Занимаюсь частным извозом

Бахыт Рустемов
Интервью, данное журналу «Деловой вторник». 6 декабря 2011 г.

Бахыт Рустемов: «Людям, не читающим провластные и оппозиционные газеты, не смотрящим многоканальные ТВ жизнь видится спокойной и безмятежной».

В Астану Бахыт Толегенович прибыл в ноябре 1997 года, работал в различных республиканских учреждениях и написал 14 книг, три из них посвящены главному городу страны. Его произведения рассказывает о нашем народе, казахстанской государственности. Его перу принадлежит монографии о латинской Америке “Бороться и побеждать”, трёхтомник “К;рес пен же;іс”, книга “Великий Китай: в пространстве и во времени”, краткий библиографический справочник о писателях США и многие другие работы. Встретились мы писателем на выставке «Независимость и международная публицистика», знакомящая гостей и жителей Астаны с многолетним и плодотворным творчеством автора. О том, как важно не быть безучастным, что можно и нужно сделать и уже делается для развития казахстанской публицистики, при встрече рассказал нам Бахыт Толегенович.

- Сейчас мы наблюдаем противоборство двух тенденций. С одной стороны, политическое и информационное пространство созрела и готово к расширению. И для этого есть интеллектуальный, кадровый, организационный и финансовый потенциал. Но с другой стороны идёт процесс искусственного ограничения этой тенденции со стороны государства. Что вы думаете, поэтому поводу?

- Давайте, сначала определимся на счет поставленных мне вами вопросов. Нельзя отождествлять две равновеликие системы или пространства как вы отмечаете: политику и информацию. У них у обоих, свои взаимоисключающие специфические задачи. Во первых, политическое пространство находится вне моей компетенции. Во-вторых, информационное пространство развивалось всегда. И здесь никакие преграды его не остановят. Это - культурное поле. не имеющее границ. Таможня не поможет. По части интеллектуалов, кадров и других потенциалов мы являемся одной из самых продвинутых на постсоветском пространстве и не только.

- С чьими именами в первую очередь, ассоциируется современная казахстанская национальная журналистика?

 - Вообще само по себе слово «ассоциация» понятие растяжимое. Точно также трудно выделить личности. Чтобы не обидеть кого-то. Но, если быть справедливым, казахстанская журналистика сегодня поделена на два ла-геря: провластная и оппозиционная. В годы, когда я работал госслужащим, у меня была возможность скрупулезно анализировать статьи и первых, и вторых. По ним я готовил своему руководству экспертную справну. Вы знаете, есть очень сильные журналисты и там, и там. Казахстанцы могут дать фору журналистам как ближнего, так и дальнего за-рубежья. Я знаком с зарубежной прессой. У нас в стране достаточно «акул пера». Вы зна-еге, «акулы пера• у нас есть не только в Астане и в Алматы, но и во всех областях и районах. Только у каждого свой масштаб. Вместе они составляют казахстанскую национальную журналистику. Конечно же, в первую очередь, я бы отметил первых руководителей проектов находящихся в провластных СМИ, затем - в оппозиционных.

- К сожалению, некоторые СМИ отмечают, что проблемы трайбализма нет-нет, да и проявляют себя в нашем обществе. Это остатки феодальных пережитков. В ваших трудах вы прославляете именно тех, с кем вам довелось работать и общаться, кто действительно вносит весомый вклад в развитие Казахстана. Вы не делите людей, и не обращаете внимания на то кто, к какой промышленно-финансовой или клановой группе относится? Некоторые люди в обществе говорят правильные слова. Однако их поступки говорят об обратном. Мы живем не в мире слов, а в мире - поступков. Знаю немало личностей большого и не очень большого ранга. Очень красиво говорят просто загляденье. Только при столкновении с решением какой-то проблемы или вопроса выявляется сущность этого словоблудия. Вот народ и разочаровывается. Такие люди позорят власть и порождают неверие в справедливость в обществе. О некоторых из них написано в моих книгах.

- Как мы все знаем из базы библиотеки студенческих лет, у каждого вида публицистики есть и свои специфические особенности. Какой конкретно вид публицистики вы практикуете?

- Я придерживаюсь публицистики отображающей, исследующей общественно значимые явления современной жизни общества и страны. Здесь и социальное развитие, и духовное, и экономическое, и историческое, и культурное, и политическое и т.д. Вы знаете, сегодня трудно удержаться и не писать публицистику. Образовалась уникальная ситуация мыслить и прогнозировать. Людям, не читающим провластные и оппозиционные газеты, не смотрящим многоканальные ТВ жизнь видится спокойной и безмятежной. Все познается в сравнении. Есть, конечно, недостатки в жизнедеятельности страны. Но позитива больше. Только надо уметь увидеть. Было бы положительным явлением в обществе, если бы наши известные, заслуженные и народные писатели, журналисты и другие представители разных сфер, близкие к творчеству люди проявили себя в так необходимой сегодня публицистике. Глава государства Н.А. Назарбаев как-то отметил, что «писатели, отложив на время свои годами создаваемые романы, ради пользы для Родины вполне могут прибегнуть к более летучему жанру - публицистике». К сожалению, уважаемые и признанные «мастера пера» избегают этого жанра. Не хотят затрагивать проблемы и жизнь соотечественников, социальные вопросы, экономику, историю, культуру не говоря уже о политике. Вдруг придется отвечать, если что-то не так сказал, написал. Вообще раньше были отдельные два понятия: «журналист» и «публицист». Журналист имел отношение к массовому производству информации, публицист - был человеком, влияющим на общественное сознание. До конца 80-х годов прошлого столетия культурный человек знал, понимал и чувствовал разницу между этими словами. Кстати, публицистика имеет несколько научных определений. Чернышевский отмечал, что публицист «Выражает и поясняет те потребности, которыми занято общество в данную минуту". Мнение одного из ведущих публицистов России: «У нас, в большинстве своём, журналисты отражают, как стенографы то, что видят, не задумываясь над внутренним содержанием этого факта, и тем более не наполняя его каким-то образным содержанием, не возводя его в некий символический тил, и пока не родятся такие публицисты, которые это смогут сделать, мы не можем говорить о постмодернистской публицистике в России». Аналогичное положение и у нас.

