О поездках в Находку

Александр Щербаков 5
Сейчас только такие старики, как я, помнят, что в советское время почти все побережье Японского моря являлось пограничной зоной, и попасть в неё без пропуска, если только ты не тамошний житель, было невозможно. Пограничники могли и ссадить с поезда без пропуска. Но южная часть  Японского моря, в отличие от всегда холодного Охотского моря, летом и в начале осени теплое, там можно купаться и загорать, укреплять свой иммунитет.  Поэтому дальневосточники всеми правдами и неправдами стремились получать такие разрешения. Например, знакомые, живущие в Приморье в этих пограничных районах, присылали вызов в гости. Погранцы давали разрешение, и можешь покупать билеты.

Но далеко не все знали, что есть свободный город в Приморье, куда можно приехать без пропуска – Находка. Вот что о нем можно узнать в интернете.

В Приморском крае, на самом берегу Тихого океана находится город с необычным названием — Находка. На географических картах это название появилось в 1859 году. Спасаясь от шторма, корвет «Америка», на борту которого находился генерал-губернатор Восточной Сибири Муравьев-Амурский, обследующий южное приморье зашел в неизвестную, спокойную бухту. Утром следующего дня, увидев саму бухту и берега её окружавшие, кто-то воскликнул «это просто находка!». Так и появились эти названия, залив Америка (в честь парохода), и бухты Находка.

Находка — самый южный город на востоке России; он южнее Владивостока и Сочи. Административно входит в Находкинский городской округ. Образует крупнейший транспортный узел России на Тихом океане. Находка славится своими пляжами, имеет богатый опыт международных связей.

Климат Находки умеренный, средняя температура воздуха зимой ;8 ;10Со, воды 0 ;2Со, летом воздух +19 + 21Со , вода +18 +20Со. Зимой сильных морозов нет, за редким исключением. Иногда может пройти и дождь. Начало лета, как правило, туманное. Самое пляжное время приходится на июль — сентябрь.

В плане экологии Находка, довольно чистый город. Крупных предприятий, которые наносили бы вред экологии, в городе нет. Основными загрязнителями атмосферного воздуха города являются выхлопные газы автомобилей, городские котельные в период отопления, а также угольная пыль, которая разносится ветром с терминалов портов. В 2006 году был открыт новый полигон ТБО и начаты работы по рекультивации необорудованной городской свалки, длительная эксплуатация которой повлекла загрязнение окружающей среды.

В городе очень много зелени, город окружают изумрудные, покрытые лесом сопки. В самом городе, каждое лето расцветают прекрасные цветники и клумбы. И через пот Находка к нам в страну завозили японские товары, приезжали немногочисленные в те годы японские туристы, которые потом на поезде ехали в открытый город Хабаровск. Как-то мы ехали я одном купе с японцем, которого сопровождал наш переводчик.

Я, коренной дальневосточник в третьем поколении, впервые окунулся в теплые воды Японского моря 1 августа 1971 года, когда мне было уже 24 года. Почему я так точно помню дату? Очень просто – в этот день началась моя службы в Военно-морском флоте СССР, куда меня направил ректорат родного Хабаровского медицинского института, где была военно-морская военная кафедра. Она готовила врачей для флота, давала нам азы оказания медицинской помощи на надводных кораблях, подводных лодок, в частях морской пехоты и морской авиации. И вечером, побывал с утра в отделе кадров Тихоокеанского флота и получив направление в части, мы с моим другом и сокурсником Борей Шевцовым вечером пошли искупаться на городской пляж Владивостока.

Три года службы в должности начальника медицинской службы подводной лодки во Владивостоке пролетели, и я вернулся в Хабаровск, где жила моя семья – жена и трое маленьких детей.  Стал работать в «гражданском» здравоохранении врачом-рентгенологом крупной городской больницы.  Пока дети были маленькие, мы о поездках к морю не думали.  Но в 1981 году мне дали путевки на всю семью на базу отдыха завода МЖБК, директор которого О.Г.Равкин  входил в состав попечительского совета нашей больницы. Вот тогда уже вся моя семья побывала на море, купалась в водах бухты Муравьиная, на китайском языке Тавайза, недалеко от города Артема.  Отдых на море всем понравился, и с тех пор мы раз в 2 года обязательно ездили в Приморье, обычно во Владивосток, откуда нам присылали приглашение знакомые.

Но в 1985 году я узнал, что к морю можно ездить и без приглашений и пропуска. Такую возможность давал отдых в районе города Находка.  Туда ходил фирменный поезд Хабаровск-Находка, на которую мы и купили билеты.  Решили отдыхать в палатках, которых у нас не было. Но найти в Хабаровске палатки и спальные мешки было просто, и мы поехали, решили остановиться в бухте Тихангоу, где должны были отдыхать знакомые врачи.

