Для маленьких. Пьеса Приключения мышонка

Анжелика Стынка
* * * Приключения мышонка. Для театра кукол. Бибабо.
              БОЛЬШИЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ МАЛЕНЬКОГО МЫШОНКа
               
                  Для детей от 3 лет

Куклы бибабо
Куклы бибабо хорошо сочетаются с плоской куклой

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
1 актер: мальчик Сережа; Мышонок без имени
Мышонок Писмелый
Кот Василий
Дворник - человек
Хозяйка - человек
Мама -  мышь
Бабушка -  мышь
Папа – мышь
Дедушка - мышь
Мыши: Сестра 1; Сестра 2; Брат 1; Брат 2 
Жители курятника: петух Гордон; Курица 1; Курица 2
Страшная птица
Дядюшка Крот
Рассказчик
Многие актеры могут быть из бумаги
                            Появляется Рассказчик.
Рассказчик. Удивительная история произошла в одном провинциальном городке. Тот славный городок начинался  на букву «О»… (Пауза). Впрочем…  История могло иметь место быть, где угодно. В моём тихом городке. В вашем шумном городе. Эх-эх. Только не с каждым ребенком!  (Уходит).
                        Завес открывается. Со всех сторон -  лай собак, крик петухов.
      Появляется  Дворник с метлой.
Дворник (в зал). Просыпается город! Заводские трубы загудели. Трамвайные рельсы заскрежетали. На рынке торговки овощами расставили свои корзинки. Мамы собирают детей в школу.  (Оглядываясь). Домохозяйки вышли кормить бездомных котов. (Довольно). Коты – наши лучшие друзья. Котов следует уважать. Коты видят то, чего не видит никто.
                                Появляется Хозяйка. В руках у неё кувшин. Из-за кулис выходит кот Василий.  Проходит мимо Дворника.
Дворник. Василий! Здравствуй, бродяга.
Кот Василий. Мур-мур. Да! Я – дворовый кот. Живу сам по себе. Сплю, где придётся. На судьбу не жалуюсь. Радуюсь каждому дню.
Дворник (в зал). Кот Василий – мой тёзка. Я тоже Василий. Живу один. Нет детей, нет жены. Хотел бездомного кота приютить. Да кот Василий воспротивился! Ему свобода дороже шерстяного коврика у тёплой печки. Этот кот гуляет сам по себе.
Кот Василий (раскланиваясь). Мур-мур. Все подвалы обошел.
Дворник (в зал). Горожане нашего кота Ваську любят. (Указывает на Хозяйку).  Особенно жалуют его местные хозяйки. Усердно подкармливают кота. Кто рыбкой угостит. Кто молочком. Живет кот, не бедствует. Но, забавы ради, может и настоящую мышь поймать.
Кот Василий (горделиво). Мур-мур. Я ловкий. Я смелый. Цап! И мышка моя!
Кот Василий  подходит к Хозяйке.
Дворник (вслед). Василий завтракать пошел.  (Исчезает).
Хозяйка. Сегодня ты припозднился, Василий. Вышла, а тебя нет.
Кот Василий. Мур-мур. Муху гонял.  Прыг – скок. Попрыгал. Лапки размял.
Хозяйка. Охотился, говоришь? Много ли мышей поймал?
Кот Василий (в зал). Пора бы людям разгадать наше «мяу». (Заговорщицки). Коты понимают каждое слово, сказанное человеком.
Хозяйка. От молочка не откажешься? Молочко свежее, жирное. Угощайся, Василий.
          Кот склоняется над миской.
Кот Василий. Ням-ням. Женщина принесла мне еду. Я доволен жизнью. Я привык водить дружбу с добрыми женщинами.
Хозяйка. Мурчишь. Все тебя любят, Василий. Все кормят. На каждом дворе ты желанный гость. Чтобы мы без тебя делали, Василий. (Гладит кота). Одолели нас пронырливые мыши. (Вздыхает). Вчера спустилась в погреб, а она - там! Сидит на мешке с зерном!
          Кот Василий кладет лапу на  руку Хозяйки.
Кот Василий. Не переживай, хорошая женщина. Я той мышке за тебя отомщу. Спуску ей не дам. Будет знать, как добрых людей обижать.
Хозяйка. Сверлила меня глазами-бусинками. Понимаешь, Василий? Мыши наглые пошли.
              Из-за кулис выходит мальчик Сережа. В руках у него рогатка.
Сережа (в зал). Я  непослушный ребенок. Городской хулиган.  Ой, как в школу неохота!
  Стреляет. Звон разбитого стекла. 
Кот Василий. Этот мальчик мне не нравится. Какой противный мальчишка! Всех кошек задирает. Людям тоже от него достается.
Хозяйка (в зал). Вы видели! (Испуганно). Вы слышали? Мальчик разбил лампочку!
Кот Василий. Плохи дела. Люди не  видят в темноте. Кто-то  споткнется, упадёт, порвет штаны. Хоть бы такая беда не случилась с этой доброй женщиной. (Смотрит на Хозяйку). Людей надо беречь. Без людей нет котам жизни. Коты с людьми дружат с давних пор.
Хозяйка. Ступай, мальчик, в школу.
Сережа (лениво). Сегодня в школу не пойду. А что?! (В зал). Всех обману. Любого перехитрю. Завтра скажу учительнице, что ужасные соседи целый день заливали нашу квартиру. Всё лили воду и лили. По стенам текло. На пол капало. Беда-беда. Учительница мне поверит. Я хорошо вру! (Хвастливо). Никто не умеет обманывать так, как я.
Хозяйка (возмущенно). Что делается! Нет на  мальчика управы! Плохим человеком растет Серёжа.
Кот Василий. Самый невоспитанный ребёнок. А городок у нас славный. (Заносчиво). Я этого мальчишку не боюсь.
  Сережа откидывает голову назад.
