Еврейское золото

Борис Бендиткис
 Еврейское золото

Вторая половина семидесятых годов прошлого века, город Бердичев. Однажды в местной газете была опубликована заметка о кощунственном случае на месте захоронения многих тысяч евреев, расстрелянных немецкими захватчиками и их пособниками в 1941 году. Оказалось, что некоторыми людьми, сразу назову их преступниками, было решено "порыться" внутри могил среди останков несчастных в надежде найти "еврейское золото", которое эти евреи проглотили перед тем, как их погнали на смерть, или которое было на их челюстях в виде зубных коронок. Об этом постоянно курсировали слухи среди некоторых слоёв населения... Экскаватором стали разрывать насыпи, доставать остатки, и рыться, рыться, рыться, пока кто-то не обратился в милицию... Захоронения привели в порядок, для недопущения подобных ситуаций каждую могилу накрыли тяжёлыми бетонными плитами. Газету с заметкой я принёс на работу, и в обеденный перерыв прочитал её четырём сотрудницам, с которыми работал в одной комнате. Трое из них сидели боком ко мне, а одна - ко мне лицом. Когда я закончил читать, три сотрудницы, качая головами, стали тихо выражать своё возмущение по поводу такого вопиющего преступления, двое стали вытирать выступающие слёзы... И тут я обратил внимание на странное выражение лица у сотрудницы, сидящей ко мне лицом. Как только я прочитал выражение "еврейское золото", так она закрыла глаза, и её лицо конкретно выразило радостное ощущение! Просто счастье!.. Я сильно удивился, но решил, что она меня просто не слышала, и о чём-то очень приятном вспоминает.

На станкостроительном заводе "Комсомолец", на котором мы все в то время работали, сменился директор. Новый руководитель в целях более близкого знакомства стал обходить все отделы завода, и нам посоветовали принести на работу и повесить на одной из стен наши грамоты и подобные знаки отличия за наши трудовые и спортивные достижения. У меня к тому времени уже было авторское свидетельство на изобретение, у коллег было немало удостоверений на принятые и внедрённые рационализаторские предложения, а сотрудница, удивившая меня когда-то, принесла много грамот за призовые места в городских соревнованиях по  гимнастике. Развешивая всё это, мы "по ходу дела" дружно восхитились её достижениями в этом виде спорта. И она с явным удовольствием рассказала, что в её детстве не было такого узкого места в домах у её родителей и соседей, где бы она не смогла бы пролезть и всё осмотреть! И под кроватями, и под табуретками, и за шкафами. Такая она была гибкая! И мама её всегда хвалила и поощряла. И снова она закрыла глаза, и лицо снова озарилось счастливой улыбкой!.. Новый директор с явным интересом осмотрел нашу настенную "выставку", выразил своё удовлетворение знакомством, и пожелал нам всем дальнейших успехов во всех видах деятельности.

Прошло время, и однажды я принёс на работу роман Анатолия Рыбакова «Тяжёлый песок» и предложил коллегам прочитать его. Повести Рыбакова "Кортик" и "Бронзовая птица" были одними из самых читаемых среди детей в советское время, а роман "Дети Арбата" вызвал огромный общественный резонанс... Все четыре сотрудницы прочитали "Тяжелый песок", и когда мне вернули книгу, то во время обеденного перерыва каждая поделилась своими впечатлениями от прочитанного... И если три сотрудницы с пониманием и сочувствием высказались о тяжелой судьбе главных героев романа, то "спортсменка" отметила главное для неё - "одна молодая еврейка соглашалась спать с любым полицаем в надежде остаться в живых, пока других убивали...".

Однажды мы стали делиться воспоминаниями о дворах, к которых проходило наше детство. Я был первым и рассказал, что жил тогда во дворе рядом с "колхозным" рынком. Двор был достаточно большим, проходным в трёх направлениях. Жили дружно, среди соседей были украинцы, русские, поляки, но евреев было большинство. Все дети с удовольствием играли друг с другом. Но иногда наискосок через наш двор проходил парень лет пятнадцати, по прозвищу "Шындя", и он всегда старался сильно, руками и ногами, бить детей, встречающихся ему по пути. От его удара ногой я тогда пролетел довольно далеко, повезло, что упал в песок... Мне и большинству моих друзей тогда было лет пять, и когда мы слышали крик "Шындя идёт", то мы в ужасе разбегались и старались спрятаться. И я заметил, что бить он старался только евреев, других он просто рукой отодвигал в сторону. "Спортсменка" с другими коллегами слушала мой рассказ, и когда услышала слово "Шындя", она вдруг громко рассмеялась, и сказала: "Да это же мой брат!". На мой вопрос, откуда он мог знать, кто из детей еврей, а кто нет, она сразу сказала: "Да мы о вашем дворе ведь всё знали!". "А где же вы жили?" - спросил я. И её ответ "расставил для меня всё по местам"... Дом её родителей стоял рядом с границей организованного в 1941 году немцами "еврейского гетто". О том, что после очередной акции по уничтожению евреев в их опустевшие дома местные жители нередко пробирались сами, или отправляли туда своих детей в поисках спрятанного "еврейского золота", я читал не один раз. И для меня "сложилась одна картина". Моей собеседнице в августе 1941 года, когда в Бердичеве начались массовые расстрелы евреев, тогда было лет пять - шесть, и её гибкость и внимательность при ползании по опустевшим домам явно приносили желаемый результат... И как же тут не озариться счастливой улыбкой, услышав об "еврейском золоте"?