Поклажи у нас было много – две палатки, три спальных мешка, ласты, маски, одеяла, теплая одежда – так что все руки у нас с женой и у детей были заняты. Дождались на железнодорожном вокзале в Находке нужного нам автобуса, и минут через 40 оказались на месте. Шел мелкий дождь, мы сгрузили все вежи на автобусной остановке и я со старшим сыном пошли искать знакомых. Не нашли, но зато нашли удобное место на мысу, где можно поставить палатки. Вернулись к остановке, и уже с поклажей пошли к выбранному месту. Хотя ранее я не ставил палатку, но моросящий дождь торопил, и скоро одна палатка уже стояла. Туда мы спрятали вещи и детей, и поставили еще одну палатку. А вскоре и дождь переслал идти, но низкая облачность осталась.  И следующие пару дней такая погода сохранялось.  Хорошо, хоть не было дождя, и мы могла разводить костер без проблем, и не голодали.

У нас были обратные билеты в Хабаровске через 2 недели. Но такая погода и невозможность купаться и загорать действовала на нервы, и мы решили купить обратные билеты пораньше. Но когда я уже возвращался из Находки с новыми билетами, тучи разошлись и вовсю светило солнце.  И приехав, я сразу полез в море, а за мной и младшая дочь.  Все остальные дни до отъезда светило солнце, мы купались, загорали, в общем, отдыхали на полную катушку.

Конечно, в этот приезд мы не увидели сам город Находку, разве что из окна вагона, когда подъезжали, а потом из окна автобуса по пути в Тихангоу. В день отъезда мы с утра купались, загорали, приехали на железнодорожный вокзал к самому отъезду поезда. Но через пару месяцев мне удалось снова приехать в Находку и познакомиться с городом поближе.  Мы приехали вдвоем с моим коллегой и подчиненным Володей Бондарем, который долго прожил в Находке и здесь окончил среднюю школу. Здесь осталась жить его мать, у которой мы и остановились. Много гуляли по городу, съездили на несколько дней в Тихангоу, где остановились в гараже Володиного знакомого. Там оказался гидрокостюм, в котором можно было плавать в уже прохладных водах бухты. А вот загорать в обеденные часы можно было без проблем. 

Вторым нашим развлечением были поездки по окрестностям на мотоцикле без тормозов и всего с одной скоростью. Завести его можно было только с толкача, потом мы на ходу запрыгивали на сиденья. Володя рулил, а я тормозил ногами, стер до дыр на подошве свои не новые кроссовки. Но зато мы повидали многие места вдоль этой бухты, где летом были пионерские лагеря. Видели бухту с совершенно черным песком. В этот же приезд мы ездили в сопки Сихотэ-Алиня за кедровыми орехами и лимонником.

Через пару лет мы с женой и младшим сыном и дочерью ездили через Находку в поселок Южно-Морской к знакомой моей тети, которая выслала нам приглашение, потому  что там была уже пограничная зона.

Дети повзрослели и им было уже неинтересно ездить с нами к морю.  А мы с женой ездили. Я находил возможности получать разрешение для проезда в пограничную зону. К этому времени я уже стал главным рентгенологом края. Один раз ездил сдавать во Владивостоке в мастерскую приборы, и там оказалась возможность остановиться в общежитии мастерской.  Поэтому я прихватил выходные дни к командировке и покупался, позагорал в Амурском заливе. 

А вот в очередной раз в Находке мы с женой побывали лишь летом 1994 года.  Осенью 1993 года я был в командировке в Японии и привез оттуда подержанную иномарку класса «Волги» - автомобиль «Ниссан Скайлайн» с правым расположением руля.  Всю зиму и половину весны машина простояла на стоянке, и лишь потом я начал осваивать вождение. А через  пару месяцев после получением прав на вождение автомобиля я вместе с Володей Бондарем на двух машинах снова поехал в Находку.  Поехали вскоре после тайфуна, который обрушился на Приморский край и юг Хабаровского, смыл многие мосты. Поэтому мы добирались не без приключений очень долго, почти 18 часов пришлось провести за рулем, объезжая колдобины на дороге и поломанные мосты.  В тот год мы уже  с женами и детьми Володи снова остановились в том же гараже.  Все время проводили на воздухе, купались, ныряли и загорали. Я не помню, чтобы моя жена так сильно загорела. Для меня коричневый загар привычен, а вот у жены такой оказался впервые.

В этот приезд мы немного поездили по городу. Все же на собственном автомобиле это проще делать, чем на общественном транспорте. Именно тогда была сделана та фотография, что на заставке. Это мы в каменном саду, который подарили городу японцы. Там все каменное, даже опоры навеса, похожие на деревянные, сделаны из камня.  Это одна из достопримечательностей города Находки. Вообще их хватает. Главная улица города, идущая в нескольких сотнях метров от воды в бухте вдоль всего города, изобилует и скверами, и огромными цветочными клумбами в местах, где сопка немного отдаляется от уреза воды.

Уже тогда одной из достопримечательностей Находки был авторынок подержанных японских автомобилей. Хотя он не так знаменит, как «Зеленый угол» во Владивостоке, но по числу стоящих для продажи машин ничуть не меньше. Каких там только не было «японок» с правым рулем, на любой вкус. Продавались там и сопутствующие товары, запчасти.  Многие машины продавились женщинами, женами моряков, которые и привозили на своих судах автомобили на рынок, а жены или дочери их продавали. Вот такой семейный бизнес.

