Упускаемые возможности флнка

Шери Пашаева
Упущенные возможности ФНКА в Российской федерации.
Финансирование и возможности ФНКА в Российской федерации

Федеральный закон от 17 июня 1996 г. N 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» Москва, Кремль, 17 июня 1996 г. N 74-ФЗ (Федеральным законом от 4 ноября 2014 г. N 336-ФЗ в статью 1 настоящего Федерального закона внесены изменения. См. текст статьи в предыдущей редакции)

В соответствии с федеральным законом РФ от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ, национально-культурная автономия есть разновидность общественных объединений, т.е. неправительственных организаций, созданных по этническому признаку «в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры». Что означает, что наличие у любого народа своего ФНКА в России автоматически перекладывает на него целый спектр обязанностей по решению вопросов относительно народа, от лица которого она действует. Прежде чем перейти к непосредственным обязанностям ФНКА в РФ, коснёмся темы финансирования ФНКА в нашем государстве.

Начиная с 2008 года в государственном бюджете предусмотрены средства на финансирование проектов и программ НКА. Например, Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» были предусмотрены средства (240 млн. рублей ежегодно) на финансирование мероприятий по реализации государственной национальной политики, которые включают в себя, в том числе и средства на мероприятия по оказанию содействия национально-культурным автономиям в деятельности, направленной на сохранение национальной самобытности, развитие национального (родного) языка и национальной культуры. С 2008 года каждый год в государственный бюджет закладываются средства на финансирование вышеуказанных тем, соответственно возрастают и суммы.

Почему-то некоторые авторы постоянно твердят о том, что ФНКА не получает никакого государственного финансирования, а руководства ФНКА в РФ якобы бескорыстно тратят собственные средства на проекты и мероприятия, такие вот они просто хорошие люди и потому к ним нельзя предъявлять никаких претензий относительно того, что они не делают в формате ФНКА или делают крайне слабо или плохо. Хотелось бы прояснить этот момент.

Прямого финансирования деятельности НКА или ФНКА в государстве действительно нет, но, есть косвенное государственное (или бюджетное) финансирование, которое даёт в руки НКА серьёзные коммерческие возможности. Государство создаёт условия для ФНКА зарабатывать хорошо с условием, чтобы она перенаправляла получаемые ею доходы для решения народных вопросов и проблем (это можно сравнивать с тем, чтобы давать человеку в руки удочку, чтобы он ловил постоянно рыбу, сколько хочет и сможет, продавал пойманную рыбу и получаемые им средства использовал для улучшения положения своего народа – простыми словами). Поэтому не стоит спекулировать на том, что прямого финансирования деятельности ФНКА нет, но умалчивать при этом о широком спектре косвенного финансирования.

Национально-культурная автономия обладает правом получать поддержку от органов государственной власти. В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» государственная поддержка может выражаться в виде целевого финансирования отдельных общественно полезных программ общественных объединений по их заявкам.


Посмотрим, что прописано в N 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» об этом.

Статья 16. Финансирование и поддержка деятельности, связанной с реализацией прав национально-культурных автономий.

Финансирование деятельности, связанной с реализацией прав национально-культурных автономий, осуществляется за счет средств национально-культурных автономий, их учреждений и организаций, частных лиц, а также за счет иных не запрещенных законом источников. Федеральные органы исполнительной власти могут оказывать поддержку федеральным национально-культурным автономиям за счет средств федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законом субъекта Российской Федерации оказывают поддержку региональным и местным национально-культурным автономиям за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций, предоставляемых из федерального бюджета).

Органы местного самоуправления в соответствии с муниципальными правовыми актами вправе оказывать поддержку местным национально-культурным автономиям за счет средств местного бюджета (за исключением субвенций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации).