Сережа (весело). Солнце сегодня ленивое. (Зевает). Я тоже умею хорошо лениться. Зачем только взрослые придумали школы!? (Раздраженно). Этим взрослым лишь бы детей мучить!
      Показывается Дворник.
Дворник (досадливо). Сережа часто пропускает руки. Учителя на него жалуются.
Хозяйка. Стыд-то какой.
Сережа. Решено! (Уверенно). Сегодня я в школу не пойду!
Дворник. Лучше б ты за ум взялся, мальчик!
Кот Василий.  Найди цель, мальчишка. Иначе пропадёшь.
Сережа отворачивается от них
Сережа (хвастливо в зал). Когда мама  вернётся с работы, я ей скажу, что получил пятерку по математике!
Дворник (досадливо). Как же некрасиво, Сережа, обманывать родителей.
Хозяйка.  Мама и папа тебя любят.
Сережа. Старательно нарисую пятерку в дневнике.
Дворник (строго). Шел бы ты в школу, Сережа!
      За сценой гудок заводской трубы.
(В зал). В нашем городе нет бездельников! (К Сереже). Один ты бродишь по улицам, мальчик.
Кот Василий. Жизнь нельзя прожить играючи.
Дворник. Я уже старый, но старюсь приносить пользу людям.
Сережа (задиристо). Что вы пристали, дядя Вася?
Дворник. Вот увижу твою маму и скажу: ненадежный у вас мальчик, мама. Нельзя на него положиться. Вы на работу, а он мимо школы.
Сережа (с негодованием). Чего?
Дворник. Ленивый мальчик растет.
Кот Василий. Нерадивому всегда праздник.
Дворник. Всё утро я опавшие листья собирал. Все должны трудиться. А ты школу решил прогулять. Проглотит тебя лень, мальчик.
Сережа. Ах, так! Сейчас я разбросаю ваши листья. (Убегает).
Дворник (вслед). Хулиган! (Огорченно). Я все утро мел-мел… (В зал). А этот мальчишка! 
Хозяйка. Беда с ним.
                                        Сцена ненадолго остаётся пустой. Звучит тихая музыка. 
                  Появляется Сережа. Музыка обрывается.
Сережа (весело).  Да! Я - хулиган! (Беспечно). Как же весело быть непослушным ребёнком.  Что хочу, то и делаю! Захотел – уроки прогулял! 
Появляется Кот Василий. 
Кот Василий. Мяу-мяу. Опять ты? Бродишь по городу, словно у тебя дома нет.
Сережа (радостно). Котик! Славный котик. Пушистый!
Кот Василий. Ты стал добрый? (В зал). Может мальчишка изменился в лучшую сторону. Пора бы уже! 
Сержа. Как я рад нашей встрече, Василий.
Кот Василий (с удивлением). Да? (В зал). Мальчишка не безнадёжен. (К Сереже). Поиграем? У тебя есть мячик? Я готов прыгать за мячиком.
Сережа (задорно в зал). Этот Василий! Он - дворовый кот. Бездомный бродяга. Он никому не нужен. Никто за него не заступится. У него нет друзей.
Кот Василий. Мяу-мяу. Ошибаешься, мальчик. Друзей у меня больше, чем у тебя. (Хвастливо). С завтрашнего дня перебираюсь в просторную собачью будку. Бобик уезжает на дачу. Он – мой лучший друг. Разрешил пожить в его доме. Скоро начнутся дожди. Надёжная крыша над головой не помешает.
Сережа. Сейчас напугаю тебя до смерти, Василий! Привяжу к твоему хвосту карандаш. 
Кот Василий. Мальчик! Не шути так. Остановись! Нельзя пугать котов. (С гордостью). В Древнем Египте мы были сакральными животными! Нам поклонялись, словно богам. Нас почитали, как  великих императоров. Поверь, мальчик! Древние люди были сведущими в устройстве этого мира. Запомни, мальчик! Кто нарушит космический закон, тот дорого заплатит!
                                                  Сережа показывает в зал карандаш.
Сережа. Ты даже не представляешь, Василий, что сейчас будет!
                                Гремит гром. На заднем плане – молния.
                                Полный мрак.
                              Ярко вспыхивает свет.
                          На сцене появляется Рассказчик в черном плаще. На лице маска. Поет: «Я очень черный, черный маг. Глотатель шпаг, лошадок и собак. Я продаю большой секрет. Сильней кошки зверя нет». (Исчезает). 
          На сцене появляется Мышь и кот Василий.
Кот Василий (довольно). Какая аппетитная мышь. (Наступает на неё угрожающе).
Мышь. (Удивленно). Я понимаю, о чем говорит кот! (Испуганно). Он хочет меня съесть!
Мышь дрожит.
Кот Василий. Да-да.  Сейчас я кого-то съем!
Мышь (изумленно). Кто я?  (В ужасе). Я вижу свои лапы. (С беспокойством). Лапы? У меня лапы!
Кот Василий.  В моем большом животе для маленького мышонка всегда найдется местечко.
Мышь. Где  мои ноги? Мои быстрые ноги! (В зал). Что со мной случилось? 
Кот Василий смеется.
Кот Василий. Люблю играться с мышами.
Мышь (обреченно). Я – мышь? А был мальчиком!
    Мрачная, чуть слышная музыка.
Кот Василий. Люблю, играться с обедом.
Мышь (поникнув). Я – обед?..
    Кот садится рядом.
Кот Василий. Чего дрожишь, мышь?
Мышь. Боюсь!
Кот Василий (довольно). От страха на тебе шерсть встала дыбом!
Мышь (слезливо). Где моя курточка? Куда подевались мои вещи?
Кот Василий (зевая). Скучно с этим мышонком. Какой-то он странный. (Дергает мышь за хвост). Обед, ты будешь убегать? 
        Мышь  ложится. Кот Василий ложится  рядом.
