Лётчик Шемендюк Пётр Семёнович

Алексей Весин
            Кто из друзей Алексея Маресьева сумел повторить его подвиг?

    В очередной статье цикла «Летопись войны» я хочу познакомить читателей с человеком, который в свое время повторил подвиг легенадарного Алексея Маресьева. Он долгое время жил в Калининграде и стал настоящим образцом для подражания не менее легендарного человека, который ему в сыновья годился. Но обо всем по порядку… В начале 80-х годов в Калининградский областной военкомат пришло необычное письмо из Орловской области от красных следопытов одной из сельских школ. Ребята сообщали, что в лесу около своего леса они нашли врезавшийся в землю сбитый советский самолет «Як». Начали его откапывать (он вошел в землю достаточно глубоко) и наткнулись на планшет летчика. Там оказались документы на имя Петра Семеновича Шемендюка. Односельчане ребят помнили, как в 1943 году над их селом завязался воздушный бой и несколько наших «ястребков» дрались с несколькими немецкими самолетами. Один из летчиков подбил три фашистских самолета, но был подбит сам и врезался в землю. Ребята соорудили небольшой обелиск: расчистили место, посадили цветы, а на обелиске прибили табличку «Здесь в 1943 году геройски погиб старший лейтенант П.С. Шемендюк». А потом начали разыскивать родных и близких Петра Семеновича… Так и вышли орловские пионеры на калининградский военкомат. Но ребята не знали, что летчик не погиб, а выпрыгнул с парашютом. Это видели его боевые товарищи, но они заметили и другое: немецкий самолет расстрелял Петра в воздухе. Было это за линией фронта, в тылу врага. В штаб полка сообщили: командир эскадрильи П. С. Шемендюк пал смертью храбрых… Но он пришел в себя спустя несколько часов после приземления и, сориентировавшись по солнцу, пополз. Ноги были прострелены, рука перебита. До ближайшего села добирался несколько часов и постучался в крайнюю избу. Хозяйка-старушка Евдокия Михеева принесла воды, перевязала раны, и Петр двинулся дальше, к линии фронта. А потом в лесу совсем обессилевшего Шемендюка обнаружили наши разведчики, возвращавшиеся с задания. Они вынесли летчика буквально на руках через линию фронта. А затем был прифронтовой госпиталь, далее тыловые — в Липецке, Казани, Москве, где были проведены четыре операции, но, к сожалению, врачи, как ни старались, спасти левую руку не смогли, ее ампутировали… Здесь же, в Москве, его разыскал старый знакомый — Алексей Маресьев. Они познакомились в Комсомольске-на-Амуре в середине 30-х годов, когда оба участвовали в строительстве нового города. Два ровесника (Маресьев был старше Шемендюка всего на месяц, а в 1943 году им было по 27 лет) быстро сдружились, а потом их пути несколько разошлись с тем, чтобы потом опять пересечься. Это случилось в Батайском авиационном училище, где оба осваивали истребители. Шемендюк до приезда Маресьева совсем было упал духом — какой из него теперь летчик с одной-то рукой? Но Алексей Петрович обнял Петра и сказал: «Ты, наверное, не знаешь, но у меня нет ног, а я бьюсь с фашистами, и даже пополнил счет сбитых самолетов». По иронии судьбы оба друга попали в один приказ о присвоении звания Героя Советского Союза. Они стали Героями в один день: 24 августа 1943 года. Надо сказать, что к тому времени Шемендюк совершил 261 боевой вылет, в 40 воздушных боях лично сбил 13 и в группе 6 вражеских самолётов. Шемендюку пришлось добиваться своего возвращения в авиацию у самого командующего Военно-Воздушными Силами Красной Армии маршала авиации Александра Новикова. Настойчивая просьба капитана была удовлетворена, и он продолжил свой боевой путь, но уже не в небе, а на земле. Окончил курсы и был назначен помощником командира 130-й истребительной авиационной дивизии. Хотя больше самому летать не довелось, но трудился для неба: готовил молодых лётчиков, дни и ночи пропадая на аэродроме. Петр Семенович закончил войну в Кёнигсберге и за умелую подготовку летного состава был награжден орденом Отечественной войны I степени. А после войны он здесь же и остался… После письма школьников творческая группа калининградского телевидения вместе с генерал-майором Шемендюком выехала в Орловскую область. Телеоператоры сняли Героя возле обелиска с табличкой, во время встречи с красными следопытами. А потом они же организовали поездку Петра Семеновича в Москву, где он встретился с Алексеем Маресьевым, это стало финальным аккордом документального фильма, который вызвал широкий резонанс не только в Калининградской области, но и в СССР в целом. После выхода фильма на экраны центрального телевидения о Шемендюке вспомнили на его исторической родине — Украине. И он решил вернуться на Батькивщину, поселился в Херсоне. Работал директором Музея истории комсомола Херсонщины, а после его закрытия в начале 90-х годов, до ухода на заслуженный отдых, трудился в Фонде реабилитации инвалидов. 9 мая 2000 года в составе делегации украинских ветеранов Великой Отечественной войны Шемендюк участвовал в Параде Победы в Москве на Красной площади. А через 14 месяцев его не стало. По иронии судьбы он ровно на два месяца пережил Алексея Маресьева и скончался 19 июля 2001 года на 86-м году жизни. Похоронен в Херсоне на городском кладбище. И вот еще о чем хотелось бы сказать. 16-летний калининградский мальчишка Алексей Леонов познакомился с генерал-майором в отставке Петром Семеновичем Шемендюком во время одного из уроков мужества и был настолько поражен его рассказами, что полюбил романтику авиации на всю жизнь. И спустя несколько лет он оказался первым человеком в мире, кто шагнул из космического корабля в открытое космическое пространство. Так что, жизнь и подвиг Героя Советского Союза Петра Семеновича Шемендюка стали образцом для летчика-космонавта…