Из вышеизложенного в ФЗ вытекает:

Согласно ст. 16 гл. 5 Закона финансирование деятельности, связанной с реализацией прав национально-культурной автономии, осуществляется за счёт средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Для обеспечения нужд национально-культурным автономиям федеральные органы законодательной и исполнительной власти, в соответствии со ст. 19 гл. 5 ФЗ «О национально-культурной автономии», предусматривают в федеральном бюджете, а также в бюджетах субъектов Российской Федерации ассигнования для оказания поддержки национально-культурным автономиям, в виде льгот по налогам, сборам и кредитам. Вместе с тем законодатель, согласно ст. 20 гл. 5, возлагает на государство обязательства оказывать финансовую поддержку национально-культурных автономий при условии, что эти средства имеют целевой характер и могут использоваться только на конкретные мероприятия. Таким образом, бюджетное финансирование деятельности национально-культурных автономий Закон не предусматривает, финансируются конкретные программы, которые власти соответствующего уровня сочтут полезными.

По действующему Закону выбор программ и проектов национально-культурного развития для государственного финансирования осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации с участием представителей национально-культурных автономий. Следовательно, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации выбирают программы и проекты, финансируемые в том числе из федерального бюджета. Данная норма не учитывает компетенцию федеральных органов исполнительной власти. В то же время очевидно, что выбор программ и проектов, финансируемых из федерального бюджета, – прерогатива федеральных органов исполнительной власти. Выбор программ и проектов национально-культурного развития для государственной финансовой поддержки осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации с участием представителей национально-культурных автономий. дополнительные условия оказания финансовой поддержки национально-культурным автономиям в виде обязательного предоставления целевых программ и проектов с указанием сведений о численности граждан, вопросы национально-культурного развития которых решаются финансируемыми программами, и осуществления такой поддержки только на основе соответствующего договора. Финансовая поддержка на основе договора, заключаемого между соответствующими органами государственной власти и руководителем национально-культурной автономии, направлена на обеспечение эффективного контроля за целевым использованием выделенных средств. На основании договора стороны могут определять взаимоотношения между собой и устанавливать конкретные обязательства. Кроме того, в договоре могут быть предусмотрены процедура осуществления контроля и условия прекращения или приостановления оказания финансовой поддержки, определяемой программой.

Грантовые фонды, как известно, ориентированы на поддержку кратковременных проектов. На сегодняшний день вопросы, касающиеся оказания финансовой поддержки национально-культурным автономиям, по сути, возложены на органы государственной власти субъекта РФ. В связи с этим федеральные автономии предлагается финансировать за счет федерального бюджета. Такой законопроект о финансировании национально-культурных автономий был внесен в 2020 году и находится на рассмотрении

Вопрос: ради чего государство разрешает создавать НКА и для чего она нужна, в чём её ценность для народа и государства. Какова истинная цель НКА в сохранении культурного многообразия и социально-культурного потенциала своего народа? Насколько эффективны действующие на сегодняшний день организации? Ответить на эти вопросы сложно. Общие формулировки наподобие «содействие формированию толерантности», «развитие межнационального диалога» и «укрепление национальной общины», часто употребляемые в уставах НКА, не свидетельствуют ни о чем, кроме благих намерений.

Ниже следует полный перечень функций федеральных и прочих НКА. Как должны работать ФНКА и какие у неё возможности. Приведём статьи вышеуказанного закона, позволяющее ФНКА полноценно работать, если она действительно работает, конечно, а не занимается чем-то иным. Если мы внимательно изучим статьи N-17 ФЗ, то раскроется, наконец-то, то обстоятельство, насколько много находиться в руках ФНКА и зависит от её качественной работы в этом направлении.


Статья 9. Обеспечение права на сохранение и развитие национального (родного) языка

Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации:

обеспечивают проведение государственной политики, направленной на сохранение и развитие национальных (родных) языков;

оказывают организационную и иную поддержку национально-культурным автономиям в разработке и реализации государственных программ в области сохранения и развития национальных (родных) языков.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут содействовать национально-культурным автономиям в:

издании книг, выпуске периодической печати, организации телерадиовещания, создании средств массовой информации как на русском, так и на национальных (родных) языках;

обмене теле- и радиопрограммами, аудио- и видеоматериалами, печатной продукцией на национальных (родных) языках между субъектами Российской Федерации, а также между Российской Федерацией и иностранными государствами.

