Триллер по-домашнему, амнезия и психиатрия

Антон Боровиков
Лив Константин, «Незнакомка в зеркале» / The Stranger In The Mirror, 2021, серия «Триллеры МИФ. Не верь себе».


«Иметь эту власть над разумом - все равно что быть маленьким богом.Чем больше проходит времени, тем больше я убеждаюсь, что могу вылепить что угодно из кого угодно»
Джулиан Хантер

Итак, писательница по имени Лив Константин. И тут, как у Кэрролла, уже начинается путаница. На самом деле Лив Константин - это псевдоним сестер Линн и Валери Константин (livconstantine.com). Они известны у нас в основном по роману «Последняя миссис Пэриш», который вошел в «Библиотечный зал славы» и список «Избранное книжного клуба Риз Уизерспун». Но вернемся к «Незнакомке в зеркале».

Как писала известная писательница Джули Кларк в «Нью-Йорк Таймс», «дьявольский и изобилующий поворотами, «Незнакомка» - напряженный триллер, который заставит вас c маниакальным упорством листать страницы, хотя уже давно пора бы лечь спать». Не первый и, наверное, не последний триллер, в основе которого - история про амнезию (вспомним, хотя бы несравненный «Мементо»). Но сестрам Константин удалось создать абсолютно оригинальный сюжет и психологическую канву на основе традиционного «тут помню - тут не помню».

Книга начинается с повествования от лица девушки по имени Эддисон. Два года назад ее, израненную и потерянную, подобрал на трассе сердобольный дальнобойщик Эд, в семье которого она живет по сей день. Эддисон не помнит ничего из своей прошлой жизни, лишь изредка ее посещают зловещие и кровавые флэшбеки из прошлой жизни, но восстановить полную картину и вспомнить всё она не в силах. «Кошмары ли это или воспоминания? Я стараюсь думать, что всё кончится хорошо, но в глубине души таится вечный страх: что я оставила там, в прошлой жизни? Это как переходить мост, забыв, что осталось за спиной. А если я вспомню, от чего бежала?» Тем временем Эд и его жена Джиджи становятся своего рода новыми родителями для Эддисон, окружая ее заботой и теплом. Эддисон живет своей новой жизнью, работает в фотомагазине, где и знакомится со своим женихом, Гэбриэлом, сыном богатых бостонских галеристов. Всё вроде бы идеально, но Эддисон терзают сомнения: «Люди вокруг говорят, что любят меня, но кого они любят на самом деле? Как можно по-настоящему знать человека, если всё его прошлое лежит в неизвестности?». Строгая мама Гэбриэла, Блайт, не очень довольна выбором сына, тем более что ради Эддисон сын бросил свою давнюю подругу Дарси. Дарси все-таки из одного с семьей Блайт круга, а кто такая Эддисон? Прошлое неизвестно, да еще Блайт видит на ее руках шрамы - видимо, последствия неудачного суицида.

Рассказы Эддисон перемежаются уже повествованием от лица Джулиана Хантера. Джулиан, преуспевающий психиатр и психотерапевт, воспитывающий прелестную дочку Валентину, потерял жену Кассандру два года назад - она просто пропала. Джулиан потерян и убит горем: «Он сел на банкетку и отдался гению и боли художников, которые его окружали: Клод Моне, чья жена скончалась трагически молодой, тридцати двух лет, Эдгар Дега, к концу жизни ослепший и обнищавший. Иногда это помогало Джулиану помнить, что он не единственный, кому выпало страдание и горе. Они, в конце концов, и являются уделом человека.»

Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что Эддисон и Кассандра - одна и та же женщина. Джулиан все это время не оставляет попыток найти Кассандру, и наконец, случайно увидев на улицах Бостона афишу фотовыставки Эддисон, задыхаясь от счастья, понимает, что чудо свершилось - он нашел свою любимую. Очевидно, что Эддисон в полной растерянности - оказывается, у нее есть муж идаже дочка, которую, как утверждает Джулиан, они родили в результате ЭКО. Да еще Джулиан что-то говорит о психических отклонениях и срывах Кассандры, но, как психиатр, обещает все это вылечить и преодолеть.

Казалось бы, почти (ну, почти) хэппи-энд, читатель ожидает, что, наверное, дальше мы будем наблюдать длительный процесс возвращения Эддисон-Кассандры к своей нормальной жизни. Но не тут-то было! Дальше, как писал портал  bookreporter.com , «сюжет начинает стремительно гнать, как ракета на стероидах». Не буду раскрывать всех сюжетных линий, однако они в какой-то степени схожи с «Империей волков» Жана-Кристофа нашего, понимаешь, Гранже.

Мне кажется интересной сама идея вести рассказ от лица разных персонажей, причем если это Эддисон и Джулиан - то от первого лица, если Блайт - то в третьем лице. А может быть, сестры Константин писали каждая свою часть? Критики определили жанр книги как «частично драму характеров, частично - «домашний» триллер», видит Бог, в каждом из этих жанров авторы чувствуют себя более чем уверенно. Действительно извилистые «загогулины» сюжета увлекают и затягивают. В то же время роман (а как иначе) женский, но не в том смысле, что он сродни бульварным дешевкам, а скорее в том, что значительная часть - это драматические и трагические события, переживаемые от лица женщины.

Склонен согласиться с другой известной писательницей, Лайзой Гарднер, которая написала о «Незнакомке»: «Захватывающе! Вы бежите от страницы к странице к финалу, от которого захватывает дух». Идеальное чтиво выходного дня, когда на улице - холодно и ветрено, и хочется погрузиться в полный саспенса мир женщины, потерявшей память.

Иллюстрация Zol Tan AI Art, pixabay . com