Необычная встреча

Григорий Калюжко
Зазвонил сотовый.


– Мам, привет! Если стоишь, то лучше присядь.
Надюша часто звонила, идя после работы от станции метро домой.


- Ты, не поверишь. Еду в метро, смотрю на экран. Вижу знакомое лицо на фотографии, похожее на деда Васю. Потом текст пошёл… Смирнов Василий – герой истории, присланной на конкурс «Мой дед сражался …», … победителем стал … Евгений. Представляешь меня в тот момент? В метро тысячам людей на экране рассказывают о моём деде … Я смотрела на ехавших пассажиров и хотела сказать, мол, это про моего деда и моего сына показывают. Еле дождалась выхода из метро, чтобы вам позвонить. Помнишь, а мы не верили, сомневались, считали напрасной папину затею. Папа дома, передай ему телефон.


Неожиданная новость взбодрила семидесятилетних родителей. Гордость переполняла душу за их родного бывшего солдата. Москва вспомнила об одном из своих защитников. Рады были и за внука, сумевшего описать события тех суровых лет. Весь вечер и последующие дни продолжалось обсуждение приятной новости. Конечно, стали искать её подтверждение в интернете. Всё верно. Узнали также, что будет нарисована картина с изображением героев историй двадцати победителей конкурса. В декабре состоится открытие новой экспозиции в музее, будет церемония чествования победителей, которые приедут со всей страны.


Вспомнили, как всё началось, также случайно. Будучи в гостях у молодых москвичей и, проезжая в метро, на экране среди прочей рекламы увидели информацию «Бессмертного полка» и мэрии о проведении конкурса «Мой дед сражался за Москву». Идея возможного участия в конкурсе всем понравилась. Главным в её исполнении стал студент исторического факультета, будущий учитель Евгений, хотя воспринял сие без видимого энтузиазма. Свободное время после занятий он ревностно делил между учебой и компьютерными развлечениями. Решили помочь ему сбором необходимых документов и фотографий, хранившихся в семье. Для всех родственников главным принципом было - участие.


- Спросите: - Кто такой наш герой, откуда он?


- Конечно, из деревни. Фефелово, окружённая лесом и клочками полей, располагалась по обе стороны ухабистой дороги, находилась более 20-ти верст от райцентра. Крестьянка Анна ходила одиннадцатым ребёнком. Домовничая и стряпая еду на большую семью, она заполнила чугунок и пыталась поставить его в разогретую печь. Тут-то всё и случилось летом 1926 года, когда дома были только малые дети. В сельской местности не раз бывало, что женщины самостоятельно управлялись со своими родами. Окрестили новорожденного в местной церквушке и назвали Василием. Обычное детство в бедной семье и бедной стране, бросившей вызов мировому капиталу, упорно созидавшей индустриальную основу нового строя. Жизнь деревенских детей была тесно связана с суровым таёжным лесом. Они знали диких обитателей, различали их даже по звукам и трелям. Сызмальства гурьбой и в одиночку ходили по грибы и ягоды.  При этом советская власть дала возможность юному непоседе Ваське учиться и закончить Великосельскую семилетку. Правда, к этому времени в семье Смирновых из-за болезней осталось в живых только пятеро детей.


Подросток задумывался о будущей профессии. Говорили, что в длинные зимние вечера он научился вязанию подзоров, что среди мальчишек - редкость. Однако всё больше ему хотелось в город, и он решил стать столяром. В то время престижную специальность можно было освоить только в системе фабрично-заводского обучения.  Ярославская школа ФЗО позволяла мечтать и открывала желаемые перспективы молодому пареньку. Руководство школы №24 отмечало успехи в учебе и прилежное поведение учащегося, направило родителям благодарственное письмо.


Но 1941 год перечеркнул не только мечты, но судьбы многих его сверстников.  Осенью пятнадцатилетнего фэзэушника и всю его группу направили на строительство оборонительных сооружений в соседнюю Калининскую область. Вражеские войска стремительно продвигались вперёд, угрожая с севера окружить непокорную Москву. Опасность нависла и над Угличской ГЭС, которая снабжала электричеством столицу и ближайшие области. И здесь нужны были неимоверные усилия, тяжелый ручной труд мобилизованного населения для подготовки заградительных рубежей. Скудное питание – единственное, что могла им дать страна. Форменная одежда и обувь уже не спасали подростков от дождливой и холодной осени. Резиновые сапоги на босу ногу стали причиной простуды и болезней у многих на рытье бесконечных окопов. Вернувшись в отчий дом, он стал трудиться в колхозе взамен мужчин, ушедших на фронт. Вскоре был призван в Красную армию его старший брат Володя.


В начале 1944 года пришла очередь и Василию с оружием в руках защищать Отчизну, родной дом. Стройного призывника направили служить в Москву, в Кремль. Здесь приняли в комсомол и вручили билет в политотделе комендатуры Кремля. Началась напряженная и ответственная воинская служба. Вместе с товарищами он достойно переносил все трудности и тяготы воинской жизни и быта. Стоя на посту, не единожды видел Сталина и других руководителей страны, представителей иностранных делегаций. Памятным событием стало участие в параде Победы. Из его рук поверженное фашистское знамя было брошено к подножию мавзолея Ленина.


Но как говориться, человек судьбу не выбирает, порой она совершается без его желания. В 1947 году ему в группе трёх сослуживцев выдали на руки запечатанный пакет и сказали куда ехать. Это было направление для продолжения службы в отдельную строительную роту Закарпатского пограничного округа. О причине он узнал позже. Брата Володю посадили в тюрьму за воровство колхозной собственности. В народе такие жестокие законы называли о «трёх колосках». В тот голодный и неурожайный год простые люди на селе отчаянно и по-разному пытались выжить и спасти своих родных.