Статья 10. Право на получение основного общего образования на национальном (родном) языке и на выбор языка воспитания и обучения

Граждане Российской Федерации, относящие себя к определенным этническим общностям, имеют право на получение основного общего образования на национальном (родном) языке и на выбор языка воспитания и обучения в рамках возможностей, предоставляемых системой образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Статья 11 изменена с 11 мая 2021 г. - Федеральный закон от 30 апреля 2021 г. N 114-ФЗ. См. предыдущую редакцию

Статья 11. Обеспечение национально-культурными автономиями права на выбор языка воспитания и обучения и на получение основного общего образования на национальном (родном) языке

В целях обеспечения права на выбор языка воспитания и обучения и на получение основного общего образования на национальном (родном) языке национально-культурные автономии могут:

создавать частные дошкольные образовательные организации или группы в таких организациях, обучение и воспитание в которых осуществляются на национальном (родном) языке;

создавать частные общеобразовательные организации, частные профессиональные образовательные организации и частные образовательные организации высшего образования, обучение в которых осуществляется на национальном (родном) языке;

учреждать иные частные образовательные организации, обучение в которых осуществляется на национальном (родном) языке;

участвовать в разработке образовательных программ, реализуемых образовательными организациями, созданными национально-культурными автономиями, издавать учебники, учебные пособия и другую учебную литературу, необходимые для обеспечения права на получение образования на национальном (родном) языке;

вносить предложения в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципальных районов, органы местного самоуправления муниципальных округов, органы местного самоуправления городских округов о создании классов, учебных групп в государственных и муниципальных образовательных организациях, обучение в которых осуществляется на национальном (родном) языке, а также государственных и муниципальных образовательных организациях, в которых осуществляются обучение на государственном языке Российской Федерации и углубленное изучение национального (родного) языка, национальной истории и культуры;

участвовать в соответствии с законодательством об образовании в разработке федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований, а также примерных основных образовательных программ, реализуемых на национальном (родном) языке и иных языках;

организовывать подготовку и дополнительное профессиональное образование педагогических и иных работников для частных образовательных организаций;

заключать договоры с неправительственными организациями за пределами Российской Федерации о создании условий для реализации права на получение образования на национальном (родном) языке, в частности договоры о подготовке педагогических работников, об обеспечении учебно-методическими материалами, учебниками и учебными пособиями, художественной литературой и аудиовизуальными средствами обучения на национальном (родном) языке;

осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации другие мероприятия по обеспечению права на выбор языка воспитания и обучения и на обучение на национальном (родном) языке.

Частные образовательные организации, осуществляющие обучение на национальном (родном) языке, обеспечивают изучение государственного языка Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и федеральными государственными образовательными стандартами, а также изучение государственных языков субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством этих субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ в статью 12 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г. См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 12. Обеспечение федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации права на получение основного общего образования на национальном (родном) языке, на выбор языка воспитания и обучения

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации о языках народов Российской Федерации, об образовании и настоящим Федеральным законом:

обеспечивают при необходимости создание групп в государственных и муниципальных дошкольных образовательных организациях, классов или учебных групп в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях с обучением на национальном (родном) языке;

с учетом предложений национально-культурных автономий и конкретных условий региона создают государственные образовательные организации с обучением на национальном (родном) языке, на русском языке с углубленным изучением национального (родного) языка, национальной истории и культуры, а также организации дополнительного образования (воскресные школы, факультативы, культурно-образовательные центры и другие образовательные организации) для изучения и пропаганды национальных (родных) языков и национальных культур;

содействуют разработке, изданию и приобретению образовательных программ, учебников, методических пособий и другой учебной литературы, необходимых для обучения на национальном (родном) языке;

осуществляют финансирование мероприятий, направленных на обеспечение права на получение образования на национальном (родном) языке в государственных, муниципальных образовательных организациях, за счет соответствующих бюджетов и внебюджетных ассигнований в пределах средств, выделяемых на образование;

организуют преимущественно по рекомендации национально-культурных автономий подготовку, дополнительное профессиональное образование педагогических и иных работников для организаций, осуществляющих образовательную деятельность на национальном (родном) языке, иных языках, в том числе на основе соглашений между субъектами Российской Федерации и межгосударственных соглашений;

оказывают материальную, правовую, организационную и иную помощь национально-культурным автономиям в создании частных образовательных организаций и развитии иных форм воспитания и обучения на национальном (родном) языке.

