В томный, сумрачный час...

Екатерина Домбровская
/// ПРАКТИКУМ ПРОЧТЕНИЯ СВЯТООТЕЧЕСКИХ ТЕКСТОВ///

;;ПРП. МАКАРИЙ ОПТИНСКИЙ;;:

"Крест есть не одних видимых и внешних скорбей ношение, но и внутреннее душевное: мрак, томность и тому подобное надобно переносить. Ибо Бог посылает это к уничтожению нашей гордости и к снисканию смирения".

ПОПЫТАЕМСЯ ВСЛУШАТЬСЯ В СЛОВО СТАРЦА, НО ПРЕЖДЕ ЗАГЛЯНЕМ В СЛОВАРИ:

ТОМНОСТЬ:
устар. (устаревшее) томительный, тягостный ; свойство или состояние по значению прилагательного томный томный. испытывающий неясную грусть, устало-нежный, расслабленный, полный истомы... Томность – свойство чувствительной натуры.

Пушкин, "Сцена из Фауста":
Там, на груди ее прелестной
Покоя томную главу,
Я счастлив был...

В «Евгении Онегине»:
Как Child-Harold, угрюмый, томный,
В гостиных появлялся он.

"Вид у него был томный, замученный, и говорил он еле-еле, чуть дыша, как умирающий". А. П. Чехов, «Беззащитное существо»

"Проточный пруд, заросший лозником и камышами, приволье хлопотливых уток, к которым изредка присосеживается осторожный «чирок»; за прудом сад с аллеями лип, этой красы и чести наших черноземных равнин, с заглохшими грядами «шпанской» земляники, со сплошной чащей крыжовника, смородины, малины, посреди которой, в томный час неподвижного полуденного зноя, уж непременно мелькнет пестрый платочек дворовой девушки и зазвенит ее пронзительный голосок. И. C. Тургенев, «Бригадир», 1847–1852 г.

;"Сегодня какой-то странный день, непохожий на предыдущие, сплошь облачный, томный, сухой; в особенности такое явление обнаруживается в 2–3 часа дня". П. К. Козлов, «Географический дневник Тибетской экспедиции 1923–1926 гг.»

------------------------------
Итак: несомненно для наших ушей привычнее употребление этого слова в отношении кокетливых дам. Хотя в приведенных выше примерах мы убеждаемся, что раньше умели видеть томность и в природе, как СОСТОЯНИЕ. 
У преподобного оптинского старца отца Макария речь идет именно о состоянии, причем душевном состоянии, поскольку перед словом томность стоит слово мрак и они "работают" в восприятии вместе. Случайных словоупотреблений у таких отцов не бывает (разве что у поздних переводчиков и обновленцев в их дерзких "редактированиях" святоотеческих текстов ).

Итак, речь никак не о кокетливости, не о жеманстве, но о серьезном и тяжелейшем душевном состоянии: о погружении в неизъяснимый мрак, в сумеречное и сумрачное болото души, о состоянии давящем, мучительном, опасном, которое по неопытности может сильно навредить человеку, не умеющему "носить" такие состояния.

Причины подобных состояний бывают разные - и великое аскетическое предание святых отцов прекрасно знает их "имена". Но в данном случае  великий святой старец, непревзойденный наставник аскетического делания подходит к проблеме с другой стороны и дает безценный, поистине отеческий совет (словно на исповеди у старца побывал - из уст в уста):
помимо поисков греховных причин, давящих на совесть человека, следует научиться видеть в таких состояниях и ДУШЕВНЫЙ КРЕСТ, ПОПУСКАЕМЫЙ ГОСПОДОМ В КАЧЕСТВЕ СРЕДСТВА ИСЦЕЛЕНИЯ ОТ ГОРДОСТИ И РАДИ ОБРЕТЕНИЯ СМИРЕНИЯ. КРЕСТ, КОТОРЫЙ НАДО "ПЕРЕНОСИТЬ" - ТО ЕСТЬ УЧИТЬСЯ НЕСТИ БЕЗ ПАНИКИ, СО СМИРЕНИЕМ, ТЕРПЕНИЕМ И, РАЗУМЕЕТСЯ, С БЛАГОДАРЕНИЕМ: ВЕДЬ ЭТО СПАСИТЕЛЬНОЕ ПОПУЩЕНИЕ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛЮБВИ, А НЕ ПРОСТО  БЕЗУСЛОВНОЕ СЛЕДСТВИЕ НАШЕЙ ГРЕХОВНОСТИ И ОШИБОК, НЕ "ЖЕСТОКОЕ" НАКАЗАНИЕ, НО И В ЭТОМ ВИДЕТЬ БОЖЕСТВЕННОЕ ПРИСУТСТВИЕ, И В ЭТОМ ЧТИТЬ ЛЮБОВЬ.