Тря. пичник, старьевщик

Аркадий Старый
                Тряпичник.



    Из  ИНТЕРНЕТА:

В 1950-1970-ых годах прошлого столетия на бескрайних просторах Советского Союза (преимущественно, в сельских районах) широкое распространение получил тряпичный промысел.
Тряпичники (ещё их иногда называли старьёвщиками и сырьёвщиками) ездили по деревням на лошади, запряжённой в подводу, и собирали различный утиль - в основном, вышедшее из употребления тряпьё, которое потом шло в переработку. Сбор этого хлама проводился от деревенского населения как за наличные средства, так и путём обмена на товары повышенного спроса - галантерею, ткани, дешёвую бижутерию, игрушки и т.п.

Деревенский люд всегда был бережливым и никогда не выбрасывал вышедшую из употребления старую одежду: любую расползающуюся рубаху чинили много раз, носки штопали, вконец заношенное пальто распарывали и перешивали заново. Даже когда ткань становилась совсем уж ветхой и прозрачной, и то с ней просто так не расставались - вещь пускали на тряпки для мытья.
Тем не менее, в ожидании тряпичника, наведывавшегося в деревню не более двух раз в течение года (как правило, летом), мы старались накопить побольше тряпья. Собранное повсеместно, оно ждало своего часа в потаённых местах на чердаках и в кладовках. При этом иногда потихоньку «тырили» его друг у друга, доходило даже до потасовок. Когда же тряпок не хватало, чтобы заполучить желанную вещь, тащили всё, что попадётся в доме и на подворье. Даже если родители, которые в это время находились на работе, и не собирались расставаться с нужными в хозяйстве вещами. До сих пор помню, как мы с братом и сестрой однажды «умыкнули» любимую отцовскую фуфайку (за неё тряпичник отвалил нам целый пугач!) и с десяток картофельных мешков (их хватило на пробки к нему)...

Удивительно, но тряпичники менялись крайне редко! На моей памяти за двадцать лет их было всего лишь двое. Почему-то запомнился первый из них, навещавший деревню в 1960-ые годы. Никто из деревенских не знал имени тряпичника, а потому все звали его только на «ты». Даже ребятня. Наверное, не только потому, что подобное обращение издавна было в ходу между своими, но и (по всей видимости) в знак уважения к этому человеку, приносившему (вернее, привозившему) всем радость...
Был он в годах и на протезе (видимо, фронтовик), в неизменно засаленной до блеска и местами рваной телогрейке, таких же ватных штанах с торчащей из дыр ватой и в дряхлой шапке-ушанке. Поглядывая на него с некоторой брезгливостью, мы, деревенские мальчишки, всегда удивлялись одному: иногда приходилось ему сдавать и шапки, и верхнюю одежду гораздо новее, однако тот почему-то так и не воспользовался своим положением и не заменил непригодный прикид на более приемлемые варианты!

Приезжая на телеге, запряжённой лошадью, он на краю деревни слезал с неё и с трудом шёл по единственной улице пешком, ведя лошадь под уздцы. Словно таким образом выражал своё уважение к потенциальным клиентам, а быть может, просто давал им время собраться. Время от времени он покрикивал: «Приносите старый хлам, что не нужен в доме вам!». А иногда выдавал перлы позабористее: «Что в г...не, тащи ко мне!».

Первыми, кто замечал тряпичника, были вездесущие дети, встречавшие его радостными криками: «Тряпичник приехал! Тряпичник приехал!». Пока тот вальяжно передвигался по деревенской улице, они бежали за ним и доставали расспросами: а пугачи есть? а пробки? а фонарики? Тот лениво отвечал, зорко приглядывая за своей поклажей и время от времени отгоняя кнутом наиболее любопытных и ретивых.

Как правило, тряпичник останавливался посреди деревни и открывал привезённые на подводе сундуки с вожделенным товаром. Первым делом подводу обступала вездесущая ребятня с загодя приготовленными тюками и мешками. Всем было жутко интересно: а что там лежит на подводе? Но всё было как-то навалено, а потому разобрать было сложно. Поскольку тряпьё принималось тряпичником на вес (тот взвешивал тюки безменом), мы старались всячески его утяжелить. Детские хитрости были наивны и просты: либо внутрь тюка помещался булыжник, либо предварительно тряпки обильно намачивались. Но старик на этом деле не одну собаку съел и легко разгадывал наши уловки, определяя вес достаточно условно, больше на глаз, используя безмен скорее для проформы. А зачастую вообще не брал его в руки, определяя вес навскидку...
Если для получения заветной вещи собранных тряпок недоставало, условия «товарного обмена» предполагали возможность денежной доплаты с нашей стороны. Это практиковалось редко, поскольку деревенское население деньги ценило, да и родители не горели особым желанием тратиться на детские безделушки. К тому же, так получалось почему-то дороже и представлялось нам невыгодным. А посему приходилось крутиться-вертеться самим!