Глава IV. Обеспечение права на сохранение и развитие национальной культуры

См. Концепцию сохранения и развития нематериального культурного наследия народов РФ на 2009 - 2015 гг., утвержденную приказом Министерства культуры РФ от 17 декабря 2008 г. N 267

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ в статью 13 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г. См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 13. Обеспечение национально-культурными автономиями права на сохранение и развитие национальной культуры

В целях обеспечения права граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям, на сохранение и развитие национальной культуры национально-культурные автономии могут:

создавать негосударственные (общественные) учреждения национальной культуры: театры, культурные центры, музеи, библиотеки, клубы, студии, архивы и другие учреждения культуры и обеспечивать их функционирование;

организовывать творческие союзы, коллективы профессионального и самодеятельного искусства, кружки по изучению национального культурного наследия, достижений национальной культуры;

проводить массовые мероприятия в области национальной культуры: фестивали, конкурсы, смотры, выставки и другие мероприятия;

содействовать организации национального краеведения, охране национальных памятников истории культуры; создавать краеведческие, этнографические и иные общественные музеи;

учреждать организации, занимающиеся художественными народными промыслами и ремеслами;

издавать произведения исторической, художественной, музыкальной, фольклорной, этнографической литературы на национальных (родных) и иных языках;

создавать частные образовательные организации по подготовке работников в области национальной культуры;

разрабатывать и представлять в соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления предложения о сохранении и развитии национальной культуры;

заключать договоры с неправительственными организациями, находящимися за пределами Российской Федерации, о культурном обмене и сотрудничестве в области сохранения национальной культуры.

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ в статью 14 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г. См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 14. Обеспечение федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации права на сохранение и развитие национальной культуры

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации о культуре и настоящим Федеральным законом:

учитывают при разработке и осуществлении региональных программ национально-культурного развития предложения национально-культурных автономий;

рассматривают предложения национально-культурных автономий о включении в федеральные государственные образовательные стандарты для образовательных организаций, реализующих образовательные программы на национальном (родном) языке, курсов по изучению истории, культуры, этнографии, традиционных видов трудовой деятельности, художественных народных промыслов и ремесел и принимают соответствующие решения;

направляют деятельность государственных и муниципальных учреждений культуры на удовлетворение национально-культурных потребностей;

организуют в системе государственных и муниципальных архивов соответствующие разделы по культуре, истории, общественной жизни граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям;

оказывают помощь национально-культурным автономиям в создании негосударственных (общественных) учреждений национальной культуры, частных образовательных организаций по подготовке творческих работников и иных специалистов, проведении различных массовых мероприятий в области национальной культуры;

обеспечивают сохранность памятников истории и культуры, представляющих ценность для граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям, и являющихся частью культурного наследия Российской Федерации;

осуществляют иные мероприятия по созданию условий для сохранения, возрождения и развития национальной культуры, реализации национально-культурных прав граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям.

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 15 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г. См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 15. Обеспечение органами государственной власти права национально-культурных автономий на освещение их деятельности в средствах массовой информации

Государственные аудиовизуальные средства массовой информации предоставляют национально-культурным автономиям эфирное время. Периодичность, продолжительность передач и язык, на котором ведутся передачи, определяются договорами с учредителями и редакциями теле- и радиопрограмм.

Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации поддерживают и поощряют негосударственные средства массовой информации, безвозмездно предоставляющие национально-культурным автономиям возможность освещения их деятельности.

Часть третья утратила силу с 1 января 2005 г. См. текст части третьей статьи 15

В программах субъектов Российской Федерации финансовой и организационной поддержки средств массовой информации может быть предусмотрена помощь средствам массовой информации национально-культурных автономий.