Автор: Юрий Москаленко
© Shkolazhizni.ru

Истребители в небе войны
     06.05.04
Наш земляк, летчик-истребитель Герой Советского Союза Петр Шемендюк повторил подвиг Алексея Маресьева

Ищите противника! Не спрашивайте, как он силён, спрашивайте, где его найти.

Девиз сталинских летчиков-истребителей Чем больше я узнавал об этом человеке, тем сильнее проникался симпатией и глубоким уважением к нему. Судьба Петра Семеновича Шемендюка действительно на редкость удивительная, полная героических свершений и в годы первых пятилеток, и в годы Великой Отечественной войны.

Лето сорок третьего. Курская дуга… Наступило 1 августа 1943 года. Назначенный командиром эскадрильи Шемендюк повел свою группу ЯКов на прикрытие наземных войск, наступавших южнее Орла. Это был его последний воздушный бой из 261 боевого вылета. В недавней схватке четырех Яков с десятком мессершмиттов и фоккевульфов советские пилоты дрались отчаянно. Командир эскадрильи Шемендюк скосил очередью одного «мессера» и удачно зашел в хвост другому. В это время Петр Семенович заметил, что к самолету молодого летчика Редькина пристроился Ме-109. Комэск бросил свою машину наперерез врагу, приняв весь огонь вражеского пулемета на себя. Мгновенно пронзила боль в левой руке, стекло кабины разлетелось на мелкие куски. Самолет охватило пламя. Невероятными усилиями летчик снизил высоту и вывалился из пылающего самолета. На такой подвиг мог решиться только человек нравственно подготовленный, человек чести и долга, воспитанный на товарищеской взаимовыручке и коллективизме. А подвиг не может рождаться вдруг, ему предшествует подготовка героя, способного на самопожертвование ради спасения других… Становление героя Трудовая биография Петра Шемендюка началась рано. В 1931 году деревенский парнишка приехал в Одессу, где поступил в фабрично-заводское училище и получил специальность кровельщика и каменщика (это же училище, между прочим, окончил конструктор космических кораблей Сергей Королев). Работал Петр плотником, столяром. Когда вступил в комсомол, одним из первых поехал строить Комсомольск-на-Амуре. Там же сдружился с Алексеем Маресьевым. Вместе они обучались летному делу в аэроклубе и закончили его с отличием. Вместе поступили в военную летную школу в Чите. Дальше судьба разбросала друзей. Но она снова свела их в сорок третьем.

