Пабло Пикассо Любительница абсента

Альфид Лысов
Картина Пабло Пикассо «Любительница абсента», 1901 год. Пикассо –испанско-французский художник (1881 -1973), прожил 92 года!  Жизнь этого талантливого человека была наполнена упорным трудом, творчеством, успехами и открытиями, любовью и семейными неурядицами.
Полное имя этого художника Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусенто Мария де лос Ремедиос Сиприано де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис-и-Пикассо. На испанском языке Пикассо – ударение ставится на последнюю гласную букву «О», по-французски – на букву «А», а в  русском языке возможна постановка ударения на обе гласные, оба варианта считаются приемлемыми!
С самого рождения это был уникальный ребёнок: он родился мёртвым! Никакие шлепки не могли его оживить, тогда его дядя Сальвадор подошёл к младенцу, выпустил прямо в лицо клуб дыма от сигары, и случилось чудо: мальчик закричал!
Пикассо работал в разных стилях, а в некоторых из них был первооткрывателем: академическая живопись, импрессионизм, экспрессионизм, начало сюрреализма, кубизм, абстракционизм и др. Он говорил: «Лицо – это не то, что я вижу, это то, что я чувствую». Ему было скучно и тесно в академической среде, он всегда стремился к новым средствам художественной выразительности и открывал новые направления в искусстве!
Пабло был ленив, учился плохо, с трудом. Так было в школе, да и в Академии. Первым учителем живописи был его отец-художник.  После окончания школы отец отправил его на учёбу в самую престижную в Испании Мадридскую Королевскую Академию изящных искусств, но Пабло не проучившись и года, отчислился из академии и приехал домой, в Барселону.
Нынешние искусствоведы отмечают в ранних работах Пикассо два периода: «голубой» и «розовый». Это были относительно кратковременные периоды: «голубой» - 1901-1903, а «розовый» - 1903-1906 годы.
1901 год начался для 20-ти летнего художника тяжело: 17 февраля из-за неразделённой любви покончил с собой его лучший друг Карлос Касагемас. Пикассо впал в глубокую депрессию, которая вылилась в «голубой» период его жизни. Дело в том, что голубой, синий, фиолетовый цвета относятся к холодным колерам и считаются символами тоски, одиночества, разочарования, уныния и упадка духа. Пикассо тоже разделял эти представления о цвете, и написал несколько картин в синей цветовой гамме, соответствующей его унылому настроению. Вообще, Пикассо был очень плодовитым художником: он создал более 20 тысяч картин, рисунков и эскизов. Одной из «голубых» картин Пабло считается данная картина «Любительница абсента», написанная в 1901 году.
Абсент – это алкогольный напиток, настоянный на полыни и имеющий наркотический привкус. Эту тему перепевали тогда многие художники Европы, например, французский постимпрессионист Поль Гоген, который был уже признанным и уважаемым всеми мэтром. Пикассо скопировал целиком фрагмент из его картины - сифон и рюмка, стоящие на столе.
На полотне изображена одинокая женщина, с каменным лицом, забившаяся в угол кафе. Она одета в тёмно-синее платье цвета ультрамарин, который доминирует в картине! Характерна её поза: сидит она, как костлявая нахохлившаяся ворона, обхватив себя неестественно длинными руками, полностью закрытая от окружающего мира. Очень характерны кисти её рук: правая рука заканчивается длиннющими пальцами, откровенно напоминающими птичье крыло, а левая, подпирающая подбородок - это же птичья лапа, так крепко и цепко хватаются за ветку сидящие на ней птицы. Глаза женщины – это маленькие щёлки-амбразуры, с чёрными бусинками зрачков в глубине. Взгляд злой, неприступный, пронизывающий и критически оценивающий всех посетителей питейного заведения. Она вся в себе, ничего её не может удивить и расшевелить, она уже не ждёт от этой жизни ничего. Всё позади! Помните, как Пикассо сказал: « Лицо это то, что я чувствую»!  Художник смог гениально передать психологию одиночества и тоски! Причём, хорошо видно, что это не живопись с натуры, здесь нет натурщицы. Это собирательный образ, и вся картина собрана из фрагментов, которые Пабло где-то и когда-то видел или встречал: грязноватая скатерть, сифон с рюмкой из толстого стекла, мутное зеркало на стене, которая наспех, с дефектами, выкрашена масляной краской. Всё это будни его богемной жизни, которые ярко и правдиво изображены в этой картине и убедительно создают задуманное художником  впечатление.
Интересна личная жизнь художника: у него было много женщин, практически каждая натурщица становилась его любовницей. Он никого не отпускал просто так на свободу: не зря у него было прозвище: буйвол! Он цинично говорил: «Для меня существует лишь два типа женщин: богини и тряпки для вытирания ног». В нём кипела горячая испанская кровь!
Официально женат Пикассо был только дважды. Его первой женой была русская балерина Ольга Хохлова, с которой он познакомился на Русских Сезонах, организованных известным русским антрепренёром Сергеем Дягилевым. Пикассо создал декорации для пяти балетов труппы Дягилева. Это было в 1908-1918 годах.
