Пепелац для срочной доставки

Андрей Бухаров
Армия выпустила GoldenEye много лет назад — теперь его производитель хочет, чтобы он доставлял посылки.
Автор Джеймс Дрю

Странный “сидящий” беспилотник вернулся — почти через восемь лет после того, как армия исключила его из ныне несуществующей программы Future Combat Systems.

Он называется GoldenEye, и, как следует из названия, беспилотный летательный аппарат с канальным вентилятором имеет историю, связанную со шпионажем, саботажем и тайными операциями типа 007.

Впервые мы столкнулись с вертикальным дроном в октябре прошлого года в Университете Мэриленда, где проходил симпозиум “Точная доставка”, в котором приняли участие представители аэрокосмической промышленности из правительства, военной и коммерческой отраслей.

Aurora Flight Sciences, аэрокосмическая компания, выпустившая GoldenEye, похожий на лайку, выставила в коридоре хитроумное устройство размером с человека, выкрашенное в белый цвет с большим красным крестом и прикрепленным сбоку диспенсером для посылок с надписью “срочная доставка”.

Это была грубая рекламная кампания, но на нее стоило посмотреть.

Представленный GoldenEye, по сути, был военным дроном в гуманитарной одежде и представлял собой крайний отход от попытки Агентства перспективных оборонных исследовательских проектов создать тактический разведывательный беспилотник для армейских миссий в начале 2000-х годов.

Первоначальный план заключался в том, чтобы эта конкретная версия, известная как Mark 80, тихо “садилась”, как птица, на крыши, обнаруживая силы противника и обозначая их лазером. Концепция также предусматривала использование нескольких GoldenEyes для создания локальных сетей 4G для подключения товарищеских матчей.

Более ранняя, увеличенная версия, известная как Тайный беспилотник — или Mark 100 — усеяла бы поле боя небольшими устройствами радиоэлектронной борьбы, чтобы заглушать вражеские сети связи и радары.

Aurora построила три Mark 80, но, как и многие другие масштабные военные эксперименты, сейчас они стоят в ангаре без миссии и программы развития технологий.

Вместо того, чтобы искать новых военных покупателей, Aurora теперь представляет себе перепрофилирование беспилотников для гражданских миссий, таких как пополнение запасов медицинским подразделениям в карантинных зонах в Африке. Другая возможность - использовать его в качестве дрона для доставки от двери до двери в пригородах Америки.

“Существует срочная необходимость доставлять посылки в районы, находящиеся на карантине”, - объяснил на конференции председатель и исполнительный директор Aurora Джон Лэнгфорд. “На ранних этапах это идеальная роль для роботизированных систем такого рода. Вы могли бы доставить припасы и взять образцы крови для анализа. ”

По словам Лэнгфорда, Aurora достала GoldenEye из хранилища после того, как 60 минут транслировался сюжет о плане главы Amazon Джеффа Безоса доставлять посылки покупателям с помощью квадрокоптера.

Статья репортера 60 минут Чарли Роуза всколыхнула рынок дронов, потому что теперь люди заговорили о дронах не только для сбрасывания ракет "Хеллфайр" на талибов.

“История с Безосом стала своего рода поворотным моментом”, - сказал Лэнгфорд. “Это было похоже на‘Вау, у нас есть ответ, который лежит прямо здесь, в нашем ангаре’. Вы могли бы сделать это сейчас ”.

В последующем интервью от 11 марта Лэнгфорд объяснил, как GoldenEye-80 превратился из исследовательского проекта DARPA в 1999 году в малозаметный летательный аппарат для городских разведывательных миссий.

В 2004 году беспилотник присоединился к армейской программе Future Combat Systems, которая сейчас закрыта, - донкихотской программе стоимостью 200 миллиардов долларов по созданию футуристической боевой бригады.

Если бы FCS преуспела, армия заменила бы танк M-1 Abrams и боевую машину Bradley 18 различными типами пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов, соединенных по беспроводной сети.

”Примостись и смотри" GoldenEye-80 тоже помог бы — перемещаясь по городам, забираясь на крыши зданий и высматривая цели.

Армейская лаборатория ночного видения снабдила беспилотник специальным сенсорным шаром с электрооптической и инфракрасной камерами и лазерным целеуказателем, что сделало flying marksman идеальным шпионским гаджетом. Прототип может нести 20-фунтовую полезную нагрузку до четырех часов. Хотя на практике он может оставаться в воздухе гораздо дольше ... поскольку для посадки не требуется топлива.

Но армия свернула программу FCS в 2009 году. GoldenEye-80 стал одним из ее многочисленных брошенных детей.

По словам Лэнгфорда, армия исключила GoldenEye и несколько других летательных аппаратов из плана боевой бригады в рамках реструктуризации программы. Aurora продолжала разрабатывать его внутри компании в течение нескольких лет, но никакие другие военные программы им не воспользовались.

“Я всегда рассматривал это как повторно развертываемый наземный датчик, чтобы вы могли приземлиться на край крыши здания и просто сидеть там”, - сказал Лэнгфорд.

“Вам не нужно сжигать газ”, - продолжил он. “Вы могли бы просто сидеть на краю здания и использовать этот отличный сенсор, чтобы наблюдать за происходящим, а если вам нужно, вы могли бы просто взлететь и переместиться самостоятельно. Я все еще верю, что это действительно одна из великих миссий, которые могли бы выполнить эти системы ”.

Теперь Aurora хочет вернуть GoldenEye к его первоначальной миссии “Тайного беспилотника” - доставке посылок.

Лэнгфорд объяснил, что DARPA изначально хотела создать малозаметный беспилотник с низкой акустической заметностью для автономной установки устройств радиоэлектронной борьбы размером с банку из-под кока-колы, которые будут глушить, сбивать с толку и определять местонахождение вражеских радаров, радиостанций и систем ПВО.

Бортовые глушилки, такие как EA-18G Growler ВМС и EA-6B Prowler, намного мощнее, но, как правило, вызывают повсеместное электромагнитное братоубийство. Однако в рамках программы DARPA “Волчья стая” были созданы устройства меньшего размера, которые могли целенаправленно выводить из строя вражескую электронику.

Aurora построила свой более крупный GoldenEye Mark 100 в качестве средства доставки капсул с места зависания, очень похожее на то, что Amazon, Google и DHL делают со своими отечественными дронами.

Проблема в том, что квадрокоптеры меньшего размера могут доставлять только одну посылку за раз, в то время как GoldenEye-100 больше похож на почтовый грузовик, который делает несколько остановок.

Лэнгфорд сказал, что, возможно, самые большие прорывы GoldenEye не имеют ничего общего с причудливо выглядящим планером, а вместо этого заключаются в системах управления полетом и программных алгоритмах. Это тот фрагмент, где он сказал, что военные проделали большую работу и потратили больше всего денег.

“Люди занимаются научными проектами, чтобы повеселиться, или они действительно хотят выполнить миссию?” он спросил. “Мы решили не все другие проблемы, но мы понимаем их и работаем над ними”.

Адрес публикации: 
Что можно добавить к вышеизложенному?
Идея стоящая, ее бы к сельскому хозяйству применить, ей бы цены не было...