божества и Демиурга мира. До тех пор пока будут существовать на земле великие империи и тоталитарные режимы, до тех пор будут вспоминать и Сталина. А вместе с ним —  Гитлера и Мао, а вспомнив Мао вспомнят и Пол Пота и иных монстров нашей цивилизации.
     Как известно, среди живых авторитетов социума, личностей  заслуживающих  массового подражания со стороны молодого  поколения, всегда было мало —  великим людям и героям своего времени не подражают, им  слепо подчиняются или хотя бы  идейно противостоят. Никто из подданных не стремится подражать царю, чтобы стать его преемником, никто из здравомыслящих граждан не станет подражать во всем   живому или мёртвому Сталину, чтобы стать после него Властелином  мира. Почему? Потому, что  такая идея-фикс —  явный признак  мании величия, политической шизофрении.
         В свою очередь политическая шизофрения является  результатом нездорового культа личности, которое сегодня повергает здравомыслящего нормального человека в психоэмоциональный этический  шок. Чтобы испытать его достаточно прочитать несколько  верноподданнических  стихотворений  советских поэтов-песенников, посмотреть кинохронику всенародных  похорон Сталина. Или, например,  прослушать трансляцию коллективного воя-плача северокорейского народа  от 28 декабря 2011 года по усопшему Отцу  народа  и Солнцу нации, любимому Руководителю и  Вечному  Генеральному  секретарю ЦК ТПК   Ким  Чен Иру,  и тогда жуткие завывания далекой марсианской бури покажутся нам соловьиной трелью.

   Нынешним политикам даже самого крупного калибра почти невозможно подражать Сталину, сыну сапожника, баловню и любимцу  Истории, человеку, ставшему личностью мирового масштаба. Подражать Сталину  сегодня во внутренней и внешней  политике  —  дело глупое и опасное  не только для самого тщеславного эпигона-подражателя, но и для всего  социума. Подражать сегодня во всем Сталину — равносильно слепо подражать самому Иисусу Христу, который   основой своего  учения  сделал  любовь  и милосердие, противопоставил своё учение   пещерному язычеству и иудейскому фарисейству, сделал ставку на  бедных, нищих и убогих,  и, соответственно,  в личном плане... проиграл  враждебному огромному  миру.  Сталин понимал, что в борьбе с враждебным миром  один в поле не  воин, всегда нужны соратники или союзники. Сталин понимал, что даже в самой лучшей карете прошлого  далеко не уедешь, что славным прошлым можно жить и гордиться, но только не ностальгировать, не тосковать  по былому величию и могуществу и ни в коем случае   пытаться прошлое  повторить. Только люди недалёкие в своей гордыне и тщеславии и откровенные политические животные думают, что Историю можно повернуть вспять, и совершить подвиги  достойные отцов  и дедов. Но, увы,  самое большее, что История  может сделать для самонадеянных  "крутых дураков", это лишь повториться в слегка иной вариации и   очень больно ударить по самым тупым и  непонятливым политикам, или совсем  убить их, засыпав при этом песками своего забвения.
    Вообще, в реальности  героев и демиургов для подражания не так уж и много, ибо большинство из них являются героями Легенды о совершенном  Человеке, героями мифическими (идеологическими), придуманными: «Не верь в придуманных богов, не верь придуманным легендам! — призывал нас в Смуту 90-х годов один маститый, но мало кому известный поэт. Настоящих  Отцов  Отечества  как носителей доблести и чести, достоинства и славы,  героев своего времени, достойных подражания не было как при  Грибоедове и Пушкине, так нет их и  сегодня при Никите Михалкове и Валентине Терешковой.  В мире, где  нет  совершенных людей, и  не может  быть идеальных героев.   А  те герои, кого нам навязывали  в разные  времена  платные  идеологи-пропагандисты, оказывались впоследствии преступниками против народа и человечности, политическими авантюристами, волюнтаристами, ревизионистами, ренегатами и предателями национальных интересов страны. Легенда о  совершенном Человеке обречена быть вечной, всегда новой и всегда, увы, недостижимой.
 
   17.12.3023