Дама с горностаем Леонардо да Винчи

Альфид Лысов
Картина кисти художника Высокого Возрождения Леонардо да Винчи «ДАМА С ГОРНОСТАЕМ»
Предполагается, что с высокой степенью достоверности на картине изображена фаворитка миланского герцога Лодовика Сфорца - Чечилия Галлерони. Данное произведение живописи написано в конце XV века, когда Леонардо находился на службе у герцога. В настоящее время картина находится в Польше, в Краковской картинной галерее Чарторыйских.
Картина написана маслом с использованием темперы по деревянному ореховому основанию, имеет массу нововведений и является настоящим прорывом в искусстве психологического портрета. Она имеет относительно маленькие размеры 54,7х40,3 см, толщина дерева около 5 мм. Впервые в истории портретной живописи натура изображена в положении не прямого  видения, а с поворотом в 3/4. Взгляд девушки не смотрит на зрителя, а обращён всторону и смотрит вдаль: в таком ракурсе портреты до Леонардо ещё никто и никогда не писал!
Интересно, что в руках девушки вовсе не горностай, а скорее хорёк – альбинос (белого цвета). Так почему же Леонардо назвал его горностаем? Скорее всего, потому, что по-гречески горностай звучит как «ГАЛЕ», что созвучно с фамилией модели Галлерони. В те времена не придавалось серьёзного значения точности названия изображённого животного: грызун с хвостом – значит, может быть и горностай! Видовая принадлежность не играла существенной роли. Кроме того, горностай был эмблемой рода Сфорца.
Кто же такая Чечилия Галлерони? Девочка родилась в большой семье в Сиене в 1473 году. Её отец занимал несколько престижных должностей в миланском суде. Девушка была хорошо образованна по меркам того времени: знала латинский язык и литературу. В 1489 году, в возрасте 16 лет, она уходит в монастырь Нуово, где и встречает впервые Лодовика Сфорца. Герцог вступает с Чечиллией в любовную связь, и 3 мая 1491 года она родила ему сына, которого назвали Чезаре. Но в брак Сфорца вступает с другой женщиной, некоей Беатриче д*Эсте, при этом Чечиллия с сыном продолжает жить в замке герцога. Беатриче родила Сфорца двух детей, но при вторых родах она умерла. К тому времени у герцога появилась уже новая любовница – Лукреция Кривелли, которая становится его второй законной женой и рожает герцогу четверых детей. В 1492 году герцог выдаёт замуж Чечиллию за богатого уважаемого пожилого господина Людовико ди Брамбилла, от которого Галлерани получила в подарок дворец Карманьола. Чечиллия начала вести во дворце светскую жизнь, часто собирала у себя местных богатеев, людей искусства и интеллектуалов, устраивала вечера с концертами, поэзией и проч. На этих вечерах бывал и художник Леонардо да Винчи.
Леонардо да Винчи писал портрет Чечиллии в 1489-91 годах. Между художником и моделью завязалась переписка, они были между собой на «ты», хотя в те времена это было не принято и даже близкие друзья обращались к друг другу на «вы». Известен черновик письма Леонардо к Чечиллии, где он обращается к ней: «Возлюбленная моя богиня…». Некоторые исследователи считают, что между ними была интимная связь!
Изначально, в руках Чечиллии не было никакой зверушки, не было и мастерски написанной кисти правой руки, на голове была вуаль! Эти детали были определены в наши дни методом многократного фотосканирования картины. В то время изображение кистей рук считалось сложной задачей, и было вершиной изобразительного мастерства. Позднее картина наполнилась богатой символикой, появился горностай и парадная голубая накидка на тёмно-красном платье. Предполагают, что во время написания картины Чечиллия была беременной, и чтобы скрыть это в её руках появился горностай белого цвета, прикрывающий живот. Белый цвет животного появился не случайно: это символ целомудрия и чистоты. Кроме того, горностай мог появиться в связи с планируемой свадьбой Чечиллии: итальянские невесты часто использовали его в своих свадебных нарядах.
Данная картина имеет сложную историю переходов из рук в руки. Во время Первой мировой войны её из Италии отправили в Германию, в Дрезденскую галерею, потом она оказалась в Польше. В сентябре 1939 года она попала в руки нацистов и была помещена в берлинский музей кайзера Фридриха. После войны картина была обнаружена польско-американской комиссией в частном доме Франка в Баварии и в 1946 году возвращена в Польшу, где находится и по сей день. Страховая стоимость картины «Дама с горностаем» составляет 1,4 млрд злотых (350 млн долларов).

Лысов А.В. декабрь 2023, Санкт-Петербург