Впервые вижу такую трусливую мышь.
Мышь. Очень мне страшно. Пи-пи.
Кот Василий.  Эй, вставай! Разомни лапы, мышонок.
Мышь (умоляя). Ешь меня скорей. (В зал). Пришла расплата за обман и ложь.
Кот Василий (заносчиво).  Разлегся. Помирает раньше времени. Никакого сопротивления. Скучно без борьбы.
              Кот Василий отходит  в сторону.
Мышь. Да-да. (Обреченно).  Я готов принять смерть.
            Из-за кулис выбегает мышонок Писмелый. В руках у него рюкзак.
Мышонок Писмелый (возмущенно). Почему не убегаешь, дружище? Спасайся, незнакомец!
Мышь (не поднимая головы). Все кончено. Пришел мой час. (Закрывает лицо лапками). Сейчас умру.
Мышонок Писмелый. Не мешкай!  Иначе кот Василий тебя съест.
Кот Василий (потирая лапы). Две мыши лучше, чем одна! Славный обед! Первое блюдо. Второе блюдо. С кого начать?
Мышонок Писмелый. Бежим! Пока кот за углом, мы успеем скрыться. (Поднимает Мышь).
Мышь. Не могу! (Сопротивляется). Никуда не пойду. Мои лапки дрожат! Силы оставили меня.
Мышонок  Писмелый. Соберись, мышонок! Не всё потеряно. У нас есть шанс спастись. Власть кота ни так велика, как кажется.
                          Кот Василий стоит неподвижно, смотрит на мышей.
Кот Василий (с восхищением). Какая смелая мышь! Не побоялась грозного кота. Помогает сородичу, попавшему в беду. Чем смелее мышь, тем она вкусней.
Мышонок Писмелый. Ты всё слышал? Он с меня начнет! Тебе повезло, незнакомец.
Кот Василий (хладнокровно). Сейчас поиграет кот с мышами! 
Мышонок Писмелый. Побежали! Кот Василий – быстрый кот!
Кот Василий. Зашевелились мыши! Наконец-то.
Мыши бегают. Кот Василий бегает за ними. Хватает – отпускает. 
  Звучит страшная музыка.
Мышонок Писмелый. Ай!
Мышь. Ой!
Кот Василий (кряхтя). Зачем я столько выпил молока? Хотел угодить доброй женщине. Теперь ни одна мышь в меня не влезет! Мяу. Полный живот!
Кот Василий равнодушно отворачивается от мышей.
(Лениво). Еще встретимся! (Уходит).
      Мыши прыгают.
                                          Звучит веселая музыка.  Поют хором: «Какой чудесный день. Какой чудесный день!  Какой чудесный я. И  песенка моя. Не скучно мне ничуть. Пою когда хочу. Какой веселый я. И песенка моя». (Смеются).
Мышонок Писмелый. Враг взял передышку! Ура-ура! Редко кто остается живым после встречи с котом!
Мышь. Мы спаслись!
Мыши обнимаются.
Мышонок Писмелый. Удача на нашей стороне.
Мышь (изумленно). Меня чуть не съел кот.
Мышонок Писмелый.  Да, дружища! Ты был в цепких когтях! Но всё обошлось. 
Мышонок Писмелый  похлопывает  Мышь по плечу.
Рад новому знакомству!
Мышь. И я в восторге!
Мышонок Писмелый. Как мы его – этого кота, а?
Мышь. Спасибо тебе, друг! Ты меня спас.
            Дружески пожимают друг другу лапы.
Ты храбрый!
Мышонок Писмелый (смущенно). Нам  просто повезло. Как тебя зовут, счастливчик?
Мышь (удрученно). Не помню.
Мышонок Писмелый (взволнованно). Да ты от страха имя потерял.
Мышь (жалобно). Наверное.
Мышонок Писмелый. Не переживай! Мы найдем твое имя! Ты не первый, кто теряет имя после встречи с грозным котом.
Мышь. Правда?
Мышонок Писмелый. Главное, что ты живой! Впереди – счастливый день! А что будет дальше, никто не знает.
Мыши смеются. Все пронизано красным светом. На заднем плане солнце клонится к земле.
У тебя есть дом?
Мышь (растерянно). Дом?
Мышонок Писмелый. Просторная норка. Где тебя ждут мама, папа, бабушка, дедушка, сестры, братишки. 
Мышь. Всех съела лисица.
                                                                Из-за кулис показывается Рассказчик.
Рассказчик. Надеюсь, вы поняли, что произошло. Мальчик Сережа нарушил космический закон! Никто не должен обижать котов. Котов почитать – горя не знать. (Досадливо). А тут. (Вздыхает). Такое случилось. Что ж. На ошибках учатся. Какие уроки вынесет мальчик? Посмотрим. Наша история только начинается. Впереди - приключения маленького мышонка. (Исчезает).
Мышонок Писмелый. Так ты сирота?
Мышь (обреченно). И бездомный. 
Мышонок Писмелый. В это невозможно поверить… (В зал).  Семьи мышей очень большие. У каждой маленькой мышки есть мама, папа, братья и сестры. (К Мышке). Как же тебе не повезло, друг.
Из-за кулис показывается Рассказчик.
Рассказчик. Распрощавшись с человеческой жизнью, мальчик Сережа принял на себя горькую, мышиную долю. (Исчезает).
Мышонок Писмелый. А сколько тебе месяцев?
Мышь. Несколько недель отроду.
Мышонок Писмелый (задумчиво). Так ты совсем кроха... (Грустно). Маленький и один в большом мире. (Озираясь). Кругом опасность.
Мышь. Да. Коты повсюду. (Испуганно оглядывается). 
Мышонок Писмелый (Опомнившись). Прости, друг! Забыл представиться. Зовут меня Писмелый. (Спохватившись). Что ж это мы? Пойдем.
Мышь. Куда?