В 158-й истребительном авиаполку, в котором служил Шемендюк, были в основном опытные летчики, успевший понюхать пороха на Халхин-Голе и в финской войне. Среди них особенно выделялся тоже наш земляк Петр Афанасьевич Покры-шев – командир эскадрильи, будущий прославленный ас, дважды Герой Советского Союза. В его же эскадрилье и проходил службу Петр Шемендюк. Молодые лейтенанты в воздушных боях старались не отставать от своих старших товарищей.

На пятый день Великой Отечественной войны героический подвиг совершил комсомолец младший лейтенант Петр Харитонов. В критическую минуту боя он прорубил хвостовое оперение «Юнкерса» винтом своего самолета. А буквально через день ещё два однополчанина Шемендюка, младшие лейтенанты Степан Здоровцев и Михаил Жуков, также применили в бою страшное для врага оружие – воздушный таран.

8 июля 1941 года вышел Указ Президиума Верховного Совета о присвоении Харитонову, Здоровцеву, Жукову звания Героев Советского Союза. Они первыми получили звезды Героев в дни Великой Отечественной войны. Все трое вышли из авиаполка, где проходил службу Петр Шемендюк.

3 января 1942 он сам открыл личный счет сбитым самолетам противника. Звено Шемендюка вылетело на сопровождение штурмовиков. Проходя над нашими войсками, Петр заметил фашистский бомбардировщик До-215, который атаковал нашу пехоту. Его бортстрелок открыл огонь и по самолету Шемендюка. Резкое снижение, вираж, очередь из пушки... Вражеский самолет загорелся, начал быстро терять высоту и вскоре сел в расположении наших войск. Со всех сторон к нему побежали красноармейцы. Насторожило то, что пилот не покинул кабину, а бортстрелок продолжал стрельбу. Нашему летчику пришлось дать предупредительную короткую очередь, чтобы пехота не подходила к фашисту, а затем на бреющем пройтись над подбитым бомбардировщиком и прошить его очередью. Вражеский самолет взорвался. Покачав приветливо крыльями нашим солдатам, Шемендюк взмыл в облака.

8 октября 1942 для отражения авиации противника в районе Ржева в воздух поднялась шестерка ЛаГов. На взлете Петр ощутил сильную и резкую встряску. Когда набрал высоту, по радио получил приказ комэска: «“Беркут-21”, уходи домой. У тебя левая лыжа стоит вертикально».

Вдруг из-за облаков вынырнули два Ме-109. Почуяв в неисправном истребителе легкую добычу, противник с ходу бросился в атаку. На фюзеляже обоих мессеров красовались черные тузы. Шемендюк напряг всё своё внимание, мобилизовал всю волю: противник был слишком серьезным. Но и у нашего летчика уже было достаточно опыта: к тому времени он отправил на тот свет более десяти вражеских асов.

Взяв инициативу в свои руки, Петр Шемендюк «предложил» врагам свою модель боя. Измотав противника маневрами, он неожиданно зашел одному из них в заднюю полусферу. Дал очередь, но черный туз увернулся. Зато второй оказался у нашего «на хвосте». Действия врага наш земляк чувствовал интуитивно. Вот он прицеливается, вот нажимает на гашетку. Пора! Неожиданно для врага советский летчик резко сбросил газ и перешёл на скольжение. Огненная россыпь вражеской очереди прошла над головой. Когда же обманутый фашист проскочил вперед, Петр ударил по нему из пушки и пулеметов. Мессер вспыхнул, свалился на крыло и, разгораясь, ударился о землю.

Сколько потом в войну у молодого летчика было критических ситуаций и побед! Сочетание твердой воли, большого мастерства и быстрого осмысливания происходящего помогали ему выходить даже из, казалось бы, безнадежных положений.