Закон от 17 июня 1996 года № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» формирует институциональные условия взаимодействия государства и общества для защиты национальных интересов граждан Российской Федерации в процессе выбора ими путей и форм своего национально-культурного развития. В тексте закона НКА трактуется как форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры, укрепления единства российской нации, гармонизации межэтнических отношений, содействия межрелигиозному диалогу, а также осуществления деятельности, направленной на социальную и культурную адаптацию и интеграцию мигрантов. Изначально набор функций НКА широк, он включает в себя и те, которые связаны с развитием отраслевых структур.

Ряд принципиальных поправок, внесенных в 185-ФЗ в 2013 году (от 2 июля 2013 года № 185-ФЗ – Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 27, ст. 3477), также предоставляет НКА возможность создавать негосударственные (общественные) учреждения национальной культуры: театры, культурные центры, музеи, библиотеки, клубы, студии, архивы и др.; организовывать творческие союзы, коллективы профессионального и самодеятельного искусства, кружки по изучению национального культурного наследия, достижений национальной культуры; проводить массовые мероприятия в области национальной культуры (фестивали, конкурсы, смотры, выставки), содействовать организации национального краеведения. Более того, расширены возможности по привлечению дополнительных финансовых средств на реализацию этой деятельности. Однако представители НКА всегда могут проявлять гибкость, организуя выездные экскурсии в регионы происхождения, где больше условий для ознакомления с культурным достоянием народа, в том числе и посещения национальных музеев.


ВЫВОД

Государство даёт широкие возможности ФНКА для решения практически почти всех вопросов, связанных с сохранением языка, культуры, развитием этноса, возрождением традиций, народно-прикладного искусства, издательством книг и много чего, что оздоравливает и поднимает этнос, улучшает его состояние, положение. Даже если речь идёт о части народа в иностранном государстве. Было б только желание поднимать вопросы и решать их. Поэтому не В. В. Путин и Россия виноваты в том, что у какого-то разделённого народа с его декоративным ФНКА всё очень плохо, а виновато конкретное руководство ФНКА, которое не работает. Получается, в нашем случае, внушительный разрыв между возложенными на ФНКА функциями в государстве, соответственно, с ожиданиями от неё и фактическими нулевыми результатами деятельности. Вопрос в том, что действительно делается ФНКА из всего этого, что она обязана делать, и кто виноват, что у народа формально есть организация, которая не работает и не ищет пути решения этнических проблем?

Что плохо и подвергается критике повсеместно в государстве: это неиспользование со стороны ФНКА своих возможностей. Например, внушительная часть проектов ФНКА, получающих гранты и субсидии, всего лишь демонстрирует возможности традиционной художественной и фольклорной деятельности, даже не пытаясь ставить во главу угла возрождение народных промыслов, праздников, традиций, решение насущных проблем в общественной и экономической сферах. Получается коммерческий круг: выдвигается проект ради того, чтобы получить под него гранд, а не для решения конкретных проблем народа (с этой целью зачастую и создаются фонды при ФНКА: ради получения грандов под проекты, которые, в свою очередь, и создаются ради получения грандов). Потому проблемы народа и не решаются. А проблемы эти весьма актуальны. Среди них – отсутствие профессиональных научно-обоснованных программ социально-экономического и инвестиционного развития сельских территорий с компактным проживанием автохтонных народов; дефицит рабочих мест и доходов, бюджетов всех уровней; массовая миграция наиболее активной и продуктивной части общин из сел в крупные города. Нередко встречи между представителями ФНКА и чиновников разного уровня носят формальный или ритуальный характер, не приводя к существенным и важным договоренностям по злободневным вопросам жизни своей общины. Если мы допускаем существование декоративного ФНКА у своего народа, отягощённого массой проблем и находящегося на грани существования, значит мы и есть главные виновники состояния и положения своего народа в мире. А самое худшее, нет воспроизводства и трансляции лезгинской этнической культуры, что является жизненно необходимым для элементарного сохранения этноса в текущих условиях и что является движущей силой дальнейшего существования этноса – вот чем должна заниматься настоящая ФНКА. Когда нет воспроизводства этнической культуры, то народ изнутри застывает и нет движения, нет будущего. Заброшенная (мёртвая) народная культура, когда нет ни одной живой отрасли народно-прикладного искусства, нет живых народных промыслов, нет воспроизводства культуры и её трансляции в мир, характеризует застой нации. Хотя всё ещё в наших руках и зависит от каждого из нас, а в масштабе всей нации - нужна организация, которая бы занималась конкретно и специализированно возрождением народно-прикладного искусства лезгинского народа. Живая культура, а не мёртвая, создаёт будущее этноса. Культура и есть политика, двигатель развития народа.Если мы допускаем существование декоративного ФНКА у своего народа, отягощённого массой проблем и находящегося на на грани существования, значит мы все и есть главные виновники состояния и положения своего народа в мире. Зачастую деятельность ФНКА сводится к выполнению рутинных процедур по подготовке документации и отчетности перед органами Минюста РФ, налоговыми инспекциями и социальными фондами, в целях создания видимости народной деятельности, когда на самом деле на главу угла поставлен только частных бизнес и его развитие, процветание под вывеской ФНКА, а не интересы народа.