- В публицистических материалах могут выдвигаться два образа - положительные, как пример для подражания, и отрицательный пример того, как не надо действовать. С какими вы предпочитаете иметь больше дела? Или при экономических колебаниях страны, это все же отрицательный пример?

- Я оптимист. Больше ориентируюсь на светлое будущее своей страны. Но в своих трудах пишу как о позитивных, так и о негативных явлениях в обществе. Без этого нельзя. Не бывает жизнь все время прекрасной. Те, мои современники, что сумели выжить при «диком капитализме» - это настоящие сыны и дочери не только своего времени, но и Отечества. Это было испытание, через которое смогли пройти многие и многие казахстанцы. Являюсь одним из тех миллионов казахстанцев, которые еле-еле сводили концы с концами. Но все же выстояли. Хотя были минуты отчаяния. Как говорится «дорогу осилит идущий». Много лет проработал на госслужбе. Однако излишних накоплений не имею. С семьей, в пять человек, жили на мою скромную заработную плату. Предчувствуя надвигающуюся грозу безработицу, заложил квартиру. Взял кредит в Банке на 100 тыс. долларов и открыл свое дело. Погашать буду почти до 70-ти лет. Все бы ничего. Да вот кризис усугубил положение и так дышавший на ладан семейного бюджета. У некоторых моих соотечественников дела еще хуже. Поговорка «не до жиру, быть бы живу» это про таких как я. Конечно, пока не погашу кредит, разве могу спать спокойно.

- Вы как опытный госслужащий, параллельно проработавший долгое время на государственные СМИ, не могли бы посоветовать, что должен изучить журналист, чтобы стать профессионалом в сфере межкультурной коммуникации?

- В народе есть поговорка: «ученого учить, только портить». У нас сейчас молодежь «продвинутая» во всех отношениях. Чем выше статус молодого человека в обществе, тем он больше считает, что все его действия правильны. Это заблуждение. Еще великий аль-Фараби отмечал, что молодой человек, получивший знание, но недополучивший соответствующее воспитание - может ввергнуть общество в катастрофу. Так вот межкультурная коммуникация нужна не только журналисту, но и любому другому уважающему себя человеку. Считаю, что мы, казахи, имеем врожденные межкультурные коммуникации. К ним только надо добавить особенности бытия других народов. Если серьезно, то есть наука об общении между представителями различных человеческих культур. Особенности межкультурной коммуникации изучаются на междисциплинарном уровне и в рамках таких наук, как культурология, психология, лингвистика, этнология, антропология, социология, каждая из которых использует свои подходы к их изучению. Считается, что это понятие введено американским ученым Эдвардом Т. Холпом в рамках разработанной им для Госдепартамента США программы адаптации американских дипломатов и бизнесменов в других странах.

- Какие проблемы связанные с различиями в культурах, возникают у вас при написании книг?
- Так как родился и вырос при многонациональном советском государстве это, во-первых, и, во вторых, в большой многодетной семье из 12-ти членов, затруднений в написании своих трудов не встречаю. В Ташкенте учился в русско-узбекской школе, в армейские годы служил в Украине и России. В городе Жетысае, где мы жили в последующем, дружил с греками, немцами, чеченцами, ингушами, таджиками, узбеками, молдаванами, турками, курдами, крымскими татарами и другими представителями великой страны Советов. О многих из них я вспоминаю с теплотой и рассказываю в своих книгах. Как мы жили дружно. Как дети одной семьи. Это не ностальгия по прошлому. Это светлое прошлое. И это мы, взрослые, должны прививать своим детям и внукам.

- И последний вопрос: Расскажите о ваших книгах. Работали на госслужбе много лет. Написали много на русском и казахском языках. Вы знакомы с трудами зарубежных писателей, переводили с казахского на русский, и обратно. Получается у вас двойная нагрузка. Знаю по себе. Тут бы с полна бы одолеть один какой-то язык. Больше того, вы пишете свои труды ещё и на узбекском языке и на арабской графике. И все ваши труды, на каком бы вы языке не писали, прославляют Отечество. Также воспеваете в своей скромной поэзии. Какие имеете поощрения, награды со стороны государства и общества?

- Во-первых, вопрос не ко мне. Во-вторых - никакие. Над этими вопросами никогда не задумывался. Да, и времени нет. Надо малолетных детей поднимать. В третьих, кроме всего перечисленного вами до сих пор прилагаю посильную лепту в решении демографической проблемы в стране. Это шутка. Но в ней есть истина. Как такового свободного времени для отдыха у меня нет. В свободные часы от творчества занимаюсь частным извозом.

- Вы шутите?!

- Вам никто и никогда не скажет, что я шутник.

- Спасибо за содержательную беседу.

Улбосын Ракаева