Не сломленные - 12

Андрей Грачев 2
Катрич Алексей Николаевич.

Автор одного из лучших таранов Войны, Катрич, родился на Украине. Такое уж было время: украинец защищал небо Москвы, большинство своих побед одержал, спасая общую столицу Украины и России. Воевал он на МиГе в составе 27 иап ПВО.

Катрич был опытным пилотом, хотя и к началу Войны боевого опыта не имел. 11 августа он одержал первую свою победу, как раз тем самым знаменитым тараном. На высоте 9 тысяч он достал "дорнье", который шёл без сопровождения, уверенный в том, что никто его тут не достанет. Но Катрич смог его достать. А дальше произошел тот самый таран, когда лётчик кончиком пропеллера подрезал хвост немецкого самолёта. Он смог сбить самолёт врага, да ещё и сам отделался парой слегка погнутых лопастей. Это, наверное, был самый техничный таран в истории и кроме того самый высотный. Был уничтожен опытный экипаж разведчика из 1(F)/OBDL.

В некоторых источниках говорится, что 12 сентября ас провел ещё один успешный таран бомбардировщика немцев, но это уже легенда. По документам, реальную победу он одержал 17 октября, сбил хе-111. Это был самолёт из штаба KG2, он был сбит, но экипаж спасся. Кстати, это тоже был дорнье, а не хейнкель.

27 октября ас заявил бф-109, но, как кажется, эта победа не имеет точного подтверждения. Этот бой его полк вёл совместно с 29 иап против испанских летунов. Как вы читали в очерке о Гребенёве, в том бою был сбит один или два самолёта врага. И по месту скорее сбили их именно пилоты именно 29 иап. Затем 29 числа недалеко от Клина ас заявил ю-88, немцы тоже не подтверждают эту победу.

Затем 6 ноября ас заявил в паре hs-126, и в составе тройки бф-109. По немецким данным, бф-109 в данном районе потеряно не было, а вот "хеншель" из 4(H)/10 был сбит атакой истребителя.

4 декабря ас заявил в составе семёрки три бф-110. Увы, немецкие документы не подтверждают этих побед.

Катрич одержал за карьеру 14 побед, закончил Войну в должности штурмана 12 гиап, в чине майора и в Звании Героя Советского Союза. Он служил и после Войны, дослужился до генерал-подковника. Это был достойнейший и умелый ас, многие победы его имеют подтверждение. Катрич - достойный сын украинского народа. И, прославляя таких деятелей, как шухевич и бандера, нынешняя украинская власть оскорбляет память таких Героев, как Катрич, как Варчук, как Москальчук и многих других Героев той Войны. И это не пропагандистский штамп с нашей стороны. Всем известно, что на Украине ставятся сейчас памятники и называются улицы в честь вышеупомянутых персонажей.

Чуйкин Фёдор Сергеевич.

Лучшим асом 27 иап в 41 году был не Катрич, а Чуйкин. Про него, однако, известно намного меньше. Известно, что к началу Войны он был старшим лейтенантом, командиром звена. 23 июля он сбил свой первый самолёт - ю-88 в районе Химок. Это был Do-215 из 3(F)/121, который совершал разведывательный вылет. Экипаж его был очень опытный, причём в таких самолётах всегда самым опытным был не пилот, а наблюдатель. Весь экипаж погиб. Кстати, победа отчасти напоминает успех Катрича, только Чуйкин обошёлся без тарана.

25 июля Чуйкин свалил ещё один ю-88 в районе Истры. В том бою было сильно повреждено атаками советских пилотов два "юнкерса" 4 отряда KG77, погибло два члена экипажей, а сами юнкерсы совершили посадки на брюхо.