Встреча друзей Вернемся же к событиям 1 августа 1943 года. Товарищи по эскадрилье видели, как Шемендюк выбросился с парашютом, как в воздухе его расстреляли враги и он упал на землю. В штаб сообщили о гибели боевого друга.

Через несколько лет местные школьники откопали самолет, нашли в кабине планшет с документами. Вскоре недалеко от места падения самолета на гранитном памятнике выбили фамилию Шемендюка.

…А Петр очнулся через несколько часов. Кругом лес, тихо-тихо. Все ближе и ближе доносились выстрелы. Неужели рядом немцы? Сориентировавшись по солнцу, он пополз. Ноги были прострелены, рука перебита. Добрался до какой-то деревеньки, постучался в крайнюю хату. Хозяйка-старушка при виде его упала в обморок. Перевязали его как смогли, и летчик двинулся дальше, к линии фронта.

В лесу, совсем обессилевшего, нашли Шемендюка наши разведчики. Потом – госпиталь, ампутация руки.

В московский госпиталь приехал навестить своего друга Алексей Маресьев.

- Отвоевался я, Леша, – глядя в окно на ночную столицу, задумчиво проговорил Петр.

- Как это отвоевался? – удивился Маресьев.

- А на что я гожусь, калека?

- А я на что, по-твоему, гожусь – хлеб только переводить? Смотри, Петро, – как-то странно, чужим голосом сказал Алексей и приподнял обе брючины. Петр в изумлении, ничего не понимая, смотрел на протезы.

Так прошла встреча двух прославленных летчиков, награжденных одним Указом Звездами Героя Советского Союза. Маресьев уже летал, громил врагов в воздухе, а Шемендюку пришлось добиваться своего возвращения в авиацию у самого командующего ВВС. Просьба настойчивого капитана была удовлетворена, и Петр Семенович продолжил свой боевой путь. Закончил он его в день Победы в Восточной Пруссии, в Кенигсберге, получив здесь последний боевой орден – Отечественной войны I степени.

За два года участия в войне Петр Шемендюк сделал 261 боевой вылет и уничтожил 24 вражеских самолета. Лишь немного не дотянул до второй Золотой Звезды Героя Советского Союза.

После войны Петру Семеновичу часто приходилось выступать перед молодежью с воспоминаниями о героических подвигах советских летчиков.

На одном из Уроков мужества произошло его знакомство с учеником восьмого класса калининградской средней школы Алексеем Леоновым – будущим советским космонавтом. Эта встреча помогла юноше выбрать жизненный путь в авиацию, а затем и в космонавтику.

С 1946 года Петр Семенович Шемендюк – в отставке. Живя в Херсоне, был директором областного музея истории комсомола, принимал активное участие в общественной жизни. Выступая перед молодежью со своими воспоминаниями о войне, всегда больше говорил о заслугах своих товарищей по оружию. О себе же – всегда вскользь и скупо.

19 июля 2001 года на 86-м году ушел из жизни Герой Советского Союза Петр Семенович Шемендюк . Похоронен он на херсонском городском кладбище. Светлая память о нашем легендарном земляке, летчике-истребителе навсегда останется в сердцах благодарных херсонцев.