Поздней осень 1950 года пришла долгожданная демобилизация. Младший сержант возвратился в родные места. Работа на селе, женитьба. Своя семья. Жена Лидия, чудом выжившая в блокадном Ленинграде, работала лаборантом молокозавода на приемном пункте в Великом селе. Василий устроился налоговым инспектором райфинотдела по сельской местности. Со временем перебрались в город. Покупка и восстановление старого дома. Выявились болезни, сказались лишения, пережитые в молодости. На обследование направлялся в ленинградский институт, там же проходил лечение. Приходилось менять профессии по состоянию здоровья. Столяр, кочегар, сторож. Инвалид третьей группы. Опять лечение, обследования. Наступило улучшение здоровья и возвращение на работу в финотдел. О своей службе в Западной Украине он не любил рассказывать. Видно, не велено было.


Для понимания условий жизни той поры важны и детские вспоминания его дочери Люси. Во время очередного отъезда отца на лечение в Питер подошла пора забоя откормленного поросёнка. Для охлаждения разделанной туши наёмные работники подвесили её в сарае. Однако к вечеру бабушка Зина настояла уже остывшую на морозе тушу перетащить в сени дома. Тревожные предчувствия оказались оправданными. Поздно вечером они услышали резкий стук в двери с требованием открыть её. Слышались грубая ругань и угрозы воров. В ту ночь женщины и ребёнок пережили невероятный страх и переживания, но дверь не открыли. На утро двери ветхого сарая оказались взломанными. А смелость позволила семье на какое-то время зимы сохранить выращенное мясо.


До 1965 года к наградам бывших красноармейцев в народе относились без особого интереса. Только к 20-летию Победы писатель однофамилец поднял значение военных наград. Вспомнил о своих наградах и Василий Петрович, но одевать их стыдился. Затем появились льготы, например, на проезд в общественном транспорте. Но ему в удостоверении отказали, так как он не имел статуса участника боевых операций. Иногда выслушивал и не лестные отзывы о своей службе. Оказалось, что почти семь лет проведённые в вооружённых силах оказались как бы никчемными, вроде бесполезной прогулки. Всё это за живое задевало одного из тысяч Смирновых.


Прошли годы. Внучка вышла замуж и переехала на жительство в Москву. В семье вырастили двоих детей. Младшее поколение не забывало детство и юность, прожитые в доме Смирновых, купание на берегах Волги, летние вылазки в лес за грибами и ягодами. Старших, родителей, не забывали приглашать в себе в гости, в столицу.


И вот наступил декабрь с настоящей снежной зимой, почти, как тогда в 41-м. Но от реальности не уйти. Город живёт в 2023 году. Он сильно изменился не только после девяностых. Знавшие его тогда порой не узнают его центральные улицы и площади, восхищаются новыми строениями, бульварами, парками и жилыми массивами.
Женю, как победителя, и его деда пригласили на церемонию открытия выставки картины с изображением героев описанных историй. Мама с двумя бабушками (двумя Людмилами) получили приглашения на зрелищное мероприятие чествования победителей конкурса в Музей Победы. Уже прошла впечатляющая презентация картины – нового экспоната Музея современной истории в центре мегаполиса.


- Дед, а который из нарисованных наш?
- По-моему, вот он почти в центре картины, в шапке с ушами.
- Давай уточним.

Ловкими касательными движениями победитель прошёлся по экрану, рядом стоящего мультимедийного устройства.

- Точно, он.


Участники открытия выставки ещё несколько раз подходили к картине, фотографировались, поближе подходили к известным гостям музея, с некоторыми успевали перекинуться несколькими фразами, пообщаться. Организованная вереница пошла вниз к гардеробу за одеждой.


- Уважаемые победители конкурса и приглашенные, пожалуйста, прослушайте объявление. Случились форс-мажорные обстоятельства. Но мы предпринимаем все необходимые усилия, чтобы не омрачить праздник.


У одевавшихся в фойе участников мероприятия расслабленно-праздничное настроение сменилось на взволнованно-тревожное. Наш гид продолжала.


-  Заказной автобус на пути к нам попал в аварийную пробку из-за погодных условий. Времени его ждать у нас нет. Принято решение доставить вас к музею Победы на такси. Вы можете самостоятельно создать группы по четыре человека. Каждой группе я назову номер такси, посадка прямо на обочине с тротуара рядом с музеем.


Внук с дедом быстро нашли себе компанию. Это были мама с сыном из Челябинска. Такси долго ожидать не пришлось. Водитель уверенно вел авто пользуясь навигатором. Однако, пассажирам из регионов щекотало нервы резкая перестройка машины из одного ряда в другой, резкий набор скорости движения и неожиданные торможения. Быстро промелькнули Новый Арбат, Дом Правительства, Кутузовский проспект. Вот и показался с минской стороны обелиск на Поклонной Горе. Предстояло ещё несколько сот метров пройти по проторённой в глубоком снегу тропе к расчищенному проходу. Морозный воздух не позволял расслабляться и подгонял шедших. К тому же прикид или одежда и обувь почти именинника больше годилась для метро, чем для преодоления заснеженных просторов.


Торжественные и волнующие мероприятия продолжились. В просторном зале все соединились: герои историй на картине и экране, а их потомки, рассаженные на первых рядах. Впечатления от увиденного и услышанного там были выше всех ожиданий. По сути, благодаря инициативе пассионарных горячих сердец, сохранению исторической и семейной памяти, правнук встретился со своим прадедом, внучка - с дедом, дочка - с отцом.