Мышонок Писмелый. В гости! Познакомлю тебя с семьей. Со мной живут сестры и братья. К счастью, у меня есть мама и папа, бабушка и дедушка.
Мышь (восхищенно). Большая родня. Повезло тебе!
Мышонок Писмелый. Да. Я счастлив. Все живы! Никого не съела ни сова, ни лисица. Раньше мы обитали в лесу. Там, за каждой корягой таилась смерть. Пришлось переехать в город. Мама сказала, что теперь мы находимся от беды подальше. (Машет лапой в сторону). Наш дом стоит на центральной улице города, дом спрятался под сливной трубой. 
      Появляется стена дома. У дверей - колокольчик.
Пришли.
Мышь. Какой славный дом!
                    Мышонок Писмелый  дергает за шнурок колокольчика. Появляется Мама. В руках у неё кухонное полотенце. 
Мама. Мой мышонок! Ты не один?! С тобой новый друг?
Мышонок Писмелый. Ему негде жить.
Мама. Проходите в дом, дети. 
(Занавес) 
Занавес открывается. Комната внутри норы. Скромно обставлена.
Направо – диван. Налево -  кухонный буфет.
        В комнате Папа, Дедушка, Бабушка.
        Из-за кулис выходит Мама. За ней - мышонок Писмелый  и Мышь.
Мышонок Писмелый (с восторгом).  Я не один! Со мной новый друг! Вместе мы ловко удрали от кота!
Бабушка (всплеснув лапками).  Мой внучок чуть не погиб!
Папа. Хвосты на месте. Уши целые. Все обошлось.
Дедушка (гордо). Мой внук ловкий и смелый! Сбежал от хитрого кота! Молодец! Горжусь тобой, внучок.
      Мыши разглядывают гостя.
Папа. Я – папа. 
  Пожимает  лапку.
Дедушка. Я – дедушка.
Бабушка. Я – бабушка.
    Она наклоняется поцеловать его.
В комнату входят братья и сестры.
Бабушка (ласково). А тебя как зовут, малыш?
Мышь.  (Обреченно). Я потерял свое имя. (Недоуменно разводит лапками).
Бабушка (сочувственно). Не огорчайся, мышонок. Много раз я слышала подобные истории. Когда мышки пугаются, они забывают свои имена.
Мышонок Писмелый (к Мыши). Пока ты не вспомнил имя, я буду звать тебя Пидобрый!
Бабушка. Имя накладывает на мышь обязательства, понимаешь? Имя влияет на судьбу.
Мышь (кивает). Понимаю.
Бабушка. Жизнь дана на добрые дела.
Мышь. Никому не причиню зла.
Бабушка. Вот и славно. Теперь ты носишь имя Пидобрый. Значит! Самый добрый мышонок на свете.
    Часы бьют пять.
Мама. Пришло время вкусного обеда.
Дедушка (потирая лапы). Наступил нужный час.
Бабушка. Набьем животики пищей.
Перед ними, в центре, появляется стол. 
Мама. Сегодня на обед пшеничные крошки, зерна гречихи, сыр с плесенью.
Мышки-сестрички (хором). И сладкие арбузные корки!
Мышь. Я так проголодался! Словно не ел сто лет!
Все  усаживаются. 
Брат 1  (хвастливо). У нас добрые новости.  Этим утром мы обхитрили соседку - ворону!
Брат 2. Ворона прожорливая и запасливая. В её закромах много еды!
Брат 1. Мы нашли вороний тайник! Он на крыше.
Мама (строго). Вы опять лазали на крышу дома, где  живут люди! Человек - опасное существо! Люди страшней котов будут! Люди задумали извести мышиный род. 
Брат 1. Не волнуйтесь, родители. Мы не переходим дорогу людям. Держимся от них на расстоянии.
Брат 2. Как только видим человека, прячемся. Будьте спокойны, родственники. Не ждите беды.
Бабушка. Какие разговорчивые! На всё у молодёжи есть ответ. Нельзя гулять по мокрым крышам! (Хватается лапками за голову). С мокрой крыши можно свалиться на голову коту.
Дедушка (к Бабушке). Не переживай. У нас ловкие внуки. Они знают, что делают.
Брат 1. Свои сокровища ворона сложила в сундучок.
Брат 2. Сундучок зарыла на замок.
Брат 1. Сундучок спрятала под листвой.
Брат 2. Мы нашли сундучок!
Брат 1. Мы открыли замок!
Брат 2. В вороньих закромах, чего только нет! Там и  хлебные корки, и белые сухарики. И даже грецкие орехи!
Мышки-сестрички (хором). А мы знаем, где еды в сто раз больше, чем у вороны!
Брат 1. И мы знаем!
Брат 2. Вот бы забраться в амбар к мельнику!
Брат 1. На мельнице много пшеницы. На сто лет вперед!
Мама (строго). Разговорчивые какие. Вот, что надумали. Всем спать! 
Мышь (бодро). Спасибо за ужин. Я пошел.
Мама (удивленно). Куда ты, маленький мышонок?
Мышь. На улицу. Искать ночлег.
Бабушка (сердобольно). Оставайся с нами, малыш. На улице холодно.
За сценой – вой ветра.
Ветер разгулялся.  Простынешь.
Мышь (задорно). Не переживайте обо мне, добрые сородичи. Я холода не боюсь. Я травой и листьями укроюсь! 
Мама (испуганно). Пропадешь, мышонок. Бродячие коты нападут на тебя.
Папа. Поживи с нами до весны, Пидобрый.
Мама. Места в норке всем хватит.
Бабушка. Дядюшка Крот сказал, что эта зима будет снежная. Давно такой суровой зимы не было.
Дедушка. А когда сойдет снег, построишь для себя дом, мышонок Пидобрый.
Мама. К весне ты станешь  взрослым! Пока же -  мы о тебе позаботимся. (Кивает).
