Осаждение Е. П. Блаватская

Ольга Крубер-Федорова
Из теософских статей Е. П. Блаватской, Т. II
Из всех феноменов, произведенных оккультной силой в связи с деятельностью нашего Общества, ни один не был засвидетельствован более широким кругом зрителей и не был более широко известен и прокомментирован в недавних теософских публикациях, чем таинственное получение писем. Сам феномен был настолько хорошо описан в «Оккультном мире» и в других местах, что было бы бесполезно повторять это описание здесь. Наш нынешний предмет рассмотрения больше связан с процессом, чем с феноменом таинственного образования букв. Синнетт обратился за объяснением этого процесса и получил следующий ответ от многоуважаемого Махатмы, который с ним состоит в переписке:
«… Имейте в виду, что эти письма не написаны, а отпечатаны или осаждены, а затем все ошибки исправлены... Я должен все обдумать, фотографически точно запечатлеть каждое слово и предложение в своем мозгу, прежде чем его можно будет повторить путем осаждения. Поскольку фиксация изображений, снятых фотоаппаратом, на химически подготовленных поверхностях требует предварительного наведения на фокус изображаемого объекта, поскольку в противном случае (как часто бывает на плохих фотографиях) ноги у фотографируемого человека могут оказаться непропорциональными голове и так далее, так и нам надо сначала упорядочить наши предложения и запечатлеть в своем сознании каждую букву, которой предстоит появиться на бумаге, прежде чем всё это станет пригодным для чтения. На данный момент это все, что я могу вам сказать».
С тех пор, как было написано это объяснение, Учителя любезно позволили еще немного приоткрыть завесу, и, таким образом, теперь способ действия можно более полно объяснить постороннему лицу.
Те, кто обладает хотя бы поверхностными знаниями о науке месмеризма, знают, как мысли месмеризатора, хотя и молча сформулированные в его сознании, мгновенно передаются пациенту. Месмеризатору, если он достаточно силен, необязательно находиться рядом с пациентом для получения вышеуказанного результата. Известно, что некоторые известные специалисты в этой области науки были способны усыплять своих пациентов даже на расстоянии нескольких дней пути. Этот известный факт послужит нам ориентиром в понимании сравнительно незнакомого предмета, который мы сейчас обсуждаем. Написанию писем, о которых идет речь, осуществляется с помощью своего рода психологической телеграфии; Махатмы очень редко пишут свои письма обычным способом. На психическом плане  существует, так сказать, электромагнетическая связь между Махатмой и его чела, один из которых действует как его личный секретарь. Когда Учитель хочет, чтобы письмо было написано таким образом, он привлекает внимание челы, которого он выбирает для выполнения задания, звоном астрального колокольчика (слышимого многими членами нашего Общества и другими людьми), который раздаётся рядом с ним, точно так же, как отправляющее телеграфное отделение подает сигнал получающему отделению перед отправкой сообщения. Мысли, возникающие в уме Махатмы, затем облекаются в слова, произносятся им мысленно и направляются по астральным потокам, которые он посылает к ученику, чтобы воздействовать на мозг последнего. Оттуда они переносятся нервными токами к ладоням его рук и кончикам пальцев, которые покоятся на листке магнетически подготовленной бумаги. Поскольку мысленные волны таким образом запечатлеваются на ткани бумаги, то к ней притягиваются из океана акаши (пронизывающего каждый атом чувственной вселенной)  соответствующие материалы посредством оккультного процесса (описывать который здесь неуместно), и остаются неизгладимые знаки.
Из этого совершенно ясно, что успешное написание такого письма, как описано выше, зависит главным образом от следующих факторов: (1) силы и ясности, с которыми передаются мысли, и (2) независимости воспринимающего мозга от помех любого рода. Точно так же обстоит дело и с обычным электрическим телеграфом. Если по той или иной причине заряд батареи, снабжающей электроэнергией телеграфный аппарат падает ниже требуемого уровня или происходит какое-либо нарушение в принимающем аппарате, то передаваемое сообщение либо искажается, либо становится каким-то образом недостаточно разборчивым. Телеграмма, отправленная в Англию представителем агентства Рейтер в Симле о разных мнениях местных органов власти по законопроекту о поправках к уголовному процессу, вызвавшая столько дискуссий, дает нам понять, как появляются неточности в процессе осаждения. Такие неточности, на самом деле, возникают очень часто, как можно понять из того, что пишет Махатма в приведенном выше фрагменте. «Имейте в виду, что эти письма не написаны, а отпечатаны или осаждены, а затем все ошибки исправлены». Обратимся к источникам погрешности при осаждении. Помня об обстоятельствах, при которых в телеграммах возникают ошибки, мы понимаем, что если Махатма каким-то образом устаёт или позволяет своим мыслям блуждать во время данного процесса, или перестаёт задавать необходимую силу астральным потокам, по которым проецируются его мысли, или рассеянное внимание ученика приводит к расстройству его мозга и нервных центров, что значительно влияет на успех данного процесса.
Приходится весьма сожалеть, что иллюстрации вышеуказанных общих принципов не разрешены к публикации. В противном случае автор уверена, что имеющиеся в её распоряжении факты сами по себе сделали бы эту статью гораздо более интересной и поучительной. Однако выше было раскрыто достаточно, чтобы дать читателю ключ ко многим очевидным тайнам, связанным с осаждением писем. Это должно удовлетворить всех серьезных и искренних исследователей и привлечь их самым решительным образом на путь духовного прогресса, который один и может привести к познанию оккультных явлений. Но следует опасаться, что тяга к грубой материальной жизни в современном западном обществе настолько сильна, что ему всё сгодится, пока оно будет закрывать глаза на нежелательную правду.

Е.П. Блаватская
«Теософ», январь 1884 г.