17 декабря. Фанни и Александр

Константин Клюшкин
17 декабря 1982 года в Швеции состоялась премьера фильма Ингмара Бергмана "Фанни и Александр".

Ингмар Бергман задумал сделать автобиографический фильм в конце 70-х годов. Уже в 1979 году у него был готов 100-страничный сценарий будущего фильма. В основу сценария были положены его детские воспоминания. Главного героя будущего фильма - Александра - Бергман наделил чертами своего характера.

Тогда же Бергман решил, что это будет его последний фильм. Это решение было вызвано рядом причин. Вторая половина 70-х годов принесла Бергману несколько серьёзных потрясений. Во-первых, это скандал с налоговыми органами Швеции, когда Бергман был обвинён в неуплате налогов. Это обвинение закончилось для Бергмана нервным срывом и трехнедельным пребыванием в психиатрической клинике. Дабы избежать тюремного заключения Бергман был вынужден покинуть Швецию. Во-вторых, это провал его фильма "Змеиное яйцо". Всё это сказалось но здоровье Бергмана, обострив его болезни, как реальные, так и мнимые. Даже уже во время работы над фильмом "Фанни и Александр" Бергман постоянно страдал от ипохондрии и вслух выражал опасения, что смерть не позволит ему закончить этот фильм. На самом деле после фильма "Фанни и Александр" Бергман прожил ещё четверть века.

Но своё решение Бергман всё-таки выполнил, но лишь наполовину. "Фанни и Александр", действительно, стал последним полнометражным художественным кинофильмом в творчестве великого Мастера. Но телевизионных, короткометражных и документальных фильмов за последующие 25 лет Бергман снял ещё немало.

Изначально Ингмар Бергман задумал 4-хсерийный фильм для телевидения. Но съемки осуществлял на киноплёнке и держал в уме две версии: телевизионную и кинотеатральную, более короткую. Первой свет увидела кинотеатральная версия, продолжительностью 178 минут. Шведские кинозрители увидели её 17 декабря 1982 года. А в дни рождественских праздников в конце декабря телезрители увидели и телевизионную, 4-серийную, версию общей продолжительностью 312 минут.

Как известно, у Ингмара Бергмана была своя "команда" актёров. Многих актёров из этой "команды" Бергман собирался привлечь и к работе в этом фильме. С Харриет Андерссон, Гуннаром Бьёрнстрандом и Эрландом Юзефсоном это получилось. Но, к сожалению Бергмана, не получилось с Лив Ульман. На предложение Бергмана сыграть в фильме роль Эмили, матери Александра, Лив Ульман, бывшая жена Бергмана, ответила отказом, сославшись на занятость в другом проекте. Прекращение их супружеских отношений тут вряд ли имело какое-либо значение, поскольку после развода Лив Ульман уже играла в фильме Бергмана "Осенняя соната", и играла блестяще. Да и сама она позже, сожалея о своем отказе, на вопрос о его причине отвечала, что сама не понимает, почему отказалась играть в последнем кинофильме бывшего мужа.

По другим причинам не сложилось сотрудничество в этом фильме у Бергмана с Максом фон Сюдовым, который до начала работы над "Фанни и Александром" сыграл уже в 10 фильмах Бергмана. И в фильме "Фанни и Александр" фон Сюдов просто горел желанием сыграть. Но в момент проведения переговоров по своим делам оказался далеко, в Лос-Анджелесе. Переговоры было поручено вести агенту. А тот, стремясь к максимизации своих комиссионных, заломил размер гонорара фон Сюдова, не подъёмный даже для весьма крупного по шведским меркам бюджета картины. В итоге, Бергману пришлось роль епископа Вергеруса, злого гения Александра, предложить другому актёру. (Любопытно, что и в фильме "Лицо" Ингмара Бергмана отрицательный персонаж тоже носит имя Вергерус.) Макс фон Сюдов, когда узнал все обстоятельства дела, горько сожалел. Агент, естественно, был уволен. 

На момент выхода на экраны "Фанни и Александр" с 60-ю занятыми актёрами и 1200 статистами, при бюджете в 6 миллионов долларов, стал самым крупным фильмом и самым дорогим, когда-либо снятым в Швеции.

1984 год стал годом фестивального триумфа для фильма Ингмара Бергмана "Фанни и Александр". В начале года он получил 2 номинации на американскую премию Золотой Глобус. В номинации Лучший иностранный фильм фильм "Фанни и Александр" победил. А в номинации Лучший режиссёр предпочтение было отдано Барбре Стрейзанд, режиссёру фильма "Йентл". Чуть позже фильм "Фанни и Александр" получил 6 номинаций на премию Оскар, из которых победил в 4-х, в том числе в номинации Лучший фильм на иностранном языке. А в номинации Лучшая режиссура американские киноакадемики отдали предпочтение Джеймсу Бруксу, режиссёру фильма "Язык нежности".

Британская киноакадемия номинировала фильм Ингмара Бергмана в 4-х категориях, но свою премию БАФТА присудила только за Лучшую операторскую работу. В номинации Лучший фильм на иностранном языке премия была присуждена фильму Анджея Вайды "Дантон". Зато французская киноакадемия присудила фильму Бергмана свою премию Сезар как Лучшему фильму на иностранном языке. Итальянские киноакадемики номинировали фильм "Фанни и Александр" в 4-х категориях и присудили ему свою премию Давид ди Донателло в 3-х из них: Лучший иностранный фильм, Лучший иностранный продюсер и Лучший иностранный режиссёр. Причём предпочтение фильму "Фанни и Александр" и Ингмару Бергману было отдано по сравнению с Анджеем Вайдой и его фильмом "Дантон", Вуди Алленом и его фильмом "Зелиг".

Со стороны профессиональных кинокритиков фильму "Фанни и Александр" было выражено всеобщее восхищение. Гуру американской кинокритики Роджер Эберт посвятил фильму целых две рецензии и в обеих оценил фильм максимальными 4-мя звёздами. Во второй рецензии, от 2004-го года, Эберт включил фильм Бергмана в свой список "Великих фильмов". Общий вывод, который Эберт делает в своих рецензиях, - "Фильм потрясающе прекрасен". -

Современные кинозрители также весьма высоко оценили фильм Ингмара Бергмана "Фанни и Александр". 71% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили фильму оценки от 8 до 10. С учетом этого показателя и сказанного выше рейтинг фильма Ингмара Бергмана "Фанни и Александр" (см. Предисловие) составил 10,347, что позволило ему занять 27-е место в Золотой Тысяче. Эти показатели оказались самыми высокими среди аналогичных показателей фильмов, произведённых в 1982 году, что позволяет считать фильм Ингмара Бергмана "Фанни и Александр" лучшей картиной мирового кинематографа 1982 года.