Второй женой Пикассо была Жаклин Рок. Они познакомились в 1953 году, Пабло тогда было 72 года, а Жаклин 26! Разница в возрасте составляла 46 лет! В 1961 году, спустя 6 лет после смерти первой жены Хохловой, с которой он так и не развёлся, Пикассо женился на Жаклин. Жениху было тогда 80 лет!!! Со второй женой он прожил до самой смерти (1973) и создал за это время более 400 её портретов!
Вот любовная хронология Пабло Пикассо:
1905-1912 г.г. - любовница Фердинанда Оливье. Написала мемуары. 1918 год – женится на Ольге Хохловой, которая через год родила ему сына Пауло Пикассо 1927 год  – любовница и модель Мария Терезия Вальтер, художница. Родила от Пабло дочь Майю Руис Пикассо в 1935 году 1936 год  – любовница и модель Генриетта Теодора Маркович (Дора Маар), художница и фотограф, истеричка         1943- 1953 г.г. – любовница Мари Франсуаза Жило, художница. Родила вне брака от Пикассо двух детей, Клода (1947) и Анну Палому (1949) 1953 – 1973 г.г. – женится на Жаклин Рок (1926-1986), детей не было. После смерти Пабло она долго делила наследство с его внебрачными детьми от Мари Жило, Клодом и Анной!
Пабло Пикассо был человеком сложным и неоднозначным. При всей своей гениальности он был обычным обывателем, обладающим некоторыми недостатками, как и все люди. Вот весьма нелестное воспоминание одного из жильцов Бато-Лавуара, общежития для бедных художников в Париже, на Монмартре:
«Этот испанец был ужасный, просто сумасшедший… Возможно он был талантливым художником с богатым воображением, но его заботили только собственные интересы. Все мы были бедны как церковные крысы и постоянно помогали друг другу, делились материалами для живописи, продуктами или небольшой суммой денег. И только Пикассо никогда ничего не давал»!
Или вот второй эпизод из жизни Пикассо, в результате которого он чуть- чуть не угодил в тюрьму. 21 августа 1911 года произошло потрясающе громкое событие в мире искусства: из Лувра похитили знаменитую «Мону Лизу» или, как её ещё называют «Джоконду» Леонардо да Винчи. Эта картина более ста лет провисела в музее, и на неё никто не обращал особенного внимания. Именно это похищение сделало её знаменитой, потому что журналисты сделали из этой кражи «преступление века».
В какой-то момент в центр внимания общественности попал Пабло Пикассо  и его друг, поэт Гийом Аполиннер. Аполиннер когда-то, в шутку, предлагал сжечь Лувр, как «символ отказа от никому не нужного классического творчества». Об этом доложил в полицию секретарь Аполиннера, и Гийома заключили под стражу. Но никаких доказательств о его причастности к краже Моны Лизы не нашли и вскоре выпустили. А вот за доносчика- секретаря зацепились. Выяснилось, что он работал в Лувре, частенько подворовывал небольшие экспонаты и продавал их Пикассо! Пикассо, поняв, что он покупал украденные художественные ценности, сложил их в два чемодана и ходил вокруг реки Сены, желая эти порочащие его улики незаметно утопить. Но удобный момент никак не подворачивался, было много народу, да и чемоданы могли всплыть!                В конце концов, Пикассо пошёл с этими злополучными чемоданами в полицию и  во всём честно признался. Ему потрепали нервы, но, посчитав его невиновным, и, учитывая добровольное признание, выпустили на свободу, вернув ценности в музей. При этом в полиции проверили его на причастность к краже Моны Лизы, но никаких улик против Пикассо не нашли.
Через некоторое время картина Леонардо да Винчи была найдена и шумиха утихла. Этот секретарь Гийома Аполлинера оказался итальянцем, и хотел из патриотических побуждений вернуть картину на родину. При этом он хотел ещё и подзаработать: повёз её в Италию и пытался продать в художественную галерею Уффици. Там он и попался!
       А вот другое мнение о Пикассо, его друга Мануэля Пальяреса:
«Пикассо был необыкновенно яркой личностью. Симпатичный подросток, более способный, чем другие ученики, которые были старше его на 5-6 лет. Его способности, быстрота руки поражали окружающих; он схватывал всё на лету. То, что объясняли преподаватели, его мало интересовало, создавалось впечатление, что он их игнорирует. Он обладал исключительной наблюдательностью, на улицах, в кафе, он всё замечал и мог это воспроизвести несколько месяцев спустя. Порой он был очень взвинчен. Иногда мог часами молчать, … часто взрывался, но очень быстро брал себя в руки. Он ощущал собственное превосходство над окружающими, но не подчёркивал этого; мог внезапно погрузиться в меланхолию, как будто думал о чём-то грустном, при этом лицо его становилось мрачным, а глаза печальными… В 15 лет ни характер, ни поведение не соответствовали мальчику его возраста. Он слишком рано повзрослел…»
В заключение приведу ещё одно высказывание гениального и эксцентричного художника - новатора Пабло Пикассо: «Живопись – это что-то священное. Надо было бы ещё сказать, что если картина обладает большой силой воздействия, то это происходит потому, что в ней есть Дух Божий. Но люди могут понять это выражение неправильно. Между тем, оно ближе всего к истине!».
 
Библиография:
1. А.А. Курилина (составитель), Пабло Пикассо, ООО «РИПОЛ классик», -М., 2024, - 112с.: ил. – (Мировая история в лицах. Художники.).

 Лысов А.В., декабрь 2023, Санкт-Петербург