Как следствие всего вышеозначенного, не удивительно, что со стороны лезгинского этнического большинства в отношении к ФЛНКА выступает глубокая разочарованность в самом  формате ФНКА, разубеждённость в его эффективности в решении актуальных культурно-этнических проблем разделённого лезгинского народа, испытывающего огромный прессинг со всех сторон, лишенного возможности самосохранения и развития. К сожалению, при полном отсутствии реальной защиты и поддержки со стороны Российской федерации, позволяющей существовать подобному декоративному ФНКА, не решившей за время своего существования ни один актуальный народный вопрос. Притягивая отовсюду к себе всех более-менее известных лезгинских личностей, чиновников высшего и среднего звена, журналистов, учёных, крупных бизнесменов, и проч., руководство лезгинской ФНКА тем самым всего лишь создаёт ВИДИМОСТЬ народности (ради чего и привлекают в свой основной  состав нужных и полезных корпорации людей лезгинского происхождения) организации, по сути являющейся сугубо коммерческой корпорацией со своим внутренним уставом, корпоративным флагом и прочей корпоративной атрибутикой. Члены ФЛНКА, опрометчиво вступившие в данную корпорацию, становятся полностью от неё зависимыми и несвободными в своих общественно-политических высказываниях и деятельности, так как им приходится сверяться с основной линией руководства во всём, что касается народных тем. Круглые столы и конференции носят формальный характер. Решения принимаются наверху в узком коммерческом кругу ФЛНКА, после чего остальные члены ставятся в известность что и как им можно говорить. Потому членство в ФЛНКА становится для многих, в прошлом активных народных деятелей, тяжёлым бременем и утратой свободы совести. Выход из данной корпорации намного более сложен, чем вступление, чреват конфликтом. Потому многие члены ФЛНКА, желающие освободиться от неё, чаще всего опускают руки и становятся безынициативными винтиками корпорации, смирившимися с ситуацией ради спокойной жизни.

Отметим, что при создании внутреннего  корпоративного флага, был взят за основу народный лезгинский флаг, пользующийся большой популярностью в народной среде, автором которого является покойный Тажир Гидаятов (по словам самого Тажира Гидаятова, которые он высказал автору данной статьи при жизни, он категорически не желал использования его флага со стороны ФЛНКА, но у него не соизволили даже спросить разрешения на использование его варианта флага при создании корпоративного флага ФЛНКА, а использовав его флаг, то даже не поблагодарили его ни разу и не отметили его вклад в создании лезгинского народного флага). Однако и здесь не обошлось без искажения. Весьма важная деталь, меняющая полностью смысл данного флага, сводящего его лезгинство к нулю  - вместо древнеалбанских букв, означающих сакральное для лезгинского народа слово «Алпан», ФЛНКА разместила на своём корпоративном флаге сасанидский сакральный знак, чуждый Кавказской Албании, а именно гемму-печать аршакидо-сасанидской династии Ирана, под власть которой попала Кавказская Албания в определённое время своей истории. И в таком именно виде данный флаг стал внутренним флагом коммерческой корпорации носящий название лезгинского ФНКА.  Поэтому, с таким символом флаг ФЛНКА перестаёт иметь общее с лезгинским народным флагом, хотя внешне по цветам и напоминает его. Как видите, и здесь имеет место создание ВИДИМОСТИ, то есть близости к народу, по сути же, уйдя очень далеко от лезгинского народа.