ПЕТР СЕМЕНОВИЧ ШЕМЕНДЮК

16.03.2020
В  «Янтарьэнерго» чтут память Героя Советского Союза Петра Семеновича Шемендюк, в послевоенные годы работавшего заместителем управляющего «Калининградэнерго»
Судьба Петра Семеновича Шемендюка на редкость удивительная, полная героических свершений и в годы первых пятилеток, и в годы Великой Отечественной войны.
Лето сорок третьего. Курская дуга…Наступило 1 августа 1943 года. Назначенный командиром эскадрильи Шемендюк повел свою группу ЯКов на прикрытие наземных войск, наступавших южнее Орла. Это был его последний воздушный бой из 261 боевого вылета. В недавней схватке четырех Яков с десятком Мессершмиттов и Фокке-Вульфов советские пилоты дрались отчаянно. Командир эскадрильи Шемендюк скосил очередью одного «мессера» и удачно зашел в хвост другому. В это время Петр Семенович заметил, что к самолету молодого летчика Редькина пристроился Ме-109. Комэск бросил свою машину наперерез врагу, приняв весь огонь вражеского пулемета на себя. Мгновенно пронзила боль в левой руке, стекло кабины разлетелось на мелкие куски. Самолет охватило пламя. Невероятными усилиями летчик снизил высоту и вывалился из пылающего самолета. На такой подвиг мог решиться только человек нравственно подготовленный, человек чести и долга, воспитанный на товарищеской взаимовыручке и коллективизме. А подвиг не может рождаться вдруг, ему предшествует подготовка героя, способного на самопожертвование ради спасения других…
Родился Петр Шемендюк 16 (29) июня 1916 года в селе Липняжка ныне Добровеличковского района Кировоградской области Украины в крестьянской семье. Окончил Одесское строительное училище. Трудовая биография Петра Шемендюка началась рано. В 1931 году деревенский парнишка приехал в Одессу, где поступил в фабрично-заводское училище и получил специальность кровельщика и каменщика (это же училище, между прочим, окончил конструктор космических кораблей Сергей Королев). Работал Петр плотником, столяром. Когда вступил в комсомол, одним из первых поехал строить Комсомольск-на-Амуре. Там же сдружился с Алексеем Маресьевым. Вместе они обучались летному делу в аэроклубе и закончили его с отличием. Вместе поступили в военную летную школу в Чите. Дальше судьба разбросала друзей. Но она снова свела их в сорок третьем.
В 158-й истребительном авиаполку, в котором служил Шемендюк, были в основном опытные летчики, успевшие понюхать пороха на Халхин-Голе и в финской войне. Среди них особенно выделялся Петр Афанасьевич Покрышев – командир эскадрильи, будущий прославленный ас, дважды Герой Советского Союза. В его же эскадрилье и проходил службу Петр Шемендюк. Молодые лейтенанты в воздушных боях старались не отставать от своих старших товарищей.
На пятый день Великой Отечественной войны героический подвиг совершил комсомолец младший лейтенант Петр Харитонов. В критическую минуту боя он прорубил хвостовое оперение «Юнкерса» винтом своего самолета. А буквально через день ещё два однополчанина Шемендюка, младшие лейтенанты Степан Здоровцев и Михаил Жуков, также применили в бою страшное для врага оружие – воздушный таран.
8 июля 1941 года вышел Указ Президиума Верховного Совета о присвоении Харитонову, Здоровцеву, Жукову звания Героев Советского Союза. Они первыми получили звезды Героев в дни Великой Отечественной войны. Все трое вышли из авиаполка, где проходил службу Петр Шемендюк.
3 января 1942 он сам открыл личный счет сбитым самолетам противника. Звено Шемендюка вылетело на сопровождение штурмовиков. Проходя над нашими войсками, Петр заметил фашистский бомбардировщик До-215, который атаковал нашу пехоту. Его бортстрелок открыл огонь и по самолету Шемендюка. Резкое снижение, вираж, очередь из пушки... Вражеский самолет загорелся, начал быстро терять высоту и вскоре сел в расположении наших войск. Со всех сторон к нему побежали красноармейцы. Насторожило то, что пилот не покинул кабину, а бортстрелок продолжал стрельбу. Нашему летчику пришлось дать предупредительную короткую очередь, чтобы пехота не подходила к фашисту, а затем на бреющем пройтись над подбитым бомбардировщиком и прошить его очередью. Вражеский самолет взорвался. Покачав приветливо крыльями нашим солдатам, Шемендюк взмыл в облака.
