Повесть безвременных лет ч. 1 продолжение 2

Сергей Ключников
Маказнак

Маказнак не был казачьего роду. Его предки пришли на Кубань после отмены крепостного права, которое, кстати, абсолютно неверно понимается и толкуемого либеральными юристами. А также после самовыкупа старшего из сыновей в одной из больших семей смоленских крестьян.
Землицы в средней полосе России к тому времени уже давно на всех не хватало… по-этому, как только такая возможность представилась, глава семейства сразу пошел к барину и предложил за вольную старшего сына хороший куш, собранный всей семьей.
Ссулили родичи на переселение кобылку с повозкой, пару мешков пшенички на посев, мешочек овса, мешочек муки, шматок сальца, сушеной рыбки, сушеных грибочков, семян репы, редьки, моркови, бочонок квашеной капусты, соленых огурчиков, пару мешков картошки, разной кухонной утвари, а,   напоследок, подарили дойную козу, чтобы ребятишек козьим молоком в дороге укреплять. Перекрестили на дорожку и отошли в сторонку.
Долог был путь, но через пару месяцев пересекли те путешественники Цукарову балку и уже безопасную речку Куго-Ею и вышли к станице Тихорецкой (ныне Фастовецкой), но не прижились там и двинулись дальше.
Через три дня неспешного пути вышли к станице Кавказской, поклонились атаману Ламанову, на что тот сказал: «Вот вам место, обживайтесь, но знайте! Если через три дня на этом месте не будет стоять хаты с печкой, если из печной трубы не пойдет дымок, и если на печи не будет угощения станичникам, то путь ваш продолжится дальше...».

Жуть! Когда я услышал эту историю, то воскликнул: «Не может быть, чтобы с колес за три дня поставить хату с печкой и приготовить угощение на всю станицу!». На что Бобрыш Петрович сказал мне: «А ты не гоношись, крестник. В четыре руки этого никому не под силу, но если придут люди и примут тебя всем сердцем, то ты поймешь что значит — невозможное человеку возможно Богу.».
- И что? Как же всё это было?
- Да просто. Муж помолившись взял в руки топор и пошел рубить акацию, а жена пошла к поклонному кресту, встала на колени и весь день крестилась и клала поклоны.
- И всё?
- Нет, не всё. К вечеру, когда станичники закончили свои дела, то всем миром пришли к пришельцам, накрыли стол и познакомились, а утром, так же всем миром пришли и поставили мазанку. Утром третьего дня, хозяин заколол козу и наварил шулюма, сходил к шинкарю и купил на последние бочку доброго вина. В третьем часу, когда все собрались, накрыли большой стол и уставили его разносолами, пришел атаман и сказал: «Ну, что? Кажется в нашем полку прибыло?».
- Прибыло, прибыло, -  раздались голоса…
- А раз так, - продолжил атаман, - То не только я принял этих людей, но и вы, а потому, теперь мы все, включая и вас — новосёлы, за всё вместе в ответе.
Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение!
Так вот и осели предки Маказнака в станице Кавказской Краснодарского края.
Потом я еще долго размышлял над этим рассказом. Как так? Шли люди, в  одном месте не прижились, а в другом прижились. Причем тут крест поклонный? И полнодневная молитва хозяйки семейства, как всё это связано? Пока Бобрыш Петрович не растолковал мне, что Бог сотворил человека, как сказано в Книге Бытия, - как союз мужчины и женщины (сотворил их...), и что мужики с мужиками быстро отношения выясняют, а женщинам нужно время…

Маказнак же, быстро был принят охотниками в свой круг, хотя меткостью в стрельбе и особыми выдающимися охотничьими трофеями не отличался. Зато на вечернем привале, когда на костре аппетитно парил котел с шулюмом из стреляных зайцев или утки, Маказнак умел завести интересный разговор о каком-нибудь Юлии Цезаре, о Древней Персии или Шумерском царстве, о Египте или Индии, поскольку был школьным учителем истории.
Главное, что в нем было — это запредельное достоинство с которым он брал слово, и простота, с которой он откликался на просьбы обычных людей. Откуда в обычном станичном парне взросло столь парадоксальное сочетание черт — царская стать и доступность простолюдина? Никто не знал.

Начало: http://proza.ru/2023/12/01/1014

Продолжение: http://proza.ru/2023/12/18/358