                  На сцене темнеет. Все исчезают. В круге света появляется  Рассказчик.
Рассказчик.  В большой и дружной семье, которая жила в тесной норке, где места хватало всем, побежали  дни в заботах. Братья следили за хитрой вороной. Мама готовила вкусные обеды. Бабушка штопала худые носки и вязала тёплые шарфы. Сестрички-мышки, бранясь, звонко пищали. А больше им делать было нечего. Мышонок Пидобрый  и мышонок Писмелый  строили новый туннель. Старый давно обвалился. Папа и дедушка разрабатывали  план.  Папа и дедушка задумали обхитрить мельника и захватить  зерно. (Уходит).
  Вспыхивает свет.
  В комнате  Дедушка, Бабушка, Мама, Папа. В руках у дедушки – лист. 
Дедушка. Перед вами план усадьбы мельника. Вот – дом. А там  – мельница. Рядом – амбар. В амбаре мельник хранит зерно.
Мама. Отличный чертеж!
Дедушка (хвастливо). Все проверено и просчитано. Каждая лазейка обозначена красным цветом.  Опасная собачья будка закрашена зелёным карандашом! Будку трудно не заметить. Где оранжевый цвет, там стоит амбар. Нам нужно в амбар!
Бабушка (с беспокойством). Все ли вы продумали? Осторожность лучше прибыли.
Мама. Главное – безопасность. Нужно беречь лапки и головы.
Папа. Мельник – хитрый человек. Мельник завел котов. Мы с ними справимся.
Дедушка (вздыхая). Мельник повсюду расставил ловушки.  В амбар мельник принес опасные мышеловки.
Поставил у каждого мешка с зерном.  Захлопнется мышеловка - нет мышонка.
Бабушка (разводит лапками). Из года в год мыши прельщаются на несметные богатства мельника. Подвергают себя опасностям.  Идут на риск. Погибая в бою, оставляют после себя славные имена.
Дедушка. Мы помним имена друзей. Мало кому удалось вернуться домой с победой. (Уверенно). Мы не попадём в капканы хитроумного мельника.
Папа. (В зал). Мы разработали верные наступательные действия.  Мы готовы к  быстрым отступательным движениям! (К Маме и Бабушке).  Живые и невредимые герои доставят в дом отборное зерно. Этой зимой никто не будет голодать. 
Дедушка.  Операция по захвату зерна пройдет успешно!  (К маме). Сколько в нашем доме рюкзаков?
Мама. Рюкзаков много, на всех хватит.
Папа. Завтра -удачный день. Лучший день для похода на мельницу! Людям не будет дела до мышей. К мельнику приедут родственники. Мельничиха печет вкусные пирожки и жарит  гуся. Мельник из погребка выкатил бочонок мёда. Суета в доме.
Мама. Откуда сведения?
Дедушка. От Крота.
Мама. Значит, достоверные данные.
Бабушка (благодушно). Дааа. Семейный праздник! В гости к мельнику пожалуют внуки. Он им всегда рад.
Дедушка. А нас ждет дальняя дорога. Не замерзнуть бы в пути.
      За сценой - шум ветра.
Бабушка (заботливо). Я связала для вас шарфы.
Мама (важно). Я соберу для вас хлебные крошки. Чтобы дорога показалась лёгкой, хлебные крошки посыплю сахарной пудрой. Хлеб да вода – то, что нужно в пути.
Дедушка (уверенно). Мы вернемся с зерном! Добудем богатство! Зерно из мельничих закромов перекочует в наш дом.
Бабушка (с хитрецой). Не последнее заберёте. У мельника всего много. Богатый дом.
(Занавес)
На следующий  день.
    Занавес открывается. На заднем плане - пшеничное поле поздней осенью. На переднем плане – мышонок Писмелый  и Мышь. Головные уборы -  теплые шапки. 
Мышь (задумчиво). У тебя есть мечта, мышонок Писмелый?
Мышонок Писмелый. Конечно! Хочу, чтобы никто не погиб на войне. 
Мышь. На войне?
Мышонок Писмелый. Братья, папа и дедушка ушли сражаться с мельником.
Мышь. Герои вернутся домой! Вечером  соберутся у камина. Мама принесет чай. Бабушка угостит печеньем. Разговоры не стихнут до утра.
Мышонок Писмелый. А чего хочешь ты, мой друг?
Мышь. Больше всего на свете я желаю познакомиться с дядюшкой Кротом!
Мышонок Писмелый. Славна мечта, мой друг! Дядюшка Крот добрый и умный! Ещё он очень важный.  Это и понятно. Ведь у него есть настоящий фильмоскоп!
Мышь. Откуда у Крота фильмоскоп?
Мышонок Писмелый.  Это большой секрет. Дядюшка Крот никому не говорит о том, где он взял фильмоскоп. Дядюшка Крот умеет хранить тайны. (Хитро). Но Бабушка думает, что Крот нашел фильмоскоп на свалке.
Мышь. А где находится свалка?
Мышонок Писмелый. Место, где много ценных предметов, находится за городом. Чего только на свалке нет. Доски, гвозди, строительные каски.
Мышь. Пошли! Найдем  что-то интересное для себя.
Мышонок Писмелый. Нельзя. Мы пока маленькие. Мы не должны далеко отходить от дома. Время летит быстро! Скоро станем взрослыми мышами. Наши лапки окрепнут. Тогда и отправимся на свалку. (Мечтательно). Дети выбрасывают сломанные игрушки. Я бы хотел  на свалке найти колесо от самосвала. После дождя у дома образуются лужи. На колесе  можно уплыть далеко. 
Мышь. Я бы хотел найти  флаг.
Мышонок Писмелый. Зачем тебе флаг?
Мышь (мечтательно). Когда стану взрослым, возьму флаг с собой в путешествие. Я бы шел вперёд. Ветер дул бы в спину. Флаг развивался бы на ветру.