8 октября 1942 для отражения авиации противника в районе Ржева в воздух поднялась шестерка ЛаГов. На взлете Петр ощутил сильную и резкую встряску. Когда набрал высоту, по радио получил приказ комэска: «“Беркут-21”, уходи домой. У тебя левая лыжа стоит вертикально».
Вдруг из-за облаков вынырнули два Ме-109. Почуяв в неисправном истребителе легкую добычу, противник с ходу бросился в атаку. На фюзеляже обоих мессеров красовались черные тузы. Шемендюк напряг всё своё внимание, мобилизовал всю волю: противник был слишком серьезным. Но и у нашего летчика уже было достаточно опыта: к тому времени он отправил на тот свет более десяти вражеских асов.
Взяв инициативу в свои руки, Петр Шемендюк «предложил» врагам свою модель боя. Измотав противника маневрами, он неожиданно зашел одному из них в заднюю полусферу. Дал очередь, но черный туз увернулся. Зато второй оказался у нашего «на хвосте». Действия врага наш земляк чувствовал интуитивно. Вот он прицеливается, вот нажимает на гашетку. Пора! Неожиданно для врага советский летчик резко сбросил газ и перешёл на скольжение. Огненная россыпь вражеской очереди прошла над головой. Когда же обманутый фашист проскочил вперед, Петр ударил по нему из пушки и пулеметов. Мессер вспыхнул, свалился на крыло и, разгораясь, ударился о землю.
Сколько потом в войну у молодого летчика было критических ситуаций и побед! Сочетание твердой воли, большого мастерства и быстрого осмысливания происходящего помогали ему выходить даже из, казалось бы, безнадежных положений.
Вернемся же к событиям 1 августа 1943 года. Товарищи по эскадрилье видели, как Шемендюк выбросился с парашютом, как в воздухе его расстреляли враги и он упал на землю. В штаб сообщили о гибели боевого друга.
Через несколько лет местные школьники откопали самолет, нашли в кабине планшет с документами. Вскоре недалеко от места падения самолета на гранитном памятнике выбили фамилию Шемендюка.
…А Петр очнулся через несколько часов. Кругом лес, тихо-тихо. Все ближе и ближе доносились выстрелы. Неужели рядом немцы? Сориентировавшись по солнцу, он пополз. Ноги были прострелены, рука перебита. Добрался до какой-то деревеньки, постучался в крайнюю хату. Хозяйка-старушка при виде его упала в обморок. Перевязали его как смогли, и летчик двинулся дальше, к линии фронта.
В лесу, совсем обессилевшего, нашли Шемендюка наши разведчики. Потом – госпиталь, ампутация руки.
В московский госпиталь приехал навестить своего друга Алексей Маресьев.
- Отвоевался я, Леша, – глядя в окно на ночную столицу, задумчиво проговорил Петр.
- Как это отвоевался? – удивился Маресьев.
- А на что я гожусь, калека?
- А я на что, по-твоему, гожусь – хлеб только переводить? Смотри, Петро, – как-то странно, чужим голосом сказал Алексей и приподнял обе брючины. Петр в изумлении, ничего не понимая, смотрел на протезы.
Так прошла встреча двух прославленных летчиков, награжденных одним Указом Звездами Героя Советского Союза. Маресьев уже летал, громил врагов в воздухе. Шемендюку пришлось добиваться своего возвращения в авиацию у самого командующего Военно-Воздушными Силами Красной Армии А. А. Новикова. Настойчивая просьба капитана была удовлетворена, и он продолжил свой боевой путь, но уже не в небе, а на земле. Окончив курсы при высшей офицерской школе, он был назначен помощником командира 130-й истребительной авиационной дивизии. Хотя больше самому летать не довелось, но трудился для неба: готовил молодых лётчиков, дни и ночи пропадая на аэродроме.