Почему всё это стало возможным? Лезгинская ФНКА опирается на серьёзную поддержку государства, которое почему-то не проверяет его деятельность на предмет реальной полезности лезгинскому народу. Смысл существования лезгинской ФНКА, получается, в благополучии самой организации как частной коммерческой корпорации, далёкой от интересов народа, который она как бы представляет. Не стоит удивляться после этого уже ничему. Потому и некоторые представители бизнес-круга ФЛНКА  позволяют себе уверенное высмеивание любых попыток  лезгинских активистов заставить организацию работать на благо народа, а не только своего бизнеса. К сожалению, пока что это действительность.


Адекватно оценивая сложившуюся ситуацию, наша надежда на реальные перемены, что у лезгинского народа когда-либо  появится истинно народная организация, которую наш народ заслуживает, зиждется исключительно на вере в высшую Справедливость, любви к своему народу и Отчизне. Мы верим в Россию и в свой лезгинский народ!







Список использованной литературы:

1. Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 46. С. 2615. Ст. 21.

2. ФЗ «О национально-культурной автономии» 17 июня 1996. № 74-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996. № 25. Ст. 2965.

3. ФЗ «О внесении изменений и дополнений в статьи 1, 3, 5, 6, 7 и 20 Федерального закона «О национально-культурной автономии»» № 136-ФЗ от 10 ноября 2003 года. URL: http:// www.rg.ru/2003/11/13/avtonomia-doc.html

4. Губогло М.Н. Национально-культурная автономия как форма разгосударствлённого самоопределения // О реализации Федерального закона РФ «О национально-культурной автономии». Оренбург, 2006. С.

5. Крылов Б.С. Комментарий к Федеральному закону «О национально-культурной автономии». М., 1997. С. 8.

6. Тишков В.А. Закон принят – дело за его реализацией // Национально-культурная автономия: проблемы и суждения: матер. заседаний круглого стола. М., 1998. С. 14.

7. Блищенко И.П., Абашидзе А.Х. О Законе РФ «О национально-культурной автономии» как об одной из форм национально-культурного самоопределения народов России // Вестник РУДН. Сер. Юридические науки. 1997. № 2. С. 8.

8. Хабриева Т.Я. Национально-культурная автономия: современные проблемы правового регулирования // Журнал российского права. 2002. № 2. С. 11.

9. Смирнова Т.М. Национально-культурная автономия: теория, практика и тенденции // Социальные проблемы: научнопрактический журнал. 2008. № 2. С. 34.

10. Максимова О. Н. Федеральный закон «о национально-культурной автономии» в правовом поле этнонациональной политики

11. Федеральный закон от 17 июня 1996 г. N 74-ФЗ "О национально-культурной автономии" (с изменениями и дополнениями). Глава V. Финансово-экономическая основа национально-культурной автономии (ст.ст. 16 - 20). Статья 16. Финансирование и поддержка деятельности, связанной с реализацией прав национально-культурных автономий

12. Федеральный закон «О национально-культурной автономии»: новые правовые аспекты: мат-лы «круглого стола». 22 апреля 2010 года. М.: Издание Государственной Думы, 2011.

13. Хабриева Т.Я. Избранные труды: в 10 т. Т. 3. Национально-культурная автономия в Российской Федерации. Современные проблемы самоопределения этносов: сравнительно-правовое исследование. М., 2018.

14. Романова Т.О. Национально-культурные автономии: создание, государственная регистрация, правовая основа деятельности // Некоммерческие организации в России. 2013. № 2. URL: http://www.nkor.ru/articles/2013/2/6261.html (дата обращения 16.12.2023)

15. Аккиева С.И., Сампиев И.М. Национально-культурные автономии в республиках Северного Кавказа // «Белые пятна» российской и мировой истории. 2015. № 4–5