Мышонок Писмелый. Я никогда не путешествовал. Путешествовать, наверняка, здорово. В дороге можно встретить новых друзей.
Мышь. А я никогда не видел фильмоскоп. Вот бы на него взглянуть. Для чего он предназначен? Им можно месить тесто?  Фильмоскоп – полезная вещь?
    Писмелый хохочет.
Мышонок Писмелый. Фильмоскоп предназначен для демонстрации диафильмов. Прежде мы часто приходили в гости к дядюшке Кроту. У Крота хороший дом. У комнате стоит широкий зеленый диван. Мы садились на диван. Дядюшка Крот включал фильмоскоп. На белом экране появлялись  картинки.  Дядюшка Крот рассказывал нам  истории.
Мышь. Почему вы перестали ходить в гости к Кроту.
Мышонок Писмелый. Дядюшка Крот стал кашлять.
Мышь. Простыл?
Мышонок Писмелый (кивая). Бабушка отнесла ему малиновое варенье. 
    На заднем плане появляется Рассказчик. В руках – фильмоскоп. Головной убор – кепка режиссера. Поет: «Фильм, фильм, фильм. Кто в этот мир попал, навеки счастлив стал. Фильм, фильм, фильм. Кино – волшебный сон, ах, сладкий сон». (Исчезает).
Мышь. Как же хочется попасть в кротовый дом!
Мышонок Писмелый. В доме Крота много необычных предметов. (Заговорщицки). У дядюшки Крота есть даже подзорная труба!
Мышь. Откуда у дядюшки Крота подзорная труба?
Мышонок Писмелый. Это тайна. Дядюшка Крот умеет хранить тайны. Но бабушка уверена, что дядюшка Крот нашел её на свалке.
Мышь. Для чего Кроту нужна подзорная труба?  
Мышонок Писмелый. Через подзорную трубу нужно смотреть на звезды. Далекие звёзды становятся ближе.
  На заднем плане появляется Рассказчик. На нем – плащ звездочета. В руках у него подзорная труба. Поет: «Слышу. Звездный разговор. Вижу. Сказочный узор. Знаю. Звезды говорят. Говорят о всём подряд. Есть на свете много тайн. Ты одну из них узнай». (Исчезает).
Мышь.  Повезло вам. (Вздыхает). Вы знакомы с Кротом.
Мышонок Писмелый. И тебе повезет, Пидобрый! Вот достроим тоннель! По новому тоннелю мы отправимся в гости к дядюшке Кроту. Скоро у него день Рождения. Бабушка скала, что дядюшка Крот перед сном пил чай с малиной и  готов принять друзей.
Мышь (вздыхая). Они там. (Машет лапой в сторону).
Мышонок Писмелый. Кто?
Мышь. Твои братья. Папа. Дедушка.
Мышонок Писмелый (кивая). Утром отправились на мельницу.
Мышь. Сколько ты нашел пшеничных зернышек, друг?
Мышонок Писмелый. Два зернышка.
    Показывает два зернышка.
Все зернышки давно склевали голодные птицы.
Мышь. В закромах у мельника много зерна!
Мышонок Писмелый (осторожно). Что ты хочешь сказать? Что задумал, друг?
Мышь. Нужно побежать через поле. Тогда успеем прибыть к амбару мельника раньше наших. Помчались, друг?
Мышонок Писмелый. Это опасно. Поле хорошо просматривается с высоты. А если какая-то птица увидит нас? Голодная птица захочет напасть на нас. 
Мышь. Мы станем передвигаться от коряги к коряге. Будем бдительными и  внимательными. Ничего плохого с нами не случится.
  Он хватает его за лапку и тащит за собой.
                  Мыши бегут. Появляется коряга. У коряги – камень.
Передохнем? 
Мыши садятся.  Из-за кулис важно  выходит  Птица. Оглядываясь во все стороны, приближается к мышам.
Мышонок Писмелый (испуганно). Птица! Она нас заметила!
Мышь.  Она нас съест!
Птица (в зал). Какое везение, что есть на свете глупыши! Как пришли холода, стало трудно добывать пропитание. Ни мышонка, ни зайчонка. Что поделать, такое время года. Никто не высовывает нос на улицу. Мыши сидят в норках. Умные мыши греют лапки у жаркого огня. (Хладнокровно). А эти…  два неразумных мышонка почему-то тут, в чистом поле. Хорошо. Сгодятся на обед.
                                                  Птица разглядывает мышей.
Мышонок Писмелый.  Прощай, верный товарищ!
Мышь. Не бойся, друг! За корягой спрятан чей-то дом.
Мышонок Писмелый. Вход в дом завален камнями.
    Они хватаются за камень.
Мышь. Тяжелый камень!
Мышонок Писмелый. Ничего не получается!  Внутрь не попасть. Не спрятаться от хищника. Бедная мама. Когда я умру, она будет горько плакать.
Птица. Наконец-то я наемся. 
                          Мышь делает прыжок в сторону Птицы. 
Мышь. Эй! Я здесь! Видишь меня!?
Птица (хладнокровно) Вот ты какой! Смелый! Вкусный!  Смелые  - самые сладкие.
Мышь (громко).  Встретимся в амбаре мельника, друг!
    Мышонок Писмелый и коряга исчезают.
    Мышь бежит. Птица летит. Звучит тревожная музыка.
Птица. Какой шустрый обед!
Мышь (в зал). Я спас друга! Добрая мама не будет плакать.
Птица. Этот мышонок бегает быстрей, чем другие мыши! Никогда не видала таких шустрых мышей.
Мышь. Мои лапки сильные! Сердце горячее! Ум холодный! 
Птица. Не уйдешь, мышь! (В зал). Я очень хочу есть! Голодное брюхо урчит. Поймаю мышонка – наемся досыта.