После этого ас отличился только 21 октября, в районе Калинина сбил бф-109. Правда, немцы эту победу не подтверждают. А вот 24 октября ас перехватил в районе Шишкино разведчик ю-88, который принял за хе-111, и несколькими атаками поджёг его. Это был самолет из состава 2(F)/122, он совершил вынужденную, погибло двое членов экипажа, двое было ранено. Затем 27 числа он заявил в районе Клина бф-109, в том же бою отличились пилоты 29 иап. Как мы говорили, в том бою испанцы потеряли один свой бф-109. Ещё один бф-109, но уже в группе, ас сбил 28 числа. Снова пострадали незадачливые испанцы, потерявшие один свой бф-109, который с трудом дотянул до своей территории и разбился при посадке на брюхо. 29 числа ас сбил до-215. Правда, данная победа уже не имеет подверждения.

В ноябре ас одержал одну победу, сбил 5 числа hs-126 из состава 5(H)/23. Ну, а в ноябре поучаствовал в уничтожении в составе семёрки трех бф-110, о чем мы выше говорили. К сожалению, фантомном. Но в целом подтверждаемость у аса очень высока.

К сожалению, карьера аса была недолгой, он так и не получил Звания Героя Советского Союза. 11 сентября 42 года ас совершал вылет на патрулирование, и его атаковал неожиданно немецкий охотник. Это было в районе Сталинграда. Ас не смог покинуть самолёт и погиб. На его счету было 16 побед, он носил чин майора и командовал эскадрильей. Сбил выдающегося аса опытный ас 3 отряда "пиковых тузов" лейтенант Ханс Рёриг.

Пшеничников Василий Андреевич.

Лучшим асом 170 иап, весьма неплохого полка первого года Войны, был в 41 году Пшеничников Василий Андреевич, ныне практически забытый. Полк этот летал частью на и-16, частью на ЛаГГах. Пшеничникову повезло летать именно на ЛаГГе.

Про аса известно мало. Известно, что начинал он как стрелок СБ, участвовал в испанской войне, позже пошёл в летную школу. Воевал он с первых дней, и довольно быстро дослужился до должности командира эскадрильи. Первую победу он одержал 2 июля, когда полк в ходе боя сбил несколько бф-109. Ас тоже сбил бф-109. Был сбит в том бою, по немецким данным, только один самолёт из 9 отряда JG51, унтерофицер Хельмут Цимм, имевший 6 побед на счету, получил ранение. Очевидно, это был коллективный успех советских пилотов.

Затем ас отличился только 7 сентября, когда он уже в боях в небе Каховки сбил два бф-109. Причём оба имеют подтверждение. В первом случае он сбил бф-109 из 5 отряда JG77, он сгорел на вынужденной. В другом случае он сбил бф-109, атаковавший советские бомбардировщики. Это был самолёт фельдфебеля Армина Штумпфа из 9 отряда JG77, он имел 7 побед на счету и погиб в том бою.

3 октября в паре ас сбил хе-111, и ещё два таких самолёта он заявил 4 и 5 октября. Вероятно, в первом случае это был ю-88 из III отряда KG51, который потерпел аварию вблизи своего аэродрома из-за отказа мотора, вероятно, мотор был подбит огнём советского истребителя. 4 октября подходящих потерь мы не нашли. А вот 5 числа был сбит ю-88 из 1 отряда KG54, двое человек экипажа погибли, двое других были ранены.

Известно, что 24 марта 42 года в районе Славянска ас был сбит и попал в плен. Любопытно, что сбили его итальянцы на своих допотопных "саеттах". Хотя итальянские истребители уступали по умению не только немцам, но и румынам и финнам, иногда и у них случались успешные бои. Позже ас бежал из плена, воевал у партизан, вернулся к своим, после проверки попал в 100 гиап. Приключений у него было много, однажды, например, он сбил союзнический "лайтнинг", приняв его за фв-189, ненавистную раму. К сожалению, в 47 году ас, имевший 10 побед на счету, разбился в катастрофе.

Как и многие другие асы 41 года, ас этот известен мало, однако, как мы видим, это был очень хороший пилот, в 41 году сбивший двух асов люфтваффе.