По ступенькам детства. новеллы. юрий юсупов-4. 17

Юрий Юсупов 4
                ПРОДОЛЖЕНИЕ.
                =====================


                ПАПИНЫ КОМАНДИРОВКИ.
                ====================

           Часто наш папа- Рагиб Румович Садыков уезжал в очень длительные команди
ровки в разные города: Павлоград,Днепродзерджинск и Днепропетровск.И как я уже писал выше,как тосковал по маме- Блюме Моисеевне Зофман-Садыковой,когда она проходила курсы усовершенствования врачей,в Запорожье,очень тосковал и по папе- Рагибу Румовичу Садыкову,когда он уезжал в длительные командировки. Как только,приехала из Запорожья,мама,так сериями - пошли командировки папы,в разные
города. Его,командировали туда,его непосредственные шефы-начальники: еврей Фурштейн,Ковригина и Халявина. Я очень не любил эти командировки. Они были всегда очень бесконечны,длительны и очень утомительны для меня,потому,что я очень ждал их
конца,скучал и тосковал по папе,был его "боковым ребёнком ",и очень был к нему привязан также,как был привязан и к маме.
           Младший сын,соседей Петренко,Лёнька,который был старше меня и всячески меня опекал,развлекал и старался меня всегда утешать от своей тоски по папе,когда он уезжал в свои длительные и бесконечные командировки.Лёнька Петренко делал всё,чтобы меня забавить,рассмешить,чтобы я не плакал по папе,что он уехал в длительную командировку. Лёнька Петренко меня жалел жалостью- родного брата,хотя мне,он являлся соседом.Лёнька Петренко был очень сентиментальный,жалостливый,добрый. Он был полной противоположностью своего,стар
шего брата- Генки,который был очень подлый,как шакал,ехидный,как гиена,очень завистливый,ничтожный,злой,коварный,мстительный.
          Именно,благодаря Лёньке Петренко,я познакомился с "междусарайными дебрями",именно там был сарай соседей Петренко,и Лёнька повёл меня туда,чтобы показать мне своих кроликов. Кролики у Лёньки -были разные: пушистые и короткошёрстные: белые с красными глазами,голубовато-серые,рыжевато-серые,чёрные
и пятнистые и он разрешал мне гладить своих кроликов по мягкой шёрстке.
          В сарае,у Лёньки Петренко,я увидел недогоревший,почти совсем целый,светло-оранжевый,восковой,огарок свечки с чёрным тонким крючочком фитилька и вспомнил подарок моей сестры Хадичи- красную,восковую свечку,которая у меня догорела полностью,я писал о ней,выше,и попросил Лёньку ,дать мне эту оранжевую свечку. Он с радостью,согласился и отдал мне свой свечной,светло-оранжевый огарок с тонким,чёрным крючочком фитилька.
           У нас,в это самое время,поселились в квартире № 12,новые,молодые соседи-Височины: дяде Володе было 28-лет,его жене,беременной тёте Жене,было 25лет. Вместе с ними,стала жить и их бабушка. Дядя Володя и тётя Женя -недавно
поженились и ждали рождения своего первого ребёнка.
           В описываемый мною,день,-мама и сестра Хадича-были дома,а папа уехал
в очередную командировку в город Днепропетровск.
Я-же приболел гриппом.
Новые,молодые соседи- Высочины пришли к нам,чтобы познакомиться с нами. Тётя Женя была в белом костюме и в белой блузке. Когда она подошла ко-мне...я её,ошибочно,принял за врачиху и подумав,что она собирается делать мне уколы...
поднял крик и плач,на всю квартиру:
- Уходи! Уходи от меня,врачиха! Я не дам тебе делать мне уколы! Уходи прочь! Вон! Вон!
Помню,я тогда поднял страшный плач и рёв.Так сильно расстроился,что меня на нервной почве,- вырвало прямо на упавший на пол БУКВАРЬ.
           Испуганные и сконфуженные моим " приёмом" - дядя Володя и тётя Женя
Высочины,поспешили уйти.Мама пошла к ним,ей было очень стыдно за моё такое поведение и она объяснила им,что я часто болел и мне делали много уколов и я с тех пор панически боюсь уколы,а тётя Женя была во-всём белом,что я подумал,что у неё медицинский,белый халат,а значит, она-врачиха и будет делать мне уколы.
           Сейчас,спустя долгие годы,меня до-сих пор жжёт огонь стыда и раскаяния,за этот мой скверный и отвратительный поступок по отношению к тёте Жене.Наверное ,соседи Высочины,где-бы они сейчас не были,сейчас-уже старенькие -
дедушка Володя  и  бабушка Женя,возможно вспоминают эту " жуть превеликую ",что
я им устроил.Они ,наверное,меня давно простили: маленький мальчик,исколотый весь
уколами врачих,да так,что места живого нет...