Мышь (в зал). Показался дом мельника. Пи-пи. Какая жалость. Высокий забор преграждает путь! Ха-ха-ха. Не беда. Вижу дыру. Легко пролезу через  дыру в  заборе!  (Громко смеется).
          На заднем плане появляется забор.
Птица (довольно). Мышонок торопится к амбару. Там я его и перехвачу. 
Мышь (в зал). До амбара далеко! Видел я чертежи. Кто ж их не видел? На столе они лежали. А до курятника –  пару прыжков! Мне нужно попасть в курятник!
    Всё  пропадает.
                  Появляется комната внутри курятника. Из-за кулис выходит петух Гордон, Курица 1, Курица 2.
        Появляется Мышь. Оглядывается во все стороны.
Мышь. Успел! Добежал! Ни разу не споткнулся. Под лапками земля горела. И вот -  я на месте!
Петух Гордон (важно). Ты, мышонок, попал в курятник. Здесь я – хозяин. (Сурово). А гостей мы не ждали.
Мышь. Простите. Так вышло. (Горделиво). Я перехитрил голодную птицу! Она хотела меня съесть.
Курица 1.  Он перехитрил птицу.
Курица 2. Какой смелый мышонок!
Петух Гордон (заинтересовано). Случилась погоня?
Мышь. Смертельная гонка! Я бежал! Она летела! Был слышен шум ее крыльев. На своей спине я чувствовал острие её когтей. 
Петух Гордон (к курам). Отдайте этому смелому малышу наш обед.
Появляется миска с зерном.
Мышь. Поел! Теперь можно и поспать. (Ложится на пол).
Петух Гордон. Раньше я видел мышей! У меня сложилось о них плохое мнение. Мыши – трусливые существа. Тащат еду исподтишка. А этот! Скажу вам (к курам) - решительный малый!
Курица 1.  Он влетел! 
Курица 2. Мы опешили. Ко-ко-ко. 
Курица 1. Может наш гость -  не мышь? 
Мышь Гордон. Глупые курицы, тише! Раскудахтались! Гость устал! Он бился с  птицей!
Курица 1.  Он перехитрил хищника. Ко-ко-ко.
Курица 2. Он выжил в схватке с врагом. Ко-ко-ко.
Петух Гордон. Тс-с-с.  Я что-то слышу!
                                За сценой раздаются голоса.
Голос Дедушки. Операция по захвату амбара прошла успешно! 
Голос Папы. Пока коты дремали, объевшись сметаны, мы прошмыгнули через широкий двор.  Без котов мышам раздолье.
Голос Дедушки. Вот что значит выбрать правильный  день для наступления! Мельник, мельничиха, их дети и внуки, все сидят за широким столом.
Голос Папы. А коты под столом. Мурка спит. Васька лениво чешет ухо. Тоша умывается. Никто не беспокоится о мышах.
Брат 1. Мы в амбаре! Мыши в пляс пустились.
Брат 2. Добрались мыши до мешка с зерном!
Голос Папы (радостно). Семья, набивайте зерном рюкзаки. Пока наши враги отдыхают, в амбаре мы установим мышиный порядок.
Петух Гордон (строго). В амбар забрались мыши!
Куры (хором). Мыши нашли зерно мельника! Что делать? Позвать котов?
Петух Гордон. Т-с-с. Никаких котов. Прибегут – устроят переполох, выпустят когти.  Знаю я их. (Указывает на Мышь). Мы отвечаем за жизнь этого маленького мышонка. Он мне нравится.
Мышь  потягивается. Встает.
Мышь. Я пошел в амбар. Спасибо за гостеприимство, добрые хозяева славного курятника. (Раскланивается). 
Петух Гордон (недовольно). В амбар пробрались мыши. Наверное, твои друзья пришли за зерном. Мы слышали их голоса!
Мышь (радостно).  Мои друзья обхитрили котов!
Петух Гордон. При других обстоятельствах, я б тебя заклевал! Но… (Появляется мешок).  Это лучшее зерно. Держи, малыш, мешок. За удаль твою – награда.
Из-за кулис выходят Папа, Дедушка, Брат 1, Брат2, мышонок Писмелый. На спинах  – рюкзаки.
Мышонок Писмелый (радостно). Тебя не съела птица! Ты живой,  друг!
Обнимаются. 
Дедушка. Что у тебя в мешке, малыш?
Мышь.  Зерно! Подарок от Гордона!
Дедушка. Наш малыш подружился с самим Гордоном! Невероятно!
Дедушка и петух Гордон раскланиваются. 
Петух Гордон (важно).  Ваш мышонок – самый смелый мышонок на свете! А я многих мышей повстречал.
Дедушка. Это так. Я им горжусь! Мышонок не из робких. Пора в дорогу. Путь не близкий. К ночи доберёмся.  Прощайте, жители курятника!
Петух Гордон. Мыши, никогда не появляйтесь на моей территории. Заклюю!
(Занавес)
Месяц спустя.
Занавес открывается.  Туннель. Горят свечи. По туннелю шагают мыши. В руках у них подарки. 
Бабушка. Для милого дядюшки Крота я связала теплые варежки.  (Показывает варежки).
Мышонок Писмелый.  Зачем дядюшке Кроту варежки? Крот живет под землей.
Бабушка. Мягкие варежки нужны для хорошего настроения.  (Тихонечко смеется). Проснётся утром Крот, натянет  варежки на лапки и скажет сам себе, что день задался. (Хитро в зал). Варежки я связала из волшебной шерсти. 
Дедушка (хвастливо). С моим полезным подарком уважаемый Крот легко добудет себе пропитание. (Показывает удочку). Под землей много озер. Быстро Крот научится удить.
Мыши – сестры (хором). А у нас снежинки! (Показывают картонные снежинки).
Брат 1. Что за подарок – снежинки? (Смеется).
Мама. Снежинки – отличный подарок! Всякий дар хорош, когда сделан от души. Девочки всё утро вырезали снежинки. Старались.