Наличие автомобиля в семье и снятие пограничных препонов в Приморье позволило нам почти каждый год ездить на своей машине отдыхать к морю. Любимое время отдыха в нашей семье был начало сентября. В это время заканчиваются июльские туманы и августовские тайфуны, уезжают домой семьи с детьми-школьниками, и купить путевку в какую-нибудь турбазу на месте пионерского лагеря можно было очень просто. Тем самым мы продлевали лето еще на пару недель. Так что мы не раз отдыхали в разных бухтах между Владивостоком и Находкой.  Если отдыхали ближе к столице Приморского края, пару раз за отдых ездили во Владивосток, но чаще мы были ближе к Находке. А два года подряд отдыхали в самом городе, в пансионате на мысе Шведова.  Правда, однажды там купаться было невозможно из-за нагрянувшего тайфуна, обильных дождей, которые смыли в море все с гор, включая мусор и конечно, песок, который превратил море у берега в мутную жижу. Приходилось ездить через весь город на другую сторону залива, ближе к порту Восточный, в бухту Врангеля, где вода осталась прозрачной.

Трижды мы отдыхали в бухте Волчанец, недалеко от Находки. Один раз мы с женой останавливались на турбазе, где нам предоставили отдельный домик с газовой плитой и посудой, второй раз нам разрешила остановиться в её квартире в самом поселке моя сотрудница, а третий раз мы ездили с внуками и тоже останавливались на турбазе. Но и там прошел тайфун, пляж у самой турбазы  был замусорен и вода мутная, поэтому мы предпочитали ездить на пляж в Ливадию, поселок в другой бухте изрезанного бухтами побережья Японского моря.  К этому времени вся трасса между Хабаровском, Владивостоком и Находкой приобрела божеский вид, хороший асфальт, АЗС, много придорожных кафе, что позволяло за 10-12 часов проскакивать 800 с лишним километров  между крупными городами.

Мне нравится водить автомобиль за городом, особенно когда не очень напряженный трафик. Я отдыхаю за рулем. В салоне негромко играет красивая музыка или поют любимые певцы,  если жарко, то едем с кондиционером. Однажды замерил расход бензина при езде с кондиционером и с открытыми окнами. Одинаково, так зачем слушать шум ветра в открытых окнах, если можно ехать в комфорте. За период с 1993 года по 2002 год я сменил несколько автомобилей. Вначале это был «Ниссан Скайлайн», автомобиль бизнес-класса с мотором 1,8 литра. Потом была «Тойота Кроун», автомобиль представительского класса с мотором в 2,0 литра. Но большой автомобиль мало подходил под мою манеру вождения.  Поэтому я купил «Тойоту Марк-II»  с мотором в 2,5 литра и в аэродинамическом обвесе. Но такой автомобиль больше подходит молодым, поэтому я поменял его  на такую же машину, только  более свежего года выпуска, с мотором в 2,0 литра и без всякого обвеса. И  этот автомобиль мне понравился  больше всего. Комфортабельный, красивый, с мощным двигателем, который позволял ехать с крейсерской скоростью 130-140 км/час.

Последняя поездка в Приморье была в 2002 году, как раз вместе с внуками. А на следующий год почти вся наша семья перебралась в Сибирь, в тогдашнюю неофициальную столицу компании «Юкос», куда меня пригласили на должность директора больницы. Признаюсь, меня больше всего расстраивало то, что я летом не смогу ездить к Японскому морю, отдыхать и укреплять свой иммунитет. Однажды у меня сорвалась летняя поездка в Приморье к морю (приезжал в Хабаровск премьер-министр Виктор Черномырдин и я, в то время первый заместитель начальника краевого управления здравоохранения, должен был быть на месте, как бы чего не вышло). И потом всю зиму часто болел простудными заболеваниями, даже ангиной, которой не болел больше 30 лет. Вот что значит не укрепил свой иммунитет у моря. Больше я такого не допускал.

Собираясь всей нашей семьей, мы частенько вспоминаем отдых.  Есть и фотографии с этого отдыха, но правда, уже после начала 90-х годов. До этого фотографии есть, но мало, и снимали наш знакомые, в нашей семье тогда фотоаппарата не было.  Но в 1990 году японцы мне подарили цветной фотоаппарат, как её называли у нас, «мыльницу», но первое время мне приходилось отправлять экспонированные пленки с оказией в Японию, где их проявляли и делали фотографии,  а потом фотомастерские появились и в Хабаровске. Есть и видео, снятое во время поездки из бухты Волчанец в Находку через Американский перевал, тоже осталась память. Мне нравился Дальний Восток, особенно юг Приморья, где прошли 3 года службы и куда я потом много раз ездил.  Но особенно нравилось плавать, нырять, любуясь подводным миром Японского моря, доставая со дна гребешков, трепангов, песчанок, мидий, которые составляли основную пищу во время поездок к морю «дикарями». Незабываемое время, но увы, все когда-то проходит.