Разумеется, мальчишек интересовали, в первую очередь, свинцовые пугачи (типа револьверов) и пробки к ним. Рукоятка пугача была внутри пустая, и приходилось туда наталкивать глины, а то она быстро сминалась и ломалась. А вот пробки были из гипса, внутри же (в углублении) содержался взрывоопасный состав. Нередко они были сырые (по-видимому, тряпичник нарочно их мочил, чтобы те у него не взорвались), поэтому перед использованием их надо было высушить возле печки. Зато так громко потом они бахали!
Кроме того, в нашей компании ценились китайские фонарики, а также рыболовные крючки и снасти. Без последних в деревне, через которую протекает речка, ну никак не обойтись! А до города далековато...
Мелкая детвора прибегала за дудочками, глиняными свистульками, оловянными солдатиками, калейдоскопами. А помните жужжалки? Это такая пластмассовая палочка с барабанчиком-резонатором на леске: её крутишь, леска трётся и жужжит в барабанчике! Были забавные шарики-пищалки: надуешь его через специальную пищалку, а он, сдуваясь, пищит! Ещё была яркая бумажная игрушка «тёщин язык»: когда дуёшь в него, он раскручивается сантиметров на тридцать, а потом опять сам сматывается, как рулетка. И никто не уходил от тряпичника без ядовито-красного (или зелёного) петушка из жжёного сахара на палочке.

У девчонок были свои предпочтения. Это разномастные пластмассовые бусы, брошки и колечки, яркие бумажные веера, куклы-пупсики. Нарасхват шли незатейливые тугие блестящие китайские мячики на резинке (их ещё называли «попрыгунчиками»): держишь такой за резинку, а мячик прыгает, резинка растягивается и вновь сжимается. Некоторые самостоятельно мастерили такие из ваты, вот только трудно было найти для них подходящую резинку. Но всё же это было совсем не то!

Вслед за ребятнёй постепенно подтягивались деревенские бабы, но особо в покупках замечены не были - приходили больше посудачить и потрепать языками. Мужики же никогда не приближались к подводе тряпичника, считая несолидным интересоваться его барахлом. В лучшем случае (если это был выходной день), они покуривали на ближайшей лавочке, не обращая внимание на происходящее.
В арсенале тряпичника имелось много чего - старые книги, посуда, авторучки… Глаза разбегались! Сейчас бы я охотно в этой рухляди покопался!
Со временем изменились жизненные реалии, выбросившие тряпичный промысел (как и некоторые другие - заготовку шкур, коры, веников) на задворки истории. А так хочется иногда услышать знакомое «Что в г...не, тащи ко мне!».
================================================
================================================
Жил на Урале в небольшом металлургическом городке. Детство средина 50-х. Как и везде и у нас был Тряпошник, так через Ш его называли все. Ждали мы его, собирая разные тряпки, радости было, когда бабушка отдавала какую нибудь рвань. На телеге был большой фанерный ящик с разной мелочью - глиняные свистульки, пистоны, лампочки для фонарика, сахарные петушки, батарейки к фонарику, самым дорогим был фонарик и перочинный ножик. Одгажды я набирал тряпок на ножик, а дружок на фонарик, нам немного не хватало и мы совершили рейд по подъездам собрали половые тряпки, лежащие у входных дверей, набрали нужный вес купили, а вечером оба получили ремня от отцов за воровство. Наука осталась, раз помню на восьмом десятке.
...
Молодец тот человек, которой вспомнил вот таких Тряпичников. Хорошо помню в середине 50-х годов прошлого века в нашу небольшую глухую среди лесов деревеньку, как правило, летом являлся на лошади с телегой вот такой мужичок. Сколько было радости деревенским пацанам, ура, дяденька привез фонарики простые с плоской батарейкой. Можно было обменять разное тряпье и получить взамен вот такой заветный фонарик. А ножик складной так притягивал мой взгляд, но, увы, больше тряпья в нашем деревенском доме не было. Сам бегал в одних штанишках и рубашонке много лет, пока они до конца не изнашивались. Еще помню он собирал кости животных, это точно. Селяне сие кости не выбрасывали. Спасибо, товарищ автор.

Ребята ...а помните как лампочки выбирали для фонарика ???? ведь это целая наука.....чтобы нить накала была ровная и по центру....как искали отражатели всякие от велосипедных фар ..до автомобильных и делали свои """ прожектора"" какое счастье было в темную весеннюю ночь...когда то в одном месте то в другом ...появлялись лучи света от фонариков ....как создавали свои световые сигналы .......вспоминаешь и слезы наворачиваются (мне 76)........это было НАСТОЯЩЕЕ детство.....босоногое ..сопливое ...детство ......с карманами набитыми всяким ДОБРОМ от арт.пороха ..патронов до гвоздей и проволоки ....а пугачи ??? пугачи мы сами делали из велосипедных спиц..из болтов с гайками ...из медных трубок и резинок... самопалы.....ой и творили ....не обходилось и без серьезных дел ....доходили слухи ...то там то там то на мине то на гранате подрывались ребята ...то кто то кого то застрелил случайно из найденого оружия...то патороны в костре взрывались и кто то пострадал ....отголоски войны проклятой........вот такие воспоминания навеял разговор о ТРЯПИЧНИКАХ
..
Обменяли бабушкин примус на десять воздушных шаров. Как мы были счастливы! До самой порки!
..
Вот не думал, что автор такую тему поднимет? Спасибо! Так всё и было. Для бабушек и наших матерей у тряпичника были кринки глиняные, покрытые внутри глазурью. В основном брали для молока. Старший брат однажды отнёс тряпичника новую фуфайку за глиняную свистульку.Хорошо отец вовремя спохватился и на велосипеде догнал тряпичника. Чуть дело не дошло до драки. Да, интересно жили!