Брат 2. Мы подарим дядюшке Кроту каску! (Показывает строительную каску).
Брат 1. Каска будет защитой от дождя. Ведь у дядюшки Крота нет зонта.
Брат 2. Нет зонта. Будет каска. Крот не промокнет под ливнем. Вдруг, Кроту захочется прогуляться по весне?
Мышь. Откуда каска?
Брат 1.  Мы нашли каску на свалке.
Мышонок Писмелый. А мы смастерили табурет.
      Показывает табурет.
Дедушка. Новый табурет в доме лишним  не будет,  пригодится. Хочешь книжку с полки снять – встань на табурет.
Бабушка. Молодцы, внуки. Табурет - ценное имущество. Дядюшка Крот достойно им распорядится.
                          Из-за кулис выходит Крот. У него аристократический вид.
Крот (приветливо). Здравствуйте, мыши. Рад вам, друзья! Проходите в дом. 
          Появляется  комната с диваном. 
Крот. Дорогие гости, этим уютным вечером нас ждет новая сказка. 
                                  На заднем плане появляется белое полотно.
Бабушка (благодушно). Люблю добрые истории.
Крот. Сегодня  мы будем смотреть сказку о плохом мальчике. 
Бабушка (уверенно). Все дети хорошие! 
Крот. В одном маленьком городе жил-был мальчик по имени Сережа. Трус и забияка. Врунишка и ябеда.
Бабушка. Все это выдумка! Плохих детей не бывает.
            На белом полотне - Сережа. В руках у него  рогатка.
Мышонок Писмелый (испуганно).  Что тот мальчик держит в руке?
Папа. Страшное оружие! Из рогатки можно подстрелить хоть птицу, хоть мышь.
Крот. Когда в город  пришла зима, люди надели шапки и пальто. 
                          Картинка: люди в теплых одеждах.
Бабушка. Знаю людей. Это наши соседи!
Крот. Зимой у взрослых хлопот прибавилось! Наледь убрать. Дорожки расчистить. А человеческим детям  – сплошное веселье! С горы на санках слететь! Запустить снежками друг в друга. А можно и снеговика слепить.
Появляется снеговик.
Когда дети закончили лепить снеговика, на голову снежного человека они надели  ведро.
Бабушка. Ведро вместо шляпы? (Тихонечко смеется).
Крот. Точно! Но снеговику ведро понравилось! Он ничуть не обиделся. (Пауза). Когда пришла ночь, ребята разошлись по домам. На улице остался лишь мальчик Сережа.
Мама (догадливо). И снеговик!
Крот.  Подкрался Сережа к снеговику. Сбил ведро с головы снеговика. Сломал снеговику нос! 
Бабушка. Бедный снеговик! Он плачет!..
Мышь (вполголоса). Мне так стыдно.  (Он подавлен, но может говорить). Если бы я мог что-то исправить.
Крот. Слушайте дальше, друзья!
Бабушка. Да-да. (Кивает головой). Мы внимательно слушаем. История хоть и странная, но чувствую, что поучительная.
Крот (страшным голосом). Не задумываясь о последствиях, мальчик Сережа нарисовал снеговику уродливый рот.
Получился очень страшный снеговик!
                Появляется страшный снеговик. 
Страшный снеговик сразу перестал плакать.  Страшный снеговик больно ударил Сережу по плечу. Мальчик испугался и побежал! А испорченный снеговик помчался за ним.
Мышь (громко). Я не добрый мышонок. Я - злой и коварный ребенок! (Жалобно). Эта сказка обо мне. Меня зовут Сережа.
      Все смотрят на Мышь.
Папа. Нет! Не верю.
Мышь (с раскаянием в голосе).  Да… Я врун и забияка. Я тот самый мальчик.
Мама (ласково). Ты хороший. Смелый! Честный! Ты спас моего сына!
Дедушка. Теперь ты совсем другой, Сережа! 
Мышонок Писмелый! Ура! Мой друг нашел свое  имя! Ура!
    Звучит веселая музыка. Мыши танцуют.
(Занавес)
В разрезе занавеса появляется Рассказчик.
Рассказчик. Вспомнив имя, мальчик Сережа вернул себе прежнюю судьбу. Став настоящим человеком, не расстался с лучшими друзьями. Поверьте, впереди у них новые приключения! (Исчезает).
    В  круге света появляется мальчик Сережа.
Сережа. Что скажу, ребята. Ужасная история произошла со мной. Потерять себя – это большое испытание.  Тяжёлая жизнь меня многому научила. (Кивает головой). Маленьких не обижать. Старших уважать. Бездомным помогать. (Радостно).  Я больше не  вру. Ещё - я не пропускаю школу. Учусь хорошо.
    Появляется кот Василий. Становится рядом с Сережей.
Я подружился с Василием. Вместе мы ездим к бабушке в деревню. Вдвоём ходим на рыбалку. На мой день Рождения мама подарила нам удочку.
Кот Василий.  Одну на двоих. Мяу-мяу. Люблю рыбачить. Я знаю рыбные места. Недавно я поймал много рыбы.
Сережа. Мурчит Василий. Доволен новой жизнью.
Кот Василий. Не жалуюсь. Живу в семье. Теперь у меня настоящий дом. А в будку вернулся Бобик. На даче его покусали комары. Говорит, что жизнь в городе лучше, чем в деревне. Но это собачье мнение. У меня своё – кошачье.
Сережа. Друзья, приглашайте в свои дома  бездомных котов. Им трудно жить на улице. Кошкам нужно тепло.
Кот Василий. Тепло ваших сердец. Угощайте бродячих котов кошачьим кормом. Предлагайте им свежую воду. Без воды – жизнь беда. (Строго). Никогда не гладьте кошек против шерсти. Даже маленький котёнок может превратиться в большого льва.
(Конец).

* * * Сансара - 24.01.2021