                НАШИ ДИАФИЛЬМЫ.
                ===============

            Когда,я и моя старшая сестра Хадича - были очень маленькими,у нас,помимо наших игр и игрушек,была ещё одна забава: просмотр детских диафильмов,через фильмоскоп. Диафильмы были и цветные и чёрно-белые: научные,документальные,сказки,политические,о Великой,Октябрьской Социалистической революции,о Ленине,о его детстве и разные диафильмы из литературных произведений разных писателей и т.д.Очень интересные и на разные темы.
Вечерами,наша семья Зофманов-Садыковых - собиралась в моей маленькой комнатке,папа- Рагиб Румович Садыков сначала завешивал одеялом,окно,тушил в моей
комнатке свет,и начинал пускать диафильм. Я,мама-Блюма Моисеевна Зофман- Садыкова и сестра Хадича- с упоением,смотрели различные диафильмы.
           Титры,надписи и объяснения- громко читала моя сестра Хадича.
Каждый просмотренный диафильм- оставлял в моей памяти -неизгладимый след.
С литературной интонацией,моя сестра Хадича читала всё,что происходит на экране.
Во-время проекции,на стену,экран фильмоскопа- увеличивал диафильмы и буквы на нём тоже увеличивались в размерах и их свободно можно было прочитать.
          Диафильмы,книги,фильмы,вышивки,прослушивание патефонных пластинок - всё это обогащало наш духовный мир,делая его нравственно чистым и интересным и всё это-вместе взятое,- направляло нас только на всё хорошее,светлое,доброе,полезное: и дела,и поступки.

               СТРАШНАЯ ТЁТКА- ПАРАЛИЗОВКА.
               ============================

        В нашем доме № 59,в  первом подъезде,где мы раньше жили,поселилась и стала нам - соседкой, - страшная тётка. Новая наша соседка была одета очень странно: в длинный плащ-балахон,светло-бурого цвета,а на голове носила вязаную,остроконечную шапочку,типа монашеского,остроконечного куколя. Шапочка эта была яркого,салатового цвета (желтовато-зеленоватый).
        Ходила она очень странно,как на ходулях,так как была парализована. Ноги у неё были совершенно прямые и не сгибались в коленях,вообще.
Разговаривала она скороговоркой,очень тихо и плачущим голосом,смазанно,и нельзя
разобрать было ничего,что она говорила.
        Над ней,сразу-же взяла шефство,-соседка Басовша. Басовша ухаживала за ней,стирала её бельё... Я,эту новую соседку,назвал - Парализовкой и очень боялся
её,точно также,как боялся дядьку-калеку,который ковылял по нашей улице Советской,ногами,согнутыми в коленях,словно ножки у кузнечика,который часто,останавливался и начинал дико смеяться ужасным,судорожным хохотом,похожим
на рыдания ,который заставлял меня трястись от жути превеликой. Об этом дядьке,я писал выше. Он был похож на киноактёра- Виктора Павлова. Он был вором,что-то украл и за воровство,его самосудом,люди посадили на кол.
        С тех пор он стал так ходить,не разгибая колен. Они у него были всегда
согнуты,как у кузнечика. И он сошёл с ума и временами,оглашал улицу Советскую,своим диким,судорожным хохотом,похожим на рыдания.
        И дядька-калека и соседка Парализовка -были мне непонятны,а поэтому и страшны.Соседка Басовша вывешивала бельё Парализовки,стиранное ею.
Бельё Парализовки,выстиранное и вывешенное на дворе,на верёвке- Басовшей и прикреплённое к верёвке ,прищепками,- билось и хлестало,на ветру и подходя к этому белью,ближе,я увидел какие-то чёрные пятна в углу белья и мне- маленькому
6-летнему малышу,представилось,что...Парализовка истекает чёрной смолой-гудроном.
Представив это,я аж,окаменел,от ужаса,но опомнившись,быстро пустился бежать ,от
этого страшного места,не разбирая дороги...
А мне,вослед,хлестало и билось на ветру,на бельевой верёвке,- бельё страшной и
ужасной Парализовки,из которой...льётся смола-гудрон.
       А на самом деле " страшная Парализовка" , была больная и глубоко несчастная тётка,достойная жалости и милосердия,а не того,чтобы её боялись.
Парализовка долго не прожила,умерла.
       Сколько лет прошло! Но в моей памяти,навсегда остался образ жуткой,страшной тётки-Парализовки,её рыдающий,тихий голос,её тихая и неразборчивая скороговорка,смазанная речь,её странная ходьба,как на ходулях и весь её вид,который заставлял меня бежать от неё в дикой панике,от Парализовки,словно заяц,кидающийся в страхе,вскачь,увидев лисицу.

                (Продолжение следует).