В Восточной Пруссии в период с 18 октября 1944 года по 1 мая 1945 года, выполняя боевые задания, лётным составом, подготовленным майором Петром Шемендюком , проведено сто двадцать восемь воздушных боёв, в которых сбит восемьдесят один самолёт противника, и уничтожен на земле сорок один вражеский самолёт.
Закончил он боевой путь в день Победы в Восточной Пруссии, в Кенигсберге, получив здесь последний боевой орден – Отечественной войны I степени.
За два года участия в войне Петр Шемендюк сделал 261 боевой вылет и уничтожил 24 вражеских самолета.
С 1946 года Петр Семенович - в отставке. Жил в Калининграде . В послевоенные годы более десяти лет работал заместителем управляющего «Калининградэнерго», избирался депутатом городского Совета депутатов трудящихся. Много сил и энергии, организаторские способности отдал восстановлению и развитию энергетики самого молодого региона страны. Во многом благодаря результатам деятельности Петра Шемендюка на ответственном посту разрушенные войной генерирующие мощности, электросети в кратчайшие сроки были введены в строй, начали давать электроэнергию и тепло населенным пунктам, промышленным и социальным объектам возрождающейся из пепла войны Калининградской области.
Петру Семеновичу часто приходилось выступать перед молодежью с воспоминаниями о героических подвигах советских летчиков. На одном из уроков мужества произошло его знакомство с учеником восьмого класса калининградской средней школы Алексеем Леоновым – будущим советским космонавтом. Эта встреча помогла юноше выбрать жизненный путь в авиацию, а затем и в космонавтику.
В 1983 году П.С. Шемендюк переехал в – в Херсон. Работал директором Музея истории комсомола херсонщины, а после его закрытия в начале 90-х годов, до ухода на заслуженный отдых трудился в Фонде реабилитации инвалидов.
9 мая 2000 года в составе делегации украинских ветеранов Великой Отечественной войны участвовал в юбилейном Параде Победы в Москве на Красной площади.
Герой Советского Союза П.С. Шемендюк скончался 19 июля 2001 года, на 86-м году жизни. Похоронен в Херсоне на городском кладбище.
Вот как вспоминал о своем друге Герой Советского Союза Алексей Маресьев:
«Петр Семенович Шемендюк - человек удивительной судьбы. Я знаю его более 50 лет. Впервые мы встретились в 1934 году на Дальнем Востоке, куда приехали строить город юности - Комсомольск-на-Амуре.
Помню маленький пароход, доставивший нас, первостроителей, на амурский берег, истоптанный, заваленный чемоданами, узлами. На берегу толпились парни и девчата. Куда ни глянь - всюду молодые лица. Строительство Комсомольска-на-Амуре, где начиналась трудовая жизнь Петра Семеновича Шемендюка, походило на сражение. И выиграть его предстояло почти безоружным людям. Кирка, лопата, топор - вот вся техника на первых порах.
Город на заре был построен. Его строители получили путевки в настоящую жизнь. Получил ее и будущий летчик-истребитель Петр Шемендюк. Впоследствии, когда ему приходилось собирать в кулак все душевные силы, мобилизовывать всю свою волю, он с благодарностью вспоминал о годах, проведенных на комсомольской стройке. Именно там он научился ориентироваться в любой обстановке, стойко переносить лишения, не бояться трудностей. Боевая закалка Комсомольска особенно пригодилась Шемендюку во время войны.
С Петром Семеновичем нас сдружила юная мечта: мы оба страстно хотели стать летчиками. Вместе мы окончили аэроклуб, вместе поступили в военную летную школу. Война надолго разлучила нас.
Летом 1943 года до меня дошла печальная весть: Петр погиб. Сказать откровенно, я никогда не верил в это, и он действительно выжил, буквально воскрес из мертвых, вернулся к жизни всем смертям назло. И надо же случиться такому счастливому совпадению - одним Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР Петру Семеновичу и мне было присвоено высокое звание Героя Советского Союза.
После долгой разлуки мы встретились с ним в одном из военных госпиталей. У меня вместо ног были протезы, у него - под самый корень (!)отсечена левая «плоскость»...
Мы обрадовались встрече. «А помнишь?» И пошли воспоминания молодости. И будто мы ни­когда не расставались, словно и не разлучали нас огненные сороковые годы, словно мы только вчера покинули город на заре.
Есть замечательная пословица: "Подлинная жизнь прекраснее легенд". В полной мере эта житейская мудрость применима к трудовой и боевой биографии Героя Советского Союза Петра Шемендюка».
Материал взят из интернета