Год тотального дефицита

Усков Сергей
В славные советские годы ударными темпами шла индустриализация великой страны. Тут и там строились заводы и города. Рубль был крепче крепкого. Трудовой энтузиазм сплачивал многонациональный народ в одну искрометную созидательную силу. Хорошо работать, просто и душевно отдыхать – вот были ориентиры. Не жизнь, а песня! Но случилось то, что случилось, и во многих индустриальных городках время, казалось, повернуло вспять и докатилось почти до крайней точки. Однако, как в доброй русской сказке, раскрылся ларец и пробудился чудесный русский богатырь. Стал неторопливо возвращать всё на круги своя. Это присказка, характерная история будет впереди.

Это история в большей мере характерна для текущего 2023 года, когда вдруг четко осозналось, что надо коренным образом многое изменить в лучшую для всех сторону. Стартовали изменения, которые откладывались из года в год. И, странное дело, наряду с позитивом стартовал и негатив. В этой гонке, как утверждают многомудрые отцы, победа будет у тех, у кого больше здравого смысла. Как раз последнее было в тотальном дефиците. За что не возьмись, везде выплывало и всплывало нечто отвращающее, червоточина, внутренний изъян. Даже яблоки, созревшие этим летом, начинали гнить с сердцевины.


Из нашего индустриального городка, расположенного в горной долине, выходило всего несколько дорог в окружающий мир, в огороды и дачи. На одной из основных дорог решено было выполнить ремонт моста через железнодорожную магистраль. Мост давно требовал ремонта, и даже надзорными органами выдано предписание о приведение в соответствие строительных конструкций, в которых за время почти полувековой эксплуатации образовались дефекты, угрожающие безопасности. Местная администрация порешила сделать ремонт, не останавливая движение через мост. Одну полосу дороги ремонтируют, по второй движутся автомобили. Организовать по мосту одностороннее движение, установив светофоры. Хотя вполне можно было обустроить наземный переезд через ж.д. пути, со шлагбаумом. Если бы не дефицит здравого смысла.

Первые дни работы моста в одностороннем режиме создали огромные пробки по обе стороны. Причем, к основной дороге с километровой пробкой в час пик, на въезде в город примыкало несколько второстепенных дорог, ответвлений от основной дороги. Въехать в основную пробку им было бы невозможно, не прояви водители основной дороги негласное правило «будь джентльменом, пропусти». Большинство это правило соблюдали, пропускали. Их благодарили, мигнув аварийкой. Но были и такие, что ни в какую и никого не пускали вперед себя. (Дефицит здравого смысла!) Была еще одна часть водителей, которые плевали на все правила: и ПДД и негласные партнерские правила участников движения. Последние правила, если поразмыслить, были важнее важного. Они построены на принципе «человек человеку друг, товарищ и брат». Или вариацией этого крылатого выражения.

Речь пойдет о третьей категории «сам себе голова, что хочу, то и ворочу». Эти третьи гнали по встречке к светофору, чтобы втиснуться в голову пробки. Их, конечно, не пропускали. Если и пускали то, чтобы избежать аварии, с руганью вдогонку. Особые наглецы подъезжали сбоку, так же по встречке в момент, когда встречное движение было остановлено светофором, и прошмыгивали с визгом шин на вспышку зеленого цвета.

Несомненно, 2023 год был годом аномалий, как в природе, так и в сообществе преобразователей первозданного мира. Дефицит крайне необходимого ощущался во всем. Год тотального дефицита. Природе не хватало воды, её высшему биологическому организму – самого высшего, что оно могло создать, собрать, аккумулировать: мудрости, доброты, высочайшей ответственности за окружающий мир, за жизнь вечную. Кошмарный эпизод на мосту с движением в одну сторону ещё раз проиллюстрировал ситуацию тотального дефицита.

Однажды воскресным утром по мосту погнали навстречу два отморозка. Оба в надежде на авось и на собственную исключительность. Один рванул на красный свет светофора, второй вынырнул перед моментом включения зеленого. Ослепленные желанием проскочить, заметили друг друга, когда уже столкновения было не избежать. Только-только прошел дождь – и вместо покрытия размокшая асфальтовая крошка. Тормозить бесполезно. Ни влево, ни вправо не уйти. На торможение двигателем времени мало. Остается матюгнуться – и была ни была… Они врезались левыми боками, сдвинув бетонные блоки ограждения. Намертво сцепились боковинами крутая тачка БМВ Х5 и Нива первых годов выпусков, судя по горизонтальным задним фонарям.
 
Нива летела сверху: к её скорости добавилась сила инерции. Да еще водила, 18-летний пацан-хулиган, вместо тормозов нажал на газ. От удара машины вспыхнули. Причем, их развернуло так, что дверцы оказались заблокированными. В бэхе горели заживо, точнее огонь подбирался к ним, заблокированным ещё и подушками безопасности. В Ниве с вырывающимся пламенем из-под капота, открылась задняя дверь. Из неё выбрался паренек. Живехонький! Пошатываясь, он отскочил на метр-другой. На мгновение сжал голову руками. Выпрямился, скакнул к своей тачке. Выхватил из багажника десятилитровую канистру. С бетонного блока прыгнул на капот, с него на крышу. Махом скрутил пробку. Запрокинул и плеснул содержимое в крепнущий огонь. Вмиг над машинами выросло ярко-желтое облако, и послышались многоголосые истошные вопли…

Похоже, в багажнике было несколько одинаковых канистр: одна с бензином, остальные с водой. Попутал паренек. Не хватило здравого смысла промаркировать канистры.